Краеведческая составляющая библиотечно-библиографического обслуживания
Этническая общность живет до тех пор, пока поддерживаются традиции и существует историческая память. Знание своих корней, своего прошлого, контакты со своим народом, взаимная поддержка питают его будущее. Недавняя всепоглощающая унификация и централизация в стране и их воплощение в библиотечном деле привели к потере связей с краем, выхолащиванию из деятельности библиотек не только национальной, но и локальной специфики (отмеченное нивелирование создало в библиотеках эффект близнецовой схожести). Эта жизненная ситуация в конечном итоге привела к появлению так называемой неукорененной личности. Такая личность довольно распространена в стране и ее черты проявляются на уровне семьи (не знаем своих предков, своей родословной), малой Родины, которую плохо знаем или вообще потеряли с ней связи (родились в одном месте, а живем в другом). В настоящее время происходит восстановление утраченного в советские годы краеведческого направления деятельности общедоступных библиотек. Краеведческая составляющая библиотечно-библиографического обслуживания может и должна в этой ситуации стать одной из точек опоры в ценностном самоопределении человека, в развитии его связей с миром. На региональном уровне наиболее уместен вариант культурного развития с учетом местной специфики и самобытности, возможностей территории — институциональных, материальных, человеческих и т. д. Именно на локальном пространстве достигается максимальная активность участия 172__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание различных социальных групп в культурных процессах, в общественной жизни в целом. Краеведческая составляющая в той или иной мере, напрямую или косвенно, пронизывает все отрасли знания, участки и сферы интеллектуального и физического труда человека, придавая им конкретность, близость к человеку, читающему и ищущему. Каждый человек по своей воле или под давлением жизненных обстоятельств независимо от возраста, пола, принадлежности к тому или иному этносу, научного ценза, профессии, места жительства сталкивается с краеведением, занимается им, пользуется его результатами. Кроме общения с самим краем мы неизбежно имеем дело с документально зафиксированными итогами краеведческих поисков, представленными в произведениях печати, рукописях, видеодокументах и т. д. Все эти документы с наибольшей полнотой собраны в библиотеках, архивах, музеях. Ведя индивидуальную краеведческую работу с пользователями библиотеки, надо иметь представление об их уровнях познания края, ибо это важный показатель краеведческого развития личности. Он выступает для библиотекаря ориентиром в осуществлении индивидуального подхода к каждому читателю и в совершенствовании всей краеведческой работы, направленной на формирование и развитие социокультурных краеведческих потребностей читателей. Можно выделить следующие уровни познания своего края у читателей библиотеки: • нулевой — о крае нет ни эмпирических, ни теоретических знаний (например, у только что въехавших на территорию края людей, никогда в нем ранее не проживавших); • эмпирический — наличие лишь житейских познаний о крае; • теоретический — наличие лишь теоретических знаний о крае; • теоретико-эмпирический — сочетание и взаимодействие в сознании как теоретических, так и эмпирических знаний о крае. У разных категорий читателей интерес к краю имеет различную направленность, в частности, он вызван таким фактором, как степень связи с краем. Специфика, особенности этого интереса проявляются не совсем одинаково у тех, кто: • родился и постоянно живет в крае (библиотечная задача — помощь в изучении, осмыслении особенностей края, его истории, экономики, культуры и т. п.); • прибыл в данный край на некоторое время (библиотечная задача — обеспечивать ознакомление с краем и его достопримечательностями); • недавно переехал в край на постоянное место жительства (библиотечная задача — помочь адаптации в новых условиях, нахождению связей, «похожестей» с местом, откуда человек приехал); Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания 173 • вернулся на родину предков после длительного отсутствия (биб Среди двух последних групп особое место занимают беженцы и вынужденные переселенцы, с каждым из которых необходима индивидуальная работа, требующая доброжелательности, заботы, направленная на ознакомление с краем и помощь в скорейшей адаптации к его условиям. В настоящее время краеведческие знания и соответственно краеведческая литература как носитель этих знаний начинают все сильнее выполнять помимо традиционных функций (воспитательных, рекреационных, просветительских) функции экологические, научные и производственные. Поэтому возникает потребность в разных способах работы с краеведческой литературой. Библиотечное краеведение, призванное решать эти задачи, одновременно стремится к духовно-культурной интеграции всех групп пользователей и «непользователей» библиотек, ибо эта интеграция, являясь соединительным компонентом культуры, снижает уровень социокультурной и политической напряженности, обеспечивает устойчивость и относительную гармонию духовного единства и дифференциации, обособления и взаимодействия. Поэтому на уровне территории необходимо каждый раз находить наилучший вариант национально-этнических и духовно-культурных ориентаций, тенденций и способов самоопределения и самореализации основных социальных групп населения. Публичные библиотеки способствуют консолидации жителей края путем: • воспитания у жителей края чувства подлинных хозяев территории, на которой они проживают (района, города, края, области); • оказания помощи в понимании связи и взаимодействия малой Родины со всей страной; • предоставления населению знаний о национальных, этнических, природно-географических, культурно-исторических, языковых традициях края; • знакомства с современным состоянием и перспективами развития края; • формирования культуры межэтнического общения, воспитания терпимости и уважения друг к другу; • предоставления инонациональному населению края возможности удовлетворять свои национально-культурные запросы; • координации своей деятельности с краеведческими музеями, архивами и другими краеведческими учреждениями и общественными организациями. 