Здавалка
Главная | Обратная связь

Выставочная работа. Составление тематических подборок и дайджестов



Важной составной частью библиотечно-библиографического обслу­живания является выставочная деятельность библиотек. Современную библиотеку трудно представить без системы выставок, плакатов и других наглядных способов раскрытия библиотечного фонда.

Библиотечная выставка — это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носи­телей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обо­зрения и ознакомления. Каждая выставка решает свою конкретную задачу


168__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание

и имеет определенный читательский адрес. Выставка предполагает непос­редственный показ книг или материалов, раскрывающих их содержание, в зрительно воспринимаемом виде. Пользователь библиотеки видит либо саму книгу, либо ее изображение.

Выставочная деятельность опирается на принцип наглядности и пред­ставляет собой один из действенных способов его реализации. Она успеш­но реализует во взаимосвязи возможности библиотечного (непосред­ственный показ различных документов), библиографического (рекомен­дация собственно библиографических работ, библиографических сведе­ний, дополняющих экспонируемые документы и др.), фактографического (обеспечивает аналитической подборкой материалов по тематическим уз­лам выставки, представляет фактографические справки, дайджесты и др.) обслуживания.

Непосредственный показ самих книг и других источников информа­ции, сопровождаемый ярким, образным раскрытием их содержания, слу­жит задачам привлечения внимания к чтению, облегчает поиск необходи­мых изданий. Для этого, в частности, используются различные макеты, модели, муляжи предметов, сами предметы или их детали, символы, эмбле­мы, имеющие отношение к теме выставки. На выставках также использу­ется возможность подкреплять рекомендацию книг иллюстрациями (порт­реты, декоративные элементы), цитатами, аннотациями, графиками, таб­лицами и т. п. Однако все названные элементы «действуют» положительно только тогда, когда они составляют единое целое, подчинены основной идее выставки, не отвлекают внимание от книг, а помогают раскрыть их содержание. Экспонируемый материал и способ его подачи должны содер­жать элемент новизны, оригинальности, неожиданности.

Во многих библиотеках для демонстрации выставок отводятся по­стоянные места, применяется специальное оборудование и мебель: под­ставки, вращающиеся стеллажи и стенды. Выставки должны находиться в хорошо освещенном, удобном для обозрения месте. Таким образом появ­ляется возможность возбудить непроизвольное внимание у посетителей: прежде, чем познакомиться с выставкой, ее по крайней мере необходимо увидеть. Этому способствует и стиль художественного оформления выс­тавки, ее технические элементы, новые конструктивные материалы, ис­пользуемые на ней.

Обязательное условие выставочной деятельности публичных биб­лиотек — открытый доступ к экспонируемой литературе.

Библиотечные выставки можно классифицировать по ряду призна­ков, а именно:

по статусу — самостоятельные и сопровождающие массовое ме­роприятие. Это означает, что выставки могут использоваться са­мостоятельно (например, выставки новых поступлений), но чаще


Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания 169

всего они становятся важными элементами группового и фрон­тального библиотечно-библиографического обслуживания;

по содержанию — выставки могут быть универсальными, отрас­левыми и персональными;

по целевому назначению — в помощь профессиональной и образо­вательной деятельности, для повышения культурного уровня и др.;

по времени публикации и поступления в библиотеку представ­ленных на них материалов — новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий» (в ряде публичных библиотек США организу­ются подобные выставки под названием «Spotlight book» («книги, заслуживающие внимания») — экспонируется 10-15 хороших книг, некоторое время не выдававшихся читателям);

по месту экспонирования — организуемые в библиотеке и за ее пределами;

по срокам функционирования — постоянные, длительные, пери­одические, краткосрочные;

по используемым ресурсам — базирующиеся на фонде данной библиотеки (в том числе просмотровые, то есть обеспечивающие возможность ознакомления с большим массивом литературы, час­то со специальным образом подготовленным разделом фонда; вы­борочные или локальные), или базирующиеся на фондах несколь­ких библиотек, библиотек и музеев, библиотек и любительских объединений, частных коллекций и т. д.;

по видам изданий — книжные, других видов изданий (журналь­ные или газетные и др.), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации (CD-ROM, плас­тинки, микрофильмы, видеокассеты и др.);

по конструкционным особенностям — витринные, внутристел­лажные, внутриполочные, выставки-«развалы» на столах, пере­движные, «кольцевые» и др.;

по основанию для проведения — по инициативе библиотекарей, по предложениям читателей библиотеки, по заказу учреждений и предприятий;

по степени доступности — бесплатные (каковыми должны быть практически все) и платные (из личных собраний, частных музеев и т.д.);

по источникам финансирования — бюджетные, внебюджетные.

