Здавалка
Главная | Обратная связь

РОССИИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА



Рассматривая систему периодической печати в России в конце ХХ века,

нельзя не отметить большой вклад либеральной журналистики в развитие

СМИ. Она не только создала систему прессы, ориентированную на либера

лизм как форму политического сознания, но и способствовала формирова

нию нового для отечественной журналистики жанра — расследования, сам

факт существования которого соответствует идеологии либерализма. Жур

налистика как социальное явление прямо связана с политическими процес

сами, которые происходят в конкретном государстве. Поэтому можно го

 

ворить о том, что и формы журналистских произведений отражают соци

альнополитическое развитие государства. Журналистское расследование

весьма показательный в этом отношении тип журналистского произведе

ния.

Можно утверждать, что журналистское расследование является пока

зательным жанром в отношении политикосоциальной развитости граждан

ского общества и власти. Граждане желают знать правду о негативных яв

лениях в государстве (и имеют на это право), власть не устанавливает адми

нистративные барьеры на пути получения журналистами информации, и ее

распространению на аудиторию. Поэтому не случайно именно начало поли

тики либерализации можно назвать главной причиной появления в отече

ственной журналистике жанра расследования. После начала реформ воз

никли все необходимые для этого предпосылки.

Исследуя причины появления жанра в странах с разной политикоэконо

мической формацией нельзя не отметить, что они связаны с первыми лица

ми в системе государственной власти.

Анализируя факторы, повлиявшие на появление и становление темы по

литической коррупции, можно сделать вывод, что журналистское рассле

дование очень сильно интергированно в политические процессы в государ

стве. Этот жанр отвечает не только интересам самой широкой аудитории

СМИ, но и политиков, которые с помощью журналистских расследований

могут значительно повысить свои шансы в политической борьбе.

В том, что во второй половине 80х годов в прессе СССР появились не

только новые, прежде запрещенные, темы, но и жанры, заслуга политики

либеральных реформ, которые связывают с личностью Генерального сек

ретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева. Естественно, любая журналистская

практика опирается на традиции. По своему типу, журналистское расследо

вание в советской прессе — это смесь обличений «врагов народа» и мора

лизаторских судебных очерков. Но в разных изданиях это сочетание прояв

лялось не одинаково.

Та пресса, которая являлась органами ЦК КПСС, значительно в боль

шей степени увлекалась разоблачениями конкретных политических фигур

— оппонентов коммунистовреформаторов. Можно говорить о том, чтоэти издания в большей степени исполняли функцию политического орудия.

Издания же не партийных органов, опираясь на традиции не только советс

кой, но и дореволюционной российской журналистики, а так же литерату

ры, стремились разобраться в самих первопричинах негативных процессов

и явлений. Такая публицистика соответствовала традициям либерализма.

Эти два направления характеризуют расследование как тип журналистско

го произведения в либеральной прессе России.

 

Е.А. Цуканов (ВГУ)

ИНФОРМАЦИЯ

Что такое информация? Ответ на этот вопрос, будь он найден, прояснил

бы многое в жизни современного человека, блуждающего в ландшафте

постиндустриального общества. Однозначной интерпретации феномена ин

формации дать, скорее всего, не удастся никому. И, тем не менее, попытки

подобного рода производились. Совокупность этих попыток — это пока

все, что мы имеем на сегодняшний день.

В неотомизме информация толкуется как нечто сверхъестественное,

трансцендентальное1. Неопозитивисты и экзистенциалисты учат, что она —

субъективный феномен2. В кибернетике, науке о самоуправляющихся ма

шинах, которая получила широкое распространение в последней трети XX

столетия, информация выступает как одно из всеобщих свойств материи,

вместе с такими ее атрибутами, как движение, время и пространство3. В

коммуникативистике информация приобретает значение властной силы —

товарноэкономической, политической и пр4. Кроме того, информация —

это еще и источник человеческого и социального развития5, совокупность

сведений, передаваемых людьми друг другу устным, письменным или дру

гим способом (с помощью условных сигналов, жестов и технических средств

различных типов)6. Она же — одно из измерений, в котором протекает

жизнь человека, отраженное разнообразие7, а также — парадокс8, т.е. та

кое понятие, любое высказывание о котором может быть равным образом

доказано как истина и как ложь.

