Конфликты в обслуживании читателей и их разрешение
Качество индивидуального обслуживания читателей во многом зависит от способности сотрудников библиотеки предупреждать и разрешать конфликты. В настоящее время утвердилось мнение, что конфликт или столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов есть естественное явление, сопровождающее социальное взаимодействие и являющееся элементом нормы, а не признаком ее нарушения. Полезность конфликта связана с его сигнальной функцией, то есть указанием на неблагополучие в деятельности организации или отдельных сотрудников, демонстрацией «узких мест», обнаружением явлений и процессов, нуждающихся в обновлении. Считается, что именно конфликты способствуют повышению гибкости, адаптивности организации к изменениям внешних условий. В конфликте люди лучше узнают друг друга. Возникает возможность оценки персонала по их моральным качествам, стойкости, чувству ответственности. Одновременно конфликты обладают большой разрушительной силой. Они отрицательно сказываются на престиже организации, ее репутации; ухудшают социальный климат; снижают производительность труда. В ситуации столкновения, противоборства люди неадекватно воспринимают друг друга; дух конфронтации, затягивающий в борьбу, заставляет стремиться к победе, утверждению своей позиции, а не к решению проблемы и преодолению разногласий. И очень часто негативные последствия несет не сам конфликт, свидетельствующий о возникновении новой сложной задачи, а неправильное поведение людей, не умеющих найти пути его разрешения. Конфликты между библиотекарем и читателями могут возникать из-за: • ограниченных финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов библиотеки; • структурно-организационного несоответствия библиотеки потребностям читателей и задачам обслуживания; • расхождения ценностей, норм и приоритетов общающихся; 158__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание • некомпетентности читателей, низкого уровня их информацион Чаще всего, однако, в качестве причин выступает одновременно несколько условий: ограниченность ресурсов при структурно-организационном несоответствии деятельности библиотеки потребностям читателей; ограниченность ресурсов при недостаточной компетентности пользователей; ограниченность ресурсов при расхождении ценностей и приоритетов библиотекаря и читателя. Иначе говоря, в основе конфликта всегда лежат ограниченные ресурсы при неумении или нежелании персонала библиотеки и самих пользователей найти способ компенсации, восполнения недостающего. Ограниченность ресурсов сопровождает деятельность любой социальной организации и выражается в недостаточности имеющихся средств для качественного обслуживания населения. Для библиотек это означает: • невозможность приобретения требующейся читателям литературы; • невозможность выдачи литературы на дом; • недоступность сетевых информационных ресурсов; • ограниченность мест в читальных залах; • очередь на кафедре обслуживания; • медленное выполнение заказов. Стремясь расширить свои возможности, библиотеки ищут дополнительные источники финансирования. Но, во-первых, это далеко не всегда бывает успешным, а во-вторых, не решает все возникающие проблемы. Поэтому библиотечное сообщество использует такие пути разрешения или уменьшения действия этих негативных факторов как: • усиление межбиблиотечного взаимодействия; перенаправление читательских запросов, совместная подготовка мероприятий и т. д.; • создание сводных каталогов, позволяющих предоставлять читателям адрес издания, отсутствующего в фонде данной библиотеки; • разработку путеводителей по информационным ресурсам региона, включающих краткую характеристику не только фондов и СБА библиотек, но и архивов, музеев, театров, информационно-аналитических центров и т. д.; • привлечение к обслуживанию в «часы пик» сотрудников разных подразделений; • систематическое изучение неудовлетворенных читательских запросов с передачей результатов в отделы комплектования, обработки литературы, библиографическое подразделение. Таким образом, основным средством предотвращения конфликтов на почве организационных ресурсов выступает постоянное совершенствование процессов библиотечной технологии, усиление взаимосвязей как меж- Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания 159 ду отделами, так и с другими учреждениями. Но структурно-организационные преобразования вводятся лишь тогда, когда совпадают нормы и установки библиотекаря и читателя и когда персонал библиотеки считает своей важнейшей обязанностью оперативно и качественно удовлетворять потребности пользователей в условиях ограниченных ресурсов. Если читатель на деле, а не на словах является «смыслом труда» библиотекаря-библиографа, в ситуации отказа из-за невозможности выполнения требования на базе данного фонда и СБА предусматривается: • обязательное объяснение причин отказа; • перенаправление читателя в специализированные учреждения с указанием их адреса, времени работы и условий предоставления услуг; • внесение новых разделов в состав СБА; • корректировка (в случае возможности и необходимости) комплектования с извещением об этом читателя и с оперативным информированием его о новых поступлениях литературы по отсутствующей проблематике. Конфликты из-за ограниченных ресурсов являются наиболее частыми и одновременно трудноразрешимыми. Но при правильном поведении персонала библиотеки именно они обеспечивают дальнейшее развитие и стимулируют творческую активность библиотекарей, расширяют их представления о потребностях пользователей и изменении потока публикаций. Поэтому подобные конфликты справедливо считаются конструктивными, приводящими к тому, что конфликтные условия становятся более благоприятными и для читателя, и для библиотекаря, чем предконфликтные. Структурно-организационные или функциональные конфликты возникают из-за нерациональной с точки зрения читателя организации обслуживания, проявляющегося: • в неудобном