ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ БИБЛИОТЕК
Экономические ресурсы публичных библиотек составляют совокупность средств, используемых библиотекой в качестве исходных компонентов производственно-хозяйственной деятельности. По мере включения в библиотечный процесс они преобразуются в конечные результаты — Экономика библиотечной деятельности продукты и услуги, предназначенные к потреблению вне библиотеки. Все экономические ресурсы публичных библиотек являются продуктом других производств и сфер деятельности в народном хозяйстве. Поэтому они относятся к воспроизводимым, то есть восстанавливаемым, ресурсам. Исключение составляют редкие и ценные документы в фондах некоторых библиотек, которые при утрате восстановить заново невозможно. Ресурсное обеспечение в библиотеках характеризуется составом ресурсов, соотношением затрат на различные виды ресурсов, количеством источников и механизмом поступления данного вида ресурсов. По содержанию и назначению в библиотечном процессе экономические ресурсы библиотек разделяют на трудовые, материально-технические, финансовые, информационные и организационные. Трудовые ресурсы публичной библиотеки составляют корпус работников библиотеки и читательский актив, занятый в библиотечном процессе. Кадровый состав работников публичной библиотеки включает библиотекарей, инженерно-технический и хозяйственный персонал. Профессионально-квалификационная структура трудовых ресурсов конкретной библиотеки определяется ее назначением и зависит от объема и состава фонда, наличия специального оборудования и площадей, принятой технологии и условий организации труда (специализации и разделения труда). Величина трудовых ресурсов библиотеки измеряется количеством используемого рабочего времени и размером фонда заработной платы. В традиционной библиотечной технологии, для которой характерны высокая трудоемкость библиотечных процессов и преобладание ручного труда, трудовые ресурсы составляют основу ресурсного потенциала библиотеки и играют решающую роль в создании условий обслуживания читателей, достижении заданного объема и качества библиотечных продуктов и услуг. При этом профессиональный состав работников однороден. До 90% библиотечного персонала составляют работники библиотечных специальностей: библиотекари, библиографы, а расходы на заработную плату в библиотеках достигают более 50% финансирования текущих затрат. Организационная и хозяйственная самостоятельность библиотек, изменение нормативно-правовой базы библиотечной деятельности, внедрение проектов автоматизации библиотечных процессов, а также активное освоение электронных информационных технологий значительно изменяют профессионально-квалификационную структуру трудовых ресурсов. В состав библиотечного персонала публичных библиотек входят программисты, инженеры, менеджеры, юристы, социологи. Одновременно за счет роста затрат на материально-техническое оснащение библиотечных процессов доля затрат на оплату труда в текущем бюджете библиотек снижается в среднем до 25-30%. Экономические ресурсы библиотек Материально-технические ресурсы библиотек представляют собой факторы библиотечного производства в материально-вещественной форме. К ним относятся здания, в которых размещена библиотека, инженерное оборудование, мебель, библиотечное оборудование залов и хранилищ, фонд библиотечных документов, каталоги, картотеки, средства связи и транспорта, копировально-множительная техника, средства электронного доступа к информации, издательская продукция, расходные материалы и запчасти. С точки зрения экономической оценки и учета из всех материально-технических ресурсов публичных библиотек фонды документов и каталоги имеют две существенные особенности: во-первых, их ценность не исчерпывается затратами на их приобретение или создание, а во-вторых, стоимость некоторой части документов (книжных памятников, архивных документов) со временем возрастает. По мере распространения электронных технологий в библиотечных процессах увеличивается значимость для публичных библиотек энергетических ресурсов. Публичные библиотеки имеют право самостоятельно развивать свою материальную базу на основе прямых договоров с поставщиками, используя для этого дополнительные внебюджетные средства. В публичных библиотеках используются различные механизмы поступления материально-технических ресурсов: через приобретение на рынке материальных ценностей, систему внеэкономического распределения (в виде даров и безвозмездных поставок), по бартеру путем натурального обмена. Ежегодное пополнение статьи материальных ресурсов библиотек регламентируется сметой расходов. При использовании