Здавалка
Главная | Обратная связь

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ БИБЛИОТЕК



Экономические ресурсы публичных библиотек составляют сово­купность средств, используемых библиотекой в качестве исходных ком­понентов производственно-хозяйственной деятельности. По мере включе­ния в библиотечный процесс они преобразуются в конечные результаты —



Экономика библиотечной деятельности


продукты и услуги, предназначенные к потреблению вне библиотеки. Все экономические ресурсы публичных библиотек являются продуктом дру­гих производств и сфер деятельности в народном хозяйстве. Поэтому они относятся к воспроизводимым, то есть восстанавливаемым, ресурсам. Ис­ключение составляют редкие и ценные документы в фондах некоторых библиотек, которые при утрате восстановить заново невозможно.

Ресурсное обеспечение в библиотеках характеризуется составом ре­сурсов, соотношением затрат на различные виды ресурсов, количеством источников и механизмом поступления данного вида ресурсов. По содер­жанию и назначению в библиотечном процессе экономические ресурсы библиотек разделяют на трудовые, материально-технические, финан­совые, информационные и организационные.

Трудовые ресурсы публичной библиотеки составляют корпус работ­ников библиотеки и читательский актив, занятый в библиотечном процес­се. Кадровый состав работников публичной библиотеки включает библио­текарей, инженерно-технический и хозяйственный персонал. Профессио­нально-квалификационная структура трудовых ресурсов конкретной библиотеки определяется ее назначением и зависит от объема и состава фонда, наличия специального оборудования и площадей, принятой техно­логии и условий организации труда (специализации и разделения труда). Величина трудовых ресурсов библиотеки измеряется количеством ис­пользуемого рабочего времени и размером фонда заработной платы. В традиционной библиотечной технологии, для которой характерны высокая трудоемкость библиотечных процессов и преобладание ручного труда, трудовые ресурсы составляют основу ресурсного потенциала биб­лиотеки и играют решающую роль в создании условий обслуживания чита­телей, достижении заданного объема и качества библиотечных продуктов и услуг. При этом профессиональный состав работников однороден. До 90% библиотечного персонала составляют работники библиотечных специальностей: библиотекари, библиографы, а расходы на заработную плату в библиотеках достигают более 50% финансирования текущих затрат.

Организационная и хозяйственная самостоятельность библиотек, изменение нормативно-правовой базы библиотечной деятельности, вне­дрение проектов автоматизации библиотечных процессов, а также актив­ное освоение электронных информационных технологий значительно из­меняют профессионально-квалификационную структуру трудовых ресур­сов. В состав библиотечного персонала публичных библиотек входят про­граммисты, инженеры, менеджеры, юристы, социологи. Одновременно за счет роста затрат на материально-техническое оснащение библиотечных процессов доля затрат на оплату труда в текущем бюджете библиотек сни­жается в среднем до 25-30%.


Экономические ресурсы библиотек



Материально-технические ресурсы библиотек представляют со­бой факторы библиотечного производства в материально-вещественной форме. К ним относятся здания, в которых размещена библиотека, инже­нерное оборудование, мебель, библиотечное оборудование залов и храни­лищ, фонд библиотечных документов, каталоги, картотеки, средства свя­зи и транспорта, копировально-множительная техника, средства элект­ронного доступа к информации, издательская продукция, расходные мате­риалы и запчасти. С точки зрения экономической оценки и учета из всех материально-технических ресурсов публичных библиотек фонды доку­ментов и каталоги имеют две существенные особенности: во-первых, их ценность не исчерпывается затратами на их приобретение или создание, а во-вторых, стоимость некоторой части документов (книжных памятни­ков, архивных документов) со временем возрастает. По мере распростра­нения электронных технологий в библиотечных процессах увеличивается значимость для публичных библиотек энергетических ресурсов.

