Выставочная работа. Составление тематических подборок и дайджестов
Важной составной частью библиотечно-библиографического обслуживания является выставочная деятельность библиотек. Современную библиотеку трудно представить без системы выставок, плакатов и других наглядных способов раскрытия библиотечного фонда. Библиотечная выставка — это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления. Каждая выставка решает свою конкретную задачу 168__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание и имеет определенный читательский адрес. Выставка предполагает непосредственный показ книг или материалов, раскрывающих их содержание, в зрительно воспринимаемом виде. Пользователь библиотеки видит либо саму книгу, либо ее изображение. Выставочная деятельность опирается на принцип наглядности и представляет собой один из действенных способов его реализации. Она успешно реализует во взаимосвязи возможности библиотечного (непосредственный показ различных документов), библиографического (рекомендация собственно библиографических работ, библиографических сведений, дополняющих экспонируемые документы и др.), фактографического (обеспечивает аналитической подборкой материалов по тематическим узлам выставки, представляет фактографические справки, дайджесты и др.) обслуживания. Непосредственный показ самих книг и других источников информации, сопровождаемый ярким, образным раскрытием их содержания, служит задачам привлечения внимания к чтению, облегчает поиск необходимых изданий. Для этого, в частности, используются различные макеты, модели, муляжи предметов, сами предметы или их детали, символы, эмблемы, имеющие отношение к теме выставки. На выставках также используется возможность подкреплять рекомендацию книг иллюстрациями (портреты, декоративные элементы), цитатами, аннотациями, графиками, таблицами и т. п. Однако все названные элементы «действуют» положительно только тогда, когда они составляют единое целое, подчинены основной идее выставки, не отвлекают внимание от книг, а помогают раскрыть их содержание. Экспонируемый материал и способ его подачи должны содержать элемент новизны, оригинальности, неожиданности. Во многих библиотеках для демонстрации выставок отводятся постоянные места, применяется специальное оборудование и мебель: подставки, вращающиеся стеллажи и стенды. Выставки должны находиться в хорошо освещенном, удобном для обозрения месте. Таким образом появляется возможность возбудить непроизвольное внимание у посетителей: прежде, чем познакомиться с выставкой, ее по крайней мере необходимо увидеть. Этому способствует и стиль художественного оформления выставки, ее технические элементы, новые конструктивные материалы, используемые на ней. Обязательное условие выставочной деятельности публичных библиотек — открытый доступ к экспонируемой литературе. Библиотечные выставки можно классифицировать по ряду признаков, а именно: • по статусу — самостоятельные и сопровождающие массовое мероприятие. Это означает, что выставки могут использоваться самостоятельно (например, выставки новых поступлений), но чаще Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания 169 всего они становятся важными элементами группового и фронтального библиотечно-библиографического обслуживания; • по содержанию — выставки могут быть универсальными, отраслевыми и персональными; • по целевому назначению — в помощь профессиональной и образовательной деятельности, для повышения культурного уровня и др.; • по времени публикации и поступления в библиотеку представленных на них материалов — новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий» (в ряде публичных библиотек США организуются подобные выставки под названием «Spotlight book» («книги, заслуживающие внимания») — экспонируется 10-15 хороших книг, некоторое время не выдававшихся читателям); • по месту экспонирования — организуемые в библиотеке и за ее пределами; • по срокам функционирования — постоянные, длительные, периодические, краткосрочные; • по используемым ресурсам — базирующиеся на фонде данной библиотеки (в том числе просмотровые, то есть обеспечивающие возможность ознакомления с большим массивом литературы, часто со специальным образом подготовленным разделом фонда; выборочные или локальные), или базирующиеся на фондах нескольких библиотек, библиотек и музеев, библиотек и любительских объединений, частных коллекций и т. д.; • по видам изданий — книжные, других видов изданий (журнальные или газетные и др.), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы, видеокассеты и др.); • по конструкционным особенностям — витринные, внутристеллажные, внутриполочные, выставки-«развалы» на столах, передвижные, «кольцевые» и др.; • по основанию для проведения — по инициативе библиотекарей, по предложениям читателей библиотеки, по заказу учреждений и предприятий; • по степени доступности — бесплатные (каковыми должны быть практически все) и платные (из личных собраний, частных музеев и т.д.); • по источникам финансирования — бюджетные, внебюджетные. Анализ предстоящих или уже проведенных выставочных мероприятий по перечисленным аспектам позволяет совершенствовать это важнейшее направление деятельности любой библиотеки, приближая его к потребностям и интересам читателей. 170_____________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание Помимо книжных выставок, разрабатываются библиотечные плакаты, составляются альбомы и иллюстративные картотеки. Библиотечные плакаты могут быть разными. Одни — привлекают внимание населения к деятельности библиотеки; другие — служат для рекомендации литературы и раскрытия ее содержания, третьи — оповещают читателей о новых изданиях по определенной теме; четвертые — информируют о проведении в библиотеке тех или иных мероприятий. Особую группу составляют методические плакаты, рассказывающие о том, как правильно выбирать литературу, пользоваться СБА, заказывать книги и периодические издания по МБА и т. д. Внимание читателей привлекают интересно составленные заголовки, яркие рисунки, тексты, цитаты, копии книжных обложек и т. д. Библиотечные альбомы дают возможность читателям познакомиться с интересующей их темой, по которой библиотекари собрали различные графические, иллюстративные и справочные материалы и снабдили их краткими пояснительными текстами. Оформляется альбом в виде книги, тетради или на отдельных листах. Иллюстративная картотека — это подборка новых материалов, главным образом из периодических изданий, соединенная с небольшим иллюстративным щитком, на котором указано заглавие темы. Располагается возле библиотекаря, ведущего выдачу литературы, или даже за пределами библиотеки — в клубе, в холле студенческого общежития и т. д. Иллюстративная картотека иногда изготавливается в виде библиотечного плаката. Например, настенная картотека новинок поэтических произведений, опубликованных в журналах, выписываемых библиотекой, картотеки «Что читать...». Задача — привлечь внимание пользователей библиотеки к новым публикациям. Возможность использования интернет-ресурсов и копировально-множительной техники значительно расширили ассортимент подобной продукции. Библиотеки все активнее составляют тематические подборки и дайджесты. Тематические подборки представляют собой комплекты копий текстов документов относительно небольшого объема •— статей из газет и журналов, разделов из книг и т. д. Они создаются в электронном или традиционном виде при одновременном действии двух условий: • данная проблематика представляет интерес для многих читателей; • публикации по этой проблематике рассредоточены в большом количестве источников, а обобщающего монографического издания нет. В течение всего периода действия указанных условий тематические подборки оперативно пополняются новыми материалами. Дайджесты — это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, рефераты), подобранные по определенной теме и сгруппиро- Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания 171 ванные таким образом, чтобы облегчить восприятие материала (от общего к частному; по тематическим направлениям; в соответствии с различными точками зрения и т. д.). По форме представления материала и причинам составления дайджесты близки к тематическим подборкам. Однако от составителя дайджеста требуется не только выявление и отбор исходных публикаций, но и их аналитическая переработка: реферирование или экстрагирование (извлечение фрагментов текста); группировка материала; приведение определений новых понятий. Как правило, текст дайджеста включает краткое предисловие, в котором составитель характеризует источники и критерии отбора публикаций. В обязательном порядке к дайджесту прилагается список использованной литературы. В качестве примеров дайджестов, составляемых публичными библиотеками, можно привести: «Отражение жизни городского района в печати», «Первое апреля: история возникновения праздника: традиции разных стран», «Единый экзамен для выпускников школ: за и против». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|