Согласившись в целом с вышеприведенными интерпретациями, рискнем

дать и собственное определение, основанное, впрочем, в большей степени,

на интуиции. Информация — это вода. Подобную аналогию, думается, мы

можем себе позволить, ибо на то есть свои основания. Так, русский язык

предоставляет массу доказательств, защищающих наш тезис. Разговорная

речь простотаки напичкана словосочетаниями, выражающими природу

информации через акватику. Говоря об информации, мы употребляем по

рой следующие метафорические выражения: «информационный потоп»,

«лавина информации», «море информации», «захлебнуться в потоке ин

формации», (это когда ее слишком много); «слить информацию» (т.е. пере

дать ее комуто); «лить воду», «переливать из пустого в порожнее», «рас

текаться мыслью по древу» (т.е. излагать чтото несущественное, не отно

сящееся к теме); «жажда информации» (это когда ощущается ее нехватка);

«просочилась информация», «утечка информации»; «черпать информацию»

(словно воду из ручья); «сырая информация» (в том смысле, что не обра

ботанная); «впитывать информацию» (как губка влагу); «выудить информа

цию» (как рыбу из пруда); «льющаяся речь», речь = речка (как показала

Н.Б. Мечковская, река — древнейший символ речи и связь речи с рекой

 

отражена во многих традициях и языках9); радио/телеволны (а они — вод

ная принадлежность); «как в рот воды набрал» (мы говорим так, когда

имеем в виду молчуна, человека, скупого на слова). Все эти выражения

словно бы подчеркивают, что информация либо состоит из водной субстан

ции, либо обитает в ней.

Язык не может ошибаться, ибо именно он — хранитель самых древних и

глубинных смыслов, тех самых смыслов, которые сформировались на заре

человеческой истории. Они, как это доказали некоторые ученые, неуничто

жимы и, мало того, они все еще продолжают воздействовать на нас, опре

деляя и наши мысли, и наше поведение. Это то, что К.Г. Юнг называл архети

пами (от греч. arche — начало и typos — образ) — прообраз, первичная

форма, образец. Это структурные элементы т.н. коллективного бессозна

тельного, находящиеся в зародыше возможности всех психических про

цессов и переживаний10.

Вода, и это бесспорно, один из важнейших, а также и один из старейших

архетипов человеческой психики и, мало того, она — одна из фундамен

тальных стихий мироздания. В самых различных мифологиях вода — пер

воначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного ха

оса11. Согласно шумерской космогонии, вначале все мировое простран

ство было заполнено Океаном. Он не имел ни начала, ни конца и мыслился

вечным. В его недрах таилась праматерь Намму, в чреве которой возникли

земля и небо12. Согласно вавилонской версии мифа творения, в бесконеч

ном первозданном Океане не было ничего, кроме двух страшных чудовищ

— праотца Апсу и праматери Тиамат13. В древнеегипетской космогонии

изначально существует Океан, персонифицируемый в образе Нуна. Из пер

возданного Океана Нуна создает сам себя также первозданный, изначаль

ный, нерукотворный владыка Атум, затем творящий из Нуна небо, землю,

змей и т.п.14 В Ригведе (РВ X, 121) начало мироздания рисуется как отсут

ствие сущего и несущего, воздушного пространства и неба над ним, смерти

и бессмертия, дня и ночи, но наличие воды и беспорядочного движения. В

этих водах извечного океана заключалось жизнедеятельное начало, по

рожденное силой жара и породившее все остальное15. У Гомера и Гесиода

Океан — это живое существо, прародитель всех богов и титанов16. Мифо

поэтические представления о влаге как о чемто первичном позже проника

ют и в науку. Вода, как справедливо заметил К.Г. Юнг, является не только

мифологемой, но еще и научной идеей, философемой. Склонный к натура

лизму и, в какомто смысле, к примитивизму, древнегреческий философ

Фалес из Милета (625—545 гг. до н.э.) тоже возводит все многообразие

явлений и вещей к воде, как единой первостихии17. Аристотель считал, что

при выборе генезисного начала Фалес отдал предпочтение именно воде,

потому что она в вещественном континууме сущего выглядит наиболее биоспермичной18. К сожалению, от творчества Фалеса Милетского в письменном виде до нас не дошло ничего, и поэтому его тезис: «в начале была вода» нужно принять на веру, бездоказательно.