Публичные библиотеки имеют право самостоятельно развивать свою материальную базу на основе прямых договоров с поставщиками, исполь­зуя для этого дополнительные внебюджетные средства. В публичных биб­лиотеках используются различные механизмы поступления материально-технических ресурсов: через приобретение на рынке материальных цен­ностей, систему внеэкономического распределения (в виде даров и безвоз­мездных поставок), по бартеру путем натурального обмена. Ежегодное пополнение статьи материальных ресурсов библиотек регламентируется сметой расходов. При использовании электронных технологий в библио­течных процессах доля расходов на приобретение и поддержание матери­ально-вещественных компонентов библиотечного процесса в общих зат­ратах библиотек составляет 70-80%. При этом основная часть расходов приходится на приобретение электронной техники, оплату средств и кана­лов связи и материальное обеспечение электронного доступа пользовате­лей к информации. Публичные библиотеки реализуют такие формы ис­пользования своих материальных ресурсов, как полное хозяйственное ве­дение на правах собственника, оперативное управление имуществом, со­вместное использование ресурсов, прокат оборудования, аренда и т. п.

Финансовые ресурсы публичных библиотек представляют совокуп­ность всех видов поступлений и накопленных денежных средств, находя­щихся в их распоряжении. Их назначение — воспроизводство материаль­ных условий и трудовых ресурсов деятельности библиотечных учрежде­ний с целью сохранения непрерывности и возобновляемости библиотечно­го процесса. Основным источником формирования финансовых ресурсов общедоступных библиотек являются средства, полученные от учредителя в виде бюджетных ассигнований. Библиотеки финансируются из бюджетов тех органов власти, в ведении которых они находятся. По «Положению об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций



Экономика библиотечной деятельности


культуры и искусства» от 1995 года бюджетные средства поступают в биб­лиотеки по установленным нормативам, величина которых регулируется соответствующими актами региональных органов власти. Помимо средств учредителя финансовые ресурсы в публичные библиотеки поступают в виде:

• целевого (программного) финансирования из бюджетов разных уровней;

• платежей за оказание услуг организациям по договорам;

• доходов от собственной предпринимательской деятельности;

• доходов от платных форм обслуживания;

• добровольных пожертвований (субсидий, средств, полученных по завещаниям, благотворительных взносов);

• кредитов банков и иных кредитных учреждений;

• штрафов и компенсаций за нанесенный библиотеке ущерб.

Роль внебюджетных источников поступления финансовых ресурсов для большинства общедоступных библиотек незначительна (10-12% об­щего объема поступлений) в силу особенностей общей экономической си­туации и ограниченности возможностей публичных библиотек по их осво­ению. Использование финансовых ресурсов осуществляется каждой биб­лиотекой самостоятельно в пределах, определенных законодательством РФ и своим уставом, согласованным с учредителем.

Информационные (нематериальные) ресурсы публичной библио­теки в экономике библиотечной деятельности представляют собой выяв­ленную, собранную и накопленную информацию, на основе которой осу­ществляется организация деятельности и управление развитием библио­теки. К этой информации относится:

• нормативно-правовая информация в виде законодательных актов, указов, постановлений, распоряжений и иных регламентирующих документов органов управления;

• научно-техническая, патентная, коммерческая, социально-демог­рафическая, обзорно-аналитическая и прочая информация о внутренних и внешних факторах влияния на деятельность конк­ретной библиотеки.

Информационные ресурсы поступают из государственных служб ин­формации, федеральных, региональных и местных органов управления, из организаций, сотрудничающих с библиотекой, из собственных аналитиче­ских служб библиотеки, а также по рекламным каналам, через СМИ и спе­циальные издания. Рост значения информационных ресурсов, используе­мых в библиотеках для принятия управленческих решений, обусловлен:

• возрастанием объемов производства и потребления информации,
предназначенной для эффективного взаимодействия;


Экономические ресурсы библиотек



• усилением зависимости эффективности управления от степени полноты, оперативности и адекватности информационного пото­ка, поступающего в систему управления;

• существенным возрастанием роли нематериальных исходных ком­понентов организации производства библиотечных продуктов и услуг (патенты, лицензии, информация о возможностях и условиях приобретения электронной техники; о содержании информацион­ных технологий, технологий сохранения и защиты фонда и техноло­гий доступа пользователей к информационным ресурсам общества).

