ГЛАВА 6 ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
Платон, сын Аристона и Периктионы, происходил из знатного рода, родился в Афинах в 427 году. Его отец происходил из царского рода Кодридов, а мать – из рода Солона. Настоящее его имя – Аристокл, прозвище «Платон» дал ему его учитель фехтования за его статную фигуру. После смерти Сократа Платон отправился в Мегару к Эвклиду. Но вскоре после этого он предпринял путешествие в Кирену и Египет. В 395 г. он вернулся в Афины.
Многие считают Платона за философа. И это так с точки зрения последующей традиции интерпретации его творчества. Но надо быть честным самим себе и признать, что все диалоги Платона представляют лишь памфлеты против софистов как сторонников демократического типа правления, т.е. они во многом являются политическими манифестами. Многих раздражает и стилистика его изложения, хотя стараются об этом умалчивать. Платон не ставил перед собой проблем обоснования философии – его произведения кроме политического характера, носят характер художественного произведения, но не философского исследования. Но, с другой стороны, это может рассматриваться как положительное явление. Его философствование «экзистенциально», оно погружено в реальную социально- политическую и обыденную жизнь греков того времени, а потому дает «аналитику» человеческого существования, без должной рефлексии. Хотя процесс эволюции от этой непосредственности философствования к рефлективному философствованию идет, потому-то и его творчество разделено на несколько этапов.
«До Платона греческая литература - это преимущественно поэзия. Поэт для людей V в. до н.э. - воспитатель юношества и наставник города-государства. Начиная с Платона и после Платона греческая литература - это прежде всего мудрость, наука, философия. Философ, ученый, а не поэт- воспитатель отдельных лиц и городов-государств.»(1.472) В Платоне, как пишет В. Виндельбанд «культурный идеал человечества – придать своей жизни определенный образ при помощи науки – нашло свое воплощение в виде образца всех времен» (Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М, Юрист, 1995 с.365)
Как правильно подчеркивает, в частности, С. Аверинцев в своей статье «Два рождения европейского рационализма (ВФ 1989 №3 с.10): «В Афинах IV в. до н.э. в азартных и педантических спорах о понятиях, запечатленных в диалогах Платона, была выработана культура дефиниции и дефиниция стала важнейшим инструментом античного рационализма.. Разрабатываемая им логика есть техника силлогизма, т.е. дедукции – иерархического движения сверху вниз, при котором общее мыслится первичным по отношению к частному: первичным прежде всего гносеологически, т.е. более познаваемым, более достоверным, но по большей части и онтологически, т.е более реальным»
Как правильно подчеркивал, в частности, Дж. Льюис: «Невозможно воссоздать последовательное учение. Да и сомнительно, выработал ли его сам Платон» (Льюис Дж. Г. История философии. Спб., 1867 с.205). Вообще, вполне вероятно, был прав Вернер Егер, который утверждал в начале XX века, что истинная философия Платона «не может быть найдена в его диалогах, которые следует считать не философскими произведениями, а произведениями искусства. Однако она содержалась в его устном преподавании – в том, которое может быть восстановлено по свидетельствам Аристотеля и других его учеников» (Tigerstedt E. N. Interpreteiting Plato. Stockholm, 1977. P.74)
Более того, среди древних шли разговоры, что Платон в стенах своей Академии вел лекции под названием «Вокруг Блага», которые не считал необходимым записывать. В них о вел разговор о «высшей реальности», о предельных основаниях, которые невозможно передать словами, для этого требуется специальная подготовка слушателей. Что так преподавалось – сие мало известно. Платон писал в седьмом письме: «Познание этих вещей не подлежит передаче, подобно другим знаниям, но лишь после долгих споров об этих вещах, в процессе совместной жизни, подобно внезапно вспыхнувшей искре, рождается душа сама себя понимающая»
«Изначальная направленность мысли Платона – политическая: он верит в возможность изменить политическую жизнь благодаря философскому воспитанию влиятельных людей государства» (Адо п. что такое античная философия? М. 1990. С.70).
Истоком философии Платона служила не только традиция античной мысли, но и сильное влияние через пифагореизм восточной мудрости. Очень сильно влияние восточного эзотеризма.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|