электронных технологий в библиотечных процессах доля расходов на приобретение и поддержание материально-вещественных компонентов библиотечного процесса в общих затратах библиотек составляет 70-80%. При этом основная часть расходов приходится на приобретение электронной техники, оплату средств и каналов связи и материальное обеспечение электронного доступа пользователей к информации. Публичные библиотеки реализуют такие формы использования своих материальных ресурсов, как полное хозяйственное ведение на правах собственника, оперативное управление имуществом, совместное использование ресурсов, прокат оборудования, аренда и т. п. Финансовые ресурсы публичных библиотек представляют совокупность всех видов поступлений и накопленных денежных средств, находящихся в их распоряжении. Их назначение — воспроизводство материальных условий и трудовых ресурсов деятельности библиотечных учреждений с целью сохранения непрерывности и возобновляемости библиотечного процесса. Основным источником формирования финансовых ресурсов общедоступных библиотек являются средства, полученные от учредителя в виде бюджетных ассигнований. Библиотеки финансируются из бюджетов тех органов власти, в ведении которых они находятся. По «Положению об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций Экономика библиотечной деятельности культуры и искусства» от 1995 года бюджетные средства поступают в библиотеки по установленным нормативам, величина которых регулируется соответствующими актами региональных органов власти. Помимо средств учредителя финансовые ресурсы в публичные библиотеки поступают в виде: • целевого (программного) финансирования из бюджетов разных уровней; • платежей за оказание услуг организациям по договорам; • доходов от собственной предпринимательской деятельности; • доходов от платных форм обслуживания; • добровольных пожертвований (субсидий, средств, полученных по завещаниям, благотворительных взносов); • кредитов банков и иных кредитных учреждений; • штрафов и компенсаций за нанесенный библиотеке ущерб. Роль внебюджетных источников поступления финансовых ресурсов для большинства общедоступных библиотек незначительна (10-12% общего объема поступлений) в силу особенностей общей экономической ситуации и ограниченности возможностей публичных библиотек по их освоению. Использование финансовых ресурсов осуществляется каждой библиотекой самостоятельно в пределах, определенных законодательством РФ и своим уставом, согласованным с учредителем. Информационные (нематериальные) ресурсы публичной библиотеки в экономике библиотечной деятельности представляют собой выявленную, собранную и накопленную информацию, на основе которой осуществляется организация деятельности и управление развитием библиотеки. К этой информации относится: • нормативно-правовая информация в виде законодательных актов, указов, постановлений, распоряжений и иных регламентирующих документов органов управления; • научно-техническая, патентная, коммерческая, социально-демографическая, обзорно-аналитическая и прочая информация о внутренних и внешних факторах влияния на деятельность конкретной библиотеки. Информационные ресурсы поступают из государственных служб информации, федеральных, региональных и местных органов управления, из организаций, сотрудничающих с библиотекой, из собственных аналитических служб библиотеки, а также по рекламным каналам, через СМИ и специальные издания. Рост значения информационных ресурсов, используемых в библиотеках для принятия управленческих решений, обусловлен: • возрастанием объемов производства и потребления информации, Экономические ресурсы библиотек • усилением зависимости эффективности управления от степени полноты, оперативности и адекватности информационного потока, поступающего в систему управления; • существенным возрастанием роли нематериальных исходных компонентов организации производства библиотечных продуктов и услуг (патенты, лицензии, информация о возможностях и условиях приобретения электронной техники; о содержании информационных технологий, технологий сохранения и защиты фонда и технологий доступа пользователей к информационным ресурсам общества). В современной экономике выделяют организационные ресурсы, назначение которых — приведение всех остальных ресурсов во взаимодействие для осуществления производственного процесса создания необходимых продуктов и услуг. К ним относятся организация работы, система разделения труда, принципы и методы управления, предприимчивость и творчество работников, психологические взаимоотношения руководителей и подчиненных1. Состояние организационных ресурсов в конкретной библиотеке