В современной экономике выделяют организационные ресурсы, на­значение которых — приведение всех остальных ресурсов во взаимодей­ствие для осуществления производственного процесса создания необходи­мых продуктов и услуг. К ним относятся организация работы, система разделения труда, принципы и методы управления, предприимчивость и творчество работников, психологические взаимоотношения руководите­лей и подчиненных1. Состояние организационных ресурсов в конкрет­ной библиотеке влияет на эффективность определения целей деятельнос­ти, разработки программ развития, планирования потребностей в ресур­сах, организации и расстановки кадров, поиска финансовых ресурсов, обес­печения библиотечного процесса материально-техническими средствами, организации связи между подразделениями, взаимодействия с внешними организациями и т. п. При существующей высокой неопределенности дея­тельности, динамизме развития общественных отношений и разнообразии условий работы организационные ресурсы публичных библиотек стано­вятся жизненно важным ресурсом, существенно влияющим на результаты их деятельности.

По характеру использования во времени все экономические ресурсы библиотеки разделяются на две группы: основные фонды, многократно ис­пользуемые в библиотечном процессе (здания, оборудование, транспорт­ные средства, библиотечные фонды, технологии, организационные реше­ния, нормативная информация и т. п.) и оборотные средства — однократ­но используемые в процессе создания библиотечных продуктов и услуг (денежные средства, труд работников, расходные материалы, устареваю­щая или оперативная управленческая информация).

Современное развитие библиотечного обслуживания сопровождает­ся ростом влияния экономических ресурсов на эффективность деятельно­сти библиотек за счет увеличения средств их материально-технического оснащения, механизации и автоматизации библиотечных процессов, по­вышения энергоемкости библиотечной технологии, насыщения средства-

1 О формировании организационных ресурсов библиотеки см. разделы «Мето­ды управления», «Стиль управления» и главу «Управление библиотечным пер­соналом».



Экономика библиотечной деятельности


ми связи и электронного доступа к информации, изменения профессио­нально-квалификационной структуры кадров, расширения информацион­ной базы принятия управленческих решений и повышения роли адаптив­но-организационных и творческих аспектов деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК

Хозяйственная деятельность представляет собой средство реали­зации экономических отношений в библиотечной сфере посредством со­вокупности процессов движения и преобразования ресурсов в библиотеч­ные продукты и услуги в соответствии с назначением библиотеки. Хозяй­ственная деятельность библиотек направлена на:

• обеспечение исходных условий их деятельности;

• организацию работы коллектива библиотеки;

• реализацию создаваемых в библиотеке продуктов и услуг.

В качестве социально-экономической организации публичная биб­лиотека выступает как самостоятельный субъект, руководствуясь, с од­ной стороны, обязанностями перед обществом, с другой — условиями су­ществующей экономической системы. Основными объектами хозяйствен­ной деятельности библиотеки является имущество (движимое и недвижи­мое), финансовые средства, интеллектуальные продукты и трудовые ресурсы. Содержание хозяйственной деятельности состоит в организации финансирования, оперативном управлении закрепленным за библиотекой имуществом, организации работы коллектива, установлении взаимодей­ствия с другими субъектами хозяйствования с целью обеспечения реше­ния уставных задач библиотек. В практике хозяйственной деятельности библиотек экономические отношения проявляются как финансовые, тру­довые, деловые коммерческие отношения.

Финансовые отношения возникают между:

• библиотекой и финансовой системой при получении из бюджета средств и при внесении налогов в соответствии с действующим за­конодательством;

• библиотекой и кредитной системой при получении и погашении банковских ссуд и при уплате процентов за кредит;

• библиотекой и другими организациями в связи с оплатой поставок средств, материальных ценностей и реализацией продуктов и услуг;

• библиотекой и коллективом работников при расчетах, связанных с оплатой труда и другими денежными выплатами.


Содержание и организация хозяйственной деятельности библиотек_ 201

Трудовые отношения в библиотеке возникают между администраци­ей и работниками по поводу установления уровня оплаты труда и получе­ния социально-экономических льгот.

В библиотеках эти отношения регулируются на двух уровнях. На го­сударственном уровне через законодательные (КЗОТ) и правительствен­ные акты определяются минимальный уровень заработной платы, дли­тельность рабочей недели, условия использования труда женщин и моло­дежи и т. п.

На библиотечном уровне трудовые отношения регулируются посред­ством системы заработной платы и стимулирования труда, а также кол­лективного договора. В коллективный договор включаются взаимные обя­зательства администрации и коллектива по таким вопросам, как система и размер оплаты труда, денежных пособий, компенсаций, доплат за условия труда. Обычно коллективный договор заключается сроком от 1 до 3 лет и может действовать, пока стороны не заключат новый или не изменят, до­полнят действующий. Порядок заключения договоров определяется зако­ном РФ «О коллективных договорах и соглашениях».

