ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Информатизация как интеллектуально-гуманистическая перестройка всей жизнедеятельности человека и общества на основе все более полного использования информации в качестве ресурса развития резко повысила значимость формирования информационной культуры человека. Сегодня уже никто не сомневается в том, что от оперативного нахождения и использования информации все в большей степени зависит качество жизни. Люди думают и действуют так или иначе в зависимости от того, какой информацией они располагают. Информационная культура общества и личности должна обеспечивать возможность непрерывного образования человека и повышения его ответственности за принимаемые решения. В первом случае информационная культура выступает средством социальной защиты личности, способной к самостоятельному наращиванию знаний, изменению сферы деятельности, регулированию собственного поведения на основе всестороннего анализа ситуации. Во втором — информационная культура является средством защиты общества от непродуманных действий человека, гарантом того, что принципиальные решения в любой сфере — социальной, экономической, технологической принимаются лишь после глубокого анализа всей имеющейся информации. Формирование информационной культуры___________________________ 179 Формирование информационной культуры начинается в семье, к нему подключаются СМИ, школа, вуз, затем оно продолжается на протяжении всей активной жизни. Особая, уникальная роль в формировании информационной культуры принадлежит библиотеке. Исторически этот процесс начинался с освоения библиотечно-библиографической грамотности, необходимой для подготовки квалифицированного пользователя, легко ориентирующегося в фонде и справочно-библиографическом аппарате библиотеки. Соответственно, содержанием обучения являлись передача знаний и фактических сведений о структуре и составе фонда, каталогах, библиографических пособиях, о правилах библиографического описания и оформления требований на литературу. С течением времени углублялись и становились более разнообразными информационные потребности пользователей. В поле читательской деятельности включался все более широкий круг источников. Чтобы помочь находить необходимую литературу, отсутствующую в библиотеке, пользователей стали учить обращаться в другие библиотеки и центры информации, рассказывать о существующей информационной продукции и услугах, рекомендоватьМБА и ММБА. Началось активное исследование чтения как сложнейшего социально-психологического процесса, поиск путей его рационализации и повышения эффективности. Появилась необходимость говорить уже не о библиотечно-библиографической грамотности, а о культуре чтения, под которой стали понимать знания, умения и навыки, необходимые читателю для полноценного выбора, восприятия и понимания произведения печати. Это предполагало: • знание читателем правил пользования библиотеками; • осознанный выбор тематики чтения; • ориентацию в источниках, в т. ч. и в справочно-библиографическом аппарате библиотеки; • систематичность и последовательность чтения, умение выбрать конкретную книгу; • знание правил гигиены чтения; • владение приемами рационального чтения, обеспечивающими ориентацию в книге, усвоение и глубокое понимание прочитанного; • умение использовать и применять на практике полученную информацию, почерпнутую из различных источников; • владение приемами конспектирования, реферирования и т. д. Был разработан перечень требований к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать «зрелый читатель» («читатель-мастер»). Вот некоторые из них: 1. Познавательные умения: а) выделять главное в тексте, использовать «свернутые» записи (заметки, тезисы, конспекты и др.); 180__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание б) выявлять в тексте связи между явлениями; в) привлекать в процессе чтения дополнительные источники; г) формулировать гипотезы, намечать пути их проверки; д) производить анализ, синтез, обобщение на материале изучае 2. Проектировочные умения: а) формулировать цель чтения и отдавать себе отчет в требовани б) формулировать цели работы над различными источниками ин в) прогнозировать, к каким результатам и с помощью каких при г) определять задачи, темп и ритм чтения. 