Здавалка
Главная | Обратная связь

РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В РЕКЛАМЕ



 

Под речевым воздействием понимается способность воздействовать на поведение реципиента, адресата, стимулировать его к изменению поведения под влиянием носителя информации.

Речевое воздействие имеет следующие цели:

1. Информационную, которая состоит в том, чтобы донести до реципиента информацию и получить подтверждение её получения.

2. Предметная цель. Её задача – изменить поведение личности, побудить к действию.

3. Третья цель – коммуникативная. Она направлена на установление благоприятных отношений между коммуникатором и реципиентом (рекламодателем и потребителем).

Есть разные способы речевого воздействия. Мы выделяем следующие:

1. Доказывание. доказывать —это приводить аргументы, подтверждаю­щие правильность какого-либо тезиса. Доказывание лишено эмоций, оценочности. Это логический путь речевого воздействия. Известно, что логика действует не на всех И может использоваться в немногих ком­муникативных ситуациях. Доказывание заставляет подвергающyюся воздействию личность сосредоточивать умственные усилия на ходе рас­суждений. B рекламе обратттение к логике встречается не часто, во-пер­вых, потому что рекламная аудитория достаточно широкая и потреби­тель обычно не склонен совершать логические операции, во-вторых, известно, что наличие эмоционального И образного компонентов, Очень эффективных в рекламе, является недопустимым в доказывании, в-третьих, аргументация в рекламе носит поверхностный характер, она скорее Соответствует псевдоаргументации.

2. Убеждение. Убеждать —это вселять в аудиторию уверенность, что ис­тина доказана. Убеждение опирается как на логику, так и на эмоции. цбеждая, мы стараемся фактически навязать коммуниканту СВОЮ точ­ку зрения. Убеждение широко используется в рекламе. Например: «Вот он — Рено Клио Символ c шестнадцатиклапановым двигателем. Мощ­ный, маневренный и нaдежный. Настоящий европейский автомобиль по Оптимальной цене!». B потребителя вселяется уверенность, что ис­тина доказана, тезис установлен. Никто не должен сомневаться в каче­стве автомобиля. Эмоции демонстpируются с помощью экспрессивного синтаксиса: номинативного предложения, парцеллированных конст­рукций, градации.

4. Уговаривание. Уговаривать —это эмоционально побуждать собеседника Отказаться от его точки зрения и принять точку зрения коммуникатора. Уговаривание эмоционально, интенсивно. Воздействующий использу­ет личные мотивы, могут быть затpонуты «болевые» точки. Уговарива­ние эффективно в ситуации эмоционального возбуждения. Например, в рекламе ритуальных услуг звучит такой текст: Прошу обратить вни­мание на наши кладбища. Придите, приведите в порядок могилы».

3. Внушение. Внушать —это побуждать реципиента принять на веру, без критического осмысления, без анализа, воспринять как истину слова коммуникатора. Во внушении полностью отсутствует опора на аргу­мент, огромную роль играет эмоциональное давление, авторитет воз­действующего. K внушению в рекламе прибегают хорошо известные, имеющие солидный возраст фирмы. Им не нужно доказывать, что их продукция высокого качества, достаточно напомнить o себе потреби­телю.

5. Просьба. Просить — это побуждать реципиента сделать что-нибудь в ин­тересах коммyникaтоpа. Просьба отличается от уговаривaния тем, что коммуникатору не известно о Настроениях реципиента, y подвергаю­щeгося речевому воздействию не сформировано негативное отношение к просьбе. При уговаривании предполагается, что реципиент имеет иную точку зрения, от которой в процессе уговаривaния он должен будет отказаться. Просьба как тип воздействия широко представлена в рекламном тексте: нас просят звонить, приходить, закaзывать.

6. Принуждение. Принудить — значит заставить Человека сделать что-то против своей воли. В общении принуждение обычно основывает­ся на грубой силе, угрозе и не является цивилизованным способом ре­чевого Воздействия. Принуждение, как и другой способ воздействия —приказ, не актуально для рекламы.

B рекламном тексте часто встречается одновременное использование разных способов речевого воздействия, например просьба (совет) и аргу­мент, выpаженный эмоционально (убеждение): Если Вы хотите выгля­деть молодо и красиво, звоните по телефону...»

ПРИНЦИПЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ
B РЕКЛАМНОМ ТЕКСТЕ

И. A. Стернин [4, 148] выделяет три принципа, характеризующие эффек­тивное речевое воздействие.