влияет на эффективность определения целей деятельности, разработки программ развития, планирования потребностей в ресурсах, организации и расстановки кадров, поиска финансовых ресурсов, обеспечения библиотечного процесса материально-техническими средствами, организации связи между подразделениями, взаимодействия с внешними организациями и т. п. При существующей высокой неопределенности деятельности, динамизме развития общественных отношений и разнообразии условий работы организационные ресурсы публичных библиотек становятся жизненно важным ресурсом, существенно влияющим на результаты их деятельности. По характеру использования во времени все экономические ресурсы библиотеки разделяются на две группы: основные фонды, многократно используемые в библиотечном процессе (здания, оборудование, транспортные средства, библиотечные фонды, технологии, организационные решения, нормативная информация и т. п.) и оборотные средства — однократно используемые в процессе создания библиотечных продуктов и услуг (денежные средства, труд работников, расходные материалы, устаревающая или оперативная управленческая информация). Современное развитие библиотечного обслуживания сопровождается ростом влияния экономических ресурсов на эффективность деятельности библиотек за счет увеличения средств их материально-технического оснащения, механизации и автоматизации библиотечных процессов, повышения энергоемкости библиотечной технологии, насыщения средства- 1 О формировании организационных ресурсов библиотеки см. разделы «Методы управления», «Стиль управления» и главу «Управление библиотечным персоналом». Экономика библиотечной деятельности ми связи и электронного доступа к информации, изменения профессионально-квалификационной структуры кадров, расширения информационной базы принятия управленческих решений и повышения роли адаптивно-организационных и творческих аспектов деятельности. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК Хозяйственная деятельность представляет собой средство реализации экономических отношений в библиотечной сфере посредством совокупности процессов движения и преобразования ресурсов в библиотечные продукты и услуги в соответствии с назначением библиотеки. Хозяйственная деятельность библиотек направлена на: • обеспечение исходных условий их деятельности; • организацию работы коллектива библиотеки; • реализацию создаваемых в библиотеке продуктов и услуг. В качестве социально-экономической организации публичная библиотека выступает как самостоятельный субъект, руководствуясь, с одной стороны, обязанностями перед обществом, с другой — условиями существующей экономической системы. Основными объектами хозяйственной деятельности библиотеки является имущество (движимое и недвижимое), финансовые средства, интеллектуальные продукты и трудовые ресурсы. Содержание хозяйственной деятельности состоит в организации финансирования, оперативном управлении закрепленным за библиотекой имуществом, организации работы коллектива, установлении взаимодействия с другими субъектами хозяйствования с целью обеспечения решения уставных задач библиотек. В практике хозяйственной деятельности библиотек экономические отношения проявляются как финансовые, трудовые, деловые коммерческие отношения. Финансовые отношения возникают между: • библиотекой и финансовой системой при получении из бюджета средств и при внесении налогов в соответствии с действующим законодательством; • библиотекой и кредитной системой при получении и погашении банковских ссуд и при уплате процентов за кредит; • библиотекой и другими организациями в связи с оплатой поставок средств, материальных ценностей и реализацией продуктов и услуг; • библиотекой и коллективом работников при расчетах, связанных с оплатой труда и другими денежными выплатами. Содержание и организация хозяйственной деятельности библиотек_ 201 Трудовые отношения в библиотеке возникают между администрацией и работниками по поводу установления уровня оплаты труда и получения социально-экономических льгот. В библиотеках эти отношения регулируются на двух уровнях. На государственном уровне через законодательные (КЗОТ) и правительственные акты определяются минимальный уровень заработной платы, длительность рабочей недели, условия использования труда женщин и молодежи и т. п. На библиотечном уровне трудовые отношения регулируются посредством системы заработной платы и стимулирования труда, а также коллективного договора. В коллективный договор включаются взаимные обязательства администрации и коллектива по таким вопросам, как система и размер оплаты труда, денежных пособий, компенсаций, доплат за