Агентское соглашение с авиакомпанией
Некоторые авиакомпании считают своими агентами все туристские фирмы, имеющие с ними договор на квоту мест. Однако в чистом виде агентское соглашение - это работа по реализации авиабилетов, т. е. когда туристская фирма получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по продаже авиабилетов, что упрощает и ускоряет процедуру бронирования и оформления проездных документов. Туристская фирма сама выступает в качестве кассы по продаже билетов авиакомпании, т. е. сама выписывает билеты и имеет соответствующее компьютерное оборудование и право доступа к сети бронирования данной авиакомпании. В этом случае авиакомпания в лице данной турфирмы имеет дополни-тельный пункт продажи (одним из условий агентского соглашения обычно является продажа под туры билетов именно этой авиакомпании). Агентское соглашение с авиакомпанией оговаривает и следующие моменты: • кто и на каких условиях обеспечивает наличие оборудования для оформления авиабилетов и их бланков; • вопросы о подготовке кадров для обслуживания этого оборудования; • объемы продаж (чаще всего устанавливаются индивидуально - по количеству билетов в месяц, например не менее 10/200 билетов в месяц, или по выручке от продаж (от 10 до 200 тыс. долл. США и более в разных авиакомпаниях); • пределы возможных продаж (регионально или по сегментам потребителей); • по чьей цене продаются авиабилеты - по цене авиакомпании или по цене турагентства (чаще всего по цене авиакомпании); • цены и тарифы продаж авиабилетов; • условия оплаты авиабилетов - предоплата или оплата по мере продажи (для сток-агентов в некоторых авиакомпаниях предоплата устанавливается за группы туристов); • размер комиссионного вознаграждения за продажу авиабилетов (до 9 % от проданного тарифа); • сроки и регулярность подачи отчетов авиакомпании, их форма и необходимая в приложении документация; • размер банковских гарантий в пользу авиакомпании или Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) (от 20 тыс. долл.); • членство в IATA. Чартер (аренда самолета).При организации чартерных авиаперевозок заказчик и авиакомпания определяют маршрут, оговаривают обязанности сторон, выясняют соответствие арендного договора международным правилам и определяют стоимость рейса, включающую аренду самолета, расход топлива, работу экипажа, обслуживание в аэропорту. Затем заключается специальный чартерный договор, в котором оговари-ваются: • тип и модификация самолета; • число мест, подлежащих продаже; • стоимость аренды самолета; • маршрут с указанием аэропортов вылета и прибытия; • срок действия договора (сезон, год и т. д.); • регулярность совершения авиарейсов; • возможность и предельные сроки снятия (отмены) авиарейса и соответствующие санкции. В зависимости от условий использования самолета чартеры можно разделить на несколько видов: разовый чартер, тайм-чартер и чартерная цепочка. При разовом чартересамолет доставляет туристов в пункт назначения и тут же улетает обратно. Если рейс запланирован «туда-обратно», то через какое-то время самолет должен прилететь за туристами, чтобы забрать их в первоначальный пункт отправления. При такой перевозке фрахтователь воздушного судна заказывает полеты на определенные даты и в эти даты авиакомпания обязана предоставить воздушное судно для выполнения чартерного рейса. В остальное время перевозчик использует этот самолет в соответствии со своими планами. Разовые чартеры используются довольно редко, поскольку они требуют слишком больших затрат на топливо. Количество авиатоплива, необходимое для перелета, зависит от его маршрута и типа воздушного судна. Цена керосина колеблется в разных странах от 250 до 500 $ США за тонну. Естественно, закупать топливо на холостые прогоны самолета (после высадки туристов самолет летит обратно, как правило, пустым и пустым же возвращается за ними) крайне невыгодно. Тайм-чартерпредполагает фрахтование воздушного судна на определенный период времени. При этом после доставки пассажиров из одного пункта в другой самолет не улетает обратно, а остается в аэропорту прилета на все время пребывания туристов в пункте назначения. Иногда тайм-чартер называют «разовый с отстоем». Тайм-чартер выгоден заказчику в том случае, если время пребывания туристов в дестинации не слишком велико (от I — 2 дней до недели). При этом заказчик оплачивает время использования самолета, исходя из стоимости летного часа и стоимости простоя самолета, несет дополнительные расходы на стоянку воздушного судна в аэропорту, оплачивает содержание и