Здавалка
Главная | Обратная связь

Краеведческая составляющая библиотечно-библиографического обслуживания



Этническая общность живет до тех пор, пока поддерживаются тради­ции и существует историческая память. Знание своих корней, своего про­шлого, контакты со своим народом, взаимная поддержка питают его будущее.

Недавняя всепоглощающая унификация и централизация в стране и их воплощение в библиотечном деле привели к потере связей с краем, выхолащиванию из деятельности библиотек не только национальной, но и локальной специфики (отмеченное нивелирование создало в библиотеках эффект близнецовой схожести). Эта жизненная ситуация в конечном ито­ге привела к появлению так называемой неукорененной личности. Такая личность довольно распространена в стране и ее черты проявляются на уровне семьи (не знаем своих предков, своей родословной), малой Роди­ны, которую плохо знаем или вообще потеряли с ней связи (родились в одном месте, а живем в другом).

В настоящее время происходит восстановление утраченного в советс­кие годы краеведческого направления деятельности общедоступных биб­лиотек. Краеведческая составляющая библиотечно-библиографического обслуживания может и должна в этой ситуации стать одной из точек опоры в ценностном самоопределении человека, в развитии его связей с миром.

На региональном уровне наиболее уместен вариант культурного раз­вития с учетом местной специфики и самобытности, возможностей терри­тории — институциональных, материальных, человеческих и т. д. Именно на локальном пространстве достигается максимальная активность участия


172__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание

различных социальных групп в культурных процессах, в общественной жизни в целом. Краеведческая составляющая в той или иной мере, напря­мую или косвенно, пронизывает все отрасли знания, участки и сферы ин­теллектуального и физического труда человека, придавая им конкрет­ность, близость к человеку, читающему и ищущему.

Каждый человек по своей воле или под давлением жизненных обстоя­тельств независимо от возраста, пола, принадлежности к тому или иному этносу, научного ценза, профессии, места жительства сталкивается с кра­еведением, занимается им, пользуется его результатами. Кроме общения с самим краем мы неизбежно имеем дело с документально зафиксированны­ми итогами краеведческих поисков, представленными в произведениях пе­чати, рукописях, видеодокументах и т. д. Все эти документы с наибольшей полнотой собраны в библиотеках, архивах, музеях.

Ведя индивидуальную краеведческую работу с пользователями биб­лиотеки, надо иметь представление об их уровнях познания края, ибо это важный показатель краеведческого развития личности. Он выступает для библиотекаря ориентиром в осуществлении индивидуального подхода к каждому читателю и в совершенствовании всей краеведческой работы, на­правленной на формирование и развитие социокультурных краеведческих потребностей читателей. Можно выделить следующие уровни познания своего края у читателей библиотеки:

• нулевой — о крае нет ни эмпирических, ни теоретических знаний (например, у только что въехавших на территорию края людей, никогда в нем ранее не проживавших);

• эмпирический — наличие лишь житейских познаний о крае;

• теоретический — наличие лишь теоретических знаний о крае;

• теоретико-эмпирический — сочетание и взаимодействие в созна­нии как теоретических, так и эмпирических знаний о крае.

У разных категорий читателей интерес к краю имеет различную на­правленность, в частности, он вызван таким фактором, как степень связи с краем. Специфика, особенности этого интереса проявляются не совсем одинаково у тех, кто:

• родился и постоянно живет в крае (библиотечная задача — по­мощь в изучении, осмыслении особенностей края, его истории, экономики, культуры и т. п.);

• прибыл в данный край на некоторое время (библиотечная задача — обеспечивать ознакомление с краем и его достопримечательно­стями);

• недавно переехал в край на постоянное место жительства (библио­течная задача — помочь адаптации в новых условиях, нахожде­нию связей, «похожестей» с местом, откуда человек приехал);


Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания 173

• вернулся на родину предков после длительного отсутствия (биб­
лиотечная задача — развитие стремления к восстановлению зна­
ний о крае).

