Здавалка
Главная | Обратная связь

ВВЕДЕНИЕ: РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПЛАТОНОМ И АРИСТОТЕЛЕМ



 

Г. Гейне поэтично описал это различие в своей работе «К истории религии и философии в Гер­мании» (его слова потом послужили вступлением в известную работу К.Г. Юнга «Психологи­ческие типы»): «Платон и Аристотель! Это не только две системы, но и типы двух различных человеческой натуры, с незапамятных времен, во всех костюмах, более или менее враждебно противостоящие друг другу. На протяже­нии всего средневековья вплоть до нынешнего дня тя­нулась их вражда, представляя собою существеннейшее содержание истории христианской церкви. Под какими угодно именами, но речь всегда идет о Платоне и Аристотеле. Мечтатель­ные, мистические, платоновские натуры создают христианские идеи и соответствующие сим­волы. Натуры практические, упорядочивающие, ари­стотелевские строят из этих идей и симво­лов прочную систему, догматику и культ» (Гейне Г. Собрание сочинений в 10-ти томах. Т.6. Госиздат. 1958. С.63-64)

 

1. ПОЭТИЧЕСКОЕ И ПРОЗАИЧЕСКОЕ

 

Наиболее существенные расхождения с Платоном у Аристотеля лежат во многом не только в сути по­нимания философии, а в не согласии с тем мистико - поэтическим эле­ментом философствования Платона, который присутствует в его диалогах и к невниманию Платона к эмпирическим эле­ментам и фактам. Как правильно писал В. Виндельбанд: «Его произведения – создания поэтической фантазии, в которых политико-религиозные идеалы и научные идеи принимают живые образы и выступают перед нами в качестве высшей, облагороженной дейст­вительности» (Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М., Юрист, 1995 с.391) Н.Н. Трубников, анализируя взгляды Аристотеля на проблему времени правильно, отмечал: «Аристотель не везде одинаково понятен. Ход его рассуждений не всегда прозрачен. Многие звенья, по-видимому, как само собой разумеющиеся для его современников, опускаются им. Построения его не обладают литературным совершенством, как построения платоновских про­изведений. Но они раскрывают какую-то иную, более строгую красоту мысли, духовного труда – не игры, не ученого досуга, какими бы увлекательными те ни были. И его «темнота», которая может быть в известной мере и темнотой нашего сегодняшнего непонимания, скорее есть тем­нота предмета, каким он предстает перед Аристотелем. Не его мышления, которое и он, навер­ное, хотел видеть ясным и отчетливым, но темнота той полуосвещенной знанием реальности, которая постоянно присутствует в его анализе. С ней он соотносит всякое, даже самое отвлеченное свое положение. С природой, с «есте­ством». И для нас поистине трогательно и по-человечески понятно звучат его прокравшиеся в текст с чисто личной интонацией слова о том, что «некоторые рассуждают прекрасно, но не очень согласуясь с природой» (О небе, III,II,1)» (Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987 с.56) Аристотель вообще отли­чался резко не только от Платона, но и от всех своих предшественников. Он вы­ступает как профессор, как профессиональный ученый, а не как «пророк» или «поэт». Б. Рассел характери­зует метафизику Аристотеля как «разбавленные здравым смыслом взгляды Платона» (с.196). лично я его характеризую как первого представителя пози­тивизма, по крайней мере, его так можно характеризовать по дошедшим до нас текстам его работ.

 

Или как правильно подчеркнул в свое время наш отечественный философ И.В.Киреевский «система Аристотеля разорвала целостность умственного самосозна­ния и перенесла корень внутренних убеждений человека, вне нравственного и эстетического смысла, в отвлеченное сознание рассуждающего разума» (Киреевский И.В. Сочинения в двух томах. Том 1. 1911.с.237)

Аристотель отошел от полемической формы диалога, но каждый мыслитель со своей концепцией занял свое место, стал элементом исходной драматургии его мысли. Сама история философии до него – это тоже драма поиска, но все, в конечном счете, получают органическую «пригнанность» в его философствовании.