1. Принцип терпимости к собеседнику (реципиенту, личности, на кото­рую направлено воздействие). Необходимо быть толерантным (терпи­мым) по отношению к той аудитории, на которую направлена рекла­ма. Нужно поднять аудиторию в собственных глазах, проявить к ней уважение, стараться говорить на языке тех, к кому обращена реклама. Так, в рекламе дорогой косметики мы слышим: «Вы этого достойны», что, бесспорно, льстит потребителю, но только тому, который в состо­янии купить столь дорогой товар. Тех же, кому это не по карману, та­кое резюме раздражает. Правило эффективной коммуникации — гово­ри на языке собеседника — в рекламном тексте часто не выдерживает критики: реклама, предназначенная подросткам, часто использует жар­гонную лексику и снижeнный стиль речи, что не способствует форми­рованию культypы речи у молодежи. Например: «Сникерс. Не тормо­зи, сникерсни!». Или: «ВА3. Заменим ваше корыто на крутую тачку».

2. Принцип благоприятной самоподачи гласит. «Дoбивaйтесь располо­жения адресата, стремитесь понравиться ему. B рекламе этот прин­цип должен доминировать, так как цель рекламы — понравиться по требителю, заинтересовать его товаром или услугой. A чего мы не лю­бим по отношению к себе? Во-первых, высокомерия, неуважения к себе, противопоставления своего образа жизни, достатка тому, друго­му, рекламируемому как бы не для нас. A значит, аудиторию нужно убеждать, что это доступно всем. Во-втoрых, мы не любим ничего, раздражающего наш вкус, поэтому в рекламе хочется видеть эстети­ческую сторону: качественную картинку, хороший звук.

Мoжет быть, самая большая заслуга зарубежной pекламы (которая ча­сто нам чужда психологически) в том, что она демонстрирует высо­кую технологию производства рeкламных роликов, приучает зрите­ля к определенной эстетике изображения.

3. Принцип минимизации негативной информации гласит: «Сведите к минимуму сообщаемую адресату негативную информацию, давайте максимум позитивной информации». Правила существуют следую­щие: 1) не вспоминайте плохое, не упрекайте собеседника; 2) не кри­тикуйте; 3) не покушайтесь на ценности и стереотипы тех, на кого на­правлено воздействие; 4) не учите людей, как и что они должны де­лать, a если необходимо дать совет, сделать это нужно очень тaктичнo, не оскорбив другую сторону. Этот принцип в полной мере отражает­ся в рекламе, так как рекламный текст строится на демонстрации толь­ко положительных качеств товара или услуги. O негативном или со­всем не упоминается (вспомним рекламу лекарственных препара­тов — любой из них имеет побочные действия, но о них в рекламе не сообщается) или (крайне редко) негативная для потребителя инфор­мация Может быть выражена имплицитно, как, например, в реклам­ном тексте, сообщающем o шерсти высокого качества, изделия из ко­торой полностью сохраняют свой вид при «сухой» чистке. Становит­ся ясно, что стирать такую ткань не следует, a это снижает ценность материала в глазах потребителя.

Понятие макипуляцин в речевом воздействии. Ряд yчeных делят ре­чевоe воздействие на манипулятивное и неманипулятивное (П. Б. Паршин, Ю. K. Пирогова И др.) Так, Ю. K. Пирoгова определяет языковое манипули­рованиекак использование особенностей языка и принципов его употребле­ния c целью скрытого воздействия на адресата в нужном для говорящего направлении. Многие ученые определяют манипуляцию как обманные, скpытые неявные действия, цель которых достичь господства, контроля над личностью, управления ею. Эти исследователи сходятся в том, что манипу­ляция осуществляется в интересах манипулирующего и она действует враз­рез c волей другого человека. Часть исследователей отмечает, что в понятие манипуляции не заложена негативная оценка, т.е. любое целенаправленное воздействие становится манипулятивным.

Принципы речевого воздействия, имеющие манипулятивный характер (по И.А.Стернину):

· Принцип терпимости (толерантности) заключается в том, что воздействующий в случае необходимости должен воспользоваться приемом упрощения лексического и синтаксического строя своей речи, чтобы не вызвать раздражения у реципиента.

· Принцип благоприятной самоотдачи, который говорит о том, что неоходимо понравиться объекту воздействия.

· Принцип минимизации негативной информации не позволяет воздействующему обращаться к негативному прошлому опыту собеседника.

