Здавалка
Главная | Обратная связь

ЛАНДШАФТ ИДЕАЛЬНОГО МИРА



 

ГИПЕРУРАНИЯ»

 

Вот что пишет Вильгельм Виндельбанд: «открытие имматериального мира составляет глав­ную заслугу платоновской диалектики. Оно явилось последовательным выводом из того взгляда, что понятие представляет собой нечто другое, чем восприятия, для кото­рых оно зна­чимо, и из требования, чтобы ему соответствовало в качестве предмета не­что другое по своей сущности, чем тела с их движением, постигаемые восприятием. Так для Платона идеи превращаются в имматериальные образы и сущности: они обра­зуют собственный, высший мир, который существует наряду с воспринимаемым телес­ным миром. Ибо различие ценности, относившееся к видам познания, необходимо пе­реносится и на соответствующие им сферы действительности.

Подобное деление мира на различные по ценности слои само по себе не представляло собой ничего нового для греческой философии. Подготовленное обычным в религиоз­ных представле­ниях всех народов противопоставлением между Небом и Землей, оно получило у греков теоре­тическое выражение благодаря пифагорейцам. Последние на­ходили порядок (kosmoS) и устой­чивость, равномерность и гармонию только в звездном мире; «подлунный» же мир, Землю со всем, что на ней происходит, они счи­тали царством беспорядка, изменения и несовершенства. Но и это различие в конце концов держалось рамок телесного мира, как и отношение к данному вопросу Анаксагора, который восхищался целесообразностью мира, наблюдая движение звезд. Новый момент, внесенный Платоном его учением об идеях, заключался в мысли проти­вопоста­вить всему воспринимаемому телесному миру имматериальный мир идей как объект знания в понятиях. Правда, и этот взгляд Платона имел, как мы видим ниже, ре­лигиозный характер; правда, он был связан с родственной пифагорейской космогра­фией, но его своеобразие заключалось все-таки в утверждении, что высшим миром должен быть мир невидимый, имма­териальный, а это своеобразие коренилось в принципе диалектики» (Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М.,Юрист, 1995 с.421-422)

 

«Философия Платона была родовой философией. Eidos – роды. Поэтому проблема лич­ности и инди­видуальности не была поставлена в границах этой философии. Платона беспокоила мно­жественность и подвижность чувственного мира. Но более беспокойна его скованность, необ­ходимость и безлич­ность. Монистическое единство недостижимо из объекта и через объект, оно возможно лишь у субъ­екта и через субъект» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря М.,1995 с.174)

Федр:

«Это место над небесами, Гиперурания, никто из земных поэтов его не воспевал и не воспоет долж­ным образом

 

СТРУКТУРА ИДЕАЛЬНОГО МИРА

 

«Эйдетическое число тем ведь и отличается от арифметического, что оно мыслится как некая фигурность, т.е. как специально числовая качественность» (Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. 1993. С.607).

 

ПЕЩЕРЫ ПОЗНАНИЯ

 

Метафора «пещеры», примененная Платоном, была довольно распространена, который подразумевала нечто скрытое и внутреннее, которое противоположно миру видимому. В пещере, как правило, предполагалось, что разум и логика не действуют, а вступает в действие либо чувство, либо интуиция.

 

Следует отметить, что при всей последующей критике Платона как радикального идеа­листа, реально его эпистемология является феноменологичной. Сам термин «эйдос» на древнегреческом означает «видеть», т.е. предполагает участие в процессе познания чувство, видение или наблюдение окружающего мира.

Но, как подчеркивал, в частности современный американский философ М. Вартофский, восприятие не пассивно, а процесс деятельности, в котором всегда присутствуют апри­орные, сформированные в процессе культурноисторической практики когнитивные структуры, которые определяют перспективу восприятия мира.

Для античности, как пишет А. Ахутин, «…господствующим моментом является «сублимация зрения». Экспериментирование развертывается как переход от простого зрительного обособления предмета, его распознавания, к усмотрению (припоминанию) его подлинного пер­вообраза, «эйдоса». Поскольку именно наблюдение с начала до конца («теория»- созерцание) остается единой формой теоретического отношения к предмету, мы и называем этот экспери­мент «теоретическим наблюдением»» (Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.) М., Наука.,1972 .С.22)

 

Интересен анализ мифа «пещеры» данный авторами статьи «Виртуальное: апокалипсис или повторное посещение платоновской пещеры?» Ребером Б., Рома Ф. (с участием С Ди Грегорю) (в сб. «Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб., 2000.)

 

3. ВТОРАЯ НАВИГАЦИЯ

 

Вторая навигация – это, по терминологии греческих моряков, когда с парусов корабль переходил на весла, т.е. сначала он шел по воле ветра, а теперь подчиняется воле чело­века.

 

ЭСТЕТИКА ПЛАТОНА

 

«Платоновское недоверие к языку подстегивалось софистической эквилибристикой словами. Парадоксы софистов свидетельствовали о том, что слова могут использо­ваться не только для этимологического познания вещей, но и для создания новых, ложных

 

Диалоги Платона – философский театр.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.