БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Термин «библиотечное обслуживание» в настоящее время не отражает содержания многообразной деятельности, которую осуществляет библиотека для удовлетворения потребностей пользователей. Читателям выдают необходимые им документы (собственно библиотечное обслуживание), сведения о документах (библиографическое обслуживание), конкретные фактические данные, включая аналитические справки (фактографическое обслуживание). Для читателей составляются тематические подборки и дайджесты, сочетающие признаки библиотечного, библиографического и фактографического обслуживания. Поэтому этот комплексный процесс правильнее называть библиотечно-библиографическим обслуживанием (ББО). Включение же фактографического обслуживания в состав ББО объясняется тем, что фактографические справки в библиотеках выполняются только методом библиографического поиска в традиционных и электронных источниках информации. Ответственность библиотеки за точность фактографической информации ограничена содержанием и качеством этих источников (15). Компетентность библиотекаря распространяется на уточнение запроса читателя, разработку стратегии поиска фактографических сведений, умение задействовать новейшие справочные издания, фактографические БД, а в случае необходимости и другие источники. Но ответственность за правильность, достоверность и актуальность фактических данных, отраженных в этих источниках, библиотекарь не несет. Библиотечно-библиографическое обслуживание — это деятельность, осуществляемая специально созданными для этой цели структурными подразделениями библиотеки, которые предоставляют пользовате- Библиотечно-библиографическое обслуживание лям библиографическую и фактографическую информацию, сами документы или их копии, другие библиотечные услуги, обеспечивающие удовлетворение духовных, производственных, образовательных и других потребностей. Обслуживание является ведущей функцией современных библиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работу всех подразделений, а также осуществляемые ими технологические процессы, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в обществе и сферу социального влияния. Комплектование фонда, обработка документов, создание СБА, использование электронных информационных ресурсов должны строиться так, чтобы обеспечивать бесперебойную работу отделов обслуживания. Изучение же деятельности отделов обслуживания помогает корректировать, исходя из учета текущих и перспективных потребностей пользователей и «непользователей» библиотеки, работу всех остальных ее подразделений. Пользователь библиотеки — это отдельное лицо или организация, обращающаяся к ее услугам. Этот термин не упраздняет понятия «читатель». Пользователь библиотеки может быть посетителем выставки, участником мероприятия, получателем справки и т. д. Главная же задача библиотеки — это формирование из пользователя настоящего читателя. Поэтому справедлива формула: «в библиотеке все начинается с читателя и возвращается к нему». Эффективность и целенаправленность библиотечно-библиографического обслуживания на каждом этапе развития общества во многом зависит оттого, насколько четко разработана национальная доктрина страны (раскрыта ее высшая идея, проблемы, приоритеты, ценности, то есть духовное поле идеалов и ценностей современного общественного развития) и как она воспринята библиотекарями публичных библиотек. Это основополагающее правило раскрыто Дж. Широй: «...Цели публичной библиотеки впрямую зависят от целей самого общества. ...Ни один библиотекарь не сможет четко определить цели, к которым ему следует стремиться, если его страна не уверена, в каком направлении она движется; когда люди твердо знают, к каким целям они стремятся, становятся очевидными и цели публичной библиотеки». Публичные библиотеки России, которым близки и небезразличны эти представления, всегда занимались культурно-просветительной работой. На этом пути были победы и поражения, зачастую возникающие не по вине библиотекарей, а из-за приписывания библиотекам несвойственных им функций. Но всегда библиотеки стремились сеять разумное, доброе, вечное — даже вопреки официальным запретам. В настоящее время роль просветительства, которое реализуется не только через продвижение книг, но и через непосредственную передачу духовных норм и ценностей, усиливается. Сфера распространения знаний Библиотечно-библиографическое обслуживание была и остается неотъемлемым элементом библиотечного просветительства. Сюда входит продвижение, во-первых, актуальной, полезной, общественнозначимой книги, во-вторых, информации, необходимой