Групповое и фронтальное (кассовое) библиотечно-библиографическое обслуживание
Групповое библиотечно-библиографическое обслуживание предполагает удовлетворение культурно-информационных потребностей небольших коллективов (групп) пользователей, объединенных общими интересами. Фронтальное библиотечно-библиографическое обслуживание строится таким образом, чтобы удовлетворить культурно-информационные потребности, которые характерны для большинства пользователей и «непользователей» библиотеки. Такое обслуживание помогает привлечь их внимание к библиотеке, чтению, конкретной книге. Групповые и фронтальные мероприятия должны проводиться так, чтобы поставленные вопросы и их раскрытие были понятны и интересны и тем, кто хорошо знает рекомендуемую книгу, и тем, кто впервые знакомится с ней. Ориентирами для организации группового обслуживания являются реально функционирующие (учителя, предприниматели) или условно объединенные (любители поэзии, собиратели почтовых марок) группы читателей; для фронтального — все пользователи библиотеки и «непользователи», проживающие в районе ее деятельности, — так называемая читательская аудитория библиотеки. Читательская группа и читательская аудитория имеют между собой много общего, так как и ту и другую образует множество индивидов, но содержание этих понятий различно. Читательская группа — это совокупность индивидов, имеющих какие-то общие объективно существующие характеристики и свойства. Это вполне определенное устойчивое множество, упорядоченное по тому или иному признаку, значимому для библиотечного обслуживания: по полу, возрасту, профессии, интересам. В читательской аудитории это множество не представляет собой самостоятельного целостного образования, «вхождение» разных индивидов в состав множества носит неупорядоченный, «неорганизованный» характер. Иначе говоря, такое множество зависит от конкретной библиотечной ситуации (она и определяет, в известной мере, заинтересованность того или иного читателя в посещении мероприятий, планируемых библио- Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания 163 текой), отличается заведомо неопределенным количеством и непредсказуемым составом (читатель той или иной группы может и не посетить то или иное мероприятие), размытыми (открытыми) границами, меняющимися от случая к случаю, от мероприятия к мероприятию. Одна и та же книга может стать объектом рассмотрения как на групповом мероприятии, так и на фронтальном. Но раскрываться она будет по-разному. На групповом мероприятии, охватывающем небольшое количество людей, появляется возможность более глубоко раскрыть книгу с учетом интересов большего числа присутствующих; на фронтальном мероприятии — охватить большее количество представителей разных групп, но раскрыть только те стороны, которые одинаково им интересны. Групповое мероприятие требует длительной подготовки, но тогда, когда надо быстрее познакомить с книгой, лучше использовать фронтальное мероприятие, которое готовить легче, чем групповое. Надо заметить, что жесткой «привязки» того или иного способа массового обслуживания только к групповой или только фронтальной работе не существует. Основываясь на направленности и возможностях каждого способа библиотечно-библиографического обслуживания, раскрыть перед пользователями библиотеки сущность произведений печати и/или развить информационную культуру, способы массового обслуживания можно разделить на критико-аналитические, позитивно-иллюстративные, рекомендательно-информационные, а также опосредованной рекомендации книги. Критико-аналитические способы призваны обеспечить всесторонний и глубокий анализ произведений печати или отдельных проблем, изложенных в них. Заинтересованное отношение читателей к рассматриваемым на мероприятии книгам предполагает предварительное ознакомление их с этими книгами и с публикациями о них. В основе способов, входящих в эту группу, критический, творческий подход к диалогу библиотекаря и участников дискуссии, участников дискуссии между собой. В результате обмена мнениями, направляемого ведущим, вырабатывается определенное общественное мнение о произведении и его целостности. К основным способам, входящим в эту группу, относятся: различные виды обсуждения произведений отраслевой и художественной литературы (читательские и читательско-зрительские, заочные и др.); литературные диспуты; громкие чтения, сопровождающиеся комментариями чтеца, вопросами слушателей и нередко завершающиеся обсуждением прочитанного; вечера вопросов и ответов и др. Обсуждение книг способствует возбуждению читательской активности, выработке умений и навыков критического мышления, самостоятельной работы над книгой, формированию эстетических взглядов и вкусов. Чтобы обсуждение было принципиальным и активным, требуется серьезная и длительная подготовка. Одним из решающих условий, обеспечивающих живой, полезный обмен мнениями о книгах, является