Здавалка
Главная | Обратная связь

Агентское соглашение с авиакомпанией



Некоторые авиакомпании считают своими агентами все ту­ристские фирмы, имеющие с ними договор на квоту мест. Одна­ко в чистом виде агентское соглашение - это работа по реализа­ции авиабилетов, т. е. когда туристская фирма получает воз­можность самостоятельно выступать как агентство авиакомпа­нии по продаже авиабилетов, что упрощает и ускоряет процеду­ру бронирования и оформления проездных документов. Турист­ская фирма сама выступает в качестве кассы по продаже биле­тов авиакомпании, т. е. сама выписывает билеты и имеет соот­ветствующее компьютерное оборудование и право доступа к се­ти бронирования данной авиакомпании.

В этом случае авиакомпания в лице данной турфирмы имеет дополни-тельный пункт продажи (одним из условий агентского соглашения обычно является продажа под туры билетов именно этой авиакомпании). Агентское соглашение с авиакомпанией оговаривает и следующие моменты:

• кто и на каких условиях обеспечивает наличие оборудова­ния для оформления авиабилетов и их бланков;

• вопросы о подготовке кадров для обслуживания этого обо­рудования;

• объемы продаж (чаще всего устанавливаются индивиду­ально - по количеству билетов в месяц, например не менее 10/200 билетов в месяц, или по выручке от продаж (от 10 до 200 тыс. долл. США и более в разных авиакомпаниях);

• пределы возможных продаж (регионально или по сегмен­там потребителей);

• по чьей цене продаются авиабилеты - по цене авиакомпании или по цене турагентства (чаще всего по цене авиакомпании);

• цены и тарифы продаж авиабилетов;

• условия оплаты авиабилетов - предоплата или оплата по мере продажи (для сток-агентов в некоторых авиакомпаниях предоплата устанавливается за группы туристов);

• размер комиссионного вознаграждения за продажу авиаби­летов (до 9 % от проданного тарифа);

• сроки и регулярность подачи отчетов авиакомпании, их форма и необходимая в приложении документация;

• размер банковских гарантий в пользу авиакомпании или Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) (от 20 тыс. долл.);

• членство в IATA.

Чартер (аренда самолета).При организации чартерных авиаперевозок заказчик и авиакомпания определяют маршрут, оговаривают обязанности сторон, выясняют соответствие арендного договора международным правилам и определяют стоимость рейса, включающую аренду самолета, расход топли­ва, работу экипажа, обслуживание в аэропорту.

Затем заключается специальный чартерный договор, в кото­ром оговари-ваются:

• тип и модификация самолета;

• число мест, подлежащих продаже;

• стоимость аренды самолета;

• маршрут с указанием аэропортов вылета и прибытия;

• срок действия договора (сезон, год и т. д.);

• регулярность совершения авиарейсов;

• возможность и предельные сроки снятия (отмены) авиарей­са и соответствующие санкции.

В зависимости от условий использования самолета чартеры мож­но разделить на несколько видов: разовый чартер, тайм-чартер и чартерная цепочка.

При разовом чартересамолет доставляет туристов в пункт на­значения и тут же улетает обратно. Если рейс запланирован «туда-обратно», то через какое-то время самолет должен прилететь за туристами, чтобы забрать их в первоначальный пункт отправле­ния. При такой перевозке фрахтователь воздушного судна заказы­вает полеты на определенные даты и в эти даты авиакомпания обязана предоставить воздушное судно для выполнения чартер­ного рейса. В остальное время перевозчик использует этот самолет в соответствии со своими планами.

Разовые чартеры используются довольно редко, поскольку они требуют слишком больших затрат на топливо. Количество авиа­топлива, необходимое для перелета, зависит от его маршрута и типа воздушного судна. Цена керосина колеблется в разных стра­нах от 250 до 500 $ США за тонну. Естественно, закупать топливо на холостые прогоны самолета (после высадки туристов самолет летит обратно, как правило, пустым и пустым же возвращается за ними) крайне невыгодно.

Тайм-чартерпредполагает фрахтование воздушного судна на определенный период времени. При этом после доставки пасса­жиров из одного пункта в другой самолет не улетает обратно, а остается в аэропорту прилета на все время пребывания туристов в пункте назначения. Иногда тайм-чартер называют «разовый с отстоем». Тайм-чартер выгоден заказчику в том случае, если время пребывания туристов в дестинации не слишком велико (от I — 2 дней до недели). При этом заказчик оплачивает время использо­вания самолета, исходя из стоимости летного часа и стоимости простоя самолета, несет дополнительные расходы на стоянку воз­душного судна в аэропорту, оплачивает содержание и размеще­ние экипажа, а в некоторых случаях и издержки перевозчика за снятие лайнера с регулярного рейса. Какой вид чартерного рейса выбрать — с отстоем или без, — решает турфирма, исходя, глав­ным образом, из финансовых интересом. Перевозчику же в боль­шинстве случаев (при наличии достаточного парка машин) вы­годны все разовые чартеры, так как он сразу получает гарантиро­ванную плату за всю перевозку независимо от степени загружен­ности рейса.

