Здавалка
Главная | Обратная связь

Групповое и фронтальное (кассовое) библиотечно-библиографическое обслуживание



Групповое библиотечно-библиографическое обслуживание предпола­гает удовлетворение культурно-информационных потребностей небольших коллективов (групп) пользователей, объединенных общими интересами.

Фронтальное библиотечно-библиографическое обслуживание стро­ится таким образом, чтобы удовлетворить культурно-информационные потребности, которые характерны для большинства пользователей и «не­пользователей» библиотеки. Такое обслуживание помогает привлечь их внимание к библиотеке, чтению, конкретной книге.

Групповые и фронтальные мероприятия должны проводиться так, чтобы поставленные вопросы и их раскрытие были понятны и интересны и тем, кто хорошо знает рекомендуемую книгу, и тем, кто впервые знако­мится с ней.

Ориентирами для организации группового обслуживания являются реально функционирующие (учителя, предприниматели) или условно объединенные (любители поэзии, собиратели почтовых марок) группы чи­тателей; для фронтального — все пользователи библиотеки и «непользо­ватели», проживающие в районе ее деятельности, — так называемая чита­тельская аудитория библиотеки.

Читательская группа и читательская аудитория имеют между собой много общего, так как и ту и другую образует множество индивидов, но содержание этих понятий различно.

Читательская группа — это совокупность индивидов, имеющих ка­кие-то общие объективно существующие характеристики и свойства. Это вполне определенное устойчивое множество, упорядоченное по тому или иному признаку, значимому для библиотечного обслуживания: по полу, возрасту, профессии, интересам.

В читательской аудитории это множество не представляет собой самостоятельного целостного образования, «вхождение» разных индиви­дов в состав множества носит неупорядоченный, «неорганизованный» ха­рактер. Иначе говоря, такое множество зависит от конкретной библиотеч­ной ситуации (она и определяет, в известной мере, заинтересованность того или иного читателя в посещении мероприятий, планируемых библио-


Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания 163

текой), отличается заведомо неопределенным количеством и непредсказу­емым составом (читатель той или иной группы может и не посетить то или иное мероприятие), размытыми (открытыми) границами, меняющимися от случая к случаю, от мероприятия к мероприятию.

Одна и та же книга может стать объектом рассмотрения как на груп­повом мероприятии, так и на фронтальном. Но раскрываться она будет по-разному. На групповом мероприятии, охватывающем небольшое количе­ство людей, появляется возможность более глубоко раскрыть книгу с уче­том интересов большего числа присутствующих; на фронтальном мероп­риятии — охватить большее количество представителей разных групп, но раскрыть только те стороны, которые одинаково им интересны. Группо­вое мероприятие требует длительной подготовки, но тогда, когда надо бы­стрее познакомить с книгой, лучше использовать фронтальное мероприя­тие, которое готовить легче, чем групповое. Надо заметить, что жесткой «привязки» того или иного способа массового обслуживания только к групповой или только фронтальной работе не существует.

Основываясь на направленности и возможностях каждого способа библиотечно-библиографического обслуживания, раскрыть перед пользо­вателями библиотеки сущность произведений печати и/или развить ин­формационную культуру, способы массового обслуживания можно разде­лить на критико-аналитические, позитивно-иллюстративные, рекоменда­тельно-информационные, а также опосредованной рекомендации книги.

Критико-аналитические способы призваны обеспечить всесторон­ний и глубокий анализ произведений печати или отдельных проблем, изло­женных в них. Заинтересованное отношение читателей к рассматривае­мым на мероприятии книгам предполагает предварительное ознакомление их с этими книгами и с публикациями о них. В основе способов, входящих в эту группу, критический, творческий подход к диалогу библиотекаря и участников дискуссии, участников дискуссии между собой. В результате обмена мнениями, направляемого ведущим, вырабатывается определен­ное общественное мнение о произведении и его целостности.

К основным способам, входящим в эту группу, относятся: различные виды обсуждения произведений отраслевой и художественной литерату­ры (читательские и читательско-зрительские, заочные и др.); литератур­ные диспуты; громкие чтения, сопровождающиеся комментариями чтеца, вопросами слушателей и нередко завершающиеся обсуждением прочитан­ного; вечера вопросов и ответов и др.

Обсуждение книг способствует возбуждению читательской активно­сти, выработке умений и навыков критического мышления, самостоятель­ной работы над книгой, формированию эстетических взглядов и вкусов. Чтобы обсуждение было принципиальным и активным, требуется серьез­ная и длительная подготовка. Одним из решающих условий, обеспечиваю­щих живой, полезный обмен мнениями о книгах, является правильный


164__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание

выбор произведения. Если большинство считает произведение хорошим или плохим и это так, то вряд ли целесообразно проводить обсуждение. Если же мнения разделились или достойное произведение не встречает понимания, а плохое хвалят, то тогда, видимо, проведение обсуждения оправдано.