человеку в данный конкретный момент, — от адреса прачечной до названия спектакля, который пойдет вечером в местном театре. Кроме того, наблюдается возврат к приоритетам семейной частной жизни. Именно поэтому публичные библиотеки переходят на минимальное разделение в обслуживании детей и взрослых, особенно в небольших библиотеках. Детям и родителям предоставляется возможность выбирать книги вместе, а подросткам открывают доступ к «взрослой» части фонда. Совместный выбор книг, посещение библиотечных мероприятий родителями и детьми (например, «Папа, мама и я — читающая семья») создают условия для межвозрастного общения. Появляется возможность передавать от родителям к детям, от старших к младшим любовь к книге, семейную информацию и традиции, а отсюда недалеко и до возобновления когда-то распространенных в России семейных чтений. Однако сегодня роль библиотек значительно усложнилась. Они превращаются, как и в первые годы Советской власти, но на новом, более высоком качественном уровне, в полифункциональные учреждения. Это вызвано тем, что библиотеки вынуждены занимать освободившиеся социокультурные ниши и брать на себя задачи, свойственные другим культурно-просветительным, образовательным и воспитательным организациям, — домам пионеров и школьников, клубам, дворцам культуры и т. д., которые перепрофилируются, становятся платными или просто исчезают. Началось создание библиотек-филиалов нового типа: бизнес-библиотек, библиотек— центров правовой информации, библиотек-клубов, библиотек-Интернет-кафе, библиотек-театров. Они постепенно подключают к книжной культуре ту часть населения, которая не посещает библиотеку по разным причинам. Способами приобщения к книге становятся различные мероприятия клубной работы, включая общерайонные праздники, театрализованные представления, кружки, спортивные соревнования и т.п. Этот процесс потребовал от библиотек освоить и адаптировать к своим условиям различные способы культурно-просветительской деятельности. Именно такое соединение придало новое качество работе с книгой и другими источниками информации, обеспечило ей более глубокий смысл — поиск новых прямых и опосредованных связей с «небиблиотечными» сферами культурно-просветительской работы и обслуживания. В этой связи публичные библиотеки превратились в значительно более сложные по выполняемым задачам учреждения, чем это было раньше. Освободившись от многолетнего идеологического догмата, библиотеки обеспечивают читателям право свободного выбора, значительно увеличивая его возможности. Не следует, однако, забывать об одном существенном обстоятельстве — выбирает знающий. Практика жизни показывает, 142______________ ___ Библиотечно-библиографическое обслуживание что сегодня существует катастрофический разрыв между полюсами культуры . Это еще один «сигнал», призывающий вспомнить о старых и добрых традициях отечественного просветительства. И в этих условиях роль библиотекаря как советчика читателя и литературного эксперта возрастает. Конечная цель библиотечно-библиографической деятельности, являющейся по своей сути культурной, состоит в содействии духовной самореализации личности. Библиотека помогает ее осуществлению, создавая условия развития индивидуальных способностей, благодаря чему пользователь библиотеки усваивает и приумножает накопленный человечеством жизненный опыт. Свобода чтения предполагает предоставление пользователям библиотек возможности самостоятельно выбирать тот или иной вариант «погружения в культуру», используя для этого гарантируемый обществом ассортимент бесплатных библиотечных услуг. Последнее особенно важно: государство не может обеспечить потребности всех граждан в бесплатном образовании, переобучении, повышении квалификации. Образовательные учреждения не предоставляют учащимся весь комплекс учебных материалов. Публичная библиотека, открывая любому читателю возможность самообразовательной деятельности, снижает тем самым напряженность в обществе и уменьшает социальное неравенство, причиной которого все чаще становится образовательный ценз. Согласно концепции устойчивого развития, принятой большинством стран мира, причиной экономических, экологических, социальных и других глобальных катастроф является нищета. Публичные библиотеки наряду с другими социальными учреждениями призваны обеспечивать неотъемлемое право любого человека на определенный минимальный уровень жизни. Применительно к деятельности публичных библиотек это означает сохранение обязательного ассортимента бесплатных услуг. Кроме того, библиотеки активно участвуют в утверждении разумных, а не искусственно раздуваемых материальных