размещение экипажа, а в некоторых случаях и издержки перевозчика за снятие лайнера с регулярного рейса. Какой вид чартерного рейса выбрать — с отстоем или без, — решает турфирма, исходя, главным образом, из финансовых интересом. Перевозчику же в большинстве случаев (при наличии достаточного парка машин) выгодны все разовые чартеры, так как он сразу получает гарантированную плату за всю перевозку независимо от степени загруженности рейса. Чартерная цепочкапредставляет собой вид чартера, при котором самолет с регулярной периодичностью совершает чартерные перевозки в один (или несколько) пунктов назначения по челночной схеме «туда —обратно». При этом одну группу туристов он отвозит, а другую забирает. Здесь действует формула N + 1. (т. е. на 10 туристских заездов приходится 11 авиарейсов). Такие чартерные рейсы называют еще чартерными на регулярной основе, поскольку по своей сути они, близки к регулярным перевозкам. Организовывать чартерные цепочки выгодно в сезон массовых перевозок, связанных с отдыхом туристов. При этом непроизводительными затратами являются только первый и последний рейсы воздушного судна (когда самолет возвращается пустым после доставки первой группы туристов и летит пустым за последней группой). Расходы на холостые прогоны воздушного судна турфирма распределяет между всеми звеньями цепочки. Поэтому чем длиннее сама чартерная цепь и чаще перелеты, тем меньше будут затраты турфирмы на перевозку пустых мест и тем дешевле будет обходиться туристам перевозка. Чартерная цепь, как правило, организуется на период времени 4 — 5 мес. с частотой рейсов 1 —2 раза в неделю, реже — один раз в 10— 14 дней. После окончания каждого челночного рейса чартерной цепи воздушное судно используется авиакомпанией по своему усмотрению, но к моменту совершения нового перелета оно должно быть предоставлено заказчику в аэропорт отправления. Ответственность за своевременную доставку самолета в пункт начала чартерного рейса перевозчик берет на себя, при этом перегоны лайнера могут быть холостыми или загруженными — этот вопрос решает для себя сама авиакомпания. Турфирма не оплачивает перегоны воздушного судна в пункт начала перевозки и из него, но и перевозчик не обязан производить какие-либо компенсационные выплаты заказчику в случае коммерческой загрузки рейса при перегонах. Продажу блоков мест на свой чартер туроператор-оптовик, как правило, проводит по трем вариантам: жесткий блок мест, мягкий и комбинированный. Мягкий блок, при котором заказчик не имеет никакой финансовой ответственности, но имеет право в заранее оговоренные сроки полностью или частично отказаться от своих мест, более удобен для турагента, однако если отказ произойдет позже установленного срока, то заказчику предстоит выплатить штраф. Обычно мягкие блоки применяются достаточно редко, поскольку они не всегда выгодны держателю чартера (будь это авиакомпания или туроператор-wholesaler). Жесткий блок предусматривает строгие договорные обязательства по срокам продажи и оплате. Заказчик вносит предоплату, размер которой обычно включает сумму стоимости двух парных рейсов. Тарифы при реализации жесткого блока бывают примерно на 5-10% ниже, чем на мягком. К тому же при договоре на жесткий блок оператор и агент фиксируют цену на весь период действия чартера, что дает хорошую возможность реализаторам варьировать цены в пик сезона и в конце его. Наиболее распространена продажа мест на чартерные рейсы комбинированным способом, сочетающим элементы двух вышеупомянутых вариантов. Общее число мест, входящих в реализуемый блок, делится в определенной пропорции на две части, одна из которых реализуется по жесткой системе, а другая - по мягкой. Часто в роли инициатора чартерной программы выступает несколько туроператоров. При этом они заранее оговаривают между собой условия организации полетов. Подписывая договор об организации чартера, авиакомпания почти всегда ставит туроператора в жесткие условия. Прежде всего, от фирмы требуется предоплата. Каков бы ни был ее максимальный размер, авиакомпания всегда настаивает, чтобы заранее были оплачены первый и последний рейсы чартерного цикла: таким образом, она страхует себя и ранее завезенных туристов от возможных неплатежей. Оплата рейсов оговаривается заранее и производится, как правило, за 7-10 дней до начала полета. Согласно договору, в случае несвоевременной оплаты компания вправе выставить заказчику штрафные санкции или прервать с ним имеющиеся договорные отношения. ГЛАВА 7. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|