Думается, целесообразно разли­чать манипуляционное воздействие, несущее в себе примирительный ха­рактер, стремление к консeнсусу, то, что И. A. Стернин называет «эффек­тивным общением» (достижение цели + сохранение баланса отношений), и манипулятивное воздействие, наносящее ущерб адресату. B рекламном тексте наблюдается как первый тип манипуляции, таки второй. K первому типу можно отнести рекламу, в которой используются принципы и при­емы речевого воздействия, рассмотренные выше.

Л. И. Рюмшина отмечает следующие манипулятивные приемы, Исполь­зуемые в рекламе и, на наш Взгляд, имеющие целью пpодвинуть товар, Не­взирая на ущерб, наносимый потребителю: 1) опустить часть информации или исказить ее; 2) обобщить информацию до неузнаваемости; 3) выдумать ложную информацию; 4) задать вопрос и не дать возможности ответить; 5) вызвать чувство вины; 6) воздействовать на амбиции, тщеславие — при­общить к элитной для субъекта группе; воздействовать на конкретные ин­тересы и потребности индивидуума [3, 63].

От манипуляции отличают такое явление, как провоцирование. Если под манипуляцией понимается осознанное, целенаправленное использо­вание методов и приемов воздействия на личность, то суть пpовоцировaния —в подсознательном стремлении передать свое психологическое состояние дру­гому и вьiзвать адекватную ожидаемую реакцию на собственное поведение (В. H. Степанов). Феномен прoвоцирования является тем навыком, кото­рому нигде не обучают, но котоpый успешно усваивается человеком в про­цессе овладения родным языком. B. Н. Степанов рассматривает манипуля­цию как осознаваемгую целенаправленную совокупность действий и операций, преследующих цель изменить психологическое Состояние адресата воздей­ствия В Соответствии c намерением адресата. Провогсативное поведение рас­сматривается как неосознаваемые действия и операции, демонстрирующие психологическое состояние aдресантa и вызывающие аналогичное Состоя­ние y адресата. Происходит как бы заражение реципиента состоянием, ха­рактерным для провоцирующего. B рекламном тексте такое заражение про­является c помощью рaзных провокативных жанров. Например, c помощью совета можно утвердить превосходство над собеседником: «Смотри, вот въе­дем в иномарку — вовек не расплатишься» («Росгосстрах»); продемонстри­ровать упрек: «Опять до ночи в гараже ковырялся» («Росгосстрах»); выз­вaть жалость c целью побудить реципиента к действию ради своего блага: «Эта тяжесть в животе никак не проходит» («Активиа» от «Данон»).

Таким образом, рекламный текст есть ничто иное, как конкретное во­площение законов, принципов, способов и приемов речевого воздействия, которое является или провокативным, то есть подсознательно (или 6ессознaтельно) навязывающим психологическое состояние адресанта Свое­му адресату, или манипулятивным, стремящимся с помощью специaльных приемов достичь цели.

Л ИТЕРАТУРА

1. Берн Э. Игры, в котoрые играют люди. Люди, которые играют в игpы / Э. Берн. — СПб.; M., 1996. — 397 c.

2. Леонтьев A. A. ПСИХОЛОГИЯ общения /A. A. Леонтьев. — M., 1997. — 3б5 c.

3. Рюмшина Л. И. Манипулятивные приемы в рекламе. Учебное пособие /Л. И. Рюм­шина. — M.—Роcтов н/Д, 2004. — 240 c.

4. Стернин И. A. Введение в речевое Воздействие / И. A. Стернин. — Воронеж, 2001. — 252 c.

 

 

САМОБЫТНОСТЬ
РОССИЙСКОЙ РЕКЛАМЫ

По мнению разных исследователей, вначале 90-x годов ХХ столетия рос­сийская реклама отставала в своем развитии от США почти на 200 лет, от стран западной Европы на 100-150 лет. Это объясняется как совершенно особым социaльно-эконoмическим укладом нашей страны, таки своеобра­зием русского национального характера. Необъятные просторы России, низкий уровень информационной инфрастуктуры промышленности и тор­говли, пренебрежительное отношение к довольно-таки богатому рыночно­му опыту запада, неподготовленность значительной части населения к со­врeменным реалиям жизни — все это на протяжении долгих лет тормозило развитие, в том числе и новых коммуникационных явлений. Стоит доба­вить также, что господствовавшая на протяжении многих лет идеология и административно-командная система управления oбщeственными процес­сами практически полностью исключали свободу выбора, которая необхо­дима для развития цивилизованных форм рекламного бизнеса. В то время как значимость коммуникации устойчиво возрастает вследствие все боль­шей насыщенности рынков товарами, все большего разнообразия потреб­ностей потребителей, форм и методов конкуренции, все более совершен­ных средств сбора, хранения, обработки, передачи информации и целого ряда других факторов.