 

2. КОЛИЧЕСТВЕННОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ

 

Этой проблеме соотношения между количественным подходом к анализу бытия у Пла­тона и качественным подходом у Аристотеля специально посвятил подробную работу В.П. Визгин «Генезис и структура квалитативизма Аристотеля (1982). В начале своего исследования он пра­вильно подмечает: «Представление о качественных определениях предмета познания как неоп­ределенных, неточных, приблизительных и грубых, т.е. представление о качестве как «пред-ко­личестве», представление, истолковывающее ка­чество как недовыявленное количество, как низшую ступень полноценного, т.е. количественного знания не отвечает науке сегодняшнего дня и опровергается анализом её истории. Количество и качество представляют собой в равной степени универсаль­ные категории, тесно взаимосвязанные, но отнюдь не «снимаемые» одна в другой. В частности, качество в конечном итоге не может быть нацело сведено (редуцировано) к количеству, хотя редукционистский подход в определенных границах и в специфиче­ских си­туациях безусловно оправдан, являясь эффективным познавательным средством» (Визгин В.П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М.,1982 с.3). Именно этот момент был заме­чен еще Аристотелем, который квалитативный подход к бытию противопоставил математизму Платона. Известно, что Платон считал математику высшим родом познания, при входе в его Академию была надпись: «Негеометр – да не войдет». Аристотель четко отграничивает мате­матические и физические объекты, считая математические объекты абстракциями, которые не могут быть признаны за сущность бытия, а лишь как, может быть существенную, но не пол­ную суть вещи.

Эта позиция Аристотеля связана с радикальным феноменализмом Аристотеля: «если нет чувст­венного восприятия, то необходимо будет отсутствовать и какое-нибудь зна­ние»( Вторая ана­литика,I,18,81а 39)

 

3. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

 

Платон более всего интересовался математическими науками, Аристотель же более скло­нялся к биологии. Как правильно подчеркивал историк науки Б.Г. Кузнецов: «У Аристотеля немеханические понятия качественного и субстанциального движения и объективности качест­венных различий выкристаллизовались в тесной связи с биологическими исследованиями. Ко­гда знакомишься с биологическими, особенно зоологическими, трудами Аристотеля, живо ощущаешь результаты нового стиля науч­ного исследования, который вошел в греческую мысль с Аристотелем» (Кузнецов Б.Г. Пути физической мысли. М., Наука, 1968 с.55)

Он утверждал следующее: «[В мировом целом] все упорядочено определенным образом, но не одинаково и рыбы, и птицы, и растения; и дело обстоит не так, что одно не имеет никакого от­ношения к другому; какое-то отношение есть. Ибо все упорядо­чено для одной [цели], но так, как это бывает в доме, где свободным меньше всего по­лагается делать все, что придется; на­против, для них все или большая часть [дел] опре­делено, между тем у рабов и животных мало часто имеет отношение к общему [благу], а большей частью им остается делать что прихо­дится, ибо природа каждого из них со­ставляет такое начало. Всякому, по моему разумению, не­обходимо занять свое особое место, и точно так же есть и другое, в чем участвуют все для [блага] целого» (Аристотель «Метафизика» \\ Собрание сочинений в четырех томах. Т.1 с.316-317)

Парадигма биологического знания сейчас приобретает «вторую жизнь» в идеях эволюцио­низма, системного анализа. Механическая картина мира, которая была при­нята в XVII веке, и имела во многом корнем пифагорейско-платоновскую математиче­скую парадигму, сейчас ус­тупает заново первенство биологической парадигме Аристотеля. Спор между Платоном и Ари­стотелем продолжается. Наш лидер в области философии науки В.С. Степин в своей новой фундаментальной работе «Теоретическое знание» пишет: «Применение в биологии XX столетия идей кибернетики и теории сис­тем стимулировало процессы синтеза эволюционных представлений и системного под­хода, что явилось существенным вкладом в разработку мето­дологии универсального эволюционизма. Достижения биологии XX столетия могут быть рас­смотрены в качестве особого блока научных знаний, который наряду с космологией и учением о самоорганизации сыграл решающую роль в разработке новых подходов к построению цело­стной общенаучной картины мира» (Степин В.С. Теоретическое знание. М., Про­гресс-Традиция. 2000, с.658)

 

Конечно биологическая парадигма Аристотеля чужда идей эволюционизма, но в ней присутствует момент целесообразного устройства мира.

 

Как подчеркивал В. Вундт: «Аристотелевская натурфилософия несомненно еще более, чем Демокритовская механика, была системой чисто качественных понятий. Но проти­воположность ей, по отношению к последней, состояла в том, что причинному спсобу рассмотрения она противопоставила телеологический, механистическому – энергети­ческий» (Вундт В. Естествознание и психология. Спб., 1904. С.118)

 

МЕТАФИЗИКА

 

ТЕОРИЯ ФОРМ

 

Понятие формы первоначально понималось именно как понятие «художественной формы». Вся природы и мир культуры мыслился как художественное произведение, которое противостоит миру хаоса и варварства.