174__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание Большинство руководителей региональных библиотек в последнее время осознали, что их учреждения расположены в неоднородной этнической среде. Поэтому библиотеки предпринимают усилия по созданию информационной среды, обеспечивающей условия для чтения литературы на родном языке. В библиотеках создаются краеведческие отделы или сектора, музеи редких краеведческих книг и рукописей. Для рекомендации краеведческой книги используются те же способы, с помощью которых пользователей библиотеки знакомят с отраслевой и художественной литературой. Организуя индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание, изучают интересы пользователей библиотек к краеведческой книге. Предлагая в ответ на запрос абонента отраслевую литературу, там, где это целесообразно, библиотекарь рекомендует и краеведческие материалы. Особенно большие возможности для рекомендации краеведческой книги открывает способ индивидуального планового чтения. В каждый такой план чтения можно включить, по желанию пользователя, краеведческие работы. Кроме универсальных способов рекомендации книг библиотечная практика создала ряд таких, которые специально предназначены для ознакомления с жизнью края и литературой о нем. К ним относятся, например, такие краеведческие мероприятия, как Дни краеведа, праздники-реставрации, возрождающие народные традиции и обряды («Русская национальная кухня», «Застолье в мусульманском доме», «Кавказское гостеприимство», «Древнерусские праздники» и др.); встречи со знатными земляками, известными краеведами, знаменитыми семьями и т. д.; циклы мероприятий, посвященные знаменитым местным фамилиям, представители которых внесли значительный вклад в развитие края и всего Отечества; природе родного края. Создаются краеведческие клубы и объединения. К наиболее популярным краеведческим мероприятиям относятся: «Моя родословная и край» — движение, активизировавшееся в последнее время в краях и областях РФ. Многие люди приступили к поиску своих ранее утерянных корней. Началась работа, зачастую при помощи библиотек, по сбору сведений о своих предках, по определению их вклада в общественную и культурную жизнь края и страны, по реконструкции собственных родословных, изучению истории семей. В связи с этим усилился интерес к исторической и краеведческой литературе, особенно по генеалогии. В русле этой работы создаются генеалогические объединения, возрождающие искусство составления родословных. Члены объединений составляют поколенные росписи, например, крестьянских родов, собирают потомков одного рода и устраивают «родственные посиделки». «Игра-путешествие по родному краю» («Листая книжные страницы, мы путешествуем по краю», «На книжных страницах по краю родному» — варианты названия такой игры) — один из занимательных способов соединения интереса к краю с литературой о нем. В процессе проведения Формирование информационной культуры______________________________ 1 75 игры книга становится как источником, стимулирующим интерес к краю и к «путешествиям» по нему (вначале по книжным страницам, а затем и по краю), так и средством закрепления и углубления знаний, полученных при реальных путешествиях. Зачастую такие игры предлагают и проводят в библиотеке объединения любителей путешествий. Алгоритм проведения подобной игры включает следующие этапы: • предлагается тема и разрабатывается маршрут «путешествия» (реального или по книжным страницам); • библиотека подбирает соответствующую литературу (привлекая к этой работе и участников объединения любителей путешествий) и начинает ее рекомендовать всем желающим принять участие в «заочном» путешествии. С читателями проводятся индивидуальные беседы, для них составляются планы чтения, организуются книжные выставки, обзоры литературы, викторины, конкурсы и т.д.; • выступая на встрече, участники игры рассказывают, что они узнали об этом маршруте, так, чтобы и присутствующие в зале могли ощутить себя участниками похода. Для иллюстрации используются краеведческие викторины, организуются выставки книг или фотографий, картин художников, на которых запечатлены места, по которым «проходит» путешествие. Используется и другое «иллюстративное сопровождение». На встрече выступает один или несколько докладчиков (во втором случае между ними распределяются «участки» путешествия). Проводятся игры очно и заочно. Как правило, очно такие игры каждая библиотека организует самостоятельно. Для заочного проведения библиотеки края объединяются. Составляется общий план, график проведения каждой библиотекой своей игры. Все происходящее в каждой библиотеке в связи с игрой, отражается на страницах местной газеты. В ней же подводятся итоги. Заочная игра может проводиться по местному радио или телевидению. Практическое значение таких игр многопланово. Они привлекают внимание к разным сторонам жизни края, его прошлого и будущего, открывают или популяризируют новые туристские маршруты, вводя их в краевой и всероссийский реестр; объединяют любителей путешествий, привлекают в их ряды новых членов; делают реальные путешествия по краю более продуманными, осознанными и подкрепляемыми книжными знаниями и опытом. Краеведческую игру с условным названием «Посетив другую страну, привези в наш край оттуда что-нибудь интересное и полезное» также успешно проводят объединения «Любителей путешествий», работающие при библиотеках. Игра состоит из следующих этапов: 1 76_____________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание • один из членов объединения определяет, какую страну (реально или по книжным страницам) он собирается посетить; • первый этап путешествия — по страницам книг об этой стране. Подбор документов производится вместе с библиотекарем; • после ознакомления с литературой кандидат в путешественники выступает на заседании объединения. Рассказывает о том, что узнал о стране, что собирается посмотреть и что предполагает привезти в край. Последнее бывает конкретным и полезным, если изучается литература о крае, выясняются его возможности и потребности. В этом случае приобретает конкретность и целеустремленность, «что краю нужно» и что можно попробовать найти в той стране, куда собирается путешественник. Идеи автора обсуждаются членами объединения; • возвратившись из путешествия, читатель рассказывает об увиденном и говорит о том, что он предполагает осуществить в крае: посадить растения, развести животных, внедрить в производство то или иное новшество и т. д. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|