Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 7 ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ



 

Аристотель является одним из тех мыслителей, труды которого определили развитие философии на протяжении её дальнейшей истории. Как писал П.Л. Лавров - «…чтобы уяснить значение Аристотеля, надо писать не историю одной науки, не историю одной группы наук, даже не историю вообще, а историю раз­вития человечества» (Отечест­венные за­писки. 1870. №1. С.125).

По мнению, к примеру, И. Киреевского и Н. Бердяева, Аристотель был «Гегелем» гре­ческой философии, с чем нельзя согласиться. Это, на мой взгляд, принижение его зна­чения для философии. И если проводить аналогию его с каким-либо мыслителем Но­вого времени, то он может интерпретиро­ваться как «Спенсер» греческой философии, ибо Аристотель был больше склонен к феномена­лизму и к созда­нию единой кон­цепции природы на базе не априорных конструкций, а на базе естественнонаучных исследова­ний, прежде всего в биологии. Спенсер и Аристотель во этом схожи, Спенсера так и на­зывали современ­ники - «английский Аристотель».

Труды, которые дошли до нас благодаря греческому ученому Андронику Родосскому (I и. До н.э.), представляют из себя довольно разнородное собрание остатков трудов Ари­стотеля и Тео­фраста, записей лекций их учениками. Может в этом и состоит при­чина длительного интереса к этим записям. Дело в том, что противоречивость и разнород­ность их создает возможность мно­гочисленных интерпретаций в довольно широком диапазоне, именно это и поддерживает тра­дицию аристотелизма на протяжении исто­рии. Однозначное и систематичное философствова­ние не часто остав­ляет после себя традицию, ибо исключает возможность интерпретации. Все написанное в определен­ное время и четко отражающее реальность мира как «здесь и теперь» не может стать традицией, оно умирает вместе с этим «здесь и теперь». Вполне вероятно, тут еще при­бавляется не только разрозненность трудов Аристотеля, но и ис­ходный проблематизм его мысли. Аристотель ставит проблему, рассматривает мнения различных философов, сам часто и не давая четкого решения проблемы, которую он сам поставил. Это роднит его с Сократом.

С именем Аристотеля связана длительная традиция средневековой философии, философии Но­вого времени и современности. Со средневековья сложилось мнение об Аристотеле как о систе­матическом мыслителе, но на самом деле, как было сказано ра­нее, мысль Аристотеля проблемна по своей сути, что подчеркивают многие из современных исследователей творчества Аристотеля.

 

Родился Аристотель в 384\383 гг. до н.э. в Стагире во Фракии. Отец его был врачом у маке­дон­ского царя Аминта, отца Филиппа. Некоторое время он жил при дворе в Пелле. Став сиротой в восем­на­дцать лет, Аристотель прибывает в Афины, где поступает в Академию Пла­тона. В ней он пре­бывает двадцать лет, вплоть до смерти Платона в 347 году. Не ужив­шись с Спевсиппом (вну­ком Платона), он отправляется вместе с Ксенократом в Малую Азию. Там, они основывают свою школу под покро­вительством Гермия, тирана города Атарнео в Азии. Довольно выгодно женившись на некоей Пи­фиаде, он уезжает затем в Митилену на о. Лесбос. В Митилене, совме­стно с верным ему другом Тео­фрастом он проводит обширный естественнонаучные исследования. С 343\342 г он был приглашен ко двору Филиппа Македонского для обучения своего сына Алексан­дра. Оставался он в качестве учителя до тех пор, пока Александр не взо­шел в 336 году на престол. В 335\334 году Аристотель вернулся в Афины, но возможностью опять войти в Академию, ибо тогда главой Академии был избран его друг Ксенократ, не воспользо­вался, а взял в наем несколько зданий вблизи храма в честь Аполлона Ликейского под собст­венную школу, откуда и пошло название его школы – Ликей. Свои лекции Аристотель читал, прогуливаясь по аллеям сада, потому и школа стала называть «перипатос» – от греческого - прогулка. Когда в 323 году умер Александр, то это вызвало мощную анти­македонскую реакцию в Афинах, что затронуло и Аристотеля - его учителя. Аристотель был вынужден бе­жать в Халкиду, где он имел по­местье, оставив управление Лицеем на Теофраста. После не­скольких ме­сяцев ссылки он умер на острове Евбея в 322 г. до н.э. от хронической болезни желудка, которой страдал всю жизнь.

 

«Теофраст, умирая, вся недвижимость оставил перипатетикам, но библиотек, содержавшую не­опуб­ликованные сочинения Аристотеля, оставил на попечение Нелею. Последний отвез их в Малую Азию, где наследники Нелея прятали рукописи в подвале, чтобы они не попали в руки царя Атталэ, который собирал библиотеку в Пергамо. Так они и отвались в тайнике, пока биб­лиофил по имени Апелликон не обнаружил их и не переправил снова в Афины. В 86 г. до н.э. они были конфискованы силой и отправлены в Рим, где грамматику Тиранниону была поручена их транскрипция. Здесь было подго­товлено первое систематическое издание этих ру­кописей Андроником Родосским во второй по­ловине 1 века дон .э. Можно сказать, что без из­дания Андроником Родосским «Корпуса Аристотеликум», философия не была бы такой, какова она есть сейчас»

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.