Тема 1. Введение Объект, предмет, проблемы и методы психологии развития.Стр 1 из 15Следующая ⇒
VI. Содержание дисциплины
Лекционные занятия
Тема 1. Введение Объект, предмет, проблемы и методы психологии развития.
1.Цели и задачи возрастной психологии. 2. Понятие возрастной психологии. 4. Понятие о методологической основе психологии развития. Методические указания: выделить предмет и задачи возрастной психологии; осознать взаимосвязь между разделами возрастной психологии; овладеть смыслом понятия «детство». Терминологический тезаурус: возраст, геронтология, детство, детская психология, когнитивное развитие, онтогенез, подростковая психология, психическое развитие, психология взрослого человека, социальная ситуация развития. Контрольные вопросы: 1. Что изучает возрастная психология? 2. Какие разделы выделяются в структуре возрастной психологии? 3. Что включает в себя исторический анализ понятия «детство»? 4. Какова связь возрастной психологии с практикой? 5. Что общего и различного в понятиях: рост, формирование, развитие? ОСНОВНАЯ 1. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. – М., 1999. – С. 48-61. 2. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. – С. 10-14. 3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,2000. – С. 25-31. 4. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003. – С.18-29. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 1. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М., 2002. 2. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. 3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997. 4. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997. 5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998. – С. 4-10. 6. Миллер С. Психология развития: методы исследования / Пер.с англ.В.Белоусов. – СПб., 2002. 7. Сапогова Е. Е. Психология развития человека:Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс,2001. 8. Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. – М.: Изд-во Моск.соц-психолог.института: Воронеж, 2003.
Тема 2. Проблемы психического развития в зарубежной психологии. 2.Идея эволюции в детской психологии. Концепция рекапитуляции. Нормативный подход к исследованию детского развития. 3.Теория конвергенции двух факторов детского развития. Теория трех ступеней детского развития. 4.Психоанализо проблеме психического развития. Обзор зарубежных теории возрастной Методические указания: выделить различные теории психического развития; получить представление о биогенетической и социогенетической концепциях; осознать сущность теории конвергенции двух факторов и уметь анализировать и сравнивать различные концепции развития, осознать роль этих теорий в возрастной психологии. Терминологический тезаурус: бихевиоризм, научение, конвергенция, оперантное поведение, рекапитуляция, саморазвертывание задатков. Контрольные вопросы: 1. В чем сходство и различие биогенетических и социогенетических концепций психического развития человека? 2. Какова сущность теории конвергенции двух факторов? 3. Назовите представителей биогенетической концепции. 4. Назовите сторонников социогенетической концепции. ОСНОВНАЯ 1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,2000. – С.76-122, 162-215. 2. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003. – С.29-55. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997. 2. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996. 3. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997. 4. Крайг Г. Психология развития. – С.-Пб., 2000. 5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов. – М., 2003. 6. Фрейд.А. Лекции по детскому психоанализу. – М., 2002.
Тема 3. Проблемы психического развития в советской психологии. Методические указания: выделить психоаналитические теории, эпигенетическую и генетическую теории, овладеть системой понятий по данной теме, уметь анализировать и сравнивать теории возрастной психологии. Терминологический тезаурус: аккомодация, ассимиляция, генетическая психология, детский психоанализ, идентичность, интеллектуальное развитие, когнитивное развитие, конфликт, психоаналитическая теория, психосексуальное развитие, эгоцентризм детского мышления, эпигенетическая теория. Контрольные вопросы: 1. Каковы основные положения психоаналитической теории? 2. Каковы основные стадии интеллектуального развития по Ж. Пиаже? 3. Чем отличаются понятия «аккомодация» и «ассимиляция»? 4. Что такое эгоцентризм детского мышления? ОСНОВНАЯ 1. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. – С. 130-133. 2. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003. – С.67-71. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 1. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М., 2002. 2. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб, 2000. 3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб. – 1999. 4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997. 5. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997. 6. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. – СПб, 2002. 7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный цикл развития человека. – М., 2003. 8. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. коммент.Шуаре Марта О. – М.:Изд-во Моск.ун-та, 1992. 9. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пособие для студ.: Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996.
Тема 4. Начало человеческой жизни 1.Наследственностьи среда. Пренатальное развитие ироды. Оплодотворение, периоды пренатального развития. Влияние среды напренатальное развитие. Новорожденный. 2. Общая характеристика новорожденности. Кризис новорожденности. «Комплекс Методические указания: познакомиться с возрастной периодизацией Д.Б.Эльконина и раскрыть ее сущность, осознать роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка. Терминологический тезаурус: ведущий вид деятельности, интериоризация, интимно-личностное общение, непосредственно-эмоциональное общение, сюжетно-ролевая игра. Контрольные вопросы: 1. Что лежит в основе возрастной периодизации Эльконина Д.Б.? 2. Каковы стадии возрастной периодизации Эльконина Д.Б. 3. Какова роль ведущего вида деятельности в психическом развитии ребенка? ОСНОВНАЯ 1. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,1998. – С. 175-213. 2. Мухина В.С. Детская психология. – М.,1999. – С. 272-326. 3. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. – С. 80-104. 4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,2000.-С. 281-320. 5. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003. – С.257-297. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 1. Башаева Т.В. Развитие восприятия: дети 3-7 лет. – Ярославль. 2000. 2. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М., 2002. 3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб. – 1999. 4. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2.– М., 1996. 5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|