Соглашения об оформлении авиаперевозок.
Такие соглашения заключаются между авиакомпанией (перевозчиком) и посредником (агентом), который соглашается продавать и оформлять перевозочные документы перевозчика и называются иногда «агентскими соглашениями». Как правило, такими агентами назначаются туристические фирмы, консолидаторские и форвардерские компании и другие агентства, которые, помимо своей основной деятельности, занимаются продажей пассажирских или грузовых перевозок авиакомпаний. Механизм действия таких соглашений упрощенно заключается в следующем: после подписания соглашения перевозчик передает под ответственность агента определенное количества бланков своих перевозочных документов (чаще всего авиаби-летов или авиагрузовых накладных). Агент продает эти перевозочные документы и в установленные сроки переводит вырученные суммы на счет перевозчика, получая за эту работу комиссионные в размере установленных процентов от вырученных сумм. Помимо официальных комиссионных, разрешенных ИАТА, авиакомпании выплачивают агентам так называемые «сверкомиссионные» или используют другую систему поощрения за увеличение продажи перевозок (например, бонусная система выплаты сверхкомиссионных и др.). Следует отметить, что авиакомпании - члены ИАТА, как правило, назначают своими агентами по продаже перевозок только агентов, кредитоспособность которых проверена и они официально одобрены ИАТА (так называемых «агентов ИАТА»). Соглашения о коммерческом сотрудничестве и Соглашения об оформлении авиаперевозок играют значительную роль в коммерческой работе авиаком-паний, направленной на повышение экономической эффективности эксплуа-тации международных авиалиний. Эти соглашения позволяют авиакомпа-ниям расширить сферу своей деятельности практически на весь мир, так как они дают возможность производить продажу авиаперевозок в странах, куда они не совершают полетов, и повышать коммерческую загрузку своих действующих международных авиалиний. Вместе с тем, имея различных агентов по продаже перевозок, авиакомпании с помощью сверхкомис-сионных и поощрительных систем расширяют свои конкурентные возмож-ности в борьбе за прибыльность перевозок. Пульные соглашения. Соглашения о пуле являются особым типом коммерческих соглашений. Как уже отмечалось, между авиакомпаниями, выполняющими международные полеты, развернулась жесточайшая конкурентная борьба за перевозки. Сгладить остроту конкурентной борьбы между авиакомпаниями, выполняющими перевозки на смежных авиалиниях, призваны соглашения о пуле, заключение которых предполагает особый тип коммерческого сотрудничества. Английское слово пул (Pool) означает «объединенный фонд». Заключая соглашения о пуле, партнеры соглашаются делить доходы, получаемые ими от эксплуатации определенных авиалиний. Простейшей формой пула может выть такой пул, когда партнеры эксплуатируют самолеты примерно равной вместимости и выполняют одинаковое количество рейсов, при этом все доходы вносятся в пул и делятся поровну . Однако в практике международных воздушных сообщений такой простой пул встречается довольно редко. Действующие пульные соглашения между различными авиакомпаниями имеют более сложный характер. Во-первых, ни в одном из них не предусматривается внесение в пул всех доходов от эксплуатации пульной авиалинии. Авиакомпании вносят в пул только опре-деленную часть доходов, оставляя себе так называемый «невнесенный доход». Формула распределения доходов из пула также, как правило, отличается от идеальной формулы 50:50%. Кроме того, во многих соглашениях предусмотрено ограничение платежей по пулу. Все эти условия пульных соглашений, представляющие различные способы внесения дохо-дов, различные формулы распределения доходов из пула и ограничения платежей по пулу оставляют лазейку для внутрипульной конкурентной борьбы между партнерами, заключившими соглашение о пуле, несмотря на провозглашение принципов наиболее тесного коммерческого сотрудни-чества. Но такие принципы наиболее тесного коммерческого содружества между партнерами остаются практически лишь на бумаге. Тем, не менее, следует отметить, что наличие пульных соглашений между авиакомпаниями на международных воздушных линиях в целом несколько сглаживает остроту конкурентной борьбы и дает возможность более слабым компаниям устоять в «войне тарифов». Но крупнейшие авиакомпании, используя всяческие ухищрения, а также особенности пульных соглашений, продолжают монопольно владеть рынком авиационных перевозок. Они вынуждены идти на заключение пульных соглашений с национальными авиакомпаниями и выплачивать им по пулу порой значительные суммы. Однако эти платежи составляют мизерную долю тех прибылей, которые они получают, практически монопольно владея рынками. Пульные соглашения служат лишь ширмой «равного и справедливого» партнерства в эксплуатации международных авиалиний. Более подробно особенности пульных соглаше-ний рассмотрены в главе «Пульное сотрудничество» данной работы . Существуют и другие соглашения, подробный анализ которых не входит в задачу данной работы. Это, в частности, прорейтовые соглашения, арендные Соглашения и др. Соглашения о совместном использовании кодов рейсов (код-шеринг»),Это соглашение предусматривает использования кодового обозначения рейса одного перевозчика вместе с кодовым обозначением рейса другого перевоз-чика. Например, при полетах из Москвы в Нью-Йорк авиакомпанией Аэрофлот и Дельта, имеющим соглашение о «код-шеринге», рейс будет иметь обозначение CY315/DL31, а обратно - DL30/SU-316. Соглашения о «код-шеринге» могут иметь два типа совместной эксплуатации рейсов: 1) Использование блока мест одним партнером на рейсах другого партнера. В этом случае второй партнер будет именоваться компанией-оператором, а первая авиакомпания будет просто партнером по «код-шерингу». Авиаком-пания-оператор оплачивает все расходы по выполнению рейса и по обслуживанию пассажиров. А авиакомпания-партнер оплачивает только согласованную стоимость блока мест вне зависимости от того, полностью она продает все места блока или нет. 2) Свободный доступ к бронированию мест на рейсах обоих партнеров (так называемый «free-sale»). Партнеры по «код-шерингу» договариваются о времени закрытия рейса, когда продажа мест на этот рейс уже не произво-дится. При этом оба партнера могут выполнять свои рейсы на данной авиалинии под двойным кодом обеих авиакомпаний. Например, на линии Москва-Париж выполняют полеты Аэрофлот и Эйр Франс под двойным кодом, когда оператор Аэрофлот - SU ../ АР .., а когда оператор Эйр Франс АР.../SU... При любом типе «код-шеринга» партнеры применяют согласованные тарифы, указанные в приложении к соглашению о «код-шеринге», которые уточняются на каждый сезон. Партнер-оператор ежемесячно выставляет счета партнеру по «код-шерингу» за выполненные перевозки согласно установленных ставок с приложением полетных купонов и других документов по системе взаиморасчетов. Совместное использование кодов является выгодным как для партнеров, так и для пассажиров, когда авиакомпании могут продавать своим пассажирам места на рейсы, куда они сами не летают, увеличивая таким образом пасса-жиропотоки на международных авиалиниях. Пассажирам это также удобно, так как они по одному билету могут полететь в любой пункт мира, вос-пользовавшись рейсами партнеров по «код-шерингу». Кроме того, при заключении соглашений о «код-шеринге» партнеры договариваются об оди-наковом сервисе, так что пассажиры, пересаживаясь на рейсы партнеров даже не замечают разницы, как будто они летят на одном и том же самолете. Такое условие является обязательным, и при подготовке к заключению соглашений о «код-шеринге» партнеры проводят весьма строгий аудит друг друга. Как правило, соглашения о совместном использовании кодов заключаются между назначенными перевозчиками для эксплуатации договорных авиа-линий и только при выполнении регулярных рейсов по согласованному расписанию. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|