ГЛАВА 5 ОТ СОФИСТОВ ДО АРИСТОТЕЛЯ
После персидского вторжения Афины приобрели характер центра Греции, в неё стали стекаться вся интеллектуальная элита греческих полисов. Сложилась мощная школа философии. СОФИСТЫ
Истинный расцвет философии в Греции приходится на век Перикла в лице софистов. До этого периода философия была уделом отдельных лиц и замкнутых школ, имеющих более характер замкнутых религиозных союзов. Ситуация изменилась после Персидских войн, в связи с ростом авторитета Афинского полиса и ростом демократии. Демократические институты власти требовали умения владения словом. Поэтому, не из-за любви к мудрости, а из-за тщеславия, желания власти и моды, греки ринулись за этим искусством к философам. Их увлечение такого рода искусством было восполнено софистами. Софисты- это, как правило, ходатаи по делам своих общин, которые устремились в Афины. Это Горгий из Леонтин (Сицилия), Протагор из Абдер, Продик из острова Кеос. В результате в Афинах была создана система светского образования, которая потом получила закрепление в «Академии» Платона и «Лицее» Аристотеля. Скептичекое отношение Платона к софистам во многом обусловлено не только противоположностю его философской позиции, но и тем, что они были потенциальными конкурентами его
В лице софистов мы видим крайнее выражение философии как технологии модернизации культуры. Как правильно пишет П.П. Гайденко софисты «…выступили с критикой всех оснований старой цивилизации. Они видели порок этих оснований – нравов, верований, обычаев, устоев – в их непосредственности, которая и есть, в сущности, традиционность. Традиция имеет силу всегда лишь до тех пор, пока существует непосредственное доверие к ней. Она держится не силой оружия, не силой сознания, не силой логики и аргументов, а силой бессознательности, силой непосредственности. Непосредственность – это огромная мощь, против нее бессильны армия, оружие, прямое нападение. Но есть враг, против которого она беспомощна. Он тихо, сперва незаметно, подобно кроту, подрывает почву, на которой стоит традиция. Враг этот – жажда опосредования, стремление обосновать, доказать, найти для данного просто так – рациональное обоснование» (Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М.,1980, С.131) Или же как пишут современные итальянские историки философии Дж. Реале и Д. Антисери: «…софисты совершили подлинную революцию, сместив философскую рефлексию с проблематики физиса и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества. Доминантные темы софистики – этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание, т.е. все то, что ныне зовется культурой. Именно поэтому с точностью можно утверждать, что софисты – зачинатели гуманистического периода в античной философии» (Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. М., 1994. С.53).
«.. исторически софистика с её скептицизмом и релятивизмом была кульминацией греческой мудрости – по крайней мере той языческой, первородной мудрости, которая еще не была затронута интуициями Платона» (Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. 1993. С.792).
Известно внимание софистов к риторике. Вообще риторика выступала в то время серьезным конкурентом философии. Борьба философии с риторикой с тех времен продолжается до сих пор. Можно сказать, что риторика в современности имеет такие же серьезные шансы удержать победу над философией. Сейчас объявляют многие, что философия возможна лишь как философия языка. Да и сама она начинает превращаться в вид какого-то литературного романа. Софисты были своеобразными позитивистами, они, как и неопозитивисты XX века уделяли внимание философии языка. Но считать их провозвестниками европейского позитивизма нельзя. Позитивист XIX в. Д. Г. Льюис писал: «Софисты были естественным продуктом мнений современной им эпохи. В них мы видим первый элементарный протест против возможности метафизической науки. Этого протеста, не следует* смешивать с протестом Бэкона; в нем не следует видеть зачатков позитивной философии. Это был протест сбитых с толку умов. Тогдашняя философия вела к скептицизму, но скептицизм не удовлетворял энергичных людей. Поэтому философия подвергалась нападкам, не от того, что найден был другой, более надежный и верный путь исследования, но потому, что было найдено, что философия ни к чему не могла привести. Скептицизм софистов был такого рода, которым не мог удовлетвориться ни один великий, философский ум. С Сократом философия снова приобрела свою власть» (Льюис Д.Г. История философии. Т.1. СПб., 1892. С.139-140)
ГОРГИЙ
Вот что пишет Горгий в «Похвале Елене»: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить.. А что сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует, как хочет, это должно узнать, во-первых, из учений метеорологов, которые, противопоставляя мнение мнению, удаляя одно мнение и вселяя другое, достигли того, что невероятные и неизвестные вещи являются очам воображения. Во-вторых же, [этому можно научиться] из словесных состязаний в народных собраниях, в которых [бывает, что] одна речь, искусно составленная, но не соответствующая истине, [более всего] нравится народной массе и убеждает её» (Маковельский А. Софисты. Баку. 1940. Вып. 1. С.36-37. В11)
Как метко заметил русский историк философии М. Остроумов: «если бы кто, по примеру древних софистов, пожелал доказывать парадоксальное положение, что существует наука о «несуществующем», тот смело мог бы указать вообще на историю; ибо история во всяком случае есть наука о существовавшем, чего уже не существует более. Прошедшее действительно нет в том смысле, в каком существует настоящее, и если мы можем о нем говорить, то потому только, что оно становится идеальным моментом настоящего. Как такой идеальный момент, оно есть наше «настоящее представление», в обширном смысле слова, представление того, что было и чего уже нет более» (Остроумов М. История философии в отношении к откровению. Взгляд на условия исторического развития философии. Харьков. 1886. С.1).
