Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 6 ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА



 

Платон, сын Аристона и Периктионы, происходил из знатного рода, родился в Афинах в 427 году. Его отец происходил из царского рода Кодридов, а мать – из рода Солона. Настоящее его имя – Аристокл, прозвище «Платон» дал ему его учитель фехтования за его статную фигуру. После смерти Сократа Платон отправился в Мегару к Эвклиду. Но вскоре после этого он пред­принял путешествие в Кирену и Египет. В 395 г. он вернулся в Афины.

 

Многие считают Платона за философа. И это так с точки зрения последующей традиции ин­тер­претации его творчества. Но надо быть честным самим себе и признать, что все диалоги Платона представляют лишь памфлеты против софистов как сторонников демократического типа правления, т.е. они во многом являются поли­ти­ческими манифестами. Многих раз­дражает и стилистика его изложения, хотя ста­раются об этом умалчивать. Платон не ставил пе­ред собой проблем обоснования фило­софии – его произведения кроме политического характера, носят характер художест­венного произведения, но не философского исследования. Но, с другой стороны, это может рас­сматриваться как положительное явление. Его философствова­ние «экзистенциально», оно погружено в реальную социально- политиче­скую и обыденную жизнь греков того времени, а потому дает «аналитику» человеческого су­ществования, без должной реф­лексии. Хотя процесс эволюции от этой непосредствен­ности фи­лософствования к реф­лективному философствованию идет, потому-то и его творчество разде­лено на несколько этапов.

 

«До Платона греческая литература - это преимущественно поэзия. Поэт для людей V в. до н.э. - воспи­татель юношества и наставник города-государства. Начиная с Платона и после Платона греческая литература - это прежде всего мудрость, наука, философия. Философ, ученый, а не поэт- воспитатель отдельных лиц и городов-государств.»(1.472)

В Платоне, как пишет В. Виндельбанд «культурный идеал человечества – придать своей жизни определенный образ при помощи науки – нашло свое воплощение в виде образца всех времен» (Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М, Юрист, 1995 с.365)

 

Как правильно подчеркивает, в частности, С. Аверинцев в своей статье «Два рождения европейского рацио­нализма (ВФ 1989 №3 с.10): «В Афинах IV в. до н.э. в азартных и педантических спорах о понятиях, запечатленных в диало­гах Платона, была вырабо­тана куль­тура дефиниции и дефиниция стала важнейшим инструмен­том античного ра­ционализма.. Раз­рабатываемая им логика есть техника силлогизма, т.е. дедук­ции – ие­рархического движения сверху вниз, при котором общее мыслится первичным по от­ношению к частному: первичным прежде всего гносеологически, т.е. более познавае­мым, более достоверным, но по большей части и онтологически, т.е более реальным»

 

Как правильно подчеркивал, в частности, Дж. Льюис: «Невозможно воссоздать последователь­ное учение. Да и сомнительно, выработал ли его сам Платон» (Льюис Дж. Г. История философии. Спб., 1867 с.205). Вообще, вполне вероятно, был прав Вер­нер Егер, который ут­верждал в начале XX века, что истинная философия Платона «не может быть найдена в его диалогах, которые следует считать не философскими произведениями, а произведениями ис­кусства. Однако она содержалась в его устном преподавании – в том, которое может быть вос­становлено по свидетельствам Аристотеля и других его учеников» (Tigerstedt E. N. Interpreteit­ing Plato. Stockholm, 1977. P.74)

 

Более того, среди древних шли разговоры, что Платон в стенах своей Академии вел лекции под названием «Вокруг Блага», которые не считал необходимым записывать. В них о вел разговор о «высшей реальности», о предельных основаниях, которые невозможно передать словами, для этого требуется специальная подготовка слушате­лей. Что так преподавалось – сие мало известно.

Платон писал в седьмом письме: «Познание этих вещей не подлежит передаче, по­добно другим знаниям, но лишь после долгих споров об этих вещах, в процессе со­вместной жизни, подобно внезапно вспыхнувшей искре, рождается душа сама себя понимаю­щая»

 

«Изначальная направленность мысли Платона – политическая: он верит в возможность изменить политическую жизнь благодаря философскому воспитанию влиятельных лю­дей государства» (Адо п. что такое античная философия? М. 1990. С.70).

 

Истоком философии Платона служила не только традиция античной мысли, но и сильное влияние через пифагореизм восточной мудрости. Очень сильно влияние восточного эзотеризма.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.