Здавалка
Главная | Обратная связь

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ



Информатизация как интеллектуально-гуманистическая перестрой­ка всей жизнедеятельности человека и общества на основе все более пол­ного использования информации в качестве ресурса развития резко повы­сила значимость формирования информационной культуры человека. Се­годня уже никто не сомневается в том, что от оперативного нахождения и использования информации все в большей степени зависит качество жиз­ни. Люди думают и действуют так или иначе в зависимости от того, какой информацией они располагают.

Информационная культура общества и личности должна обеспечи­вать возможность непрерывного образования человека и повышения его ответственности за принимаемые решения. В первом случае информаци­онная культура выступает средством социальной защиты личности, спо­собной к самостоятельному наращиванию знаний, изменению сферы дея­тельности, регулированию собственного поведения на основе всесторон­него анализа ситуации. Во втором — информационная культура является средством защиты общества от непродуманных действий человека, гаран­том того, что принципиальные решения в любой сфере — социальной, экономической, технологической принимаются лишь после глубокого анализа всей имеющейся информации.


Формирование информационной культуры___________________________ 179

Формирование информационной культуры начинается в семье, к нему подключаются СМИ, школа, вуз, затем оно продолжается на протя­жении всей активной жизни. Особая, уникальная роль в формировании информационной культуры принадлежит библиотеке. Исторически этот процесс начинался с освоения библиотечно-библиографической грамот­ности, необходимой для подготовки квалифицированного пользователя, легко ориентирующегося в фонде и справочно-библиографическом аппа­рате библиотеки. Соответственно, содержанием обучения являлись пере­дача знаний и фактических сведений о структуре и составе фонда, катало­гах, библиографических пособиях, о правилах библиографического опи­сания и оформления требований на литературу.

С течением времени углублялись и становились более разнообразны­ми информационные потребности пользователей. В поле читательской деятельности включался все более широкий круг источников. Чтобы по­мочь находить необходимую литературу, отсутствующую в библиотеке, пользователей стали учить обращаться в другие библиотеки и центры ин­формации, рассказывать о существующей информационной продукции и услугах, рекомендоватьМБА и ММБА. Началось активное исследование чтения как сложнейшего социально-психологического процесса, поиск путей его рационализации и повышения эффективности. Появилась необ­ходимость говорить уже не о библиотечно-библиографической грамотно­сти, а о культуре чтения, под которой стали понимать знания, умения и навыки, необходимые читателю для полноценного выбора, восприятия и понимания произведения печати. Это предполагало:

• знание читателем правил пользования библиотеками;

• осознанный выбор тематики чтения;

• ориентацию в источниках, в т. ч. и в справочно-библиографичес­ком аппарате библиотеки;

• систематичность и последовательность чтения, умение выбрать конкретную книгу;

• знание правил гигиены чтения;

• владение приемами рационального чтения, обеспечивающими ори­ентацию в книге, усвоение и глубокое понимание прочитанного;

• умение использовать и применять на практике полученную ин­формацию, почерпнутую из различных источников;

• владение приемами конспектирования, реферирования и т. д.

Был разработан перечень требований к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать «зрелый читатель» («читатель-мастер»). Вот некоторые из них:

1. Познавательные умения:

а) выделять главное в тексте, использовать «свернутые» записи (заметки, тезисы, конспекты и др.);


180__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание

б) выявлять в тексте связи между явлениями;

в) привлекать в процессе чтения дополнительные источники;

г) формулировать гипотезы, намечать пути их проверки;

д) производить анализ, синтез, обобщение на материале изучае­
мого текста.

2. Проектировочные умения:

а) формулировать цель чтения и отдавать себе отчет в требовани­
ях к читательской деятельности;

б) формулировать цели работы над различными источниками ин­
формации;

в) прогнозировать, к каким результатам и с помощью каких при­
емов можно прийти;

г) определять задачи, темп и ритм чтения.

3. Конструктивные умения:

а) конспектировать кратко, сжато, своими словами и с элемента­
ми цитирования;

б) цитировать, аннотировать, реферировать, рецензировать;

в) делать выводы и обобщения;

г) составлять план или тезисы своего выступления по литератур­
ным материалам.