 

Ахутин: «Вместо платоновского различения мира совершенных образцов и мира несо­вершен­ных подобий Аристотель устанавливает различие двух состояний в одном и том же мире: со­стояния завершенности, актуальности, целостности (исцеленности) и со­стояние незавершенно­сти, потенциальности, частичности. Сущность природы, ее цело­стно-целевая форма должна быть найдена как предмет теоретического созерцания (Jewra), как единая цель природы, кото­рая должна всегда уже предшествовать всякому процессу, происходящему в природе, и делать его возможным» (Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.) М., Наука.,1972 с.74)

 

1. ПРИЧИНЫ

 

При рассмотрении четырех причин бытия бросается в глаза прежде всего инструмента­листский подход Аристотеля к анализу явлений сознания и мира. Аналогии с искусством и техникой присутствуют повсеместно. Как подчеркивает, в частности, Ахутин: «Основоначало, фундаментальный принцип технологии, всеобщая схема мас­терства, если такая существует, становится схемой и принципом мыслительного искус­ства» (Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.) Наука. М., 1976 с.80)

 

Аристотель сводит количество причин к четырем: причина формальная, причина мате­риальная, при­чина действующая, причина формальная. Материя и форма суть достаточные условия для объяснения реальности, если её рассматривать статически. Но если рассматривать мир в дина­мике, то нужны для его объяснения еще две причины - двигательная и финальная.

 

Понятие формы первоначально имело значение как понятие художественной формы искусно изготовленного изделия. Оформленный человек (образованный), государство или космос по­нимались греками как определенного рода художественные произведе­ния.

 

Инструменталистский характер философии виден по следующему высказыванию Ари­стотеля: «..Душа представляет собой орудие орудий, а ум- форма форм, ощущение же – форма чувственно воспринимаемых качеств» (Аристотель О душе,III, 8, 432 а1-3)

 

Кузнецов Б.Г. правильно пишет: «Конечная причина – одно из основных понятий фи­лософия Аристотеля. Именно в биологии, в картине кажущейся целесообразности бы­тия, таились эмпи­рические истоки указанного понятия» (там же с.57)

Следует учитывать, что здесь имеется еще один аспект. Это рассмотрение бытия с ак­сиологи­ческой точки зрения, т.е. конечная причина как ценность и благо.

 

Во многом это может выглядит ь анахронизмом, но современные концепции космоса и развития материи содержат опредленный телеологизм

 

2. МОДЕЛИ БЫТИЯ

 

«Аристотель реформирует и преодолевает онтологию элеатов. Бытие имеет не одно, но много смы­слов. Все, что не есть чистое ничто, по праву входит в сферу бытия, как чув­ственное, так и умопости­гаемое. Но множественность и разнообразность смыслов бы­тия не ведут к чистой омонимии, одно­именности, ибо каждый из них имеет общую связку, т.е. структурно соотнесен с субстанцией. Ведь бытие есть либо субстанция, либо её аффект, либо активность субстанции, в любом случае, нечто-имеющее-отношение-к-субстанции.

Более того, Аристотель ищет некую схему, которая собрала бы все возможные смыслы бытия, груп­пируя их по четырем позициям: 1) бытие как категории (или бытие в себе), 2) бытие как акт и потен­ция, 3) бытие как акциденция, 4) бытие как истина (небытие как ложь).»( Реале и Антисери т.1 140-141)

 

3.ДИНАМИКА БЫТИЯ

 

1.Статика бытия

 

По Аристотелю субстанция состоит из двух аспектов: формы и материи.

Материя представляет субстрат формы, материя сама по себе есть недетерминирован­ная по­тенциальность формы. Стать актуальным она может лишь тогда когда примет какую-либо форму.

 

2.Динамика бытия: потенция и акт.

 

Материя- это потенция, как способность принять форму. Соединение материи и формы есть акт. С точки зрения формы – это энтелехия, со стороны материального – это сме­шение потенции и акта. Все вещи материальные – потенциальны, нематериальные же есть чистые акты, лишенные потенциальности.