Деловые коммерческие (договорные) отношения возникают между:

• библиотеками и поставщиками материально-вещественных и иных исходных компонентов библиотечной деятельности в про­цессе комплектования фондов, приобретения расходных материа­лов, библиотечного оборудования,техники,технологии и т. п.;

• библиотеками и коммунальными службами, осуществляющими обслуживание зданий и помещений, организациями, предоставля­ющими коммунальные услуги, ремонтными организациями и службами охраны;

• библиотеками и их партнерами по предпринимательской деятель­ности при совместном использовании ресурсов, аренде помеще­ний, издательских проектах, операциях с имуществом и т. д.;

• библиотеками и пользователями при предоставлении им платных библиотечных продуктов и услуг, дополнительного сервиса.

Эти отношения регулируются общими нормами договорных отноше­ний в соответствии с ГК РФ (часть 1 и 2), отраслевым ( в области культуры и библиотечного дела) законодательством и уставом библиотеки.

Публичная библиотека осуществляет свою хозяйственную деятель­ность в трех сферах экономики: в общественном секторе, сфере бизнеса и коммерческой сфере. Используемые в каждой из этих сфер формы хозяй­ствования различаются между собой по субъектам взаимодействия, соста­ву предметов обращения (обмена) и экономическому содержанию итогов хозяйственных операций.

В общественном секторе субъектом взаимодействия выступает публич­ная библиотека и орган местной власти, действующий от имени региональ-



Экономика библиотечной деятельности


ного сообщества. Предметом обращения здесь являются средства местного бюджета и предоставляемые библиотекой бесплатные продукты и услуги. Итог хозяйственной деятельности — бюджетное финансирование библиотеки.

В сфере бизнеса субъект взаимодействия — хозяйственная организа­ция. Предметами обращения служат получаемые (или выплачиваемые) по договору денежные средства, формы обслуживания организации, условия совместной деятельности и использования ресурсов. Итог хозяйственной деятельности — поступление (или убытие) внебюджетных средств на сче­тах библиотеки.

Субъектом взаимодействия в коммерческой сфере являются индивиду­альные пользователи платных услуг, покупатели интеллектуальных продук­тов и имущества библиотеки. Предмет обращения — наличные средства граж­дан, услуги, продукция и имущество библиотеки. Итог хозяйственной дея­тельности в этой сфере — выручка от продажи продуктов, услуг, имущества.

Организация производственно-хозяйственной деятельности библио­тек осуществляется посредством структуры библиотеки и хозяйственно­го механизма.

Структура библиотеки определяет способ пространственного раз­деления материально-технического основания (материальных ресурсов), библиотечных процессов и ответственности за распоряжение ими в про­цессе создания библиотечных продуктов и услуг в соответствии с ее функ­цией в народном хозяйстве или назначением. Структура библиотеки ха­рактеризуется составом элементов, их специализацией и их свойствами, а также совокупностью связей и отношений между ними.

Хозяйственный механизм — комплекс организационных, экономи­ческих, правовых форм, методов и инструментов управления производ­ственно-хозяйственной деятельностью библиотек, свойственных конк­ретной экономической системе отношений, методам воздействия, струк­туре управления экономикой и условиям привлечения людей к труду. В современной социально-экономической и правовой ситуации хозяйствен­ный механизм в библиотеках основывается на следующих принципах:

• формирование многоканальной системы поступления экономи­ческих ресурсов библиотек (финансирование, комплектование, технологии, оборудование);

• отказ от планирования расходов библиотеки от достигнутого уров­ня и переход на нормативный метод формирования и использова­ния ресурсов с учетом экономических возможностей регионов;

• расширение прав и самостоятельности трудовых коллективов в решении вопросов распределения средств организации;

• введение гибких методов стимулирования труда;

• использование разнообразных форм хозяйствования (сдача поме­щений в аренду, совместное использование ресурсов, предприни­мательство);


Содержание и организация хозяйственной деятельности библиотек_ 203

• развитие договорных отношений на хозрасчетной основе при об­
служивании предприятий и организаций рыночного сектора эко­
номики.

