ЛАНДШАФТ ИДЕАЛЬНОГО МИРА
ГИПЕРУРАНИЯ»
Вот что пишет Вильгельм Виндельбанд: «открытие имматериального мира составляет главную заслугу платоновской диалектики. Оно явилось последовательным выводом из того взгляда, что понятие представляет собой нечто другое, чем восприятия, для которых оно значимо, и из требования, чтобы ему соответствовало в качестве предмета нечто другое по своей сущности, чем тела с их движением, постигаемые восприятием. Так для Платона идеи превращаются в имматериальные образы и сущности: они образуют собственный, высший мир, который существует наряду с воспринимаемым телесным миром. Ибо различие ценности, относившееся к видам познания, необходимо переносится и на соответствующие им сферы действительности. Подобное деление мира на различные по ценности слои само по себе не представляло собой ничего нового для греческой философии. Подготовленное обычным в религиозных представлениях всех народов противопоставлением между Небом и Землей, оно получило у греков теоретическое выражение благодаря пифагорейцам. Последние находили порядок (kosmoS) и устойчивость, равномерность и гармонию только в звездном мире; «подлунный» же мир, Землю со всем, что на ней происходит, они считали царством беспорядка, изменения и несовершенства. Но и это различие в конце концов держалось рамок телесного мира, как и отношение к данному вопросу Анаксагора, который восхищался целесообразностью мира, наблюдая движение звезд. Новый момент, внесенный Платоном его учением об идеях, заключался в мысли противопоставить всему воспринимаемому телесному миру имматериальный мир идей как объект знания в понятиях. Правда, и этот взгляд Платона имел, как мы видим ниже, религиозный характер; правда, он был связан с родственной пифагорейской космографией, но его своеобразие заключалось все-таки в утверждении, что высшим миром должен быть мир невидимый, имматериальный, а это своеобразие коренилось в принципе диалектики» (Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М.,Юрист, 1995 с.421-422)
«Философия Платона была родовой философией. Eidos – роды. Поэтому проблема личности и индивидуальности не была поставлена в границах этой философии. Платона беспокоила множественность и подвижность чувственного мира. Но более беспокойна его скованность, необходимость и безличность. Монистическое единство недостижимо из объекта и через объект, оно возможно лишь у субъекта и через субъект» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря М.,1995 с.174) Федр: «Это место над небесами, Гиперурания, никто из земных поэтов его не воспевал и не воспоет должным образом
СТРУКТУРА ИДЕАЛЬНОГО МИРА
«Эйдетическое число тем ведь и отличается от арифметического, что оно мыслится как некая фигурность, т.е. как специально числовая качественность» (Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. 1993. С.607).
ПЕЩЕРЫ ПОЗНАНИЯ
Метафора «пещеры», примененная Платоном, была довольно распространена, который подразумевала нечто скрытое и внутреннее, которое противоположно миру видимому. В пещере, как правило, предполагалось, что разум и логика не действуют, а вступает в действие либо чувство, либо интуиция.
Следует отметить, что при всей последующей критике Платона как радикального идеалиста, реально его эпистемология является феноменологичной. Сам термин «эйдос» на древнегреческом означает «видеть», т.е. предполагает участие в процессе познания чувство, видение или наблюдение окружающего мира. Но, как подчеркивал, в частности современный американский философ М. Вартофский, восприятие не пассивно, а процесс деятельности, в котором всегда присутствуют априорные, сформированные в процессе культурноисторической практики когнитивные структуры, которые определяют перспективу восприятия мира. Для античности, как пишет А. Ахутин, «…господствующим моментом является «сублимация зрения». Экспериментирование развертывается как переход от простого зрительного обособления предмета, его распознавания, к усмотрению (припоминанию) его подлинного первообраза, «эйдоса». Поскольку именно наблюдение с начала до конца («теория»- созерцание) остается единой формой теоретического отношения к предмету, мы и называем этот эксперимент «теоретическим наблюдением»» (Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.) М., Наука.,1972 .С.22)
Интересен анализ мифа «пещеры» данный авторами статьи «Виртуальное: апокалипсис или повторное посещение платоновской пещеры?» Ребером Б., Рома Ф. (с участием С Ди Грегорю) (в сб. «Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб., 2000.)
3. ВТОРАЯ НАВИГАЦИЯ
Вторая навигация – это, по терминологии греческих моряков, когда с парусов корабль переходил на весла, т.е. сначала он шел по воле ветра, а теперь подчиняется воле человека.
ЭСТЕТИКА ПЛАТОНА
«Платоновское недоверие к языку подстегивалось софистической эквилибристикой словами. Парадоксы софистов свидетельствовали о том, что слова могут использоваться не только для этимологического познания вещей, но и для создания новых, ложных
Диалоги Платона – философский театр.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|