Таким образом, несмотря на явно негативное отношение к рекламе зна­чительной части аудитории и критическую оценку некоторыми специали­стами современного состояния рекламного бизнеса в России, спорить o не­обходимости существования этого социального института не приходится. Его появление явилось результатом закономерного развития общества, постоянно возрастающих потребностей рынка и усложняющихся эконо­мических отношений.

B то время, когда одной из глaвных социaльных ценностей, объединя­ющих общество, главным продуктом производства и основным товаром становится информация, реклама начинает упрочивать свои позиции как вида деятельности, как профессии, как научной дисциплины. Ее внедре­ние практически во все жизнeнные сфepы делает весьма актуальной разра­ботку широкой теоретической бaзы рекламного творчества. Необходимость еще и в том, что реклама, наряду c другими средствами Массовой коммуни­кации, играет важную роль в деле формирования, организации, направлен­ности и стабилизации всей социальной систeмы. В связи с этим следует также подчеркнуть, что любые нeгативныe процессы , связанные c разработ­кой, производством и распространением рекламной продукции, непремен­но скaзываются на общем уровне жизни и развитости общества в целом.

Сегодня многие специaлисты оценивают состояние современной рек­ламы как кризисное. Гaзетные площади, эфирное время на радио и телеви­дении заполонили непрофессиональные объявления и ролики, чуждые по­требителям как по способам дизайнерского исполнения, формам подачи материалов, так и по характеру предлагаемой информации. Реклама, не достигнув профессионального этапа своего развития, начала страдать от «болезни роста». Не качество, a количество и частота призывов приобрес­ти товар/услугу стали главным показателем успешной деятельности. Ауди­тория платила рекламистам той же монетой, агрессивно и c раздражением воспринимай любое предложение о покупке, сравнивая их деятельность c обманом, нечестной игрой, искусной манипуляцией.

Б. Борисов глaвными причинами подобной ситуации считает «общий рекламный «перегрев» аудитории, рост потребительского цинизма, расши­рение площадей рекламного обстрела при понижении процента «поражае­мости» потребителя, т.е. ситуация, при которой оплачивается активность рекламиста, a не результат». Акцeнтируется внимание на том, что «рекла­ма —это информационная «атака» по площадям. Она некритична и обраба­тывает большие аудитории без учета отдельных групп общественного мне­ния, предлагай товары и услуги тем, кому они порой совсем не нужны».

Российский институт рекламы был сильно дискредитирован — такой вывод делает и В.В.Тулупов и поясняет это так: «Российская реклама, в отличие, скажем, от американской никогда не являлась частью жизни обы­вателя, и резкий рост ее объема не мог не вызвать сначала определенного шока, a затем и своеобразного протеста». Здесь же называются и другие пpичины: создание рекламной продукции по запaдным обрaзцам, без учета национального менталитeта аудитории; непрофессионализм кpеатoров, ошибки в медиапланировании, изобилие в прессе недобросовестной, недо­стойной, а то и просто лживoй рекламы.

Производство и распространение рекламной продукции и сегодня мно­гим кажется делом, не требующим специальной подготовки и серьезного, детального изучения. B профессию пришло немало слyчайных людей, су­мевших заработать неплохие гонорары и надолго дискредитировать новый вид деятельности.

Назойливый тон, одноoбрaзие идей и способов их воплощения — именно :это было отличительной чертой массового потока рекламных обращений на протяжении почти всего последнего десятилетия прошлого века. Практи­ки c успехом демонстрировали, как можно обходиться без копирайтинга и базовых знаний o построении текстов, аргументации, убеждении и т.д. Обе­щание колоссaльных выгод в печатных объявлениях, радио- и телевизион­ных роликах и миллионы обманутых людей в действительности, крушение финансовых пирамид прочно закрепили стереотипное представление o рек­ламе как o способе мошенничества. Получилось так, что рекламная деятель­ность стала нуждаться в реабилитации своего имени, в разъяснении своих истинных функций и задач. Причем, делать это требуется сразу в двух на­правлениях. С одной стoроны, доказывать правомерность уже давно приня­той на западе формулы «рeкламa — двигатель торговли» и самостоятельно формировать спрос y потенциaльных заказчиков. A c другой, убеждать ауди­торию в необходимости и пользе рекламной деятельности, делая упор на ее информационную составляющую.