потребностей, выдвигая на первый план духовно-нравственные и духовно-интеллектуальные стороны развития личности, меняющие поведенческие стереотипы. Публичные библиотеки обслуживают все категории населения, учитывая их профессиональные, образовательные, культурные, досуговые и другие потребности и интересы. Применительно к детям и юношеству они способствуют развитию у них умений и навыков рационального чтения, воображения и творческих способностей, компьютерной грамотности, а также занимаются обеспечением учебного процесса и образовательной деятельности подрастающего поколения. Особое внимание уделяется читателям-педагогам (средней и высшей школы). Значительное место в публичных библиотеках отводится обслуживанию таких категорий читателей, как инвалиды, пожилые и престарелые люди, госпитализированные больные. Библиотечно-библиографическое обслуживание_________________ 143 Инвалидам, в том числе испытывающим трудности в передвижении (инвалиды-колясочники и др.), создаются условия для самостоятельного посещения библиотеки, а для тех, кто этого не может, организуется обслуживание на дому. Посещение библиотеки для инвалидов имеет большое психологическое значение, т. к. открывает возможности общения с библиотекарем и другими читателями, самостоятельного выбора книг. Для улучшения обслуживания инвалидов библиотеки сотрудничают с ВОС, ВОГ, ВОИ и другими обществами, организуя при них пункты выдачи или передвижные библиотеки. Особого внимания требует работа библиотекарей в помощь обучению и воспитанию инвалидов-детей. Свои особенности имеет организация библиотечно-библиографического обслуживания читателей пожилого возраста. В этой работе библиотекари опираются на федеральную целевую программу «Старшее поколение» (1997 г.), а также рекомендации геронтологов, касающиеся психофизиологических особенностей поведения читателей «третьего возраста». Большие возможности открывает связь с домами-интернатами для престарелых, госпиталями ветеранов войны, с территориальными центрами социального обслуживания. Обеспечивается доставка книг на дом престарелым читателям. В работе с этой группой населения важно создавать атмосферу дружелюбия и непринужденности, проявлять терпимое отношение к негативным проявлениям старения, учитывать состояние здоровья, самочувствия читателей, быть доброжелательными и чуткими, содействовать интеллектуальному и духовному общению пожилых читателей с молодежью. Важно создание благоприятных условий для посещения библиотек: оборудовать в библиотеках специальные лифты, удобные поручни на лестницах, открывать «уголки отдыха», добиваться расположения у библиотек остановок общественного транспорта. Определенную роль могут играть публичные библиотеки в обслуживании госпитализированных больных. Больные и выздоравливающие должны иметь возможность продолжать пользоваться услугами библиотеки. Здесь перспективно использование библиотерапии как лечения чтением (или прослушиванием) специально подобранных текстов. В этом деле необходимо объединение усилий врача и библиотекаря. Свои специфические потребности имеют такие относительно новые группы пользователей библиотек, как предприниматели, представители малого и среднего бизнеса, фермеры, пытающиеся переквалифицироваться безработные, беженцы и вынужденные переселенцы. С каждой из перечисленных групп читателей ведется дифференцированная работа, которая соответствовала бы особенностям и возможностям восприятия информации той или иной группой. В определении практической стратегии библиотечно-библиографического обслуживания важную роль играют научные принципы и нормативные установки. 144__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание Принцип дифференцированного подхода к пользователям библиотеки на основе их изучения. Суть этого принципа состоит в том, что сила воздействия книги возрастает, если она адресуется не читателю вообще, а определенному человеку, максимально соответствует его читательской подготовке, потребностям и интересам. Библиотекарь имеет дело с пользователями, различающимися по возрасту, профессии, образованию, психологическому складу и иным особенностям. Эти и другие качества личности влияют на выбор книг и характер их чтения, а значит, обслуживание каждого читателя в каждом конкретном случае будет неодинаковым. Реализация этого принципа ставит перед библиотекарями задачу изучать пользователей и «непользователей» библиотеки и на этой основе вести с ними работу. Конечная цель — «каждому читателю его книгу, каждой книге — ее читателя». Принцип систематичности в библиотечно-библиографическом обслуживании заключается в том, что