Здавалка
Главная | Обратная связь

ОПТИМИЗАЦИЯ НАСТОЛЬНОЙ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ



 

В настоящее время существует огромное количество всевозможных

аппаратнопрограммных средств верстки и других близких к ним по выпол

няемым функциям средств. И разобраться в этом безбрежном море не

всегда под силу даже профессионалу. Очень часто это приводит к непра

вильному выбору средств верстки, который мотивируется тем, что «я так

привык» и «я не желаю тратить лишние деньги». Нет нужды говорить о том,

что такой подход ни коим образом не оправдывает себя в смысле матери

альных и трудозатрат, а также получаемых результатов.

Есть огромная разница в том, чем и как верстать, к примеру «гармошку»

полноцветного рекламного буклета, газету, журнал или брошюру (книгу). От

выбора инструментария верстальщика здесь зависит и скорость, и качество,

и, наконец, себестоимость полученной полиграфической продукции.

В случае желания сэкономить на оборудовании, мы получаем низкое

качество и низкую скорость работы при незначительной экономии, которая

явно не покрывает затрат, связанных с потерей оперативности и необходи

мости больше платить верстальщику за одну и ту же работу.

Если же при покупке очень хорошего аппаратного комплекса ктото рас

считывает значительно улучшить качество и скорость, то этого тоже не про

изойдет. И качество, и скорость возрастут явно не настолько, чтобы окупить

затраты на слишком дорогое оборудование и расходные материалы.

Следует также учитывать психологию верстальщика. Заставить челове

ка работать с плохим оборудованием можно только при значительном по

вышении его заработной платы. Это связано даже не с низкой его скорос

тью, а с большим количеством неожиданных проблем, возникающих в про

цессе работы, что свойственно дешевым комплектующим. А непредсказуе

мость оборудования зачастую подрывает даже самую стабильную нервную

систему. Человек, измученный цейтнотом, совершенно теряет интерес к улуч

шению дизайна публикации. В результате качество оформления публикации

значительно снижается.

 

Наоборот, если творческая часть в данном конкретном случае преобла

дает, то имеет смысл подумать о покупке более дорогого оборудования. И

хороший верстальщик обязательно использует освободившееся время на

улучшение внешнего вида публикации.

Как бы то ни было, не стоит все деньги тратить на чтото одно (скажем,

на дорогой сканер). Разумнее улучшить характеристики всех систем понем

ножку (это относится только к тем случаям, если мы покупаем оборудова

ние впервые, а не делаем апгрейд).

Подбор и наиболее эффективное использование программного

обеспечения

На сегодняшний день можно рекомендовать к использованию следую

щий набор программ.

Программы верстки — QuarkXPress и Adobe PageMaker. Причем после

дняя предпочтительнее для начинающих.

При работе с QuarkXPress мы рекомендуем использовать все виды рас

ширений для него — это не только увеличит скорость работы, но и позволит

делать вещи, «голому» QuarkXPress просто недоступные. В этой программе

мы рекомендуем делать в первую очередь ежедневные и еженедельные га

зеты, журналы со стабильной оформительской моделью и т.д.

При работе с Adobe PageMaker стоит обратить пристальное внимание на

программы окружения (особенно — на графические и текстовые редакто

ры). Также мы рекомендуем использовать дополнение Extensis Page Tools.

Оно позволяет настроить интерфейс программы в соответствии со вкусами

верстальщика и значительно ускорить доступ к необходимым функциям.

Эту программу мы рекомендуем для создания сложнооформленных не

больших публикаций и верстки ежемесячных (в крайнем случае, еженедель

ных) периодических изданий с постоянно меняющейся оформительской

моделью.

Из растровых графических редакторов, что бы мы ни делали, стоит пред

почесть Adobe Photoshop. Также рекомендуем установить к нему дополни

тельные подключаемые модули (plugins), некоторые из которых позволят

сбросить с плеч верстальщика значительную часть рутинной работы. Но

при этом стоит помнить, что бездумная установка подключаемых модулей

«всех подряд» быстро засорит ваш компьютер и приведет к замедлению

его работы. Модули нужно выбирать по одному и тщательно, для того что

бы не допустить сбоя в работе основной программы.

При выборе векторного графического редактора сначала нужно четко

определить для себя приоритеты.

Если нужны точность и надежность и при этом «богатое» оформление —

не главное, то следует выбирать Adobe Illustrator. Только нужно помнить, что

для нормальной работы в этой программе понадобится значительно более

мощный процессор и раза в полторадва больше оперативной памяти.

 

Для начинающих и тех, кто увлекается «дизайнерством», больше всего

подходит CorelDraw. Ни одна другая программа векторной графики не даст

такого богатства возможностей при оформлении. Но не стоит забывать,

что бездумное увлечение сложными «эффектами» чаще всего не свиде

тельствует о высоком уровне профессионализма верстальщика. Скорее на

оборот. Чем продуманней и «чище» макет полосы, тем приятнее ее читать.

