ГЛАВА 7 ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Аристотель является одним из тех мыслителей, труды которого определили развитие философии на протяжении её дальнейшей истории. Как писал П.Л. Лавров - «…чтобы уяснить значение Аристотеля, надо писать не историю одной науки, не историю одной группы наук, даже не историю вообще, а историю развития человечества» (Отечественные записки. 1870. №1. С.125). По мнению, к примеру, И. Киреевского и Н. Бердяева, Аристотель был «Гегелем» греческой философии, с чем нельзя согласиться. Это, на мой взгляд, принижение его значения для философии. И если проводить аналогию его с каким-либо мыслителем Нового времени, то он может интерпретироваться как «Спенсер» греческой философии, ибо Аристотель был больше склонен к феноменализму и к созданию единой концепции природы на базе не априорных конструкций, а на базе естественнонаучных исследований, прежде всего в биологии. Спенсер и Аристотель во этом схожи, Спенсера так и называли современники - «английский Аристотель». Труды, которые дошли до нас благодаря греческому ученому Андронику Родосскому (I и. До н.э.), представляют из себя довольно разнородное собрание остатков трудов Аристотеля и Теофраста, записей лекций их учениками. Может в этом и состоит причина длительного интереса к этим записям. Дело в том, что противоречивость и разнородность их создает возможность многочисленных интерпретаций в довольно широком диапазоне, именно это и поддерживает традицию аристотелизма на протяжении истории. Однозначное и систематичное философствование не часто оставляет после себя традицию, ибо исключает возможность интерпретации. Все написанное в определенное время и четко отражающее реальность мира как «здесь и теперь» не может стать традицией, оно умирает вместе с этим «здесь и теперь». Вполне вероятно, тут еще прибавляется не только разрозненность трудов Аристотеля, но и исходный проблематизм его мысли. Аристотель ставит проблему, рассматривает мнения различных философов, сам часто и не давая четкого решения проблемы, которую он сам поставил. Это роднит его с Сократом. С именем Аристотеля связана длительная традиция средневековой философии, философии Нового времени и современности. Со средневековья сложилось мнение об Аристотеле как о систематическом мыслителе, но на самом деле, как было сказано ранее, мысль Аристотеля проблемна по своей сути, что подчеркивают многие из современных исследователей творчества Аристотеля.
Родился Аристотель в 384\383 гг. до н.э. в Стагире во Фракии. Отец его был врачом у македонского царя Аминта, отца Филиппа. Некоторое время он жил при дворе в Пелле. Став сиротой в восемнадцать лет, Аристотель прибывает в Афины, где поступает в Академию Платона. В ней он пребывает двадцать лет, вплоть до смерти Платона в 347 году. Не ужившись с Спевсиппом (внуком Платона), он отправляется вместе с Ксенократом в Малую Азию. Там, они основывают свою школу под покровительством Гермия, тирана города Атарнео в Азии. Довольно выгодно женившись на некоей Пифиаде, он уезжает затем в Митилену на о. Лесбос. В Митилене, совместно с верным ему другом Теофрастом он проводит обширный естественнонаучные исследования. С 343\342 г он был приглашен ко двору Филиппа Македонского для обучения своего сына Александра. Оставался он в качестве учителя до тех пор, пока Александр не взошел в 336 году на престол. В 335\334 году Аристотель вернулся в Афины, но возможностью опять войти в Академию, ибо тогда главой Академии был избран его друг Ксенократ, не воспользовался, а взял в наем несколько зданий вблизи храма в честь Аполлона Ликейского под собственную школу, откуда и пошло название его школы – Ликей. Свои лекции Аристотель читал, прогуливаясь по аллеям сада, потому и школа стала называть «перипатос» – от греческого - прогулка. Когда в 323 году умер Александр, то это вызвало мощную антимакедонскую реакцию в Афинах, что затронуло и Аристотеля - его учителя. Аристотель был вынужден бежать в Халкиду, где он имел поместье, оставив управление Лицеем на Теофраста. После нескольких месяцев ссылки он умер на острове Евбея в 322 г. до н.э. от хронической болезни желудка, которой страдал всю жизнь.
«Теофраст, умирая, вся недвижимость оставил перипатетикам, но библиотек, содержавшую неопубликованные сочинения Аристотеля, оставил на попечение Нелею. Последний отвез их в Малую Азию, где наследники Нелея прятали рукописи в подвале, чтобы они не попали в руки царя Атталэ, который собирал библиотеку в Пергамо. Так они и отвались в тайнике, пока библиофил по имени Апелликон не обнаружил их и не переправил снова в Афины. В 86 г. до н.э. они были конфискованы силой и отправлены в Рим, где грамматику Тиранниону была поручена их транскрипция. Здесь было подготовлено первое систематическое издание этих рукописей Андроником Родосским во второй половине 1 века дон .э. Можно сказать, что без издания Андроником Родосским «Корпуса Аристотеликум», философия не была бы такой, какова она есть сейчас»
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|