Межбиблиотечный абонемент (МБА)
Традиционно важное место в обслуживании читателей занимает межбиблиотечный абонемент (МБА). Именно благодаря МБА оказывается возможным использовать совокупные фонды библиотек региона и страны, а не ограничиваться только возможностями данной библиотеки. Межбиблиотечный абонемент основан на использовании документов из фондов других библиотек при их отсутствии в данном фонде. Основанием для получения литературы является заполненный бланк-заказ, подписанный лицом, ответственным за работу МБА, и заверенный печатью библиотеки-абонента. Для контроля за возвратом литературы на оборотной стороне листка-требования отмечается дата получения документа и название выславшей его библиотеки. Издания, полученные по МБА, используются только в читальном зале, а их хранение производится отдельно от фонда библиотеки. При получении литературы читателя извещают о сроке пользования ею. Абоненты, нарушившие правила МБА, лишаются права пользования этой услугой на срок, установленный в каждом отдельном случае, в зависимости от степени нарушения. Материальную ответственность за сохранность изданий, полученных по МБА, несет абонент, запросивший данную литературу. Юридическим документом, гарантирующим сохранность выданных изданий, является бланк-заказ. Расширение тематики потребностей пользователей библиотек, уменьшение тиражей изданий резко повышают сегодня роль межбиблио- Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания 177 темного абонемента. При этом внедрение информационных технологий должно было позволить повысить оперативность выполнения заказов путем их пересылки по электронной почте. Однако в действительности сложности с финансированием, приведшие к ухудшению комплектования библиотек, разрыв межбиблиотечных связей, повышение стоимости почтовых и транспортных услуг привели к снижению качества обслуживания читателей и резкому сокращению объема выдачи литературы по МБА. Эти проблемы не являются, однако, только «российскими». Библиотекари всего мира ограничены в средствах на приобретение необходимых читателям материалов. Выходом из создавшегося положения является объединение библиотек в консорциумы для создания единого информационного пространства и предложения новых видов услуг, в том числе электронных доставки документов. Как и прежде, работа служб МБА, а теперь служб электронной доставки, строится на основе сводных каталогов, позволяющих быстро установить место хранения нужного читателю документа. Создаваемые в настоящее время сводные электронные каталоги предусматривают функцию прямого заказа необходимых материалов. Объектом доставки является электронный документ, благодаря чему он может содержать самую различную информацию, а не только текстовую. В качестве средства передачи используются компьютерные сети связи, а стоимость доставки не зависит от удаленности источника. Для обеспечения электронной доставки документов, существующих на традиционном бумажном носителе, библиотека использует различные способы перевода их в электронную форму. Сегодня в сервис-систему электронной доставки документов должны входить следующие компоненты: • автоматизированный заказ литературы (в том числе через Интернет) с помощью межбиблиотечной поисковой системы; • автоматизированная электронная доставка документов в виде сканированных изображений страниц. По мере развития службы электронной доставки библиотеки формируют полнотекстовые базы данных часто запрашиваемых документов, что значительно сокращает трудоемкость и стоимость обслуживания. Электронная доставка документов является дорогостоящей процедурой. Повышение ее экономической эффективности связано с расширением круга пользователей этой услугой, а также с корректировкой комплектования (прежде всего, подписки на периодические издания) каждой из библиотек-участниц. Электронная доставка документов может осуществляться несколькими способами (в зависимости от ситуации может быть избран любой из них): 178__________________ Библиотечно-библиографическое обслуживание • пересылка файла с изображением страниц документа на e-mail «основной» библиотеки читателя с последующей распечаткой на принтере и предоставление читателю копии на бумажном носителе; • пересылка файла на e-mail читателя; • помещение файла на FTP- или HTTP-сервер, откуда его забирает сам читатель (в этом случае может понадобиться уведомление читателя о выполнении услуги); • пересылка файла средствами ICQ или аналогичной программы по каналу on-line поддержки читателей. Однако, несмотря на развитие электронных способов доставки документов, традиционный МБА не исчерпал себя, особенно когда читателю требуется издание целиком (монография, диссертация и т. д.), а не его фрагмент. Но когда речь идет о сравнительно небольших объемах, то электронная доставка документов вне конкуренции. Среди возникающих проблем помимо технических (приобретение библиотеками необходимого оборудования, организация рабочих мест электронной доставки) нужно назвать и правовые, связанные с необходимостью соблюдения законов об авторском праве и интеллектуальной собственности. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|