Чартерная цепочкапредставляет собой вид чартера, при котором самолет с регулярной периодичностью совершает чартерные пе­ревозки в один (или несколько) пунктов назначения по челночной схеме «туда —обратно». При этом одну группу туристов он отвозит, а другую забирает. Здесь действует формула N + 1. (т. е. на 10 туристских заездов приходится 11 авиарейсов). Такие чартерные рейсы называют еще чартерными на регулярной основе, поскольку по своей сути они, близки к регулярным перевозкам.

Организовывать чартерные цепочки выгодно в сезон массовых пе­ревозок, связанных с отдыхом туристов. При этом непроизводи­тельными затратами являются только первый и последний рейсы воздушного судна (когда самолет возвращается пустым после до­ставки первой группы туристов и летит пустым за последней груп­пой).

Расходы на холостые прогоны воздушного судна турфирма рас­пределяет между всеми звеньями цепочки. Поэтому чем длиннее сама чартерная цепь и чаще перелеты, тем меньше будут затраты турфирмы на перевозку пустых мест и тем дешевле будет обхо­диться туристам перевозка. Чартерная цепь, как правило, органи­зуется на период времени 4 — 5 мес. с частотой рейсов 1 —2 раза в неделю, реже — один раз в 10— 14 дней.

После окончания каждого челночного рейса чартерной цепи воздушное судно используется авиакомпанией по своему усмот­рению, но к моменту совершения нового перелета оно должно быть предоставлено заказчику в аэропорт отправления. Ответствен­ность за своевременную доставку самолета в пункт начала чартер­ного рейса перевозчик берет на себя, при этом перегоны лайнера могут быть холостыми или загруженными — этот вопрос решает для себя сама авиакомпания. Турфирма не оплачивает перегоны воздушного судна в пункт начала перевозки и из него, но и пере­возчик не обязан производить какие-либо компенсационные вы­платы заказчику в случае коммерческой загрузки рейса при пере­гонах.

Продажу блоков мест на свой чартер туроператор-оптовик, как правило, прово­дит по трем вариантам: жесткий блок мест, мягкий и комби­нированный.

Мягкий блок, при котором заказчик не имеет никакой фи­нансовой ответственности, но имеет право в заранее оговорен­ные сроки полностью или частично отказаться от своих мест, более удобен для турагента, однако если отказ произойдет поз­же установленного срока, то заказчику предстоит выплатить штраф. Обычно мягкие блоки применяются достаточно редко, поскольку они не всегда выгодны держателю чартера (будь это авиакомпания или туроператор-wholesaler).

Жесткий блок предусматривает строгие договорные обяза­тельства по срокам продажи и оплате. Заказчик вносит пред­оплату, размер которой обычно включает сумму стоимости двух парных рейсов. Тарифы при реализации жесткого блока бывают примерно на 5-10% ниже, чем на мягком. К тому же при договоре на жесткий блок оператор и агент фиксируют це­ну на весь период действия чартера, что дает хорошую воз­можность реализаторам варьировать цены в пик сезона и в кон­це его.

Наиболее распространена продажа мест на чартерные рейсы комбинированным способом, сочетающим элементы двух вы­шеупомянутых вариантов. Общее число мест, входящих в реа­лизуемый блок, делится в определенной пропорции на две час­ти, одна из которых реализуется по жесткой системе, а другая - по мягкой.

Часто в роли инициатора чартерной программы выступает несколько туроператоров. При этом они заранее оговаривают между собой условия организации полетов.

Подписывая договор об организации чартера, авиакомпания почти всегда ставит туроператора в жесткие условия. Прежде всего, от фирмы требуется предоплата. Каков бы ни был ее максимальный размер, авиакомпания всегда настаивает, что­бы заранее были оплачены первый и последний рейсы чартер­ного цикла: таким образом, она страхует себя и ранее завезен­ных туристов от возможных неплатежей. Оплата рейсов ого­варивается заранее и производится, как правило, за 7-10 дней до начала полета. Согласно договору, в случае несвоевремен­ной оплаты компания вправе выставить заказчику штраф­ные санкции или прервать с ним имеющиеся договорные от­ношения.

ГЛАВА 7.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.