расположении фонда, его рассредоточенности по разным отделам; • в трудности самостоятельного поиска литературы в СБА; неполноте отражения публикаций в каталогах и картотеках; • в неудобном режиме работы библиотеки и необоснованности установленных правил пользования литературой; • в неравномерности распределения читателей между кафедрами обслуживания, приводящей к возникновению очередей, которых можно было бы избежать. Подобные претензии пользователей могут быть вполне обоснованными, а могут свидетельствовать об их некомпетентности, низком уровне информационной культуры. Но в любом случае такие конфликты серьезнейшим образом анализируются с позиций именно читателя, а не библио- 160__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание текаря. И тогда выясняется, что «читатель всегда прав», так как либо что-то в организации обслуживания оказалось непродуманным, либо мало внимания обращалось на индивидуальную работу с пользователями, их консультирование, развитие читательских навыков и умений. Функциональные конфликты конструктивны в случае, когда свидетельствуют об изменении спроса и несоответствии ему принятой системы организации фонда и СБА. Однако значительно чаще они деструктивны и являются отражением необоснованности, непродуманности в организации обслуживания. Профилактике и разрешению функциональных конфликтов способствует совпадение целей деятельности, ценностей, норм и приоритетов библиотекаря и читателя. Только при соблюдении этих условий библиотекарь сумеет объяснить причину конфликта, а читатель адекватно и с пониманием воспримет эту информацию. Совместными усилиями они найдут пути разрешения проблемы, а библиотекарь окажется способным оценить объективность претензий пользователя и проанализировать их с таких позиций, как: • частота возникновения подобных претензий со стороны других читателей; • частота возникновения аналогичных претензий в других библиотеках; реакция коллег на подобные ситуации; • возможность прогнозирования, предвидения таких ситуаций, а, значит, их предотвращения. Затем конфликтные ситуации и результаты их анализа обсуждаются в коллективе и совместно вырабатывается стратегия дальнейшего поведения. И конфликты из-за ограниченных ресурсов и функциональные конфликты возникают как деловые, препятствующие получению читателями искомой информации в нужное время и в удобном виде. При умении библиотекаря их разрешать, такие конфликты не перерастают в личностные или эмоциональные, направленные уже не на деятельность, а на личность библиотекаря. Противоречия же, причиной которых являются расхождение ценностей или некомпетентность читателей, по сути своей эмоциональны и уже поэтому чрезвычайно трудно устранимы. Типовыми ситуациями их возникновения являются, во-первых, попытки библиотекаря решать за читателя проблему выбора: когда он ошибочно полагает, что лучше читателя знает, какая литература нужна; когда библиотекарь не понимает мотивов обращения к информации, не учитывает уровень читательской квалифицированности и т. д. В этом случае тактичный совет подменяется прямым указанием, давлением, недопустимым в деловом общении. Во-вторых, конфликт может явиться следствием низкого уровня информационной культуры, проявляющейся: Основные направления библиотечно-библиогрзфического обслуживания 161 • в неумении сформировать запрос, нежелании дать развернутые пояснения, уточняющие тему; • в поиске читателем «готового рецепта», отсутствующего в тексте публикаций. Причем чем ниже уровень информационной культуры пользователя, чем реже знакомится он с новой информацией, тем более уверен, что искомое знание содержится в литературе. Суть его претензий — неумение или нежелание библиотекаря найти требуемый «рецепт»; • в несоответствии между сложностью текста и уровнем читательской подготовленности пользователя; • в непонимании, что правила общественного книгопользования установлены для повышения комфортности обслуживания всех других читателей, ожидающих данную книгу или нуждающихся в консультации библиотекаря. Выходом из конфликтных ситуаций этой группы является перевод их из эмоциональной в деловую сферу с демонстрацией общих целей и приоритетов у библиотекаря и читателей, но читателей в целом, а не только данного пользователя. Подытоживая, отметим, что лучшим способом выхода из конфликта является его недопущение. Основными способами профилактики противоречий являются: • развитие ценностей и норм организационной культуры1; • психологическая подготовка библиотекарей-библиографов, направленная на то, чтобы «трудные» читатели не являлись для них неожиданностью. Уже в студенческие годы и на протяжении всей последующей трудовой жизни библиотекари должны готовить себя к общению с различными по характеру, темпераменту и воспитанию людьми; • проведение психологических тренингов для сотрудников отделов обслуживания, направленных на развитие коммуникативных навыков, повышающих конфликтоустойчивость личности; • постоянное и самое пристальное изучение мнений и представлений читателей о комфортной библиотеке, • рассмотрение всех вновь принимаемых решений, инноваций с точки зрения их удобства для читателей; • анализ возникающих конфликтов и способов их разрешения; поиск иных, более рациональных путей выхода из них; • широкое и систематическое информирование читателей о возможностях библиотеки, предоставляемых услугах, существующих ог- ' Подробнее об организационной культуре см. раздел «Управление библиотечным персоналом». 162__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание раничениях и их причинах; о наличии других библиотек, информационных, образовательных и культурных центров. Подготовка читателей к вводимым изменениям обслуживания, предшествующая самим этим изменениям; • формирование информационной культуры пользователей как наиболее действенный способ установления продуктивных деловых отношений и взаимопонимания библиотекаря и читателя. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|