условия труда. Обычно коллективный договор заключается сроком от 1 до 3 лет и может действовать, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий. Порядок заключения договоров определяется законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Деловые коммерческие (договорные) отношения возникают между: • библиотеками и поставщиками материально-вещественных и иных исходных компонентов библиотечной деятельности в процессе комплектования фондов, приобретения расходных материалов, библиотечного оборудования,техники,технологии и т. п.; • библиотеками и коммунальными службами, осуществляющими обслуживание зданий и помещений, организациями, предоставляющими коммунальные услуги, ремонтными организациями и службами охраны; • библиотеками и их партнерами по предпринимательской деятельности при совместном использовании ресурсов, аренде помещений, издательских проектах, операциях с имуществом и т. д.; • библиотеками и пользователями при предоставлении им платных библиотечных продуктов и услуг, дополнительного сервиса. Эти отношения регулируются общими нормами договорных отношений в соответствии с ГК РФ (часть 1 и 2), отраслевым ( в области культуры и библиотечного дела) законодательством и уставом библиотеки. Публичная библиотека осуществляет свою хозяйственную деятельность в трех сферах экономики: в общественном секторе, сфере бизнеса и коммерческой сфере. Используемые в каждой из этих сфер формы хозяйствования различаются между собой по субъектам взаимодействия, составу предметов обращения (обмена) и экономическому содержанию итогов хозяйственных операций. В общественном секторе субъектом взаимодействия выступает публичная библиотека и орган местной власти, действующий от имени региональ- Экономика библиотечной деятельности ного сообщества. Предметом обращения здесь являются средства местного бюджета и предоставляемые библиотекой бесплатные продукты и услуги. Итог хозяйственной деятельности — бюджетное финансирование библиотеки. В сфере бизнеса субъект взаимодействия — хозяйственная организация. Предметами обращения служат получаемые (или выплачиваемые) по договору денежные средства, формы обслуживания организации, условия совместной деятельности и использования ресурсов. Итог хозяйственной деятельности — поступление (или убытие) внебюджетных средств на счетах библиотеки. Субъектом взаимодействия в коммерческой сфере являются индивидуальные пользователи платных услуг, покупатели интеллектуальных продуктов и имущества библиотеки. Предмет обращения — наличные средства граждан, услуги, продукция и имущество библиотеки. Итог хозяйственной деятельности в этой сфере — выручка от продажи продуктов, услуг, имущества. Организация производственно-хозяйственной деятельности библиотек осуществляется посредством структуры библиотеки и хозяйственного механизма. Структура библиотеки определяет способ пространственного разделения материально-технического основания (материальных ресурсов), библиотечных процессов и ответственности за распоряжение ими в процессе создания библиотечных продуктов и услуг в соответствии с ее функцией в народном хозяйстве или назначением. Структура библиотеки характеризуется составом элементов, их специализацией и их свойствами, а также совокупностью связей и отношений между ними. Хозяйственный механизм — комплекс организационных, экономических, правовых форм, методов и инструментов управления производственно-хозяйственной деятельностью библиотек, свойственных конкретной экономической системе отношений, методам воздействия, структуре управления экономикой и условиям привлечения людей к труду. В современной социально-экономической и правовой ситуации хозяйственный механизм в библиотеках основывается на следующих принципах: • формирование многоканальной системы поступления экономических ресурсов библиотек (финансирование, комплектование, технологии, оборудование); • отказ от планирования расходов библиотеки от достигнутого уровня и переход на нормативный метод формирования и использования ресурсов с учетом экономических возможностей регионов; • расширение прав и самостоятельности трудовых коллективов в решении вопросов распределения средств организации; • введение гибких методов стимулирования труда; • использование разнообразных форм хозяйствования (сдача помещений в аренду, совместное использование ресурсов, предпринимательство); Содержание и организация хозяйственной деятельности библиотек_ 203 • развитие договорных отношений на хозрасчетной основе при об Задачей хозяйственного механизма в библиотечной деятельности является организация поступления и использования финансовых средств и воздействие на