По странному, а может быть и не настолько уж странному, стечению

обстоятельств, в некоторых священных текстах зафиксировано, что в на

чале было еще и слово. Словно бы в дополнение к воде, или как ее другая

ипостась? Заметим, что в Библии, например, не оченьто понятно, что яв

ляется первопринципом всего сущего. С одной стороны, в ветхозаветной

книге Бытия говорится о том, что в начале была вода, и лишь Дух Божий

носился над ней (Быт. 1, 2). С другой же, апостол Иоанн свидетельствует,

что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог, что все

чрез Него начало быть (Иоан. 1, 13). Вряд ли здесь стоит искать противо

речие. Оно, конечно, могло бы иметь место, если воспринять библейские

тексты буквально. Но если предположить, что Слово (информация) и вода

суть одно и то же, то логика сразу же восстанавливается. Почему бы и

нет? Ведь совсем еще недавно ученым приходилось отстаивать и тот факт,

что все в мире состоит из молекул и атомов. А сегодня это уже непрелож

ная истина.

У воды бывают разные состояния: жидкое, твердое, газообразное, по

чему бы ни выделить еще одно, самое наитончайшее — инфосостояние? И

тогда многое можно было бы переосмыслить совершенно в ином свете. Ну,

например, перенести свойства и качества, а также символику Н2О на инфор

мацию. По идее, как и вода19, информация должна выполнять очиститель

ную, апотропейную и продуцирующую функции. Так, например, читая воз

вышенную литературу, человек как бы очищается (словно умываясь) от

скверны мира, приобретая более чистые помыслы и чувства. Защитные свой

ства информации могут проявляться в использовании накопленных знаний

(если я знаю принцип действия электрического тока, то я уже не боюсь его

и свободно смогу починить вышедший из строя выключатель). Более при

митивная форма защиты — заговоры, заклинания, молитвы. Что касается

последней, продуцирующей функции, то, думается, никто не будет спорить

с тем, что информация способна к оплодотворению человеческого созна

ния. Она на самом деле является генератором новых идей и смыслообразо

ваний.

Вода как феномен наполнена множеством символов, которые зачастую

очень противоречивы. С одной стороны, символика воды связана с ее при

родными свойствами — свежестью, прозрачностью, способностью очи

щать, с быстрым движением. С другой стороны — с первобытными пред

ставлениями о ней как о «чужом» и опасном пространстве20 (считается даже,

что она — обитель всякой нечисти, душ умерших, а хозяином ее в той же

мифологии обычно выступает змееподобное существо)21. Подобная двой

ственная оценка воды как оздоравливающей и одновременно смертонос

ной стихии, как вредоносной и в то же время благоприятной и благотворной

среды, вероятно, применима и к информации. О воде иногда говорят: живая

и мертвая. Такая градация встречается, в частности, в сказках. Это позво

ляет нам различать также живую и мертвую информацию. А точнее живи

тельную и мертвенную. Доброе слово лечит. Терапевтическим эффектом

 

обладает красота. И наоборот, все уродливое и грубое выводит из равно

весия. Современная информационная среда, на наш взгляд, особой красо

той не отличается. Невозможно привыкнуть к самым безобразным ее про

явлениям. К примеру, рекламная антиэстетика, спекулирующая на самых

низменных, животных инстинктах. Или имиджмейкерство, порождающее

фантомные, ненастоящие образы. А также паблик рилейшнз, где информа

ция используется как оружие, основной функцией которого всегда было

лишь убийство. Однако же чтото всетаки не позволяет нам полностью

разувериться в информации. Мы не перестали читать, не прекратили слу

шать музыку и, наконец, никто из нас даже и не думал выбросить в окно

свой телевизор. Хотя в газетах пишут неправду, музыка, льющаяся из ра

диоприемников, какофонична, а ТВпередачи бессодержательны. Какого

бы качества ни была информация, она всетаки представляет для нас опре

деленную ценность. В этом секрет нашей тяги к ней. И эта ценность безус

ловна и сверхрациональна.

