Здавалка
Главная | Обратная связь

Межбиблиотечный абонемент (МБА)



Традиционно важное место в обслуживании читателей занимает меж­библиотечный абонемент (МБА). Именно благодаря МБА оказывается возможным использовать совокупные фонды библиотек региона и стра­ны, а не ограничиваться только возможностями данной библиотеки.

Межбиблиотечный абонемент основан на использовании документов из фондов других библиотек при их отсутствии в данном фонде. Основани­ем для получения литературы является заполненный бланк-заказ, подпи­санный лицом, ответственным за работу МБА, и заверенный печатью биб­лиотеки-абонента.

Для контроля за возвратом литературы на оборотной стороне лист­ка-требования отмечается дата получения документа и название выслав­шей его библиотеки. Издания, полученные по МБА, используются только в читальном зале, а их хранение производится отдельно от фонда библио­теки. При получении литературы читателя извещают о сроке пользования ею. Абоненты, нарушившие правила МБА, лишаются права пользования этой услугой на срок, установленный в каждом отдельном случае, в зави­симости от степени нарушения.

Материальную ответственность за сохранность изданий, полученных по МБА, несет абонент, запросивший данную литературу. Юридическим документом, гарантирующим сохранность выданных изданий, является бланк-заказ.

Расширение тематики потребностей пользователей библиотек, уменьшение тиражей изданий резко повышают сегодня роль межбиблио-


Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания 177

темного абонемента. При этом внедрение информационных технологий должно было позволить повысить оперативность выполнения заказов пу­тем их пересылки по электронной почте. Однако в действительности сложности с финансированием, приведшие к ухудшению комплектования библиотек, разрыв межбиблиотечных связей, повышение стоимости по­чтовых и транспортных услуг привели к снижению качества обслужива­ния читателей и резкому сокращению объема выдачи литературы по МБА.

Эти проблемы не являются, однако, только «российскими». Библио­текари всего мира ограничены в средствах на приобретение необходимых читателям материалов. Выходом из создавшегося положения является объединение библиотек в консорциумы для создания единого информаци­онного пространства и предложения новых видов услуг, в том числе элек­тронных доставки документов.

Как и прежде, работа служб МБА, а теперь служб электронной дос­тавки, строится на основе сводных каталогов, позволяющих быстро уста­новить место хранения нужного читателю документа. Создаваемые в на­стоящее время сводные электронные каталоги предусматривают функцию прямого заказа необходимых материалов.

Объектом доставки является электронный документ, благодаря чему он может содержать самую различную информацию, а не только текс­товую.

В качестве средства передачи используются компьютерные сети свя­зи, а стоимость доставки не зависит от удаленности источника. Для обес­печения электронной доставки документов, существующих на традицион­ном бумажном носителе, библиотека использует различные способы пе­ревода их в электронную форму.

Сегодня в сервис-систему электронной доставки документов должны входить следующие компоненты:

• автоматизированный заказ литературы (в том числе через Интер­нет) с помощью межбиблиотечной поисковой системы;

• автоматизированная электронная доставка документов в виде ска­нированных изображений страниц.

По мере развития службы электронной доставки библиотеки форми­руют полнотекстовые базы данных часто запрашиваемых документов, что значительно сокращает трудоемкость и стоимость обслуживания. Элект­ронная доставка документов является дорогостоящей процедурой. Повы­шение ее экономической эффективности связано с расширением круга пользователей этой услугой, а также с корректировкой комплектования (прежде всего, подписки на периодические издания) каждой из библиотек-участниц.

Электронная доставка документов может осуществляться нескольки­ми способами (в зависимости от ситуации может быть избран любой из них):


178__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание

• пересылка файла с изображением страниц документа на e-mail «основной» библиотеки читателя с последующей распечаткой на принтере и предоставление читателю копии на бумажном носи­теле;

• пересылка файла на e-mail читателя;

• помещение файла на FTP- или HTTP-сервер, откуда его забирает сам читатель (в этом случае может понадобиться уведомление чи­тателя о выполнении услуги);

• пересылка файла средствами ICQ или аналогичной программы по каналу on-line поддержки читателей.

Однако, несмотря на развитие электронных способов доставки доку­ментов, традиционный МБА не исчерпал себя, особенно когда читателю требуется издание целиком (монография, диссертация и т. д.), а не его фрагмент. Но когда речь идет о сравнительно небольших объемах, то элект­ронная доставка документов вне конкуренции.

Среди возникающих проблем помимо технических (приобретение биб­лиотеками необходимого оборудования, организация рабочих мест электрон­ной доставки) нужно назвать и правовые, связанные с необходимостью со­блюдения законов об авторском праве и интеллектуальной собственности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.