исполнителей на различных уровнях принятия решений. На государственном уровне хозяйственный механизм направлен на поддержание конкурентоспособности библиотечных услуг путем создания благоприятных экономических условий деятельности библиотек и осуществление программ библиотечного строительства в интересах общества. Он разрабатывается и проводится органами управления всех уровней власти (федерального, регионального, местного самоуправления) через: • текущее и целевое бюджетное финансирование; • принятие специальных правовых актов, регулирующих условия хозяйственной деятельности библиотек и приток экономических ресурсов в библиотечную сферу на добровольной или принудительной основе; • регулирование нормативной базы социальных и организационно-экономических условий библиотечно-информационного обслуживания населения, механизмов формирования и использования ресурсов. Хозяйственный механизм на уровне управления публичной библиотекой формируется ее администрацией в соответствии с принятым уставом в пределах существующих правовых, экономических и организационно-технологических ограничений. Его воздействие происходит через внутрибиблиотечное планирование, анализ, учет и регулирование распределения экономических ресурсов, систему организации заработной платы и стимулирования труда, процесс ценообразования на продукты и услуги и внутрибиблиотечную нормативную базу. Организация использования средств текущего финансирования осуществляется путем сметного планирования. Организация системы заработной платы и стимулирования труда как элемент хозяйственного механизма имеет две цели: обеспечение найма работников для поддержания оптимальной профессионально-квалификационной структуры трудового коллектива и побуждение работников к инициативе на рабочем месте, повышению эффективности труда по получению результатов, необходимых для реализации назначения библиотеки. Организация оплаты труда включает: • форму оплаты труда работников; • систему должностных окладов; • критерии и размеры доплат за отдельные достижения работников; • обоснование системы показателей премирования сотрудников. Экономика библиотечной деятельности В публичных библиотеках основной является повременная форма оплаты труда, при которой зарплата рассчитывается за фактически отработанное время, исходя из часовой тарифной ставки. В особых случаях могут применяться сдельная и аккордная формы оплаты. Заработок большинства работников библиотек состоит из двух частей: тарифной и надтарифной. Тарифной частью заработка сотрудника, занимающего определенную должность по штатному расписанию, оплачивается регламентированный труд, выполненный в соответствии с должностной инструкцией или по заданной технологии. При этом требования, предъявляемые к работнику, носят общий характер и определяются зафиксированными в нормативных документах должностными обязанностями. Величина заработка в этом случае определяется затратами труда работников, необходимыми для получения запланированного результата. Тарифная часть заработка гарантирует обязательный минимум оплаты на данном рабочем месте. Она устанавливается каждому работнику по единой сетке путем присвоения ему определенного разряда. Надтарифная часть заработка состоит из доплат за индивидуальную эффективность труда работника и доплат за эффективность работы коллектива в целом. Часть заработка работника, связанная с эффективностью его собственного труда, выплачивается в виде надбавки за личные достижения, творческое отношение к труду, обеспечение высокого качества результатов, вклад в рост эффективности производства продуктов и услуг, получение новых результатов, создание рациональных методов труда, за работу в непредвиденных обстоятельствах, ухудшающих условия деятельности. Эти надбавки устанавливаются ежегодно в процентах к тарифной ставке в зависимости от итогов работы библиотеки. При жалобах и замечаниях потребителей, нарушениях трудовой, технологической дисциплины и при других проявлениях недобросовестного отношения к труду они отменяются. Надбавки за вклад в повышение эффективности работы коллектива устанавливаются авторам рационализаторских предложений по совершенствованию технологии библиотечного обслуживания, организации труда и управления. Оплату за перевыполнение норм вводят только на тех участках библиотечного процесса, на которых ускорение деятельности ведет к улучшению качества библиотечного обслуживания и не вредит здоровью работника. Помимо этих доплат, надтарифный заработок работников включает премии за общие результаты деятельности библиотеки. Премии могут выплачиваться по тем же критериям, что и надбавки, но по итогам