только создание четкой системы библиотечно-библиографического обслуживания обеспечивает успех читательской деятельности. Данный принцип действует на взаимосвязанных уровнях библиотечной и читательской деятельности: • библиотечно-библиографическое обслуживание должно развиваться как неотъемлемая часть всей системы библиотечной деятельности конкретной библиотеки; • каждый отдельный рекомендательный и другой библиотечный акт должен быть органичным элементом системы библиотечно-библиографического обслуживания; Библиотечная деятельность должна быть направлена на то, чтобы: • чтение каждого читателя из разрозненного, эпизодического постепенно превращалось в систему разнообразного и всестороннего чтения, направленного на получение определенного круга знаний; • читательская деятельность представляла систему действий, складывающихся из умения определить цель чтения, выбрать нужную книгу, уточнить рациональные приемы ее чтения, конспектирования и т. д.; • чтение по каждой теме включало, помимо книг, журнальные, газетные и другие материалы; • пользователь библиотеки умел задействовать по интересующей его теме не только возможности библиотеки, но и радио, телевидения, кино, театра, музеев и ресурсы компьютерных сетей. Принцип плюрализма в библиотечно-библиографическом обслуживании заключается в том, что библиотекарь признает естественным право пользователя на свободу выбора из представленных ему источников Библиотечно-библиографическое обслуживание информации, раскрывающих различные политические, экономические, культурные, мировоззренческие, ценностные подходы, близкие ему по духу, настроению, желанию. Свобода выбора литературы гарантирована Конституцией и Законом «О библиотечном деле в РФ». За рамками действия этого принципа оказывается лишь литература, содержащая государственную тайну, пропагандирующая войну, призывающая к национальной розни. Конечную цель принципа можно сформулировать следующим образом: следует воспитывать терпимость и уважение к другим взглядам и мнениям, выработать умение слушать других. Принцип диалогичности в библиотечно-библиографическом обслуживании. Движущей силой эффективного обслуживания являются диалоги: библиотекаря с библиотекарем, библиотекаря с пользователями библиотеки, читателя с самим собой (автокоммуникация), читателя с автором книги (прямо или косвенно в процессе чтения), читателей между собой и т. д. Задачей библиотекаря является создание условий для содержательного и взаиморазвивающего диалога. Данный принцип требует модернизации традиционных способов библиотечного обслуживания путем поиска и усиления в них диалогического начала, разработки новых способов библиотечного обслуживания, построенных на использовании возможностей межличностного общения. Принцип двойного влияния. Жизнь влияет на содержание создаваемой автором книги, а книга, в свою очередь, в той или иной степени способствует изменению жизни, причем роль книги в жизни читателя и общества может быть как положительной, так и отрицательной. Отсюда можно сформулировать цель библиотечного обслуживания: заинтересовать читателя хорошей книгой, учить умению выбирать источники чтения. Принцип краеведческого подхода заключается в том, что для повышения интереса, эффективности и глубины усвоения почти любой темы, к которой обратился пользователь библиотеки, возможно и полезно найти место для краеведческих знаний, чтения краеведческой литературы. С усвоением этих знаний и, соответственно, при использовании их важного носителя — краеведческих документов — усиливается «укоренение» личности, укрепляется ее индивидуальность и самостоятельность, развивается мировоззрение. Поэтому краеведческие знания являются «сопутствующим» элементом при рекомендации литературы. Они становятся также важной составляющей в чтении, обеспечивающем более легкую адаптацию и «вживание» мигрантов в новую для них среду обитания (в том числе переселенцев, беженцев и др.). Краеведческие знания актуализируют чтение, делают его более интересным, конкретным и близким. Принцип наглядности в библиотечно-библиографическом обслуживании. Обязательность наглядной демонстрации книги всегда и во всех действиях библиотекаря при ее рекомендации читателям связана с тем, что посредством зрительного канала воспринимается максимальное коли- ] 46__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание чество информации (от 80 до 90%), и она является наиболее устойчивой, лучше запоминающейся. Библиотекарями при рекомендации книги используются три вида наглядности: • сама книга или другой носитель информации. Высшее проявление этого вида наглядности — открытый доступ к фонду библиотеки; • образ книги, представленный в виде ее макета, фотографий, рисунков и т. д., акцентирующий внимание пользователей библиотеки на каких-то важных (с точки зрения библиотекаря) характеристиках книги. Используется как элемент книжной выставки, плаката, рекомендательного списка литературы и т. д.; • библиографическое описание книги, когда демонстрируется не книга, а совокупность библиографических сведений о ней, достаточных для общей характеристики и идентификации этой книги, нахождения ее на полке. Используется в различных каталогах, картотеках, списках литературы и т. д. Каждый из этих видов наглядности имеет свои достоинства и недостатки, поэтому в процессе библиотечного обслуживания целесообразно комплексное их использование. Конечная цель принципа формируется как необходимость показа читателю, что книга есть в библиотеке и доступна ему. Качество повседневного обслуживания читателей, надежность результатов, полученных в ходе его изучения, восприимчивость персонала библиотеки к нововведениям зависят от квалификации библиотекаря отдела обслуживания, который должен быть «мастером чтения» (синонимы: «зрелый читатель», «читатель-мастер»). Интересно вспомнить в этой связи слова Л. Б. Хавкиной, классика отечественного библиотековедения, которая еще в 1930 г. писала: «Нельзя представить себе истинного библиотекаря (а не просто выдавателя книг) без достаточной начитанности и без достаточного знания книг. Это главное, что нужно библиотекарю» и далее: «Книг слишком много, чтобы можно было бы их все знать непосредственно, но то основное, «ядро», с которым ему приходится работать, те книги, с которыми он знакомит массового читателя, он должен сам перечитать». Значит, библиотекарь отделов выдачи должен быть квалифицированным читателем, владеть приемами рационального чтения, знать и использовать различные способы работы с книгой. Это одно из главных сущностных свойств, определяющих профессиональную пригодность библиотекаря, возможность успешно трудиться в отделе обслуживания, пользоваться авторитетом у читателя библиотеки. А как быть с теми книгами, которые не вошли в «ядро» (по определению Л. Б. Хавкиной), как сделать так, чтобы эти книги библиотекарь тоже знал? Дело в том. что. как показывает практика и исследования, библиотекарь должен знать больше книг, чем самый начитанный пользователь библиотеки. И здесь библиотекарю на помощь приходят специальные допол- Библиотечные услуги_______________________________________ 147 нительные библиотечные способы чтения, которые и помогают решить эту отнюдь не легкую задачу [11]. Однако такое внимание к чтению библиотекаря не умаляет важность других личностных и профессиональных качеств, необходимых для эффективного общения с пользователями. Библиотечным профессиональным сообществом разработаны следующие рекомендации в помощь работникам отделов обслуживания |9, 10]: 1. Во время выдачи книг библиотекарь находится целиком в распоряжении читателя и желает продемонстрировать это. 2. Следует стремиться создать первое благоприятное впечатление. 3. Работать надо спокойно, с максимальным усилием. 4. Если читатель не симпатичен библиотекарю, ни в коем случае ему это не показывают. Со всеми посетителями необходимо быть ровным в общении, вежливым и доброжелательным. Трудные читатели не должны быть неожиданностью для библиотекаря. Недопустимо спорить с читателем. 5. Читатель может ждать, только если библиотекарь обслуживает других посетителей, но не в том случае, если библиотекарь занят внутренней работой, какой бы срочной она ни являлась. 6. Не бывает глупых читательских запросов. Если читатель просит совета, библиотекарь пытается его понять, постоянно проявляя готовность дать справку, но делает это осторожно и ненавязчиво. 7. Сотрудник не имеет права перенаправлять читателя к другим сотрудникам или СБА, если сам может помочь. 8. Библиотекарь должен без стеснения признавать свою некомпетентность, но только в сфере деятельности читателя (в плане понимания его запроса), а не в собственной сфере (знания фонда и СБА). 9. Замечания взрослому читателю в библиотеке должны делать другие читатели, если его действия мешают им сосредоточиться. Библиотекарь старается замечания не делать.
10. Когда посетитель нарушает правила, надо показать ему, что этим он ущемляет права или мешает другим читателям, но не библиотекарю. 11. Следует следить, чтобы в объявлениях запрещающие слова звучали мягко, как просьба, а не как требование. 12. Библиотекарь должен уметь смотреть на библиотеку глазами читателя, делая это постоянно. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|