Авиаальянс и их приимущество
Авиаальянс – это объединение различных авиакомпаний, который предлагает стандартный сервис на своих бортах. Начисление полетных миль, хорошие стыковки и кооперацию в полетах. Раньше в авиаальянсы вступали солидные компании монстры, которые дорожили своей репутацией, сейчас в надежде выиграть конкурентную борьбу туда берут всех подряд. В настоящее время создано четыре крупных пула, называемых альянсами, объединивших ведущие авиакомпании мира. Крупнейшим на сегодняшний день является «Star Alliance», «Onewold», «Qualiflyer Group», «Sky-team». Существуют еще и менее крупные альянсы, такие как: • Wings - «KLM Royal Dutch Airlines» (Нидерланды); «Northwest», «Continental Airlines» (США); • Caribsky Alliance - «Air Carabes» (Гваделупа); «Carib Aviation», LIAT (Антигуа и Барбуды); «Trans Island Air 2000» (Барбадос); «Winair» (Нидерландские Антилы). Под интеграцией в данном случае понимается нечто большее, чем обычный код-шеринг, из которого выросли эти альянсы. В отношениях между крупными авиакомпаниями код-шеринг перестает быть единственной формой интеграции. В перечисленных стратегических альянсах все авиаком-пании, сохраняя свою самостоятельность, переходят к согласованности расписаний, единой тарифной и коммерческой политике, обмену корпора-тивными клиентами, совместному обучению персонала, техническому обслуживанию самолетов, использованию VIP-залов и т. д. Выгоды и экономия на издержках от этого очевидны. Несомненные преимущества получают и пассажиры. В первую очередь начинает работать принцип «One ticket, one world», по которому внутри одного альянса можно получить единый билет через все континенты с минимальной потерей времени на пересадки и на cheek-in. Предлагается, например, введение тарифа «round the world», который рассчитывается не по количеству перелетов, а по реальному километражу маршрута. Начинают действовать и единые мотивационные программы «Frequent Flyer», позво-ляющие набирать бонусы и очки от любой используемой авиакомпании (в рамках альянса). Такие объединения авиаперевозчиков создают новые возможности и для туристского бизнеса. Увеличиваются продажи сквозных билетов по различным направлениям, упрощаются формальности, создаются единые стандарты обслуживания туристов на самолетах различных компаний. Туристским фирмам стало проще формировать для своих клиентов индиви-дуальные программы, спрос на которые постоянно нарастает. Турагентствам в сотрудничестве с крупными союзами авиакомпаний легче внедрять новые технологии. Мотивы для создания альянсов авиакомпаний просты. Крупные авиаперевозчики устали от конкуренции и ценовых войн, средние и мелкие борются за выживание, и всех интересует сокращение расходов. Причиной создания альянсов послужил и рост пассажиропотоков, однако еще много авиарейсов остается недозагруженными (средняя загрузка едва превышает 60 %). Первый шаг для преодоления этой ситуации еще в 1997 г. сделал глава группы «Lufthansa» Юрген Вебер, который предложил своим конкурентам организовать в отрасли единый центр планирования и управления. Он инициировал создание первого в мире глобального альянса - «Star Alliance» (о котором говорилось выше), объединившего маршруты авиакомпаний «Lufthansa», SAS, «United Airlines», «Air Canada», «Varig» и других. Идея Вебера — уменьшить количество независимых «игроков» в отрасли. Это привело к увеличению загрузки и оптимизации маршрутов. Реализация этой идеи принесла ощутимые результаты. Все участники «Star Alliance» существенно повысили рентабельность своего бизнеса. Так, благодаря альянсу компании «Lufthansa», «United Airlines» значительно повысили свои доходы. Опыт Вебера быстро переняли другие авиакомпании. Уже через год после рождения «Star Alliance» был создан новый глобальный альянс - «Oneworld». А в 1999т. юридически начал оформляться глобальный альянс между «Delta», «Air France», «AeroMexico» и «Korean Air». Примерно в это же время был создан альянс «Wings». Создание групп авиакомпаний позволяет сильнейшим из них перекроить в свою пользу рынок, слабейшим при этом тоже достается своя часть прибыли. Двухлетний опыт работы этих альянсов показал, что именно за счет объеди-нения доходы их участников вырастают ежегодно на 5-7 %. Думая о рынке, альянсы обещают пассажирам массу преимуществ. Главное из них — свободное планирование пассажирами своих маршрутов. У авиакомпаний - участников альянсов действуют единые билеты и, что очень важно, у них единые терминалы, так что не нужно тратить время на трансфер внутри огромного аэропорта. Время ожидания рейса также сводится к минимуму, поскольку внутри альянса действует согласованное участниками расписание. Пассажирам обещают и высокий уровень сервиса на борту, и улучшенное наземное обслуживание, вроде унифицированного (по единым тарифам и правилам) заказа отеля и аренды автомобиля. Однако на деле не все так однозначно. Во-первых, большие альянсы - это и большая сеть обслуживания. Громоздкость механизма увеличивает вероят-ность ошибки в его работе. Еще один показатель - рост цен на билеты. Авиакомпании, избавившись от ценовой войны и демпингующих конкурентов, получили возможность контролировать ситуацию с тарифами. В среднем компании, вступившие в альянсы, только за 2002 г. подняли тарифы первого и бизнес-класса на 3 %. Постепенно дорожают и билеты экономического класса. В качестве неудобства можно отметить и то, что по расписанию невозможно определить, самолетами каких авиакомпаний предстоит лететь по маршруту. Например, рейс «Рим - Кливленд» итальянская «Alitalia» обозначает полностью как свой, хотя перелет «Нью-Йорк - Кливленд» обеспечивает американская авиакомпания «Continental», которая в своем расписании этот маршрут будет указывать без «Alitalia». Для кого-то эта неточность в информации может быть важной, хотя принципиального значение она не имеет и может быть легко устранена. Но есть и более существенные и опасные последствия интеграции в области авиаперевозок. Во-первых, возрастает перспективная роль аэропортов. Как никогда ранее, они начинают делиться на «свои» и «чужие». «Свои» - это базы, дающие авиакомпаниям одного альянса лучшие условия для стыковок и обслуживания пассажиров. Не случайно основными противниками проекта нового миланского аэропорта «Malpensa-2000» выступили «Lufthansa» и ее партнеры по «Star Alliance». Во-вторых, под вопросом оказывается и сам принцип свободной конкуренции. Благодаря либерализации сферы авиаперевозок, произошедшей в 1980-х годах, появилось большое количество новых перевозчиков, что в ряде случаев привело к ощутимому падению тарифов. Однако эксперты оценивают создание пулов и концентрацию перевозчиков как тенденцию к уменьшению их числа и ослаблению конкуренции. Одобрив создание первых двух альянсов, комиссия Евросоюза (ЕС) определила довольно жесткие условия для реализации их деятельности (по количеству взлетов-посадок) в некоторых аэропортах Европы. Создание стратегических альянсов авиакомпаний можно рассматривать именно как первый шаг на пути к образованию на рынке авиаперевозок нескольких крупных международных картелей. И тогда о свободном рынке говорить уже не придется. От решений антимонопольных комитетов ЕС, США и других стран будет зависеть, как будут формироваться и действовать стратегические альянсы авиакомпаний. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|