После выбора произведения (одного или нескольких) составляется план подготовки обсуждения. Самое главное при этом — учесть возмож­ности индивидуального подхода к будущим участникам обсуждения, ока­зания им необходимой консультационной помощи, подбора литературы и др. При разработке программы обсуждения надо иметь в виду, что главное место в нем должны занимать выступления читателей.

Обсуждение открывается кратким (5-10 мин.) вступительным сло­вом ведущего, которое должно быть как можно более живым и интерес­ным, дать общее направление выступлениям, но ни в коей мере не предвос­хищать мнений читателей о книге. Больше времени следует отвести для заключительного слова, в котором подытоживаются выступления, на их основе дается оценка произведения и корректируются, если это необходи­мо, неверные высказывания читателей.

Материалы обсуждения — отзывы читателей, протокол или стено­грамма, план подготовки — представляющие большой интерес, собирают­ся и хранятся в библиотеке. Копии протоколов и отзывы направляются авторам и редакциям издательств.

Вечер вопросов и ответов — способ вовлечения читателей библио­теки в познавательную деятельность и активизации чтения отраслевой и художественной литературы. Здесь есть возможность практически пока­зать, как тесно познавательный процесс связан с чтением путем использо­вания потенциала, заложенного в вопросно-ответной форме мыслитель­ной деятельности. Именно вопрос многие специалисты рассматривают как первое, исходное звено познавательного процесса, справедливо считая, что всякий полноценный акт познания заключает в себе вопрос, и именно вопросом выражается первое пробуждение мысли. Каждое решение одно­го вопроса порождает у пользователя библиотеки множество новых воп­росов, требующих обращения к литературе. И это понятно, ибо вопрос представляет собой форму движения мысли, в нем ярко выражен момент перехода от незнания к знанию. Он намечает путь к образованию новых знаний, подготавливает почву для их возникновения и дает толчок к их приобретению, в том числе и через чтение.

О теме встречи пользователи библиотек извещаются заранее. В пери­од подготовки для привлечения внимания к теме и ее раскрытию оформля­ется книжная выставка или библиотечный плакат; активно рекомендуется литература, проводятся беседы, индивидуальное консультирование; рас­сылаются письменные приглашения. До начала мероприятия по его теме собирают вопросы читателей, которые затем систематизируются. После


Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания 165

краткого вступительного слова ведущего присутствующим задается пер­вый вопрос и желающим предлагается дать на него ответ. По каждому воп­росу ведущий обобщает высказанные мнения и дает резюме. Он также ре­комендует, что можно дополнительно прочитать по этому вопросу, назы­вает интересные библиографические пособия. Далее ведущий выясняет, не появились ли по ходу обсуждения новые вопросы слушателей. Если вопросы возникли — повторяется предыдущая процедура ответов на каж­дый новый вопрос.

В библиотеке эти вечера проводятся по-разному: периодически по одной теме (предложенной библиотекарями или читателями), по меняю­щимся (разным) темам в зависимости от изменения интересов пользовате­лей. Иногда тема конкретно не обозначается, а собираются разные вопро­сы. В этом случае мероприятие зачастую называют «Отвечаем на ваши вопросы», «Есть вопросы — даем ответы», «Специалисты отвечают». При систематизации вопросов определяется, каких специалистов необходимо пригласить.

Позитивно-иллюстративные способы. В эту группу входят спосо­бы, которые главным образом знакомят пользователей библиотеки с по­зитивными фактами, событиями, изложенными в произведениях печати, с жизнью и деятельностью их авторов. При их проведении учитывают реко­мендации физиологов и психологов о чередовании видов познавательной деятельности как возможности повышения эффективности этих меропри­ятий. Это достигается, во-первых, раскрытием одной и той же темы раз­личными средствами (музыка, художественное слово, изобразительное искусство, аудио-, видеоматериалы), широко используются возможности радио, телевидения, кино. Давно доказано, что для привлечения внимания к обыденным явлениям надо показать в них новые, неожиданные стороны, возбуждая любопытство, переключая активную любознательность чита­теля, а отсюда — один шаг до самостоятельной работы.

Успешное использование способов данной группы зависит от новиз­ны, от раскрытия произведения с новых, неизвестных читателю сторон. При этом от слушателей, пришедших на мероприятие, не требуется обяза­тельного предварительного ознакомления с литературой, что необходимо для успешного участия в мероприятиях первой группы. Учитывая опреде­ленные интересы читателей, их жизненный опыт, библиотекарь до начала мероприятия советует прочесть литературу, которая подводит к более глубокому осмыслению материалов непосредственно на мероприятии.