Среди двух последних групп особое место занимают беженцы и вы­нужденные переселенцы, с каждым из которых необходима индивидуаль­ная работа, требующая доброжелательности, заботы, направленная на ознакомление с краем и помощь в скорейшей адаптации к его условиям.

В настоящее время краеведческие знания и соответственно краевед­ческая литература как носитель этих знаний начинают все сильнее выпол­нять помимо традиционных функций (воспитательных, рекреационных, просветительских) функции экологические, научные и производствен­ные. Поэтому возникает потребность в разных способах работы с краевед­ческой литературой.

Библиотечное краеведение, призванное решать эти задачи, одновре­менно стремится к духовно-культурной интеграции всех групп пользова­телей и «непользователей» библиотек, ибо эта интеграция, являясь соеди­нительным компонентом культуры, снижает уровень социокультурной и политической напряженности, обеспечивает устойчивость и относитель­ную гармонию духовного единства и дифференциации, обособления и вза­имодействия. Поэтому на уровне территории необходимо каждый раз на­ходить наилучший вариант национально-этнических и духовно-культур­ных ориентаций, тенденций и способов самоопределения и самореализа­ции основных социальных групп населения.

Публичные библиотеки способствуют консолидации жителей края путем:

• воспитания у жителей края чувства подлинных хозяев террито­рии, на которой они проживают (района, города, края, области);

• оказания помощи в понимании связи и взаимодействия малой Ро­дины со всей страной;

• предоставления населению знаний о национальных, этнических, природно-географических, культурно-исторических, языковых традициях края;

• знакомства с современным состоянием и перспективами развития края;

• формирования культуры межэтнического общения, воспитания терпимости и уважения друг к другу;

• предоставления инонациональному населению края возможности удовлетворять свои национально-культурные запросы;

• координации своей деятельности с краеведческими музеями, ар­хивами и другими краеведческими учреждениями и общественны­ми организациями.


174__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание

Большинство руководителей региональных библиотек в последнее время осознали, что их учреждения расположены в неоднородной этни­ческой среде. Поэтому библиотеки предпринимают усилия по созданию информационной среды, обеспечивающей условия для чтения литературы на родном языке. В библиотеках создаются краеведческие отделы или сек­тора, музеи редких краеведческих книг и рукописей. Для рекомендации краеведческой книги используются те же способы, с помощью которых пользователей библиотеки знакомят с отраслевой и художественной лите­ратурой. Организуя индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание, изучают интересы пользователей библиотек к краеведчес­кой книге. Предлагая в ответ на запрос абонента отраслевую литературу, там, где это целесообразно, библиотекарь рекомендует и краеведческие материалы. Особенно большие возможности для рекомендации краевед­ческой книги открывает способ индивидуального планового чтения. В каж­дый такой план чтения можно включить, по желанию пользователя, крае­ведческие работы.

Кроме универсальных способов рекомендации книг библиотечная практика создала ряд таких, которые специально предназначены для озна­комления с жизнью края и литературой о нем. К ним относятся, например, такие краеведческие мероприятия, как Дни краеведа, праздники-реставра­ции, возрождающие народные традиции и обряды («Русская национальная кухня», «Застолье в мусульманском доме», «Кавказское гостеприимство», «Древнерусские праздники» и др.); встречи со знатными земляками, изве­стными краеведами, знаменитыми семьями и т. д.; циклы мероприятий, посвященные знаменитым местным фамилиям, представители которых внесли значительный вклад в развитие края и всего Отечества; природе родного края. Создаются краеведческие клубы и объединения.

К наиболее популярным краеведческим мероприятиям относятся:

«Моя родословная и край» — движение, активизировавшееся в пос­леднее время в краях и областях РФ. Многие люди приступили к поиску своих ранее утерянных корней. Началась работа, зачастую при помощи библиотек, по сбору сведений о своих предках, по определению их вклада в общественную и культурную жизнь края и страны, по реконструкции собственных родословных, изучению истории семей. В связи с этим уси­лился интерес к исторической и краеведческой литературе, особенно по генеалогии. В русле этой работы создаются генеалогические объединения, возрождающие искусство составления родословных. Члены объединений составляют поколенные росписи, например, крестьянских родов, собира­ют потомков одного рода и устраивают «родственные посиделки».