Задачей хозяйственного механизма в библиотечной деятельности является организация поступления и использования финансовых средств и воздействие на исполнителей на различных уровнях принятия решений. На государственном уровне хозяйственный механизм направлен на под­держание конкурентоспособности библиотечных услуг путем создания благоприятных экономических условий деятельности библиотек и осуще­ствление программ библиотечного строительства в интересах общества. Он разрабатывается и проводится органами управления всех уровней вла­сти (федерального, регионального, местного самоуправления) через:

• текущее и целевое бюджетное финансирование;

• принятие специальных правовых актов, регулирующих условия хозяйственной деятельности библиотек и приток экономических ресурсов в библиотечную сферу на добровольной или принуди­тельной основе;

• регулирование нормативной базы социальных и организационно-экономических условий библиотечно-информационного обслу­живания населения, механизмов формирования и использования ресурсов.

Хозяйственный механизм на уровне управления публичной библио­текой формируется ее администрацией в соответствии с принятым уставом в пределах существующих правовых, экономических и организационно-тех­нологических ограничений. Его воздействие происходит через внутрибиб­лиотечное планирование, анализ, учет и регулирование распределения экономических ресурсов, систему организации заработной платы и сти­мулирования труда, процесс ценообразования на продукты и услуги и внутрибиблиотечную нормативную базу.

Организация использования средств текущего финансирования осу­ществляется путем сметного планирования.

Организация системы заработной платы и стимулирования тру­да как элемент хозяйственного механизма имеет две цели: обеспечение найма работников для поддержания оптимальной профессионально-квали­фикационной структуры трудового коллектива и побуждение работников к инициативе на рабочем месте, повышению эффективности труда по полу­чению результатов, необходимых для реализации назначения библиотеки.

Организация оплаты труда включает:

• форму оплаты труда работников;

• систему должностных окладов;

• критерии и размеры доплат за отдельные достижения работников;

• обоснование системы показателей премирования сотрудников.



Экономика библиотечной деятельности


В публичных библиотеках основной является повременная форма оплаты труда, при которой зарплата рассчитывается за фактически отра­ботанное время, исходя из часовой тарифной ставки. В особых случаях могут применяться сдельная и аккордная формы оплаты.

Заработок большинства работников библиотек состоит из двух час­тей: тарифной и надтарифной. Тарифной частью заработка сотрудника, занимающего определенную должность по штатному расписанию, оплачи­вается регламентированный труд, выполненный в соответствии с должно­стной инструкцией или по заданной технологии. При этом требования, предъявляемые к работнику, носят общий характер и определяются за­фиксированными в нормативных документах должностными обязаннос­тями. Величина заработка в этом случае определяется затратами труда работников, необходимыми для получения запланированного результата. Тарифная часть заработка гарантирует обязательный минимум оплаты на данном рабочем месте. Она устанавливается каждому работнику по еди­ной сетке путем присвоения ему определенного разряда.

Надтарифная часть заработка состоит из доплат за индивидуальную эффективность труда работника и доплат за эффективность работы кол­лектива в целом.

Часть заработка работника, связанная с эффективностью его собствен­ного труда, выплачивается в виде надбавки за личные достижения, творчес­кое отношение к труду, обеспечение высокого качества результатов, вклад в рост эффективности производства продуктов и услуг, получение новых результатов, создание рациональных методов труда, за работу в непредви­денных обстоятельствах, ухудшающих условия деятельности. Эти надбав­ки устанавливаются ежегодно в процентах к тарифной ставке в зависимости от итогов работы библиотеки. При жалобах и замечаниях потребителей, нарушениях трудовой, технологической дисциплины и при других проявле­ниях недобросовестного отношения к труду они отменяются.

Надбавки за вклад в повышение эффективности работы коллектива устанавливаются авторам рационализаторских предложений по совер­шенствованию технологии библиотечного обслуживания, организации труда и управления.

Оплату за перевыполнение норм вводят только на тех участках библио­течного процесса, на которых ускорение деятельности ведет к улучшению качества библиотечного обслуживания и не вредит здоровью работника.

