Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание
Публичная библиотека, как никакое другое культурное или образовательное учреждение, располагает возможностью индивидуальной работы с людьми. Контакт читателя с библиотекарем обязателен, однако станет он лишь эпизодом или началом плодотворного сотрудничества, во многом зависит от желания и компетенции как библиотекаря, так и читателя. Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание — процесс, обеспечивающий непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или одновременно несколькими читателями, учитывающий личностные особенности каждого. Последнее необходимо для того, чтобы читатель взял именно «свою» книгу, то есть доступную ему по уровню культуры чтения, соответствующую его интересам и реальным потребностям, учитывающую индивидуально-психологические особенности и возможности. Круг задач индивидуального обслуживания довольно широк: помощь в определении тематики чтения, выборе конкретной литературы, обсуждение прочитанного с целью определения и формирования читательских интересов и уточнения запросов, воспитания культуры чтения, оказания помощи в поиске произведений печати и ознакомлении с библиографическими источниками и справочниками. Практика индивидуального библиотечно-библиографического обслуживания, подкрепленная достижениями психологии личности и социальной психологии, показывает, что индивидуальное обслуживание более эффективно реализуется тогда, когда происходит общение библиотекаря не с одним читателем, а с несколькими одновременно. В этом случае начинает действовать так называемый синергетический эффект (или эффект «2 + 2 = 5»), который обеспечивает выделение дополнительной психической энергии, высвобождающейся в ходе и в результате взаимодействия членов группы. Эта энергия образует как бы «коллективный разум», объединяя интересы и возможности читателей, создает дух соревнования, ускоряя усвоение рекомендательных идей библиотекаря. 152__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание Что касается численного состава группы индивидуального обслуживания, то он колеблется от одного до 7 ± 2 человека, что обусловливается закономерностью, характеризующей объем оперативной памяти человека, которая эффективнее всего охватывает и сохраняет для восприятия число разных элементов 7 — 2 или 7 + 2 (так называемый «эффект Миллера>>). Универсальным способом индивидуального обслуживания является индивидуальная беседа с пользователями библиотеки. Она выступает как самостоятельный способ, так и присутствует во всех других способах индивидуального библиотечно-библиографического обслуживания и включает три взаимосвязанных вида: беседа при записи читателя в библиотеку; рекомендательная беседа; беседа при получении от пользователя прочитанной книги. Беседа при записи в библиотеку дает возможность собрать сведения о человеке, пожелавшем стать читателем. Эти сведения играют важную роль при определении стратегии, общего направления работы с новым пользователем библиотеки. Во время этой беседы его знакомят с правилами пользования, историей и традициями, которые сложились в библиотеке, с ее информационными возможностями, устанавливают уровень культуры чтения записывающегося. Наконец, выясняют, чем он может быть полезен для самой библиотеки. Желательно, чтобы эту беседу вел самый квалифицированный сотрудник библиотеки. Беседа при выдаче читателю литературы. Эта беседа считается тактической, ибо на основе знаний о читателе, полученных при его записи в библиотеку, определяется дальнейшая тактика обслуживания. Общее правило таких бесед сводится к следующему: об одной книге различным читателям говорят именно то, что они могут найти полезного в ней для себя, исходя из читательской культуры каждого, его цели обращения к книге, содержания и особенностей рекомендуемого издания. Рекомендательную беседу строят таким образом, чтобы читатель захотел прочесть книгу. Например, в рекомендательной беседе по художественному произведению желательно приводить яркие сведения о личности писателя, о замысле произведения, показать, почему писателя волновали именно эти мысли, почему использован именно этот жанр. Целесообразно остановиться на творческой истории произведения. Полезно рассказать о том времени, когда появилось произведение, как его приняли современники. Чтобы читателю легче было разобраться в произведении, нужно обратить его внимание на основные проблемы и нравственные коллизии в нем. Если по произведению создан фильм или спектакль, то об этом непременно нужно упомянуть. Не обязательно, конечно, все эти вопросы затрагивать в каждой беседе — само произведение и читатель подскажет библиотекарю на чем лучше остановиться. Беседа о прочитанном (корректировочная беседа) является способом проверки принятых библиотекарем решений по работе с читателем в целом и рекомендации конкретной книги. Характер беседы зависит от Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания 153 многих факторов, в том числе таких как особенности книги (содержание, читательское назначение), читательское развитие пользователя библиотеки и др. Главный критерий — выяснение степени достижения задачи чтения (выявление уровня восприятия, понимания прочитанного, уточнение читательских интересов и т. д.). Типовые приемы, обеспечивающие создание условий для вступления читателя в беседу с библиотекарем, сводятся к следующим: • если книга была взята по совету библиотекаря, следует выяснить, насколько удачна с точки зрения читателя была рекомендация; • если книга выбрана читателем самостоятельно, его просят оценить собственный выбор; • в случае, когда нет уверенности, что читатель самостоятельно вступит в беседу о прочитанном, не дожидаясь его отзыва, желательно поделиться с ним впечатлениями, которые остались после прочтения этой книги у библиотекаря. Читатель или соглашается с оценкой, или дополняет ее своими впечатлениями, или вступает в полемику с библиотекарем. Во время таких бесед библиотекарь помогает читателю глубоко разобраться в прочитанном. Индивидуальное плановое чтение. Здесь используются типовые планы чтения и другие «малые формы» библиографической продукции для организации индивидуального планового чтения. Приоритетные группы читателей, привлекаемые к плановому чтению — молодежь, лица, занимающиеся самообразованием. Суть данного способа заключается в привлечении пользователей библиотеки к чтению литературы по их интересам с постоянным переходом от одной темы к другой с целью разностороннего культурного или профессионального развития читателей, а также выработки у них умений и навыков систематического самообразовательного чтения. Ежегодно путем анкетирования читателей уточняются интересы пользователей библиотеки для привлечения их к плановому чтению. Целями подобного анкетирования являются: • определение круга тем, которые интересуют читателей; • определение тематики планов чтения, а также массовых мероприятий на основании анализа этих тем; • выяснение того, какие важные темы не вошли в читательский перечень и определение способов привлечения читателей к индивидуальному плановому чтению путем, во-первых, рекомендаций библиотекаря в процессе непосредственного общения с читателем, и, во-вторых, самостоятельного знакомства читателей с различными «малыми формами» библиографической продукции и рекомендательными указателями. Библиотечно-библиографическое обслуживание Используются в основном три вида индивидуального планового чтения на основе: • типовых планов чтения, которые создаются в библиотеках путем анализа наиболее часто повторяющихся интересов пользователей; • списков литературы типа «Что читать дальше». В фонде открытого доступа в книги, полезные с точки зрения библиотекаря, вкладываются списки литературы, которые помогают продолжить чтение, если тема заинтересовала читателя; • составления индивидуальных планов чтения наиболее подготовленным читателям вместе с библиотекарями на основе рекомендательных указателей литературы и других библиографических изданий. Способ индивидуального информирования заключается в постоянном оповещении специалистов о новой литературе по их профилю, как поступившей в библиотеку, так и выявленной по библиографическим источникам. Индивидуальное обслуживание носит название избирательного распространения информации (ИРИ), если оно: • осуществляется оперативно с оговоренной периодичностью; • имеет два контура, то есть читателю первоначально предоставляется библиографическая информация, и только затем по его требованию — полные тексты документов; • предусматривает анализ данных обратной связи, благодаря чему уточняются потребности абонента. По системе ИРИ обслуживаются читатели, профессиональная деятельность которых предполагает систематическое самостоятельное ознакомление с новой информацией по определенному кругу проблем при условии, что тематика их потребностей является стабильной. Среди читателей публичных библиотек абонентами ИРИ выступают, прежде всего, работники образовательных учреждений; среди читателей научно-технических и научно-медицинских библиотек — ведущие специалисты организации. Управленческий персонал получает информацию по системе дифференцированного обеспечения руководства (ДОР). Особенность этой системы — наличие референта, систематически анализирующего текущий поток информации и подготавливающего для руководителя обзорные справки, отчеты, докладные записки и т. д. Для библиотек референты являются абонентами ИРИ. Способ рекомендации литературы в соответствии с личными увлечениями читателя предполагает обеспечение пользователей библиотек всей той литературой, которая тематически связана с их увлечениями, хобби. Читательские пристрастия могут относиться к широкому кругу Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания 155 проблем: изобразительному искусству, театру, музыке, политике, географии, путешествиям, естествознанию, садоводству, рыболовству, спорту, рукоделию и др. Некоторых читателей интересуют подчас довольно узкие темы: коллекционирование разных предметов (например, пуговиц, спичечных