4. Коммуникативные умения:

а) формулировать вопросы к изучаемому тексту;

б) внимательно воспринимать устные сообщения о книге, анали­
зировать их;

в) самому активно участвовать в обсуждении произведений печати;

г) рассказывать другим об усвоенном, узнанном в процессе чтения;

д) строить логически законченное сообщение со вступлением,
заключением и выводами;

е) высказывать собственное отношение к прочитанному, форму­
лировать и аргументировать свою оценку книги или статьи.

5. Организаторские умения:

а) организовывать свое время, контролировать непроизводитель­
ные затраты времени и избегать их;

б) организовывать читательскую деятельность: рабочее место, ги­
гиенические условия чтения, контролировать утомляемость;

в) организовывать контакты с другими людьми для достижения
искомых целей в русле читательской деятельности;

г) развивать в процессе чтения свои знания, умения и навыки,
необходимые для дальнейшей успешной читательской деятель­
ности;

д) организовывать накопленную в процессе чтения информацию
таким образом, чтобы по окончании чтения ею можно было бы
воспользоваться.


Формирование информационной культуры



Информационная культура включает и библиотечно-библиографи­ческую грамотность, и культуру чтения, но предполагает овладение чело­веком целым комплексом дополнительных знаний, умений и навыков, в том числе:

1. Знание того, что собой представляет процесс информатизации, каковы специфические особенности информационного общества и как они влияют на жизнь каждого человека.

2. Ориентацию в правовых нормах, связанных с распространением и использованием информации и касающихся обеспечения доступ­ности информации, охраны интеллектуальной собственности, включая авторское право, информационной безопасности и т. д.

3. Ориентацию в совокупных информационных ресурсах, как элек­тронных, так и традиционных (фондах и СБА библиотек и архивов, библиографических, фактографических и полнотекстовых БД и т. д.).

4. Умение формировать собственные поисковые системы.

5. Способность использовать формальные и неформальные каналы коммуникации для получения необходимой информации. Готов­ность самому выступать в роли консультанта, активного распрос­транителя нового знания.

Исследования показывают, что у значительного числа пользователей библиотек уровень информационной культуры невысок. Это проявляется в неумении выражать информационные потребности в форме запросов на обслуживание, самостоятельно осуществлять поиск литературы и факти­ческих данных, фиксировать найденное.

Библиотекари владеют методами определения уровня информацион­ной культуры — от различных видов научного наблюдения до эксперимен­та. Достаточно надежным средством определения информационной куль­туры является тест Г. Г. Воробьева [6].

Информационная культура как интегративное, «навигаторское» ка­чество личности может быть высокой, средней и низкой. Уровень инфор­мационной культуры личности определяется по ряду согласованных пока­зателей (индикаторов). Их «набор» в каждом исследовании в зависимости от цели и контингента пользователей может быть различным.

Значимыми являются следующие показатели:

• знание возможностей библиотек и информационных центров раз­личных уровней;

• умение использовать поисковый аппарат, помогающий ориенти­роваться в совокупных информационных ресурсах (СБА библио­тек, поисковые системы Интернет, справочный аппарат библио­графических и реферативных изданий и т. д.);

• компьютерная грамотность;


182__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание

• особенности отбора источников для чтения;

• рациональность чтения;

• характер профессионального и общеобразовательного чтения (со­отношение, регулярность, направленность и т. д.).

Библиотеки, опираясь на ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.), формируют информационную культуру читателей путем ознакомления их с системой информации в стране и мире. С увеличением фондов библиотек, включением в них различных новых видов документов, в том числе аудио- и видеокассет, компакт-дисков, элек­тронных изданий, усилением связей с другими информационными учреж­дениями увеличивается роль ориентирующей информации или, как ее еще иначе называют, информации об информации.

Информация об информации решает несколько задач. Во-первых, она помогает пользователю ориентироваться как в помещении библиоте­ки, так и в ее отдельных подразделениях — читальных залах, абонементе, филиалах и т. п. Для этого издаются различные путеводители, объявле­ния, схемы структурных подразделений, расположения помещений и обо­рудования, технических средств внутри них и т. д.

Во-вторых, она помогает пользователю получить сведения о том, что имеется в библиотеке, в какой отдел можно обратиться за необходимой информацией, какие базы данных доступны и др.

В-третьих, она помогает пользователю ориентироваться в докумен­тах. Например, с помощью специальных закладок или цвета супероблож­ки можно на полке выделить книги для определенного возраста или новые книги, поступившие в библиотеку в этом месяце, и т. д.