Рекомендуем также пользоваться богатейшими возможностями этой про

граммы для импортаэкспорта файлов.

Из текстовых редакторов пристального внимания достоин только Microsoft

Word. Рекомендуем использовать его возможности проверки орфографии,

инструменты поиска и замены. Также это одна из самых эффективных про

грамм по созданию таблиц, пригодных для вставки в программу верстки. Для

очень «продвинутых» верстальщиков советуем использовать возможности

языка Visual Basic при специальной обработке данных для публикации.

Из вьюеров советуем использовать программу ACDSee. В окне браузе

ра необходимо настроить отдельные его фреймы так, чтобы изображение

было достаточно крупным для распознавания и без увеличения. Также по

лезно включить режим быстрого создания миниpreview для всех графи

ческих файлов в директории. Тогда одного взгляда бывает достаточно,

чтобы найти нужную картинку среди десятков других.

Архиваторы в компьютере надо устанавливать все, какие только воз

можно. Это нужно потому, что, хотя и редко, но от заказчика приходят

файлы, заархивированные в самых экзотических архиваторах. Самому же

лучше использовать WinZip с классическим интерфейсом. Также необхо

димо установить утилиту WinZip Self Extractor для создания самораспако

вывающихся архивов (иногда бывает так, что там, куда мы отправляем го

товый файл публикации, нет вообще никаких архиваторов). Если же прихо

дится разбивать архив на тома (скажем, при переносе данных посредством

дискет), то удобнее использовать другой архиватор — WinRAR.

Рекомендации по настройке программной среды

Начинать оптимизацию программной среды надо еще на стадии инстал

ляции программ. Вот несколько советов.

1. Вьюеры устанавливаются в последнюю очередь. Это необходимо,

т.к. для открытия графического файла двойным щелчком по его иконке (или

изображению в программе верстки) нужна программа, с которой он был

бы ассоциирован. И растровые и векторные графические редакторы очень

любят ассоциировать их с собой при установке. В результате, если вьюер

был установлен ранее, чем эти редакторы, то графический файл по умолча

нию будет открываться именно в них. Это займет раз в десять больше вре

мени, чем открытие того же файла во вьюере. И хорошо, если графический

редактор уже будет открыт. А если нет, то редактор автоматически начнет

открываться и тогда затраты времени на просмотр файла увеличиваются

 

еще раза в три. Особенно это неприятно, если мы случайно выполнили двой

ной щелчок на графическом файле в верстальной программе. Начинает от

крываться средство просмотра, и если это, к примеру, Adobe Photoshop,

то времени теряется действительно очень много. Вьюер же загружается

мгновенно и так же мгновенно его можно закрыть.

2. На «Рабочий стол» необходимо вынести иконки для всех дисков ком

пьютера, иконку панели управления, все иконки программ, с которыми мы

работаем (за исключением, может быть, архиваторов), иконку блокнота,

калькулятора. Желательно разместить их по группам: диски, программы,

вспомогательные средства.

3. Очень рекомендуем пользоваться «горячими» клавишами Windowsдля быстрого вызова программ и даже отдельных папок. Назначать «горя

чую» клавишу лучше всего по первой букве в английском или русском на

звании программы. Нужно только следить чтобы такие комбинации не со

впадали со стандартными «горячими» клавишами программы верстки и про

грамм окружения. Для этого еще одна рекомендация: используйте комби

нации Alt+Shift+[буквенная клавиша]. К примеру, для Adobe PageMaker —

«Alt+Shift+P», для Adobe Photoshop — «Alt+Shift+F», для CorelDraw —

«Alt+Shift+C» и т.д.

4. Если вам по какойто причине не нравятся «горячие клавиши», томожно основные программы и самую часто используемую папку вывести в

панель «быстрый запуск» (для Windows 98, 2000). Тогда не нужно будет,

для того, чтобы открыть какуюнибудь программу или файл, опускать все

открытые окна. В этом смысле также очень полезна для работы иконка

«свернуть все окна» на панели «быстрый запуск». При ее использовании

общая скорость сворачивания окон возрастает в 510 раз.

5. Называть графические файлы при сканировании (если сканирует самверстальщик) следует, исходя из того, что там изображено, методом сво

бодных ассоциаций. Желательно в имени файла также указывать номер

полосы, в которую предположительно пойдет фотография или рисунок.

Это облегчит их поиск при верстке.

6. После инсталляции Windows 98 следует выключить такую опцию как

«Использовать видеоэффекты при выводе меню, окон и списков». Практи

ка показала, что она приятна только при работе в офисных программах на

достаточно мощных машинах. В остальным же случаях, особенно на мед

ленных компьютерах, она приводит к значительному замедлению работы и

неприятным «подергиваниям» экрана при скроллировании.

7. При настройке видеокарты следует выставить максимальную из пред

лагаемых частоту обновления экрана.