К. Кереньи, чьи научные изыскания являются синтезом мифологии и пси

хоанализа, призывает понимать воду не только как изначальную стихию, но

и как лоно, грудь матери, колыбель младенца22. Но тогда и информация —

это тоже лоно, из которого все вышло, и в которое все устремлено. В этом

смысле погруженность в какую угодно информацию (не важно, что это,

анекдот или продвинутая книга) есть актуализация мифа о вечном возвра

щении к «истокам», о котором так много сказано у М. Элиаде. Вкратце,

ситуация вокруг этого мифа выглядит следующим образом: после того, как

люди обнаружили, что время длительно и необратимо, что оно старит и

ведет к угасанию, для них тут же исчезла ценность подобного времени. Оно

стало пустышкой и профанацией. Череда исторических событий, идущих

одно за другим, только раздражала. Человечество попало во власть дур

ной бесконечности. Однако осталась память о другом времени, в какойто

степени времени волшебном и магическом, которое существовало в самом

начале, при сотворении мира. М. Элиаде называет его «временем оно». Это,

вопервых, очень сильное время, вовторых, могущественное и неисчерпа

емое, втретьих, чрезвычайно действенное. Посредством перемещения в

него, любой человек способен излечиться и даже омолодиться. Миф и риту

ал выступают у Элиаде методами регенерации «времени оно». Оказавшись

в нем, человек как бы проникает в самую юность мира, в момент творения и

тем самым питается соками начала начал. Отсюда — ностальгия по утерян

ному раю, отсюда же — желание жить только в сакральном, т.е. наполнен

ном смыслом континууме.

Современная цивилизация, живущая по законам профанного (хроно

логического) времени, отнюдь не утеряла навыков возвращения к исто

кам. Одним из способов приобщения человека XXI века ко «времени оно»,

на наш взгляд, является потребление им информации, объемы которой

сегодня глобальны. Говорят, что нынешние телеманы и т.н. компьютерные

«зомби» — это больные люди. Не может, дескать, здоровый человек сут

 

ками просиживать возле экрана TV или монитора PC. Действительно, от

клонения налицо. Но если пристальнее приглядеться, станет понятным, что

ни TV, ни PC не есть причины девиаций. Наоборот, это скорее микстуры,

посредством которых многие сегодня излечиваются, попадая через них

во «время оно». Причины глубже, главная из них, на наш взгляд, заключа

ется в оторванности современных людей от всего сакрального и чрезмер

ная принадлежность ко всему мирскому. Став рыбами, ибо теперь все

существуют за счет информации, а информация — это вода, причем вода

изначальная, мы сделали единственно правильный выбор. Инстинктивно

был найден путь из профанной обыденности через ритуальное поглоще

ние всякого рода сведений ad uterum, в состояние первоначального рас

цвета.

1 См.: Информация // Краткая философская энциклопедия. — М.: Издательская группа «Прогресс»

— «Энциклопедия», 1994. — С. 186.2 Там же. — С. 186.

3 Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества.

Толковый словарь терминов и концепций. — М.: Издво Моск. унта, 1999. — С. 73.

4 Там же. — С. 73.

5 Там же. — С. 73.

6 Там же. — С. 7273.

7 Там же. — С. 73.

8 Там же. — С. 73.

9 Мечковская Н.Б. Язык и религия. — М., 1998. — С. 55.

10 См.: Архетип // Краткая философская энциклопедия. — М.: Изд. группа «Прогресс» — «Энцик

лопедия», 1994. — С. 29.

11 Аверинцев С.С. Вода // Мифы народов мира. Энциклопедия. — М.: Издво «Советская энцикло

педия», 1980. Т.1. — С. 240.

12 Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. — Л.: Издаво «Наука», 1971. — С. 173.

13 Там же. — С. 173.

14 Там же. — С. 172.

15 Там же. — С. 173174.

16 Там же. — С. 174175.

17 См.: Фалес // Краткая философская энциклопедия. — М.: Издательская группа «Прогресс» —

«Энциклопедия», 1994. — С. 475.

18 Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. (Начало древнегреческой философии).

Учебное пособие. — М.: Интерпракс, 1996. — С. 144.

19 См.: Вода // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. — М.: «Международные

отношения», 1995. Т.1. АГ. — С. 389.

20 Там же. — С. 388.

21 Там же. — С. 386.

22 Кереньи К. Предвечный младенец в предвечные времена // Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архети

пов. — М., К.: ЗАО «Совершенство» — «PortRoyal», 1997. — С. 60.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.