Здавалка
Главная | Обратная связь

Авиаальянс и их приимущество



 

Авиаальянс – это объединение различных авиакомпаний, который предлагает стандартный сервис на своих бортах. Начисление полетных миль, хорошие стыковки и кооперацию в полетах. Раньше в авиаальянсы вступали солидные компании монстры, которые дорожили своей репутацией, сейчас в надежде выиграть конкурентную борьбу туда берут всех подряд.

В настоящее время создано четыре крупных пула, называемых альянсами, объединивших ведущие авиакомпании мира.

Крупнейшим на сегодняшний день является «Star Alliance», «Onewold», «Qualiflyer Group», «Sky-team». Существуют еще и менее крупные альянсы, такие как:

• Wings - «KLM Royal Dutch Airlines» (Нидерланды); «North­west», «Continental Airlines» (США);

• Caribsky Alliance - «Air Carabes» (Гваделупа); «Carib Avia­tion», LIAT (Антигуа и Барбуды); «Trans Island Air 2000» (Бар­бадос); «Winair» (Нидерландские Антилы).

Под интеграцией в данном случае понимается нечто большее, чем обычный код-шеринг, из которого выросли эти альянсы. В отношениях между крупными авиакомпаниями код-шеринг перестает быть единственной формой интеграции. В перечис­ленных стратегических альянсах все авиаком-пании, сохраняя свою самостоятельность, переходят к согласованности распи­саний, единой тарифной и коммерческой политике, обмену корпора-тивными клиентами, совместному обучению персона­ла, техническому обслуживанию самолетов, использованию VIP-залов и т. д. Выгоды и экономия на издержках от этого оче­видны.

Несомненные преимущества получают и пассажиры. В пер­вую очередь начинает работать принцип «One ticket, one world», по которому внутри одного альянса можно получить единый билет через все континенты с минимальной потерей времени на пересадки и на cheek-in. Предлагается, например, введение та­рифа «round the world», который рассчитывается не по количе­ству перелетов, а по реальному километражу маршрута. Начи­нают действовать и единые мотивационные программы «Frequent Flyer», позво-ляющие набирать бонусы и очки от любой ис­пользуемой авиакомпании (в рамках альянса).

Такие объединения авиаперевозчиков создают новые воз­можности и для туристского бизнеса. Увеличиваются продажи сквозных билетов по различным направлениям, упрощаются формальности, создаются единые стандарты обслуживания ту­ристов на самолетах различных компаний. Туристским фирмам стало проще формировать для своих клиентов индиви-дуальные программы, спрос на которые постоянно нарастает. Турагентст­вам в сотрудничестве с крупными союзами авиакомпаний легче внедрять новые технологии.

Мотивы для создания альянсов авиакомпаний просты. Круп­ные авиаперевозчики устали от конкуренции и ценовых войн, средние и мелкие борются за выживание, и всех интересует со­кращение расходов.

Причиной создания альянсов послужил и рост пассажиропо­токов, однако еще много авиарейсов остается недозагруженными (средняя загрузка едва превышает 60 %).

Первый шаг для преодоления этой ситуации еще в 1997 г. сделал глава группы «Lufthansa» Юрген Вебер, который пред­ложил своим конкурентам организовать в отрасли единый центр планирования и управления. Он инициировал создание первого в мире глобального альянса - «Star Alliance» (о котором говори­лось выше), объединившего маршруты авиакомпаний «Lufthan­sa», SAS, «United Airlines», «Air Canada», «Varig» и других. Идея Вебера — уменьшить количество независимых «игроков» в от­расли. Это привело к увеличению загрузки и оптимизации мар­шрутов. Реализация этой идеи принесла ощутимые результаты. Все участники «Star Alliance» существенно повысили рентабель­ность своего бизнеса. Так, благодаря альянсу компании «Luft­hansa», «United Airlines» значительно повысили свои доходы.

Опыт Вебера быстро переняли другие авиакомпании. Уже через год после рождения «Star Alliance» был создан новый гло­бальный альянс - «Oneworld». А в 1999т. юридически начал оформляться глобальный альянс между «Delta», «Air France», «AeroMexico» и «Korean Air». Примерно в это же время был создан альянс «Wings».

Создание групп авиакомпаний позволяет сильнейшим из них перекроить в свою пользу рынок, слабейшим при этом тоже достается своя часть прибыли. Двухлетний опыт работы этих альянсов показал, что именно за счет объеди-нения доходы их участников вырастают ежегодно на 5-7 %.

Думая о рынке, альянсы обещают пассажирам массу пре­имуществ. Главное из них — свободное планирование пассажи­рами своих маршрутов. У авиакомпаний - участников альянсов действуют единые билеты и, что очень важно, у них единые терминалы, так что не нужно тратить время на трансфер внутри огромного аэропорта. Время ожидания рейса также сводится к минимуму, поскольку внутри альянса действует согласованное участниками расписание.

Пассажирам обещают и высокий уровень сервиса на борту, и улучшенное наземное обслуживание, вроде унифицированно­го (по единым тарифам и правилам) заказа отеля и аренды авто­мобиля.

Однако на деле не все так однозначно. Во-первых, большие альянсы - это и большая сеть обслуживания. Громоздкость ме­ханизма увеличивает вероят-ность ошибки в его работе.

Еще один показатель - рост цен на билеты. Авиакомпании, избавившись от ценовой войны и демпингующих конкурентов, получили возможность контролировать ситуацию с тарифами. В среднем компании, вступившие в альянсы, только за 2002 г. подняли тарифы первого и бизнес-класса на 3 %. Постепенно дорожают и билеты экономического класса.

В качестве неудобства можно отметить и то, что по расписа­нию невозможно определить, самолетами каких авиакомпаний предстоит лететь по маршруту. Например, рейс «Рим - Клив­ленд» итальянская «Alitalia» обозначает полностью как свой, хотя перелет «Нью-Йорк - Кливленд» обеспечивает американ­ская авиакомпания «Continental», которая в своем расписании этот маршрут будет указывать без «Alitalia». Для кого-то эта неточность в информации может быть важной, хотя принципи­ального значение она не имеет и может быть легко устранена.

Но есть и более существенные и опасные последствия инте­грации в области авиаперевозок. Во-первых, возрастает перспек­тивная роль аэропортов. Как никогда ранее, они начинают де­литься на «свои» и «чужие». «Свои» - это базы, дающие авиа­компаниям одного альянса лучшие условия для стыковок и об­служивания пассажиров. Не случайно основными противниками проекта нового миланского аэропорта «Malpensa-2000» выступи­ли «Lufthansa» и ее партнеры по «Star Alliance». Во-вторых, под вопросом оказывается и сам принцип свободной конкуренции. Благодаря либерализации сферы авиаперевозок, произошедшей в 1980-х годах, появилось большое количество новых перевозчи­ков, что в ряде случаев привело к ощутимому падению тарифов.

Однако эксперты оценивают создание пулов и концентрацию перевозчиков как тенденцию к уменьшению их числа и ослаб­лению конкуренции. Одобрив создание первых двух альянсов, комиссия Евросоюза (ЕС) определила довольно жесткие усло­вия для реализации их деятельности (по количеству взлетов-по­садок) в некоторых аэропортах Европы.

Создание стратегических альянсов авиакомпаний можно рас­сматривать именно как первый шаг на пути к образованию на рынке авиаперевозок нескольких крупных международных кар­телей. И тогда о свободном рынке говорить уже не придется. От решений антимонопольных комитетов ЕС, США и других стран будет зависеть, как будут формироваться и действовать страте­гические альянсы авиакомпаний.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.