8. При использовании 14 — и 15 дюймовых мониторов наилучшее раз

решение — 800х600, 17дюймовых — 1024х768, 19дюймовых — 1280х1024.

9. Рекомендуем периодически проверять папку Windows\Temp — в нейскапливаются временные файлы, которые при сбоях в работе системе не

всегда удается удалить. Такие файлы нужно периодически стирать вручную

 

(чтобы они не занимали место на диске), для чего удобно сделать к указан

ной папке ярлык и поместить его на рабочий стол.

10. Если в штате небольшой газеты отсутствует наборщик текстов и вер

стальщику приходится выполнять его функции, то рекомендуем установить

программу распознавания отсканированных текстов. Лучшей из них (из числа

поддерживающих русский язык) на сегодня является ABBYY FineReader.

11. Если верстальщик хорошо владеет английским языком, то лучшеиспользовать английские версии программ вместо русских. В них, как пра

вило, меньше ошибок, и поэтому они стабильнее в работе.

Организация рабочего места верстальщика

Правильная организация рабочего места важна не менее, чем правиль

ный подбор программ и аппаратуры. Иногда бывает так, что человек, ис

пользующий самую дорогую аппаратуру, сидит на низкой скамеечке за жур

нальным столиком, сплошь заваленный этой самой аппаратурой с клавиату

рой на коленях и мышкой без коврика, для перемещений которой на столе

выделен квадрат 8х10 см. Понятно, что ни о какой производительности тру

да в таких условиях не может быть и речи. Для нормальной работы рабочее

место верстальщика должно отвечать следующим требованиям.

1. Верстальщик должен сидеть за специальным компьютерным столом

со специально предусмотренными местами для монитора, системного бло

ка, принтера, сканера и клавиатуры.

2. Желательно использовать стандартное крутящееся офисное кресло срегулировкой по высоте.

3. Монитор должен находиться на уровне глаз верстальщика на левойстороне стола. Плоскость монитора должна быть строго перпендикулярна

направлению взгляда оператора верстки.

4. Для документов, с которыми работает верстальщик, должны бытьпредусмотрены по крайней мере две полочки (или лотка), подписанные, к

примеру, «Входящие» и «Исходящие». Если верстальщик делает несколько

публикаций одновременно, то разумно было бы выделить для каждой пуб

ликации свои лотки.

5. На столе должны находиться только те документы, с которыми вер

стальщик работает в данный момент. Загромождение стола посторонними

бумагами недопустимо.

6. Мышь обязательно должна иметь коврик. Если мышь обычная, токоврик лучше использовать матерчатый. Если мышь оптическая, то особое

внимание следует уделить чистоте коврика и предохранению его от механи

ческих повреждений.

8. В мониторе не должны отражаться яркие предметы (лампы, окно ит.д.). Нельзя ставить его также на фоне ярко освещенного окна или другого

источника света.

 

9. Компактдиски, дискеты и другие носители информации должны хра

ниться в специальных боксах и не должны загромождать стол.

10. Необходимо выделить верстальщику собственную тумбочку рядом

со столом с не менее чем четырьмя ящиками. В них должны храниться рабо

чие материалы, архивы и расходные материалы.

12. Для минимизации электромагнитного облучения системный блок

должен находиться от верстальщика на расстояние не менее 60 см.

13. При работе следует пользоваться пюпитрами. Зрительное утомле

ние при этом снижается, напряжение глаз будет минимальным.

14. Источник света должен находиться с левой стороны, стол должен

быть оборудована настольной лампой (лучше — дневного света), укреп

ленной с левой стороны.

15. Занимаемое рабочим местом пространство делится на 2 зоны дося

гаемости. Под зоной досягаемости следует понимать пространство, в пре

делах которого, не перемещаясь, можно выполнять необходимые работы.

Зона досягаемости может быть нормальной и максимальной.

Нормальная зона ограничивается воображаемой дугой, очерчиваемой

концами пальцев рук с центром вращения в локтевом суставе при свободно

опущенном плече. В этой зоне должны находиться клавиатура и мышь.

Максимальная зона ограничивается воображаемой дугой, очерчивае

мой концами пальцев свободно вытянутых рук, с центром вращения в пле

чевом суставе. В этой зоне должны находиться графический планшет, ска

нер, рабочие документы, ящики тумбочки, лотки.

Литература:

1. Бейн С. QuarkXPress 4: полное руководство. Пер. с англ. — К.: Издательская группа BHV, 1999. —

640 с.

2. Деруго И. Photoshop 5.0. Технология обработки изображений. — М.: Нолидж, 1999. — 232 с.: ил.

3. Кондратьева И. Секреты компьютерной верстки на примере PageMaker 6.0. — СПб., Питер, 1997.

— 336 с., ил.

4. Петров М.Н. CorelDRAW 9: Справ. — М.: Лаб. базовых знаний, 1999. — 464 с.: ил.

5. Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. — Воронеж: ИНФА, 1996. — 112 с.

 

В.Ф. Иванов (Центр свободной прессы)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.