«Акт, по Аристотелю, обладает абсолютным приоритетом и превосходством над по­тенцией. По­следняя, напротив, мыслима лишь как направленная к акту. Форма (акт) – условие, правило, конец и цель потенциальности, акт – это форма бытия субстанции вечной и не сотворенной» (Реале, Анти­сери т.1 с.143)

 

3. Сверхчувственное начало.

 

Первоначало лишено потенциальности, это чистый акт. Это есть «Неподвижный двига­тель».

 

ЛОГИКА

 

В. В. Воробьев, с примеру, считает, что логика Аристотеля и стоиков не является «классической», она стала классической лишь в XVII-XX веках (см. Воробьев В.В. Становление идей неклассической логики в античности и средневековье. Время и модальность. М. 1989).

 

ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

 

Сильнее всего влияние Аристотеля на последующую культуру оказала его логика. Са­мое важ­ное – это учение о силлогизме. Силлогизм – это построение доказательства по­средством трех частей: большей посылки, меньшей посылки и заключения. Из вариаций их по модальностям строятся фигуры силлогизма

Аристотель лишен крайностей, которые свойственны софистам и представителям неко­торых сократических школ, да и многим философам неопозитивистского направления в XX веке. Вот что он пишет о такого рода философов: «некоторые по невежеству тре­буют, чтобы и оно было доказано, ведь это невежество не знать, для чего следует ис­кать доказательства и для чего не следует. На самом же деле для всего без исключения доказательства быть не может (ведь иначе приходилось бы идти в бесконечность, так что и в этом случае доказательства не было бы)» (Аристотель «Метафизика»,IV, 1006а 5-15\\ Сочинения в 4х томах. М.,1976 с.126)

 

Вот ччто по этому поводу пишет, в частности А.Н. Уайтхед: «Популярность аристоте­левой логики тормозила развитие физики в средние века. Сколько нового узнали бы схоласты, если бы они не классифицировали, а измеряли!

Классификация лежит между непосредственной конкретностью отдельной вещи и пол­ной абстрактностью математических понятий. Виды выделяются спецификой отличий друг от друга, роды - родовой сущностью. В процессе отнесения математических поня­тий к природным фактам при помощи счета, измерения, геометрических средств, типов упорядоченности рациональное мышление поднимается от неполных абстракций, * со­держащихся в определенных понятиях вида или рода, к полным абстракциям математики» (Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990. С.85-86)

 

Топика

 

Риторика

 

КАТЕГОРИИ

 

Бытие у Аристотеля не является общим родом, оно описывается посредством категорий, кото­рые вскрывают разные аспекты бытия. В этом состоит исходный фено­менализм мировоззрения Аристотеля. Категории – «это самые первые различия и про­тивоположности сущего» (Мет. 12 7.1057б9..)

Хотя они являются общими родами бытия, они не выводими друг из друга, из единого принципа.

 

Интерпретация категорий Кантом.

 

Интерпретация категорий Тренделенбургом

 

Неоаристотелик А.Тренделенбург дал в своей диссертации «О категориях Аристо­теля»(1833) свое понимание категорий, следуя во многом В. Оккаму,. Он считал, что категории есть эле­менты возникающие из разложения предложений. Первоисточником категорий является грам­матика древнегреческого языка. Сущность- это имя существи­тельное, качество – прилагатель­ное, количество – числительное, отношение – сравнительная степень прилагательных и наре­чий и т.д. Это привлекательная концепция была подвергнута критике Г. Риттером. Согласно его точке зрения, которая была изложена в его «Истории философии древнего времени», категории являются об­щими родами бытия (по самому определению Аристотеля), а не частей речи. Если при­нять гипотезу Тренделенбурга, то десять категорий можно сократить до двух, так как наре­чия сводимы к глаголам, прилагательные и числительные – к существительным. Известный ис­торик философии Эд. Целлер поддерживал такую точку зрения Г. Риттера.

 

Субстанция

 

Качество

 

Количество

 

«Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое коли­чество есть множество, если оно счислимо, а величина – если измеримо. Множеством же называется то, что в возможности делимо на части не непрерывные, величиной – на части непрерывные; а из величин непрерывная в одном направлении есть длина, непре­рывная в двух направлениях – ширина, непрерывная в трех направлениях – глубина» ( Аристотель Собрание сочинений в 4х томах. Т.1, С.164)

Отношение

 

Действие

 

Страдание

Место

Время

Иметь

Покоится.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.