ИЗУЧЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Всестороннее изучение библиотечно-библиографического обслуживания имеет важное значение. Только постоянно изучая свою деятельность, библиотекари могут выявлять успехи и недостатки в ней, принимать научно обоснованные решения для повышения эффективности и качества обслуживания. Библиотекари отделов обслуживания должны владеть комплексом знаний, умений и навыков, призванных обеспечить их квалифицированное участие в научно-исследовательской работе, в том числе и диагностической деятельности. Для этого им необходимо знать методологию, методику, логику, организацию изучения библиотечной отрасли, владеть приемами решения различных нестандартных задач, выдвигаемых развивающейся практикой. Среди актуальных тем исследования назовем: • мониторинг читательского спроса, изучение неудовлетворенного спроса на литературу; • выявление мнений читателей о качестве библиотечно-библиографического обслуживания, их отношения к библиотеке и представлений о перспективах ее развития; Изучение библиотечно-библиографического обслуживания_______________ 185 • изучение места библиотеки в системе массовой и профессиональной коммуникаций; • составление социального портрета пользователей и «непользователей» библиотеки; • анализ библиотечных услуг и тенденций их развития, востребованности различных видов библиотечных услуг населением; • изучение различных социальных групп (этнических меньшинств, инвалидов, пенсионеров и т. п.) и особенностей их библиотечно-библиографического обслуживания; • анализ профессиональных качеств библиотекарей отдела обслуживания; • развитие делового сотрудничества как средства расширения возможностей библиотеки. Следует отметить, что результаты таких исследований представляют интерес не только для сотрудников самих библиотек, но и для специалистов других областей. Именно с их помощью удается привлечь внимание и заинтересовать журналистов, культурологов, социологов и социальных психологов, педагогов, книгоиздателей, литературоведов. Полезным знакомство с результатами исследований оказывается и для читателей, которым предлагаются сравнительный анализ читательских автобиографий, отзывов на книги, аналитические материалы — «Портрет лучшего читателя нашей библиотеки» (по материалам анкетирования), «Культура чтения и ее составляющие» и т. п. Традиционная «ручная» методика организации и проведения исследований библиотечной отрасли сегодня все чаще уступает место самому широкому применению компьютерной техники. Среди основных направлений ее использования в изучении библиотечно-библиографического обслуживания следует назвать статистический анализ собранной информации и хранение данных проведенных исследований в таком виде, чтобы они были доступны в любой момент времени для всех видов обработки и анализа. Оба эти направления, как и всякая работа с компьютером, требуют соответствующего программного обеспечения. Имеется большое количество стандартных компьютерных программ, предназначенных для решения самых разных задач. Их использование не только экономит время и облегчает обработку эмпирических данных, но и помогает долго хранить и оперативно представлять необходимые данные. При этом, конечно, вовсе не исключается использование собственных программ исследования, если в этом возникает необходимость. Создание для исследовательских нужд банка данных — важное условие повышения качества и оперативности работы. Банк данных — это новое образование, система организационных, методических, технических, лингвистических, математических, программных средств, совокупность 186__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание которых позволяет накапливать данные большого количества эмпирических исследований библиотечно-библиографического обслуживания, ориентироваться в них, быстро находить нужные, производить необходимый анализ. Такая форма хранения позволяет получить любую потенциально заложенную в исследовании информацию. Вместе с первичными данными в компьютере хранится информация о том, как эти данные собраны, когда и где проводились исследования, какими методами велся сбор информации, как строилась выборка и т. д., а также перечень вопросов, использовавшихся в анкете. Библиотекарь-исследователь, пользующийся услугами банка данных, может получить сведения об исследованиях, процентные распределения по некоторым группам вопросов, выбранным с помощью определенных признаков, например, возраста и/или социального положения читателей. Кроме того, могут быть сформированы массивы данных для дальнейшей обработки с помощью программ прикладного статистического анализа. Специалисты считают, что данные банка могут быть использованы для проведения самостоятельных научных исследований, направленных на выявление характеристик тех или иных составляющих библиотечно-библиографического обслуживания. Еще одна из возможностей, которые открывает диагносту банк данных: информация, хранящаяся в нем, позволяет проводить сравнительный анализ информации, полученной в разное время, в разных регионах РФ, при, например, опросе разных читательских групп. К этому виду задач относится построение динамических характеристик процессов. Такая возможность создается по мере накопления данных, значительно отстоящих друг от друга по времени. Новые поколения компьютеров открывают все больше и больше возможностей для библиотекарей-исследователей. Библиотечно-библиографические исследования ведутся по взаимосвязанным направлениям, а именно: изучение документов, в которых изложены исследования мировой и отечественной практики; участие в исследованиях библиотечной отрасли, которые осуществляются: международными центрами; научно-исследовательскими учреждениями РФ (РНБ, РГБ, библиотечно-информационными факультетами вузов культуры и др.); региональными центрами; на локальном уровне, например, библиотеками микрорайона, обслуживающими одну и ту же часть населения; библиотеками небольшого населенного пункта и т. д.; в конкретной библиотеке на тех участках библиотечно-библиографического обслуживания, где трудятся библиотекари-практики. Последнее направление правильнее назвать диагностикой библиотечно-библиографического обслуживания, которую осуществляют библиотекари постоянно, изучая своих пользователей. Для ведения диагностики библиотекарь должен: Изучение библиотечно-библиографического обслуживания________________ 187 • владеть специальными знаниями по теории и практике диагностирования, инструментарием, определенными умениями и навыками, • уметь диагностировать, а затем типизировать различные ситуации обслуживания; • накапливать информацию о читательской деятельности, полученной в результате диагностирования и оперативно использовать ее для прогнозирования своих практических действий в процессе библиотечно-библиографического обслуживания. Таким образом, диагностическая работа дает библиотекарям-практикам информацию о читателях, которая необходима для улучшения обслуживания. Диагностика ситуаций направлена не на открытие всеобщих взаимосвязей, а на изучение отдельного случая, конкретного факта, происходящего «здесь и сейчас», что всегда необходимо для принятия решения в процессе библиотечно-библиографического обслуживания. Этот «отдельный случай» может иметь отношение как к конкретному пользователю, определенной группе, так и ко всему процессу обслуживания в целом, но в данной библиотеке. Основная трудность диагностического обследования состоит в том, что библиотекарь должен находиться не в разовом, а в относительно длительном и непрерывном взаимодействии с группой пользователей, вникнуть в конкретную ситуацию, в проблемы библиотеки или отдела. Для него индивидуальные отличия пользователей и эмпирическая целостность процесса библиотечно-библиографического обслуживания являются объектом изучения. Он ориентирован на поиск известных закономерностей в «неизвестных» исследуемых объектах, например, читателях. Следует иметь в виду, что проблема изучения читателей, как, впрочем, и диагностирования, постоянно усложняется. Сегодня в понятии «пользователь библиотеки» важную роль начинает играть степень его присутствия в поле библиотечно-библиографического обслуживания. В исторической ретроспективе в первых библиотеках книгами пользовался читатель, которому предоставляли возможность знакомиться с ними в ее помещении, позднее — в специальных читальных залах. Это был присутствующий читатель, который в процессе чтения все время находился на виду у библиотекаря, его можно было наблюдать, общаться с ним, изучать его. Со временем книги сделались более доступными и их начали выдавать на дом. Посещение библиотеки стало более кратковременным и редким, чем у пользователя читальни. На эту категорию отдаленных читателей оформляются определенные документы, ведется учет их чтения. Однако в этих условиях библиотекарь встречается с абонентами только при выдаче 188__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание книги и при сдаче ее после прочтения. Следовательно, весь процесс чтения остается за пределами видимости библиотекаря. Затем появляется иногородний читатель. Он, как правило, не посещает библиотеки, так как книги ему пересылаются по