Помимо этих доплат, надтарифный заработок работников включает премии за общие результаты деятельности библиотеки. Премии могут выплачиваться по тем же критериям, что и надбавки, но по итогам работы за квартал, за год. Их связывают со стажем работы сотрудника, если это в интересах библиотеки, или, при поощрении качества труда, с тарифной частью заработка. В особых случаях в публичных библиотеках вводят доплаты за неблагоприятные условия труда, если их практически невоз-


Содержание и организация хозяйственной деятельности библиотек_ 205

можно изменить. Они выплачиваются в виде компенсаций в денежной фор­ме, дополнительного отпуска, сокращения времени работы.

В надтарифную часть заработка входят и выплаты, не связанные на­прямую с эффективностью труда работников или коллектива библиотеки. Это дивиденды по акциям, порядок выплаты которых регулируется госу­дарственными документами и внутрибиблиотечным соглашением, если речь идет о коллективном владении акциями, а также прибыль от предпри­нимательской деятельности публичной библиотеки, выплаты по которой регулируются коллективным договором. Эти выплаты дифференцируют­ся в зависимости от степени участия работников в данном виде деятельно­сти. По соглашению с трудовым коллективом всю прибыль можно отправ­лять в фонды библиотеки: фонд материальных поощрений, фонды соци­ального или материально-технического развития.

Надтарифная часть заработка выполняет функцию элемента эконо­мического механизма управления деятельностью коллектива в интересах достижения целей, поставленных перед библиотекой, при двух условиях:

• надтарифная часть заработка должна быть соизмерима с величи­ной тарифной части;

• величина доплат работнику за его вклад в общие результаты рабо­ты должна быть связана с конкретными задачами данной библио­теки и не определяться только формальными критериями (напри­мер стажем работы) оценки его труда.

С точки зрения экономических отношений система организации зара­ботной платы в библиотеках отражает баланс интересов руководства и работников библиотеки. Она формируется в границах, определенных со­временным законодательством, которое предоставляет администрации библиотек право самостоятельно формировать штатное расписание, фор­му трудового соглашения с работником, фонд материального поощрения, систему оплаты и стимулирования труда и социального развития коллек­тива библиотеки (ст. 83, 84, 85.1 КЗОТ РФ). Со стороны работников — возможность оговаривать условия работы, размер и форму вознагражде­ния за труд, дополнительные социальные и трудовые гарантии и использо­вать при необходимости реально право судебной защиты своих интересов, а также появившуюся возможность трудиться вне государственного сек­тора экономики.

В сфере бизнеса и коммерческой сфере хозяйственная деятельность библиотек осуществляется на основе хозрасчета или коммерческого рас­чета. Этот метод хозяйствования состоит в соизмерении в денежной фор­ме затрат и результатов хозяйственной деятельности с целью реализации принципов самоокупаемости, рентабельности, самофинсирования и мате­риальной заинтересованности. Показателями хозрасчетной эффективно­сти являются хозрасчетный доход, себестоимость библиотечной продук­ции или услуг и прибыль. При этом методе хозяйствования инструментом



Экономика библиотечной деятельности


хозяйственного механизма является цена библиотечной продукции и ус­луг. В библиотеках в зависимости от условий хозяйствования, состояния внешней среды и выбранной стратегии маркетинга используются раз­личные виды ценообразования1:

• с ориентацией на издержки, когда в цене учитываются себестои­мость и доля прибыли;

• с ориентацией на спрос, когда изучается характер и движение спроса на данный вид продукции и услугу;

• с ориентацией на конкуренцию, когда цена назначается исходя из предложений конкурирующих организаций при условии возмеще­ния издержек.

В публичных библиотеках на коммерческой основе заключаются до­говора на обслуживание, совместное использование ресурсов и проведе­ние мероприятий с различными учреждениями, организациями, предприя­тиями, предоставляются платные услуги и реализуется продукция индиви­дуальным пользователям. Хозрасчетные отношения в общедоступных биб­лиотеках могут распространяться либо на отдельные виды обслуживания (например, доступ к правовой или деловой информации), либо на деятель­ность отдельных структурных подразделений (например, участок копиро­вания и множительной техники, переплетная мастерская), либо на особые виды услуг, оказываемые пользователям сверх нормативного бесплатного обслуживания. Хозрасчетный метод хозяйственной деятельности библио­тек регулируется общим (ГК РФ), отраслевым (Закон о библиотечном деле) законодательством и уставом библиотеки, учитывающим социальный ста­тус библиотеки и ее общественное назначение.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.