Типичными для этой группы являются различные встречи, главным героем которых являются книги и их творцы. Они могут быть посвящены встрече с современным политическим деятелем и его новой книгой, встре­чи с писателем, ученым и т.п.

Особое место здесь занимают так называемые «чтения», литературно-художественные композиции, раскрывающие жизнь и творчество заме-



Библиотечно-библиографическое обслуживание


нательного человека, представляющие собой циклы мероприятий, связан­ных главной темой «чтения». В основе «чтения» лежат специально разра­батываемые сценарии. Участниками могут быть артисты, участники худо­жественной самодеятельности, библиотекари и читатели. Особняком сто­ят принадлежащие к этой группе так называемые вечера занимательной науки — весьма перспективный и давно успешно используемый библиоте­карями способ привлечения прежде всего молодежи к науке через исполь­зование научно-популярных книг и статей, написанных в жанре «занима­тельная наука». В этом «ключе» выпускаются весьма интересно и привле­кательно написанные работы. В их числе можно упомянуть и «Занима­тельную библиографию» (И. Г. Моргенштерна и Б. Т. Уткина) и другие многочисленные издания — от занимательной астрономии до заниматель­ного ясновидения.

Рекомендательно-информационные способы. Цель их — заинтере­совать читателей, убедить их в необходимости чтения рекомендованных произведений. Они привлекают внимание к лучшим произведениям печа­ти, обеспечивают широкую информацию о них, раскрывают особенности художественных произведений или актуальные вопросы, освещенные в отраслевой литературе, и тем самым способствуют повышению общеобра­зовательного, общекультурного и профессионального уровня читателей.

Здесь действует прием создания так называемой «проблемной ситуа­ции». Суть его состоит в том, что библиотекарь, рассказывая о книге, ос­танавливается на самом интересном, побуждая заинтересовавшегося чита­теля самому в процессе чтения узнать остальное (ответить для себя на вопрос «А что было дальше?»). Специфика создания «проблемных ситуа­ций» в каждом отдельном случае зависит от используемого способа, чита­тельской группы и особенности той области знания, к которой относятся рекомендуемые статьи и книги.

Устный журнал — оперативный способ информации о новинках от­раслевой и художественной литературы, о книгах, готовящихся к печати, а также о содержании новых периодических изданий. По характеру он похож на обычный научно-популярный журнал. В той или иной степени устному журналу присущи: постоянное название, периодичность, опера­тивность, актуальность, разнообразие материала и обязательно — новиз­на предлагаемой информации.

По аналогии с печатным устный журнал состоит из ряда разделов — «страниц». «Страница» может быть целиком посвящена рассказу об одной книге или статье, теме и завершается обычно рекомендацией печатного источника. Иногда заключительной бывает специальная «библиографи­ческая страница», на которой дается информация о литературе по всему выпуску. Если весь журнал не посвящен конкретному краю, то в нем все равно используются и краеведческие материалы.


Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания 167

Открывая журнал, ведущий кратко сообщает его содержание, затем предоставляет слово выступающим. «Страницы» (их может быть от трех до пяти) часто иллюстрируются с помощью аудиовизуальных средств, книжных выставок. Заканчивается выпуск кратким заключительным сло­вом ведущего.

Премьера книги (журнала, новой газеты). Этот способ использу­ется для информирования пользователей библиотек о выходе нового изда­ния, показа его достоинств. В премьере книги участвуют представители издательства, автор, художник и другие лица, «причастные» к ней (в том числе и прототипы произведения, участники событий, описанных в книге, и т. п.). Премьера книги сопровождается книжной выставкой по ее теме, продажей книжной новинки с автографом автора или подпиской на соот­ветствующее периодическое издание. В последнее время это мероприятие часто называют презентацией нового издания.

«Самая интересная книга, прочитанная мною в 20_____ г.». Это ме­
роприятие представляет собой встречу, на которой каждый может расска­
зать о самой интересной книге, которую он прочитал в текущем году. Вы­
ступающие аргументированно объясняют, почему именно эту книгу они
считают самой интересной. После выступлений задаются вопросы. Встре­
ча дает возможность присутствующим из уст других абонентов библиоте­
ки узнать об интересных книгах и определить, стоит ли их читать. Библио­
текарь подводит итог встречи, используя свой авторитет для корректиров­
ки высказанных рекомендаций.

Способы опосредованной рекомендации книг. Суть этих способов состоит в том, что, пропагандируя деятельность библиотеки, рассказывая о ее возможностях, о пользе чтения, развивая у пользователей библиоте­ки информационную культуру, библиотекари подводят пользователей и «непользователей» библиотеки к необходимости чтения. Способы, входя­щие в эту группу, являются важными составляющими деятельности «паб-лик рилейшинз».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.