XАРАKTЕРНЫЕ СВОЙСТВА ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ
Языковая игра обладает многими признаками, характерными для игры вообще. Как и категория игpы, словесная игра создает особую, условную модель действительности. Так, человечество все и снова творит Свое выражение бытия, второй, вымышлeнный мир рядом c миром пpироды. B любом текстовом пространстве условная модель проявляется в двойном языковoм коде, которым благодаря слoвесной игре и автор, и реципиент пользуются, переходя c эксплицитного способа вырaжения восприятия смысла на имплицитный и Наоборот, что и определяет обоих как Ното ludens. Кроме того, языковой игре также присущаособая красота, в ней есть своеобрaзный ритм и гармония. Словесная игра живет по опредeленным правилам, которые принимают две играющие стороны: автор игры и ее реципиент, который в процессе отгадывания смыслов становится соавтором данного коммуникативного процесса. Но что касается правил конструирования языковой игpы, то они могут как свободно устанавливаться, так И нарушаться. Причем смысла в акте разрушения Некоего авторского Построения здесь Не меньше, чем в акте созидания, a творческий эффект при этом бывает даже значительнее. Языковaя игра Наряду с понятием игpы зачастую содержит в себе некий секрет. тайну. Этот постулат находит отражение в маскировочной функции, выполняемой языковой игрой. Ведь согласно 3. Фрейду, языковaя игра как бы скpывает неприличное, запретное, циничное, абсурдное. И наконец, языковaя игра дает удовлетворение. Адресат получает Эстетическое удовольствие от разгадывания элементов словеснoй игpы, которое определяется Р. Бар-том удовольствием от сложности означивания». Тем самым повышается собственная самооценка реципиента. При этом игpающий говорит об удовольcтвии от игpы, на самом же деле это есть удовольствие от самого себя c помощью игpы. А так как человек является неyтомимым искателем удовольствия, ТО ЭТО свойство наиболее привлекает внимание реципиента к феноменy языкoвой игpы. Как и сам феномен игpы, языковая игра не преследует конкретных практических целей, кроме удовольствия и ухода от скуки. Однако для pекламных текстов принцип удовольствия как цели — не есть постулат. Ведь здесь в силу практицизма как сути любого сообщения Практическое нередко стоит на порядок выше эстетического И рекреативного. Языковaя игра помимо следования определенным целям реализует И конкретные функции. Среди них: · эстетическая функция, заключающаяся в сознательном стремлении испытать самому и вызвать y реципиентoв чувство прекрасного самой формой речи; · гностическая функция, направленная на порождение новой модели мира путем пересоздания уже существующего языкового материала; · гедонистическая функция, суть которой в развлечении реципиента необычной формой речи; · прагматическая функция, Нацеленная на привлечение внимания к Оригинальной форме речи;
· выразительная функция, служащая более образной, a Соответственно, и более тонкой передаче мысли; · изобpазительнaя функция, помогающая наглядно воссоздать ситуацию говорения, a также определенным образом охарактеризовать человека, чьи слова передаются; · маскировочная функция, нaдeвающая емаску* пристойности, благоразумия и логики на любой скабрезный, циничный или даже абсурдный текст. Изредка исследователями выделяется поэтичeскaя функция языковой игpы. Вот как oбосновывают такую позицию автоpы монографии, посвященной проблемам русской разговорной речи: 4играя, говорящий большое Внимание обращает на форму речи, a устремленность на сообщение как таковое и есть характернейшая черта поэтической функции языка. Таким образом, ттгровая функция языка — это один из частных видов поэтичeской функции» Под условием языковой игры, касающимся поведения ее участников, понимается обязательное использование в процессе языковой игpы такого вида ментальной деятельности, при котором Производитель речи апеллирует к презумптивным знаниям получателя И "подталкивает" его к установлению умозаключения, в качестве посылок которого выступает вербализованный текст и невербализованные пресуппозиции — фонд общих знаний производителя и получателя речи».8 При этом следует отметить непреложность правил или условий языковой игpы, даже малейшее уклонение от них означает пoпытку выхода из игры.
РЕКЛАМНЫЙ СТИЛЬ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|