почте, путем межбиблиотечного (МБА) и заочного (ЗА) абонемента, внутрисистемного обмена (ВСО). Началось справочное обслуживание по телефону и появилось много пользователей этим видом обслуживания. Влиять на читателя и изучать его становилось все сложнее. В конце XX в. в условиях компьютеризации библиотек, развития компьютерных сетей связи появляется новая (компьютерная) разновидность удаленных читателей. Они «входят» в библиотеку через эти сети. Библиотекарь не знает их лично, а лишь обнаруживает адресные данные последних на своих серверах. Если сведения об абонентах МБА поступают через бланк-заказ МБА, ЗА — через письма читателей, использующих этот вид обслуживания, данные о читателе при телефонном запросе записываются в документах справочно-библиографической службы, то есть достаточно полно отражаются на бумажном носителе, то единственным идентификатором нового (компьютерного) пользователя становится его код, зафиксированный на сервере библиотеки. Эта тенденция — появление и увеличение количества удаленных от библиотеки читателей, которые находятся вне поля зрения библиотекаря и для которых сам библиотекарь невидим, — требует новых подходов и разработки адекватных методов изучения и диагностирования. В процессе диагностического обследования используются разные исследовательские методы. Надо помнить, что нет «плохих» и «хороших» методов. Каждый метод обладает познавательной «разрешающей способностью». Библиотекарь должен уметь использовать именно тот метод, который лучше других отвечает задаче изучения. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ В библиотечном деле идет постоянный процесс совершенствования старых, появления новых методов изучения, вызванный потребностями практики, направлениями и целями конкретных исследований. Все методы изучения можно разделить на две группы: традиционные (качественные) и формализованные (количественно-качественные). Применение традиционных методов изучения документов требует умения отыскивать необходимые документы, оценивать их по критерию надежности и, в случае необходимости, создавать на основе уже известных новые документы. Среди традиционных методов следует назвать анализ читательских формуляров (отдельных читателей или определенной группы), Методы изучения который дает возможность выяснить, что брали читатели в данной библиотеке за определенное время,хотя без дополнительного выяснения еще нет оснований считать, что все это прочитано и тем более усвоено. Анализ книжных формуляров (обычно выборочный) позволяет выяснить обращаемость книг за конкретный промежуток времени. При определении обращаемости книги среди разных категорий читателей книжные формуляры анализируются вместе с читательскими. Весьма любопытные сведения дает анализ материалов справочно-библиографической работы: журнал учета библиографических запросов, выданных библиографических, фактографических справок и других материалов обеспечивает возможность определить потребности в литературе и других источниках информации, интересы и цели получателей справок. Чрезвычайно важны сведения об отказах на книги и невыполненные справки (по причине отсутствия необходимых источников). Однако, позволяя выявить глубокие, подчас неявные сведения, традиционные методы в большей или меньшей степени страдают субъективизмом. Поэтому исследователи давно ведут поиск формализованных методов изучения содержания документов. Среди них наиболее распространен контент-анализ, который применяется для изучения значительных массивов документов, часто с последующей машинной обработкой различной библиотечной (дневники библиотекарей, протоколы библиотечных мероприятий и т. д.) и читательской (автобиографии, отзывы, запросы и. т. д.) документации. Суть контент-анализа заключается в том, что в текстах документов выделяются некоторые смысловые единицы, так называемые единицы наблюдения (в качестве которых могут выступать: возраст и образовательный ценз читателей, их принадлежность к определенной социальной группе, профессия, авторы и названия произведения печати, год их выхода, вид издания, отделы библиотеки и т. д.). После того как эти единицы выявлены из текстов, проводится измерение их качественных признаков, то есть подсчет частоты употребления этих единиц текста: отдельно каждой в разные периоды времени, в сравнении друг с другом, а также с общим объемом информации в изучаемой совокупности документов. Тщательный подсчет по каждой единице наблюдения с обязательным учетом оценок, которые даются им в текстах, позволяет выявить тенденции развития объективизированных в документах, но не