В наиболее интересные для читателя книги вкладываются рекламные материалы, информация об авторе книге или листовки типа «Что читать дальше» и т. д. Широко используются приемы мнемомеханики, облегчаю­щие запоминание возможно большего числа сведений и фактов, основан­ные главным образом на законах ассоциации, например, мнемонические знаки разных служб библиотеки и т. п.

Современные компьютерные технологии тоже используют много ориентирующих средств, построенных на приемах мнемотехники: разные окна, в том числе и цветовые; меню; подсказки; кнопки с изображением предметов-символов действий, например, ножницы, которые означают «вырезать», раскрытая папка — «открыть» и т. д.

Таким образом, одни путеводители помогают ориентироваться в по­мещении библиотеки, другие — содействуют ориентации пользователя в расположении документов и их содержании. Ориентирующая информа­ция позволяет описать мир информации и помочь ориентации в ней.

Затем, учитывая, что информационная культура каждого пользова­теля развивается на основе знаний и совершенствования навыков исполь-


Изучение библиотечно-библиографического обслуживания________ 183

зования возможностей всей информационной системы страны и мира, биб­лиотека в меру своих возможностей налаживает связи с другими учрежде­ниями: крупнейшими книгохранилищами, архивами, музеями, видеотека­ми, игротеками, центрами информации, рекламирует открываемые в ре­зультате возможности для пользователей. И это важно, ибо у каждого учреждения свои информационные особенности и обусловленные ими возможности.

Например, библиотека отличается даже от таких, казалось бы, близ­ких ей учреждений, как архивы: в фондах библиотеки хранятся докумен­ты, изначально предназначенные для широкого использования обществен­ностью, в архивах — «внутренняя», служебная информация. Этими связя­ми библиотекари показывают пользователям, что информационная среда библиотеки, которую они сегодня посещают, является неотъемлемой час­тью разнообразной и многоплановой информационной среды региона, стра­ны, мира.

Продолжают изучать и справочно-библиографический аппарат биб­лиотеки. Он стал более современен и подвижен. В нем значительное место занимают электронные каталоги и базы данных. Появилась возможность использовать сеть Интернет, каталоги библиотек разных стран, а также web-страницы разных организаций. Библиотека же стремится к тому, что­бы Интернет стал частью СБА библиотеки. Для этого организуют обуче­ние различных групп читателей поиску информации в Интернете. В биб­лиотеках создаются Интернет-классы, разрабатываются путеводители по электронным ресурсам.

В целях формирования информационной культуры библиотеки уста­навливают контакты с другими организациями и, прежде всего, с учебны­ми заведениями, расположенными в районе их деятельности. Совместны­ми усилиями в школах ведется преподавание курса «Информатика», а в средних и высших учебных заведениях — «Введение в информатику». При этом следует отметить, что в формировании информационной культуры студентов главная роль принадлежит библиотекам образовательных уч­реждений, а не публичным.

Среди мероприятий, специально осуществляемых в целях повыше­ния уровня информационной культуры читателей, следует назвать:

• индивидуальные консультации по библиографическому разыска­нию и методике работы с литературой;

• групповые консультации, беседы, лекции об информационной си­стеме страны и мира, о том, как пользоваться ею, как развивать и совершенствовать свою информационную культуру;

• проведение практических занятий по использованию традицион­ных и электронных информационных ресурсов.


184__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание

Читатели библиотеки по-прежнему изучают следующие темы: пользо­вание справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; методика конспектирования и реферирования; ведение собственных поисковых сис­тем; методика оформления списков использованной литературы. Новыми и чрезвычайно востребованными темами являются изучение поисковых систем и справочников Интернета; приемы рационального чтения; гигиена чтения и ее соблюдение и многие другие.

В помощь развитию информационной культуры читателей библиоте­ка издает различные рекомендательные указатели литературы, планы чте­ния, памятки, путеводители по библиотеке и библиотечно-информацион­ным службам, инструкции, методические рекомендации и т. д. Разрабаты­ваются специальные программы и методики, включающие индивидуальное обучение с помощью электронных средств.

Продолжают проводиться хорошо зарекомендовавшие себя у моло­дых читателей такие игровые мероприятия, как «Информины». «Инфор­мина» (от сочетания слов «информация» и «викторина»») — это библио­течная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень информационной культуры участников, их знания, умения и на­выки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиоте­ки, справочной литературой, библиографическими указателями, компью­терной техникой для нахождения необходимых изданий и сведений и т. д.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.