работы за квартал, за год. Их связывают со стажем работы сотрудника, если это в интересах библиотеки, или, при поощрении качества труда, с тарифной частью заработка. В особых случаях в публичных библиотеках вводят доплаты за неблагоприятные условия труда, если их практически невоз- Содержание и организация хозяйственной деятельности библиотек_ 205 можно изменить. Они выплачиваются в виде компенсаций в денежной форме, дополнительного отпуска, сокращения времени работы. В надтарифную часть заработка входят и выплаты, не связанные напрямую с эффективностью труда работников или коллектива библиотеки. Это дивиденды по акциям, порядок выплаты которых регулируется государственными документами и внутрибиблиотечным соглашением, если речь идет о коллективном владении акциями, а также прибыль от предпринимательской деятельности публичной библиотеки, выплаты по которой регулируются коллективным договором. Эти выплаты дифференцируются в зависимости от степени участия работников в данном виде деятельности. По соглашению с трудовым коллективом всю прибыль можно отправлять в фонды библиотеки: фонд материальных поощрений, фонды социального или материально-технического развития. Надтарифная часть заработка выполняет функцию элемента экономического механизма управления деятельностью коллектива в интересах достижения целей, поставленных перед библиотекой, при двух условиях: • надтарифная часть заработка должна быть соизмерима с величиной тарифной части; • величина доплат работнику за его вклад в общие результаты работы должна быть связана с конкретными задачами данной библиотеки и не определяться только формальными критериями (например стажем работы) оценки его труда. С точки зрения экономических отношений система организации заработной платы в библиотеках отражает баланс интересов руководства и работников библиотеки. Она формируется в границах, определенных современным законодательством, которое предоставляет администрации библиотек право самостоятельно формировать штатное расписание, форму трудового соглашения с работником, фонд материального поощрения, систему оплаты и стимулирования труда и социального развития коллектива библиотеки (ст. 83, 84, 85.1 КЗОТ РФ). Со стороны работников — возможность оговаривать условия работы, размер и форму вознаграждения за труд, дополнительные социальные и трудовые гарантии и использовать при необходимости реально право судебной защиты своих интересов, а также появившуюся возможность трудиться вне государственного сектора экономики. В сфере бизнеса и коммерческой сфере хозяйственная деятельность библиотек осуществляется на основе хозрасчета или коммерческого расчета. Этот метод хозяйствования состоит в соизмерении в денежной форме затрат и результатов хозяйственной деятельности с целью реализации принципов самоокупаемости, рентабельности, самофинсирования и материальной заинтересованности. Показателями хозрасчетной эффективности являются хозрасчетный доход, себестоимость библиотечной продукции или услуг и прибыль. При этом методе хозяйствования инструментом Экономика библиотечной деятельности хозяйственного механизма является цена библиотечной продукции и услуг. В библиотеках в зависимости от условий хозяйствования, состояния внешней среды и выбранной стратегии маркетинга используются различные виды ценообразования1: • с ориентацией на издержки, когда в цене учитываются себестоимость и доля прибыли; • с ориентацией на спрос, когда изучается характер и движение спроса на данный вид продукции и услугу; • с ориентацией на конкуренцию, когда цена назначается исходя из предложений конкурирующих организаций при условии возмещения издержек. В публичных библиотеках на коммерческой основе заключаются договора на обслуживание, совместное использование ресурсов и проведение мероприятий с различными учреждениями, организациями, предприятиями, предоставляются платные услуги и реализуется продукция индивидуальным пользователям. Хозрасчетные отношения в общедоступных библиотеках могут распространяться либо на отдельные виды обслуживания (например, доступ к правовой или деловой информации), либо на деятельность отдельных структурных подразделений (например, участок копирования и множительной техники, переплетная мастерская), либо на особые виды услуг, оказываемые пользователям сверх нормативного бесплатного обслуживания. Хозрасчетный метод хозяйственной деятельности библиотек регулируется общим (ГК РФ), отраслевым (Закон о библиотечном деле) законодательством и уставом библиотеки, учитывающим социальный статус библиотеки и ее общественное назначение. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|