3. Конструктивные умения: а) конспектировать кратко, сжато, своими словами и с элемента б) цитировать, аннотировать, реферировать, рецензировать; в) делать выводы и обобщения; г) составлять план или тезисы своего выступления по литератур 4. Коммуникативные умения: а) формулировать вопросы к изучаемому тексту; б) внимательно воспринимать устные сообщения о книге, анали в) самому активно участвовать в обсуждении произведений печати; г) рассказывать другим об усвоенном, узнанном в процессе чтения; д) строить логически законченное сообщение со вступлением, е) высказывать собственное отношение к прочитанному, форму 5. Организаторские умения: а) организовывать свое время, контролировать непроизводитель б) организовывать читательскую деятельность: рабочее место, ги в) организовывать контакты с другими людьми для достижения г) развивать в процессе чтения свои знания, умения и навыки, д) организовывать накопленную в процессе чтения информацию Формирование информационной культуры Информационная культура включает и библиотечно-библиографическую грамотность, и культуру чтения, но предполагает овладение человеком целым комплексом дополнительных знаний, умений и навыков, в том числе: 1. Знание того, что собой представляет процесс информатизации, каковы специфические особенности информационного общества и как они влияют на жизнь каждого человека. 2. Ориентацию в правовых нормах, связанных с распространением и использованием информации и касающихся обеспечения доступности информации, охраны интеллектуальной собственности, включая авторское право, информационной безопасности и т. д. 3. Ориентацию в совокупных информационных ресурсах, как электронных, так и традиционных (фондах и СБА библиотек и архивов, библиографических, фактографических и полнотекстовых БД и т. д.). 4. Умение формировать собственные поисковые системы. 5. Способность использовать формальные и неформальные каналы коммуникации для получения необходимой информации. Готовность самому выступать в роли консультанта, активного распространителя нового знания. Исследования показывают, что у значительного числа пользователей библиотек уровень информационной культуры невысок. Это проявляется в неумении выражать информационные потребности в форме запросов на обслуживание, самостоятельно осуществлять поиск литературы и фактических данных, фиксировать найденное. Библиотекари владеют методами определения уровня информационной культуры — от различных видов научного наблюдения до эксперимента. Достаточно надежным средством определения информационной культуры является тест Г. Г. Воробьева [6]. Информационная культура как интегративное, «навигаторское» качество личности может быть высокой, средней и низкой. Уровень информационной культуры личности определяется по ряду согласованных показателей (индикаторов). Их «набор» в каждом исследовании в зависимости от цели и контингента пользователей может быть различным. Значимыми являются следующие показатели: • знание возможностей библиотек и информационных центров различных уровней; • умение использовать поисковый аппарат, помогающий ориентироваться в совокупных информационных ресурсах (СБА библиотек, поисковые системы Интернет, справочный аппарат библиографических и реферативных изданий и т. д.); • компьютерная грамотность; 182__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание • особенности отбора источников для чтения; • рациональность чтения; • характер профессионального и общеобразовательного чтения (соотношение, регулярность, направленность и т. д.). Библиотеки, опираясь на ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.), формируют информационную культуру читателей путем ознакомления их с системой информации в стране и мире. С увеличением фондов библиотек, включением в них различных новых видов документов, в том числе аудио- и видеокассет, компакт-дисков, электронных изданий, усилением связей с другими информационными учреждениями увеличивается роль ориентирующей информации или, как ее еще иначе называют, информации об информации. Информация об информации решает несколько задач. Во-первых, она помогает пользователю ориентироваться как в помещении библиотеки, так и в ее отдельных подразделениях — читальных залах, абонементе, филиалах и т. п. Для этого издаются различные путеводители, объявления, схемы структурных подразделений, расположения помещений и оборудования, технических средств внутри них и т. д. Во-вторых, она помогает пользователю получить сведения о том, что имеется в библиотеке, в какой отдел можно обратиться за необходимой информацией, какие базы данных доступны и др. В-третьих, она помогает пользователю ориентироваться в документах. Например, с помощью специальных закладок или цвета суперобложки можно на полке выделить книги для определенного возраста или новые книги, поступившие в библиотеку в этом месяце, и т. д. В наиболее интересные для читателя книги вкладываются рекламные материалы, информация об авторе книге или листовки типа «Что читать дальше» и т. д. Широко используются приемы