улавливаемых при обычном ознакомлении с ними явлений. Контент-анализ обеспечивает восхождение от текста к внетекстовой, то есть библиотечной реальности. Научное наблюдение — это целенаправленное специально организованное планомерное восприятие объектов библиотечной действительности с последующей систематизацией собранных материалов для получения достоверных знаний об этих объектах. Из естественного процесса 190__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание библиотечно-библиографического обслуживания библиотекарь извлекает важные для него факты, делает обобщения. Научное наблюдение отвечает на вопрос «Что происходит?». В арсенале библиотечной науки используются различные виды научного наблюдения. Каждый из них обеспечивает свой подход к сбору фактов на основе создания разнообразных условий наблюдения. Чем чаще они используются в сочетании между собой или с другими методами, тем более индивидуализированное представление о читательских ориентациях личности («кто есть кто» как читатель) и глубокого знания о каждой конкретной библиотечной ситуации в процессе обслуживания удается получить. Наблюдение может быть самостоятельным методом, а может выступать составной частью других методов, например, интервью. Для его проведения разрабатывается специальная карта (бланк) наблюдения. Анкетирование — это заочный опрос, при котором всем респондентам в идентичной печатной форме предлагается система вопросов с возможными вариантами (или без них) ответов. Серия вопросов по своей сути является материальным воплощением темы, которая интересует библиотекаря и обеспечивает получение необходимой информации в соответствии с задачей, стоящей перед ним. Анкетирование помогает собирать мнения респондентов о фактах, мотивах их читательской деятельности, об отношениях к событиям, наконец, о личности опрашиваемых: поле, возрасте, образовании и ряде других общих сведений, в зависимости от задачи анкетирования. Исследовательская анкета обычно анонимна, так как анкетирование — метод, дающий сведения об изучаемой группе в целом, а не о конкретных ее участниках. Интервьюирование — беседа «лицом к лицу», построенная на социально-психологическом взаимодействии двух людей: дающего информацию и получающего ее. Основой всякого интервью также является перечень вопросов, с которыми интервьюер последовательно знакомит опрашиваемого (респондента) или руководствуется ими в процессе собеседования. Сложность анкетирования и интервьюирования состоит, прежде всего, в том, что здесь создается несколько необычная житейская ситуация: в контакт (обычно заочный — при анкетировании и очный — при интервьюировании) должны вступать два совершенно незнакомых человека, из которых один (исследователь) проявляет повышенный интерес к другому (исследуемому). Особенность этой ситуации — в односторонности интереса, сложность — в необходимости убедить людей добровольно заговорить о себе. Интервью может осуществляться как путем непосредственного контакта, так и по телефону. Достоверность ответов, то есть степень их соответствия действительному состоянию дел, зависит от трех переменных: искренности и осведомленности опрашиваемых в существе вопросов, а также от качества самой анкеты. Чем выше значения этих переменных, Методы изучения тем достовернее полученная информация. Материалы (данные) анкетирования и интервьюирования подвергаются статистической обработке и обобщению. Эксперимент — это метод, дающий возможность библиотекарю активно, планомерно воздействовать на объект. Причем его воздействия контролируются, что открывает возможность вести точный учет всех изменений, которые происходят с объектом. Воздействовать на объект можно непосредственно, изменяя (целиком или частично) условия, в которых он находится. Свойства эксперимента позволяют повторять интересующую библиотекаря ситуацию столько раз, сколько это необходимо для ее глубокого изучения. Повторяя опыты, можно изменять ряд условий, определяя тем самым их влияние на изучаемое явление. Например, изучая способы групповой рекомендации художественной литературы среди студентов, исследователи, создавая различные варианты, определяют лучшие из них для данной категории читателей. В ходе эксперимента можно выделить то или иное явление из общего процесса библиотечно-библиографического обслуживания и рассмотреть его изолированно. Эксперимент помогает проникнуть в суть объекта, выявить «механизмы» его жизнедеятельности. Он отвечает на вопрос, почему происходит так, а не иначе. Используется также метод анализа понятийного словаря пользователя библиотеки. Этот метод помогает