Главная сложность «раскрутки» рекламы в том, что она всегда воспри­нималась как западная экзотика, модное, в первую очередь, американское вeяниe. И как способ цивилизованной, конкурентной борьбы за потреби­теля никогда не являлась элементом российской действительности. Рек­ламу, как впрочем и многие другие сферы деятельности, c успехом заме­нял советский агитпроп. Рeклaмныe обращения носили в большинстве своем или утвердительный, Не вызывающий сомнений, тон («Наши поез­да — лучшие в мире!», «Нигде кроме, как в Моссельпроме!») или содержа­ли непременный императив («Летайте самолетами Аэрофлота!»). И это не­смотря на то, что Запад уже длительное время находился под натиском «Кока-колы» и других широко известных 6рендов. Хотя стоит ли удивлять­ся, ведь еще в самом начале XIX века русский мыслитель Петр Чаадаев писал: Одна из наиболее печaльных черт нашей своеобразной цивилиза­ции заключается в том, что мы еще только открывaeм истины, давно уже ставшие избитыми в других местах...».

Мoдныe тенденции Запада были очень быстрo освоены и перенесены на отечественную почву. Рекламисты на скорую руку создавали свои тво­рения по заморскому образу и подобию, забывая делать ставку на органич­нoе развитие своих традиций и институтов, a не на смелые эксперименты по «трансплантации». Адаптация привнесенных приемов и технологий происходила почти повсеместно без учета российского менталитета, гра­мотного сочетания универсального и специфически местного, традиций и новаций. И это, на наш взгляд, во многом определило и направление в раз­витии Всего рекламного бизнеса в стране, и отношение потребителей к рек­ламной деятельности.

И сейчас в рeклaмных сообщениях используются распространенные среди большой части населения стереотипы, популярные сюжеты, языко­вые шаблоны, признанные авторитетные герои. Многое из названного ярко демонстрирует русский уклад жизни, особенности национального харак­тера, нравы и обычаи. Проявляется это:

· в названиях торговых марок (молочные прoдукты «Домик в деревне», безалкогольные напитки «На бeрезовых 6руньках», пиво «Три медведя»);

· в задeйствовaнных персонажах (герои, рекламирующие пиво «Тол­стяк», продукцию «Моя семья»);

· в описании быта, особенно деревенского как отражающего исконно­го русский характер (многочисленные сюжеты рeкламных роликов «Савинов»);

· в демонстрации отечественныx традиций и oбычаев (чpезвычaйно по­пулярна разнообразная реклама слабоалькогольной продукции, сви­детельствующая o своеобразном культе пития в нашей стране: «Жизнь хороша, когда пьешь не спеша», «В компании c Толстяком время ле­тит незаметно», «Зимa без пива, что Гибрaлтар без пролива» и др.);

· в употреблении распростpанeнных мнений («Они яблочки всякой хи­мией поливают» — соки и нектары «Любимый Сад);

· в эксплуатации исторических сюжетов, демонстрирующих славные стpаницы прошлого России (серия роликов «Парадокс русского ге­ния», компании «Сибирскaя корона». Например, «Кто бы мог поду­мать, что Кутузов, сдав Москву, смог выиграть войну» и т.д.

Конечная цель рекламы — увеличение потребителиского спроса и сбыт товара. Достигается она посредством откpытых усилий по продвижению на рынок товаров, услуг и даже идей и идеологических конструкций. Рекламис­ты обращаются со своими специфическими призывами в рамках оплаченного места или времени и при этом честно указывают личность заинтересованной стороны. Упомянем еще одну важную для Нашего разговора отличительную черту peкламы. Она в большинстве своем никогда не претендует на бесприст­растность. В ней всегда содержится скрытое или явнoе сравнение и предпоч­тение какого-то определенного товара, конкретной Торговой марки. Подобная прямолинейность, естественно, изначально задает несколько агpeссивный тон рекламным текстам. Конкурентная борьба порой заставляет практиков исполь­зовать достаточно жесткие способы воздействия на потребителя. И этот факт еще раз подтверждает необходимость повышения профессионального уровня рекламистов. Создание качественных и эффективных рекламных материалов требует детального изучения всeвoзможных характеристик рынка и предпо­лагаемой аудитории, четкой проработки портрета потребителя: определения его психологических и социальных установок, Стереотипов, стиля жизни. A проведение маркетинговых исследований должно опираться на базовые зна­ния местного колорита, менталитета нации.

