Семинар 8. Младший школьный возраст
1. Психологические особенности начального этапа обучения 2. Трудовая и учебная деятельность младшего школьника 3.Усвоение правил и норм общения Терминологический тезаурус: внутренний план действия, учебная деятельность, позиция школьника, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, престижная мотивация, произвольность психических процессов, произвольность поведения, творческое развитие. Вопросы для самопроверки: 1. Какова социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста? 2. Какой вид деятельности является основным видом деятельности в младшем школьном возрасте? 3. Каковы основные мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте? 4. Какой вид мышления преобладает у младшего школьника? 5. Какую роль играет обучение в формировании произвольности познавательных процессов младших школьников? 6. Каковы особенности внимания у детей в младшем школьном возрасте? 7. Какова роль общения в развитии личности младшего школьника? 8. Как происходит усвоение норм и форм поведения в младшем школьном возрасте? 9. Какова роль родителей в формировании личностных качеств детей младшего школьного возраста? 10. Какова роль учителя в становлении самооценки и уровня притязаний младшего школьника? ОСНОВНАЯ 1. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,1998. – С. 175-213. 2. Мухина В.С. Детская психология. – М.,1999. – С. 272-326. 3. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. – С. 80-104. 4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,2000.-С. 281-320. 5. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003. – С.257-297. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 1. Башаева Т.В. Развитие восприятия: дети 3-7 лет. – Ярославль. 2000. 2. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М., 2002. 3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб. – 1999. 4. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2.– М., 1996. 5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997. 6. Добсон Д. Непослушный ребенок. – М., 1992. 7. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.,1996. 8. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997, 2003.
Семинар 9.Подростковый возраст 1.Общая характеристика ситуации познавательного развития в подростковом и юношеском возрасте 2. Развитие общих и специальных способностей 3. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте 4. Основные черты психологии старшего школьника Терминологический тезаурус: акцентуация характера, девиантное поведение, интимно-личностное общение, мотив самоутверждения, «чувство взрослости». Вопросы для самопроверки: 1. Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте? 2. В чем проявляется явление очуждения от взрослых и эмансипации от близких? 3. В чем выражается появление половой идентификации в подростковом возрасте? 4. Каковы особенности личностного развития подростка? 5. В чем выражается сущность понятия «чувство взрослости»? 6. В чем проявляются самосознание, самоконтроль, самоуправление в подростковом возрасте? 7. В чем суть понятия «акцентуация характера»? Какие типы акцентуаций характера встречаются в подростковом возрасте? 8. Какова роль национального самосознания в психическом развитии подростка? ОСНОВНАЯ 1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000. – С. 348-356, 396-420. 2. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. –С. 181-193. r3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000.- С. 338-361. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 1. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пособие для студ.: Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. 2. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2.– М., 1996. 3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997. 4. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997. 5. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пособие для студ.: Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. 6. Крайг Г. Психология развития. – С-Пб,2000. 7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. –М.,2003. 8. Наш проблемный подросток / под ред. Л.А. Регуш; – С-Пб, 1999. 9. Рахимов А.З. Словарь-справочник по нравологии. – Уфа, 2000. 10. Сафин В.Ф. Введение в психодиагностику личности школьника – Уфа-90. Семинар 10.Психологические особенности юношеского возраста 1.Общая характеристика ситуации познавательного развития в юношеском возрасте 2. Развитие общих и специальных способностей 3. Основные черты психологии старшего школьника Методические указания: научиться характеризовать социальную ситуацию развития современной молодежи и уметь применять полученные знания на практике. Терминологический тезаурус: жизненные противоречия, любовь, независимость в моральных суждениях, самообеспечение, самообслуживание. Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология юности»; сформировать умение определять особенности мотивационной сферы личности, работать с психодиагностическими методиками. Ход работы 1. Самоисследование мотивации учебно-профессиональной деятельности (проведение методик «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильина), «Изучение учебной деятельности студентов» (А. А Реан., В. А. Якунин). 2. Обработка и интерпретация полученных данных. Обсуждение вопросов: 1. Мотивы поступления в вуз; 2. Мотивы обучения в вузе; 3. Другие варианты жизненного пути: поиски работы, служба в армии, наркотизация, религиозные секты и т. д.
ОСНОВНАЯ 1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. –М., 2000. –С. 420-431. 2. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. – С. 114-122, 193-203. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 1. Волков Б.С. Психология ранней юности: Учеб.пособие для студ.пед. вузов. – М.: Сфера, 2001. 2. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2.– М., 1996. 3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997. 4. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997. 5. Комиссаров Б.Г. Подросток и наркотики. – Р-н-Д.,2001.. 6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Р-н-Д., 1996. 7. Кон И.С. Психология ранней юности // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб.пос.для студ.пед.вузов / сост. и науч.ред.В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999. 8. Кон И.С. Социальный статус юношества // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб.пос.для студ.пед.вузов / сост. и науч.ред.В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999. 9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2003. 10. Крайг Г. Психология развития. – С-Пб,2000. 11. Николаева Л.П., Комсов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. –М.,2000. 12. Прозоров А. Как спасти себя и своего ребенка от тоталитарной секты. – С-Пб, 2000. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|