мнемомеханики, облегчающие запоминание возможно большего числа сведений и фактов, основанные главным образом на законах ассоциации, например, мнемонические знаки разных служб библиотеки и т. п. Современные компьютерные технологии тоже используют много ориентирующих средств, построенных на приемах мнемотехники: разные окна, в том числе и цветовые; меню; подсказки; кнопки с изображением предметов-символов действий, например, ножницы, которые означают «вырезать», раскрытая папка — «открыть» и т. д. Таким образом, одни путеводители помогают ориентироваться в помещении библиотеки, другие — содействуют ориентации пользователя в расположении документов и их содержании. Ориентирующая информация позволяет описать мир информации и помочь ориентации в ней. Затем, учитывая, что информационная культура каждого пользователя развивается на основе знаний и совершенствования навыков исполь- Изучение библиотечно-библиографического обслуживания________ 183 зования возможностей всей информационной системы страны и мира, библиотека в меру своих возможностей налаживает связи с другими учреждениями: крупнейшими книгохранилищами, архивами, музеями, видеотеками, игротеками, центрами информации, рекламирует открываемые в результате возможности для пользователей. И это важно, ибо у каждого учреждения свои информационные особенности и обусловленные ими возможности. Например, библиотека отличается даже от таких, казалось бы, близких ей учреждений, как архивы: в фондах библиотеки хранятся документы, изначально предназначенные для широкого использования общественностью, в архивах — «внутренняя», служебная информация. Этими связями библиотекари показывают пользователям, что информационная среда библиотеки, которую они сегодня посещают, является неотъемлемой частью разнообразной и многоплановой информационной среды региона, страны, мира. Продолжают изучать и справочно-библиографический аппарат библиотеки. Он стал более современен и подвижен. В нем значительное место занимают электронные каталоги и базы данных. Появилась возможность использовать сеть Интернет, каталоги библиотек разных стран, а также web-страницы разных организаций. Библиотека же стремится к тому, чтобы Интернет стал частью СБА библиотеки. Для этого организуют обучение различных групп читателей поиску информации в Интернете. В библиотеках создаются Интернет-классы, разрабатываются путеводители по электронным ресурсам. В целях формирования информационной культуры библиотеки устанавливают контакты с другими организациями и, прежде всего, с учебными заведениями, расположенными в районе их деятельности. Совместными усилиями в школах ведется преподавание курса «Информатика», а в средних и высших учебных заведениях — «Введение в информатику». При этом следует отметить, что в формировании информационной культуры студентов главная роль принадлежит библиотекам образовательных учреждений, а не публичным. Среди мероприятий, специально осуществляемых в целях повышения уровня информационной культуры читателей, следует назвать: • индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой; • групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе страны и мира, о том, как пользоваться ею, как развивать и совершенствовать свою информационную культуру; • проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов. 184__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание Читатели библиотеки по-прежнему изучают следующие темы: пользование справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; методика конспектирования и реферирования; ведение собственных поисковых систем; методика оформления списков использованной литературы. Новыми и чрезвычайно востребованными темами являются изучение поисковых систем и справочников Интернета; приемы рационального чтения; гигиена чтения и ее соблюдение и многие другие. В помощь развитию информационной культуры читателей библиотека издает различные рекомендательные указатели литературы, планы чтения, памятки, путеводители по библиотеке и библиотечно-информационным службам, инструкции, методические рекомендации и т. д. Разрабатываются специальные программы и методики, включающие индивидуальное обучение с помощью электронных средств. Продолжают проводиться хорошо зарекомендовавшие себя у молодых читателей такие игровые мероприятия, как «Информины». «Информина» (от сочетания слов «информация» и «викторина»») — это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень информационной культуры участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями, компьютерной техникой для нахождения необходимых изданий и сведений и т. д. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|