выявить у читательской аудитории (группы, отдельного человека) уровень понимания содержания терминов, с которыми приходится сталкиваться в процессе библиотечно-библиографического обслуживания. Подбираются такие термины, которые интересуют библиотекаря в связи с решением им того или иного практического вопроса обслуживания. Лицам, подлежащим опросу, предлагается раскрыть смысл ряда терминов. Анализ полученных ответов сводится к выделению смысловых узлов информации, которые затем подвергаются статистической обработке. Метод позволяет выявить основную тенденцию в овладении некоторым кругом понятий. Он дает представление об ориентации пользователей библиотеки в тех или иных проблемах поиска и использования информации. Чтобы полученные материалы стали средством точного измерения, определяются четкие критерии оценки полученных ответов. Результаты таких исследований служат для диагностики ситуации в отдельно взятой библиотеке или ее отделе. Не менее важно то обстоятельство, что обобщенные данные, в том числе с учетом возможной репрезентативности для различных групп пользователей, помогают прояснить общую ситуацию, выявить типичные точки напряжения. Затем, осмыслив эти выводы, можно разработать соответствующие методические рекомендации, которые позволят тем библиотекам, где не проводилась диагностическая работа, но есть сходные трудности, выходить из них. 192_____________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание Литература 1. Библиотекарь и читатель: Профессиональный тренинг / Сост.:М. И. Губанова, В. С. Крейденко, О. С. Либова.— СПб: РНБ, 1995.— 86 с. 2. Библиотекарь и читатель: Проблема общения. Вып. 2. Выбор оптимальных способов общения с читателями в условиях муниципальной библиотеки / Сост. В. С. Крейденко и др.— СПб: РНБ, 2000.— 99 с. 3. Библиотечное обслуживание: Учебная программа. Учебно-методические материалы / / Сост. В. С. Крейденко.— СПб: СПбГАК, 1997— 94 с. 4. Бородина В. А., Ужовский А. Т. Чтение как социально-психологический процесс: Альбом наглядных материалов к курсу «Работа с читателями».— Л.: ЛГИК, 1990.—20 с. 5. Бутенко И. А., Колегаева С. Д. Диагностические исследования в библиотеках // Библиотековедение.— 1998.— № 6.— С. 3—14. 6. Воробьев Г. Г. Твоя информационная культура.— М., 1988.— С. 9—12. 7. ГОСТ 7.41—82. Единицы учета обслуживания читателей и абонентов библиотек и органов научно-технической информации. Введен 01.01.84.— М.: Изд-во стандартов, 1983.— 4 с. 8. Гендина Н. И.,Колпакова Н. И., Стародубова Г. А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учеб.-метод, пособие.— Кемерово: Кемеровск. гос. академия культуры и искусств, 1999.— 143 с. 9. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект (монография). — М.: МГИК, 1993.— 248 с.
10. Дворкина М. Я. Информационное обслуживание: Лекция.— М.: Профиздат, 2000.— 128 с. 11. Крейденко В. С. Библиотечная диагностика читателей как область библиотековедческого знания // Библиотечные фонды в контексте современного библиотековедения: Сб. науч. тр.— СПб: РНБ, 1995.— С. 90—105. 12. Крейденко В. С. Чтение библиотекарей: значение, перспективные вопросы / / Что мы читаем: Какие мы? Чтение библиотекарей: Сб. науч. тр.— СПб: РНБ, 1990. — С. 9—22. 13. Крейденко В. С, Ужовский А. Т. Библиотечно-библиографическое обслуживание читателей: Альбом наглядных материалов.— СПб: СПбГАК, 1992.— 44 с. 14. Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках: ... 3.5. Обслуживание читателей; 3.6. Обсуждение по межбиблиотечному абонементу (МБА); 3.7. Массовая работа; 3.8. Справочная и информационная работа // Библиотека и закон: Справочник.— М.: Либерея, 1997.— С. 355—375. 15. Моргенштерн И. Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках: Науч.-практ. пособие.— М.: Либерия, 1999.— 80 с. 16. Психологические проблемы чтения: Сб. науч. тр.— Л., 1981.— С. 19—20. 17. Шапиро Э. Л. О психологии творчества и информационных потребностях // Науч. техн. информация.— Сер. 2.— 1988.— №11.— С. 2—4. 18. Шапошников Ю. П. Библиотечное обслуживание инвалидов: История, современность, тенденции.— М.: Оптимист, 1992.— 210 с. ЭКОНОМИКА БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Экономика библиотечной деятельности — система экономических отношений в библиотечной сфере по поводу производства, распределения, обмена и потребления библиотечных продуктов и услуг, а также — совокупность средств, объектов и процессов, используемых в библиотеках в целях обеспечения материальных условий создания библиотечной продукции и услуг с применением труда. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|