ПРОТАГОР
ПРОДИК
Родом из острова Кеос, прибыл в Афины в качестве посла, умер в Афинах. Занимался проблемой идентификации совпадающих по смыслу слов. Учил правильному употреблению слов
АНТИФОНТ
Как правильно писал В.Виндельбанд: «Отказом от установления действительной истины софисты показали свою неспособность разрешить национальную и социальную задачу: мудрость софистов только увеличивала запутанность, выход из которой она должна была найти и указать. Когда в V в. до н.э. Афины стали экономическим, на короткое время также политическим и навсегда духовным центром Греции, софистическое движение достигло здесь блестящего расцвета, но именно здесь оно явилось наиболее пагубным ферментом в начинающемся разложении общественной жизни» (Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М., Юрист, 1995 с.368)
«Предписания законов произвольны (искусственны), веления же природы необходимы. И сверх того предписания законов суть результат соглашения (договора людей), а не возникшие сами собой (порождение природы), веления же природы суть самовозникшие (врожденные начала), а не продукт соглашения (людей между собой) (В44)
ЛИТЕРАТУРА: 1. Древнегреческая литературная критика. М. 1975. (1751381). 2. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. Л. 1985.
СОКРАТ
После буйства «модернизма» «Века Перикла» наступило «постмодернистское похмелье»,. Именно в это время выступает Сократ с критикой софистов-модернистов. Применяет он для этой критики свою методологию – «иронию». Ирония – это своеобразный метод «деконструкции», выявление в тексте или речи софиста скрытых противоречий, неувязок, невербализируемых некритически взятых положений. Ирония, юмор, постановка вопросов без ответов – все это во многом роднит Сократа с современными «постмодернистами». Но нельзя говорить об их полном тождестве, разговор идет о том, что существуют в философствовании Сократа отдельные интенции, которые применяются современными «постмодернистами». Близки интенции постмодернистов к интенциям миропонимания писателей Северного Возрождения – С. Брандту и Ф. Рабле. Также близки интенции в творчестве Джонатана Свифта – шотландского писателя, и свею это сказать – философа. Такие же родствеенные моменты видны в творчестве представительей немецкого романтизма.
Как пишет Э. Мунье в своей работе «Персонализм» сократово требование «познай самого себя» было «персоналистской революцией» в философии.
Вильгельм Виндельбанд в сжатой форме отлично изложил суть мировоззрения Сократа. Вот что он пишет: «Сократ в сущности всегда ограничивался тем, что для каждого отельного вопроса практической жизни искал общего положения, исходя из которого вопрос должен быть разрешен. Самоконтроль, которому он учил, сводится к тому, что никогда не следует поступать по привычке, традиции или руководствуясь непосредственным чувством, а всегда надлежит вполне сознавать основания своего поведения: его жизненным идеалом было нормативное воление. В этой практической форме он нашел тот разумный принцип, который приводил все частное в человеческой деятельности в зависимость от общего- от размышления. он установил, что только в знании общего правила может заключаться знающая добродетель, противопоставляемая условной деловитости в качестве высшего. Тот, кто хочет отдать себе отчет в своей деятельности, должен иметь понятие о ценностях и задачах, о которых идет речь. Таким образом, философствование Сократа, по содержанию своему направленное на установление нравственных принципов, приняло форму знания в понятиях» (Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М., Юрист, с.410-411)
Как пишет современный французский философ А. Глюксман: «Иные уверены, что знают, давным-давно знают, их распирает от террористического знания, ниспровергающего авторитет властей, подкладывающее идеологические бомбы в сердце города. Нет-нет. Но сократическое Незнание – это не последнее слово. Что бы за тобой было последнее слово, надо знать, каков будет конец. Но, принимая яд цикуты, Сократ показывает, что конец ему неведом. Сократическое незнание не открывается в начале или конце, оно таково, что для него нет ни начала, ни конца, оно- процесс беседы. Речь для Сократа- то же, что дыхание для Диогена, но не надо от него требовать, чтобы он оборвал себя: его может, конечно, остановить кто угодно, но это- не его забота» (Глюксман А. Новые похождения двуногого без перьев \\ Философские науки №4 с.80-81)
Прогрессивный писатель Вернор. Он утверждал на международном симпозиуме по проблеме прогресса в Руайомоне под парижем. В 1961 году, что исходной основой духовного развития человека – это понимание того, что они чего-то не знают. Именно это понимание и приводит к формированию знания, как стремление преодолеть это не-знание. Вернор – автор романа «Люди или животные».
Вернор предлагал ввести два тезиса: «я мыслю – следовательно не знаю» и «я мыслю- следовательно отказываюсь знать».
ЛИТЕРАТУРА: 1. Сложные формы поведения. М.-Л. 1965. 2.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|