правильный 164__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание выбор произведения. Если большинство считает произведение хорошим или плохим и это так, то вряд ли целесообразно проводить обсуждение. Если же мнения разделились или достойное произведение не встречает понимания, а плохое хвалят, то тогда, видимо, проведение обсуждения оправдано. После выбора произведения (одного или нескольких) составляется план подготовки обсуждения. Самое главное при этом — учесть возможности индивидуального подхода к будущим участникам обсуждения, оказания им необходимой консультационной помощи, подбора литературы и др. При разработке программы обсуждения надо иметь в виду, что главное место в нем должны занимать выступления читателей. Обсуждение открывается кратким (5-10 мин.) вступительным словом ведущего, которое должно быть как можно более живым и интересным, дать общее направление выступлениям, но ни в коей мере не предвосхищать мнений читателей о книге. Больше времени следует отвести для заключительного слова, в котором подытоживаются выступления, на их основе дается оценка произведения и корректируются, если это необходимо, неверные высказывания читателей. Материалы обсуждения — отзывы читателей, протокол или стенограмма, план подготовки — представляющие большой интерес, собираются и хранятся в библиотеке. Копии протоколов и отзывы направляются авторам и редакциям издательств. Вечер вопросов и ответов — способ вовлечения читателей библиотеки в познавательную деятельность и активизации чтения отраслевой и художественной литературы. Здесь есть возможность практически показать, как тесно познавательный процесс связан с чтением путем использования потенциала, заложенного в вопросно-ответной форме мыслительной деятельности. Именно вопрос многие специалисты рассматривают как первое, исходное звено познавательного процесса, справедливо считая, что всякий полноценный акт познания заключает в себе вопрос, и именно вопросом выражается первое пробуждение мысли. Каждое решение одного вопроса порождает у пользователя библиотеки множество новых вопросов, требующих обращения к литературе. И это понятно, ибо вопрос представляет собой форму движения мысли, в нем ярко выражен момент перехода от незнания к знанию. Он намечает путь к образованию новых знаний, подготавливает почву для их возникновения и дает толчок к их приобретению, в том числе и через чтение. О теме встречи пользователи библиотек извещаются заранее. В период подготовки для привлечения внимания к теме и ее раскрытию оформляется книжная выставка или библиотечный плакат; активно рекомендуется литература, проводятся беседы, индивидуальное консультирование; рассылаются письменные приглашения. До начала мероприятия по его теме собирают вопросы читателей, которые затем систематизируются. После Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания 165 краткого вступительного слова ведущего присутствующим задается первый вопрос и желающим предлагается дать на него ответ. По каждому вопросу ведущий обобщает высказанные мнения и дает резюме. Он также рекомендует, что можно дополнительно прочитать по этому вопросу, называет интересные библиографические пособия. Далее ведущий выясняет, не появились ли по ходу обсуждения новые вопросы слушателей. Если вопросы возникли — повторяется предыдущая процедура ответов на каждый новый вопрос. В библиотеке эти вечера проводятся по-разному: периодически по одной теме (предложенной библиотекарями или читателями), по меняющимся (разным) темам в зависимости от изменения интересов пользователей. Иногда тема конкретно не обозначается, а собираются разные вопросы. В этом случае мероприятие зачастую называют «Отвечаем на ваши вопросы», «Есть вопросы — даем ответы», «Специалисты отвечают». При систематизации вопросов определяется, каких специалистов необходимо пригласить. Позитивно-иллюстративные способы. В эту группу входят способы, которые главным образом знакомят пользователей библиотеки с позитивными фактами, событиями, изложенными в произведениях печати, с жизнью и деятельностью их авторов. При их проведении учитывают рекомендации физиологов и психологов о чередовании видов познавательной деятельности как возможности повышения эффективности этих мероприятий. Это достигается, во-первых, раскрытием одной и той же темы различными средствами (музыка, художественное слово, изобразительное искусство, аудио-, видеоматериалы), широко используются возможности радио, телевидения, кино. Давно доказано, что для привлечения внимания к обыденным явлениям надо показать в них новые, неожиданные стороны, возбуждая любопытство, переключая активную любознательность читателя, а отсюда — один шаг до самостоятельной работы. Успешное использование способов данной группы зависит от новизны, от раскрытия произведения с новых, неизвестных читателю сторон. При этом от слушателей, пришедших на мероприятие, не требуется обязательного предварительного ознакомления с литературой, что необходимо для успешного участия в мероприятиях первой группы. Учитывая определенные интересы читателей, их жизненный опыт, библиотекарь до начала мероприятия советует прочесть литературу, которая подводит к более глубокому осмыслению материалов непосредственно на мероприятии. Типичными для этой группы являются различные встречи, главным героем которых являются книги и их творцы. Они могут быть посвящены встрече с современным политическим деятелем и его новой книгой, встречи с писателем, ученым и т.