Анализ предстоящих или уже проведенных выставочных мероприя­тий по перечисленным аспектам позволяет совершенствовать это важней­шее направление деятельности любой библиотеки, приближая его к по­требностям и интересам читателей.


170_____________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание

Помимо книжных выставок, разрабатываются библиотечные плака­ты, составляются альбомы и иллюстративные картотеки.

Библиотечные плакаты могут быть разными. Одни — привлекают внимание населения к деятельности библиотеки; другие — служат для ре­комендации литературы и раскрытия ее содержания, третьи — оповещают читателей о новых изданиях по определенной теме; четвертые — инфор­мируют о проведении в библиотеке тех или иных мероприятий. Особую группу составляют методические плакаты, рассказывающие о том, как правильно выбирать литературу, пользоваться СБА, заказывать книги и периодические издания по МБА и т. д. Внимание читателей привлекают интересно составленные заголовки, яркие рисунки, тексты, цитаты, ко­пии книжных обложек и т. д.

Библиотечные альбомы дают возможность читателям познакомиться с интересующей их темой, по которой библиотекари собрали различные графические, иллюстративные и справочные материалы и снабдили их краткими пояснительными текстами. Оформляется альбом в виде книги, тетради или на отдельных листах.

Иллюстративная картотека — это подборка новых материалов, глав­ным образом из периодических изданий, соединенная с небольшим иллюс­тративным щитком, на котором указано заглавие темы. Располагается воз­ле библиотекаря, ведущего выдачу литературы, или даже за пределами библиотеки — в клубе, в холле студенческого общежития и т. д. Иллюст­ративная картотека иногда изготавливается в виде библиотечного плака­та. Например, настенная картотека новинок поэтических произведений, опубликованных в журналах, выписываемых библиотекой, картотеки «Что читать...». Задача — привлечь внимание пользователей библиотеки к новым публикациям.

Возможность использования интернет-ресурсов и копировально-мно­жительной техники значительно расширили ассортимент подобной про­дукции. Библиотеки все активнее составляют тематические подборки и дайджесты.

Тематические подборки представляют собой комплекты копий тек­стов документов относительно небольшого объема •— статей из газет и журналов, разделов из книг и т. д. Они создаются в электронном или тра­диционном виде при одновременном действии двух условий:

• данная проблематика представляет интерес для многих читателей;

• публикации по этой проблематике рассредоточены в большом коли­честве источников, а обобщающего монографического издания нет.

В течение всего периода действия указанных условий тематические подборки оперативно пополняются новыми материалами.

Дайджесты — это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, рефераты), подобранные по определенной теме и сгруппиро-


Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания 171

ванные таким образом, чтобы облегчить восприятие материала (от общего к частному; по тематическим направлениям; в соответствии с различными точками зрения и т. д.).

По форме представления материала и причинам составления дайдже­сты близки к тематическим подборкам. Однако от составителя дайджеста требуется не только выявление и отбор исходных публикаций, но и их аналитическая переработка: реферирование или экстрагирование (извле­чение фрагментов текста); группировка материала; приведение определе­ний новых понятий. Как правило, текст дайджеста включает краткое пре­дисловие, в котором составитель характеризует источники и критерии от­бора публикаций. В обязательном порядке к дайджесту прилагается спи­сок использованной литературы.

В качестве примеров дайджестов, составляемых публичными библио­теками, можно привести: «Отражение жизни городского района в печати», «Первое апреля: история возникновения праздника: традиции разных стран», «Единый экзамен для выпускников школ: за и против».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.