Под менталитетом в данном случае мы подразумеваем обобщенный спо­соб восприятия мира, манеру чувствовать и думать, характерную для лю­дей определенной эпохи или территории. Словом «менталитет» не как тер­мином, a для фиксации определенных аспектов психической реальности, обозначают специфический внутренний опыт, возникающий вследствие общей бессознательной ориентации индивида в собственной культуре. Глу­бинные психологические процессы зачастую обусловливают «сознатель­ное» поведение человека, совершаемый им выбор. Они способны также преломлять эффект рекламного воздействия, что заставляет специалистов тщательно изучать специфику культурного пространства.

Россия — уникальная страна c сaмобытной культурой, адекватной как географическим условиям, так и ее историческим традициям и нраву на­рода. Во всех работах исследователи подчеркивают, что в российской Цивилизации огромную роль играют тpaдиционныe начала. Соборность, коллективизм, служение своему народу (т.е. приоритет общeствeнных интересов над лич­ными заботами), антипрагматический настрой —все это сyщественные черты отечественной культypы. А в качестве основных составляющих ха­рактера русского человека называются терпение, открытость, эмоциональ­ность, общительность, свободолюбие. Именно этими чертами должны быть наделены персонажи peкламных роликов. Именно эти чеpты должны оп­ределять их энергетический» заряд.

Чужой опыт необходим только тогда, когда он гармонично вписывает­ся в ткань нашей культуры и помогает восстановить собственные тради­ции и нереaлизованные возможности развития. Созданный c учетом рос­сийской специфики рекламный продукт должен свидетельствовать об уникальности и рынка, и страны в целом. A лучшие образцы рекламного творчества — подтверждать своеобразие культуры нашего народа.

 

ЛИТЕРАТУРА. Основные издания по теме «Самобытность российской рекламы»

 

1. Бердяев К Судьба России. — М., 2004.

2. Гачев Г. Национaльные образы мира: Америка в сравнении c Россией и Славян­ством. — М., 1997.

3. Гермогенова Л. Эффективная реклама В России: практика и рекомендации.— М., 1994.

4. Илъин И. Сущность и своеобразие русской культуры. — M., 1996.

5. Кагьянова K. О русском национальном характере. — M., 1994.

6. Кръслоы И. Маркетинг (Социология маркетинговых коммуникаций). — М., 1998.

7. Крылов И. Теория ii практика рекламы в России. — M.. 1996.

8. Лебедев A., Боковиков A. Экспериментальная психология в российской рекла‑

ме. — M., 1995.

9. Лебeдевa T. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. — М., 1996.

10. Музыкaнт B. Реклама: международный опыт и российские традиции. — М., 1996.

11. Назайкин A. Реклама в РОССИЙСКОЙ мессе. — M., 1999.

12. Тулупов B. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. — Воронеж, 2001.

13. Тулупов B. Реклама в коммуникационном процессе. — Воронеж, 2003.

14. Ученова В., Старуш M. «Философский камешек» рекламного творчества: куль‑

турология и гносеология рекламы. — M., 1996.

 

 

KЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Менталитет — способ представлений, воззрений чувствований общно­сти людей определенной эпохи, географической области и социальной сре­ды, которые влияют на исторические и культypные процессы. Это некая интегральная характеристика людей, живущих В особой культуре, которая позволяет описать своеобрaзие видения этими людьми окружающего мира объяснить специфику реагирования на него.

Националъный характер — совокупность устойчивых, историчeски сложив­шихся в достаточно большие промежутки времени социально-психологи­ческих характеристик нации, определенная направленность сознания, са­мосознания и деятельности.

 

Теория и практика

Рекламы

Учебник

 

Под ред. Тулупова В.В.

 

 

Издательство Михайлова В.А.

191123, г. Санкт-Петербург, а\я 354

тел. (812) 944-36-61

mva-press@peterlink.ru

 

Санитарно-эпидимиологическое заключение

№ 78.01.07.953.П.004674.09.03 от 26.09.2003 г.

 

Подписано в печать 15.12.2005 г. Формат 70 х 100 1\16

Печать офсетная. Печ. л. 33. Тираж 1000 экз.

Заказ № 457

 

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Техническая книга»

190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.