«Игра-путешествие по родному краю» («Листая книжные страни­цы, мы путешествуем по краю», «На книжных страницах по краю родно­му» — варианты названия такой игры) — один из занимательных способов соединения интереса к краю с литературой о нем. В процессе проведения


Формирование информационной культуры______________________________ 1 75

игры книга становится как источником, стимулирующим интерес к краю и к «путешествиям» по нему (вначале по книжным страницам, а затем и по краю), так и средством закрепления и углубления знаний, полученных при реальных путешествиях. Зачастую такие игры предлагают и проводят в библиотеке объединения любителей путешествий. Алгоритм проведения подобной игры включает следующие этапы:

• предлагается тема и разрабатывается маршрут «путешествия» (ре­ального или по книжным страницам);

• библиотека подбирает соответствующую литературу (привлекая к этой работе и участников объединения любителей путешествий) и начинает ее рекомендовать всем желающим принять участие в «заочном» путешествии. С читателями проводятся индивидуаль­ные беседы, для них составляются планы чтения, организуются книжные выставки, обзоры литературы, викторины, конкурсы и т.д.;

• выступая на встрече, участники игры рассказывают, что они узна­ли об этом маршруте, так, чтобы и присутствующие в зале могли ощутить себя участниками похода. Для иллюстрации используют­ся краеведческие викторины, организуются выставки книг или фо­тографий, картин художников, на которых запечатлены места, по которым «проходит» путешествие. Используется и другое «иллю­стративное сопровождение». На встрече выступает один или не­сколько докладчиков (во втором случае между ними распределя­ются «участки» путешествия).

Проводятся игры очно и заочно. Как правило, очно такие игры каж­дая библиотека организует самостоятельно. Для заочного проведения библиотеки края объединяются. Составляется общий план, график прове­дения каждой библиотекой своей игры. Все происходящее в каждой биб­лиотеке в связи с игрой, отражается на страницах местной газеты. В ней же подводятся итоги. Заочная игра может проводиться по местному радио или телевидению. Практическое значение таких игр многопланово. Они привлекают внимание к разным сторонам жизни края, его прошлого и бу­дущего, открывают или популяризируют новые туристские маршруты, вво­дя их в краевой и всероссийский реестр; объединяют любителей путеше­ствий, привлекают в их ряды новых членов; делают реальные путешествия по краю более продуманными, осознанными и подкрепляемыми книжны­ми знаниями и опытом.

Краеведческую игру с условным названием «Посетив другую страну, привези в наш край оттуда что-нибудь интересное и полезное» также ус­пешно проводят объединения «Любителей путешествий», работающие при библиотеках. Игра состоит из следующих этапов:


1 76_____________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание

• один из членов объединения определяет, какую страну (реально или по книжным страницам) он собирается посетить;

• первый этап путешествия — по страницам книг об этой стране. Подбор документов производится вместе с библиотекарем;

• после ознакомления с литературой кандидат в путешественники выступает на заседании объединения. Рассказывает о том, что уз­нал о стране, что собирается посмотреть и что предполагает при­везти в край. Последнее бывает конкретным и полезным, если изу­чается литература о крае, выясняются его возможности и потреб­ности. В этом случае приобретает конкретность и целеустремлен­ность, «что краю нужно» и что можно попробовать найти в той стране, куда собирается путешественник. Идеи автора обсужда­ются членами объединения;

• возвратившись из путешествия, читатель рассказывает об увиден­ном и говорит о том, что он предполагает осуществить в крае: поса­дить растения, развести животных, внедрить в производство то или иное новшество и т. д.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.