п. Особое место здесь занимают так называемые «чтения», литературно-художественные композиции, раскрывающие жизнь и творчество заме- Библиотечно-библиографическое обслуживание нательного человека, представляющие собой циклы мероприятий, связанных главной темой «чтения». В основе «чтения» лежат специально разрабатываемые сценарии. Участниками могут быть артисты, участники художественной самодеятельности, библиотекари и читатели. Особняком стоят принадлежащие к этой группе так называемые вечера занимательной науки — весьма перспективный и давно успешно используемый библиотекарями способ привлечения прежде всего молодежи к науке через использование научно-популярных книг и статей, написанных в жанре «занимательная наука». В этом «ключе» выпускаются весьма интересно и привлекательно написанные работы. В их числе можно упомянуть и «Занимательную библиографию» (И. Г. Моргенштерна и Б. Т. Уткина) и другие многочисленные издания — от занимательной астрономии до занимательного ясновидения. Рекомендательно-информационные способы. Цель их — заинтересовать читателей, убедить их в необходимости чтения рекомендованных произведений. Они привлекают внимание к лучшим произведениям печати, обеспечивают широкую информацию о них, раскрывают особенности художественных произведений или актуальные вопросы, освещенные в отраслевой литературе, и тем самым способствуют повышению общеобразовательного, общекультурного и профессионального уровня читателей. Здесь действует прием создания так называемой «проблемной ситуации». Суть его состоит в том, что библиотекарь, рассказывая о книге, останавливается на самом интересном, побуждая заинтересовавшегося читателя самому в процессе чтения узнать остальное (ответить для себя на вопрос «А что было дальше?»). Специфика создания «проблемных ситуаций» в каждом отдельном случае зависит от используемого способа, читательской группы и особенности той области знания, к которой относятся рекомендуемые статьи и книги. Устный журнал — оперативный способ информации о новинках отраслевой и художественной литературы, о книгах, готовящихся к печати, а также о содержании новых периодических изданий. По характеру он похож на обычный научно-популярный журнал. В той или иной степени устному журналу присущи: постоянное название, периодичность, оперативность, актуальность, разнообразие материала и обязательно — новизна предлагаемой информации. По аналогии с печатным устный журнал состоит из ряда разделов — «страниц». «Страница» может быть целиком посвящена рассказу об одной книге или статье, теме и завершается обычно рекомендацией печатного источника. Иногда заключительной бывает специальная «библиографическая страница», на которой дается информация о литературе по всему выпуску. Если весь журнал не посвящен конкретному краю, то в нем все равно используются и краеведческие материалы. Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания 167 Открывая журнал, ведущий кратко сообщает его содержание, затем предоставляет слово выступающим. «Страницы» (их может быть от трех до пяти) часто иллюстрируются с помощью аудиовизуальных средств, книжных выставок. Заканчивается выпуск кратким заключительным словом ведущего. Премьера книги (журнала, новой газеты). Этот способ используется для информирования пользователей библиотек о выходе нового издания, показа его достоинств. В премьере книги участвуют представители издательства, автор, художник и другие лица, «причастные» к ней (в том числе и прототипы произведения, участники событий, описанных в книге, и т. п.). Премьера книги сопровождается книжной выставкой по ее теме, продажей книжной новинки с автографом автора или подпиской на соответствующее периодическое издание. В последнее время это мероприятие часто называют презентацией нового издания. «Самая интересная книга, прочитанная мною в 20_____ г.». Это ме Способы опосредованной рекомендации книг. Суть этих способов состоит в том, что, пропагандируя деятельность библиотеки, рассказывая о ее возможностях, о пользе чтения, развивая у пользователей библиотеки информационную культуру, библиотекари подводят пользователей и «непользователей» библиотеки к необходимости чтения. Способы, входящие в эту группу, являются важными составляющими деятельности «паб-лик рилейшинз». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|