этикеток), выращивание определенных сортов комнатных растений (например, кактусов) и т. д. Задача библиотекарей — иметь четкое представление о досуге и его структуре, особенностях досуговых интересов основных групп пользователей библиотек и собирать литературу, особенно справочную, о коллекционерах и видах коллекций. Систематическое изучение досуговых потребностей читателей позволяет создавать при библиотеках клубы по интересам, а также обоснованно избирать тематику групповых мероприятий. Важное место в ряду других способов индивидуальной работы принадлежит справочно-библиографическому обслуживанию (СБО). Оно представляет собой выполнение разовых запросов читателей путем предоставления им справок, содержащих: • библиографическую информацию о наличии и/или местонахождении документа (адресная справка); • библиографическую информацию по определенной теме, проблеме (тематическая библиографическая справка); • сведения об отсутствующих или искаженных элементах библиографического описания (уточняющая библиографическая справка); • фактические сведения (фактографическая справка). СБО справедливо считается одним из наиболее сложных направлений деятельности библиотеки, плохо поддающимся алгоритмизации. Для такого утверждения есть ряд оснований. Во-первых, разовые запросы часто возникают в случае вхождения читателя в новую для него проблематику. Они представляют собой, по меткому определению Э. Л. Шапиро, лишь «знание пользователя о его незнании» [17). Формулировка таких запросов некорректна, а уточнить ее читатель не может. Отсюда возникают трудности поиска информации. Во-вторых, разовые запросы непрогнозируемы. Они могут относиться к любым, порой самым неожиданным областям. Предшествующие знания и опыт библиографа оказываются малополезными. В-третьих, искомое читателем знание может содержаться в публикациях совсем не тех отраслей, в которых их предполагалось найти, и, соответственно, выражено другими терминами. Важнейшей особенностью СБО поэтому является поиск глубинного смысла, а не понятий, названий, событий и т. д., с использованием всего арсенала родо-видовых и ассоциативных связей. 156_____________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание В-четвертых, далеко не всегда ясны хронологические границы поиска, а ретроспектива может оказаться сколь угодно глубокой. Именно поэтому стратегия удовлетворения читательских запросов, которую разрабатывает библиограф, часто является уникальной. Таким образом, СБО по своей сложности существенно превосходит индивидуальное информирование, содержанием которого является многократно повторяемый поиск информации по стабильной, четко обозначенной тематике при возможности анализа данных обратной связи. Именно поэтому индивидуальное информирование представляет собой самосовершенствующуюся систему, каждое следующее действие которой по своему качеству выше предыдущего. СБО же этим свойством не обладает и его успех всецело зависит от эрудиции и широты общекультурного кругозора, эвристических способностей и интуиции библиографа, а не только от профессиональных знаний и навыков последнего. Основными этапами СБО являются: • прием запроса; • его уточнение (установление цели и причин обращения читателя к информации; его осведомленности в данной проблематике; наличия известных читателю авторов и публикаций по данной теме и т. д.); • разработка стратегии поиска: определение круга источников, которые целесообразно использовать; последовательности обращения к ним; методики выявления сведений в каждом из источников (по ключевым словам, предметным рубрикам, авторскому указателю и т.д.); • осуществление поиска, сопровождающегося уточнением (расширением, сужением, переформулировкой) запроса; • отбор и группировка выявленного материала; • оформление справки и ее передача читателю; выявление его мнения о качестве услуги; • регистрация справки в журнале учета результатов СБО. Полнота, оперативность и точность выполнения справок помимо квалификации библиографа зависят от: • качества СБА библиотеки; • возможности использования сетевых информационных ресурсов; • широты и устойчивости связей взаимодействия, обеспечивающих возможность обращения в сложных случаях поиска к услугам специализированных библиотек и центров информации; • фиксации сложных случаев для облегчения выполнения в будущем аналогичных или близких по содержанию справок. В последние годы отчетливо проявляются тенденции развития СБО. К ним относятся использование при выполнении справок совокупных ин- Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания 157 формационных ресурсов, а не только СБА данной библиотеки. Кроме того, тематические библиографические справки все чаше становятся промежуточным, а не конечным результатом обслуживания. Библиограф составляет список публикаций, а читатель получает подборку полных текстов необходимых материалов (тематическую подборку) или дайджест. И, наконец, в общем объеме запросов возрастает удельный вес фактографических. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|