Здавалка
Главная | Обратная связь

Семинар 8. Младший школьный возраст



1. Психологические особенности начального этапа обучения

2. Трудовая и учебная деятельность младшего школьника

3.Усвоение правил и норм общения

Терминологический тезаурус: внутренний план действия, учебная деятельность, позиция школьника, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, престижная мотивация, произвольность психических процессов, произвольность поведения, творческое развитие.

Вопросы для самопроверки:

1. Какова социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста?

2. Какой вид деятельности является основным видом деятельности в младшем школьном возрасте?

3. Каковы основные мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте?

4. Какой вид мышления преобладает у младшего школьника?

5. Какую роль играет обучение в формировании произвольности познавательных процессов младших школьников?

6. Каковы особенности внимания у детей в младшем школьном возрасте?

7. Какова роль общения в развитии личности младшего школьника?

8. Как происходит усвоение норм и форм поведения в младшем школьном возрасте?

9. Какова роль родителей в формировании личностных качеств детей младшего школьного возраста?

10. Какова роль учителя в становлении самооценки и уровня притязаний младшего школьника?

ОСНОВНАЯ

1. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,1998. – С. 175-213.

2. Мухина В.С. Детская психология. – М.,1999. – С. 272-326.

3. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. – С. 80-104.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,2000.-С. 281-320.

5. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003. – С.257-297.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия: дети 3-7 лет. – Ярославль. 2000.

2. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М., 2002.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб. – 1999.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2.– М., 1996.

5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997.

6. Добсон Д. Непослушный ребенок. – М., 1992.

7. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.,1996.

8. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997, 2003.

 

Семинар 9.Подростковый возраст

1.Общая характеристика ситуации познавательного развития в подростковом и юношеском возрасте

2. Развитие общих и специальных способностей

3. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте

4. Основные черты психологии старшего школьника

Терминологический тезаурус: акцентуация характера, девиантное поведение, интимно-личностное общение, мотив самоутверждения, «чувство взрослости».

Вопросы для самопроверки:

1. Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте?

2. В чем проявляется явление очуждения от взрослых и эмансипации от близких?

3. В чем выражается появление половой идентификации в подростковом возрасте?

4. Каковы особенности личностного развития подростка?

5. В чем выражается сущность понятия «чувство взрослости»?

6. В чем проявляются самосознание, самоконтроль, самоуправление в подростковом возрасте?

7. В чем суть понятия «акцентуация характера»? Какие типы акцентуаций характера встречаются в подростковом возрасте?

8. Какова роль национального самосознания в психическом развитии подростка?

ОСНОВНАЯ

1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000. – С. 348-356, 396-420.

2. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. –С. 181-193. r3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000.- С. 338-361.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пособие для студ.: Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2.– М., 1996.

3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997.

4. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.

5. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пособие для студ.: Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996.

6. Крайг Г. Психология развития. – С-Пб,2000.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. –М.,2003.

8. Наш проблемный подросток / под ред. Л.А. Регуш; – С-Пб, 1999.

9. Рахимов А.З. Словарь-справочник по нравологии. – Уфа, 2000.

10. Сафин В.Ф. Введение в психодиагностику личности школьника – Уфа-90.

Семинар 10.Психологические особенности юношеского возраста

1.Общая характеристика ситуации познавательного развития в юношеском возрасте

2. Развитие общих и специальных способностей

3. Основные черты психологии старшего школьника

Методические указания: научиться характеризовать социальную ситуацию развития современной молодежи и уметь применять полученные знания на практике.

Терминологический тезаурус: жизненные противоречия, любовь, независимость в моральных суждениях, самообеспечение, самообслуживание.

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология юности»; сформировать умение определять особенности мотивационной сферы личности, работать с психодиагностическими методиками.

Ход работы

1. Самоисследование мотивации учебно-профессиональной деятельности (проведение методик «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильина), «Изучение учебной деятельности студентов» (А. А Реан., В. А. Якунин).

2. Обработка и интерпретация полученных данных.

Обсуждение вопросов:

1. Мотивы поступления в вуз;

2. Мотивы обучения в вузе;

3. Другие варианты жизненного пути: поиски работы, служба в армии, наркотизация, религиозные секты и т. д.

 

 

ОСНОВНАЯ

1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. –М., 2000. –С. 420-431.

2. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. – С. 114-122, 193-203.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Волков Б.С. Психология ранней юности: Учеб.пособие для студ.пед. вузов. – М.: Сфера, 2001.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2.– М., 1996.

3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997.

4. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.

5. Комиссаров Б.Г. Подросток и наркотики. – Р-н-Д.,2001..

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Р-н-Д., 1996.

7. Кон И.С. Психология ранней юности // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб.пос.для студ.пед.вузов / сост. и науч.ред.В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999.

8. Кон И.С. Социальный статус юношества // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб.пос.для студ.пед.вузов / сост. и науч.ред.В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999.

9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2003.

10. Крайг Г. Психология развития. – С-Пб,2000.

11. Николаева Л.П., Комсов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. –М.,2000.

12. Прозоров А. Как спасти себя и своего ребенка от тоталитарной секты. – С-Пб, 2000.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.