Здавалка
Главная | Обратная связь

Как социального института



Одним их важнейших показателей уровня организации государственной службы является выполнение возложенных на нее государством и обществом функций. Однако в нашей научной литературе и в общественном сознании пока не сложилось единое понимание функционала российской госслужбы, что объясняется ее незрелостью, незавершенностью процесса формирования, неразвитостью теории, разногласиями в определении полномочий, предметов ведения государственного управления и местного самоуправления.

В этих условиях представляется целесообразным выделить в качестве основных следующие функции государственной службы:

1) функция внутренней организации (или штабная, аппаратная);

2) функция социальной организации общества;

3) интегративная функция.

Функция внутренней организации приобретает особое значение в периоды становления и реформирования системы государственного управления, о чем свидетельствует проводимая в нашей стране административная реформа. Она заключается:

·В упорядочении состава и структуры органов и должностей государственного управления, их функционального назначения.

·В нормализации отношений руководства, координации и подчинения.

·В отработке процедур подготовки и принятия решений, в контроле их исполнения.

·В оптимизации кадровой политики и системы управления персоналом.

В целом успешная реализация аппаратной функции обеспечивает оптимальную организационную структуру государственной службы и своевременную модернизацию технологий и методов служебной деятельности.

Функция социальной организации общества, или функция «организации жизни»,может быть отнесена к целевым функциям, поскольку рассмотренная ранее аппаратная функция является средством достижения госслужбой поставленных перед ней целей. Руководствуясь социологическим подходом к организации общественной жизни, государственной службы, следует признать обеспечение условий целостности и развития российского общества конкретной формой реализации рассматриваемой функции. Она должна осуществляться всеми видами государственной службы при ведущей роли гражданской службы по следующим основным направлениям, которые можно назвать подфункциями.

1. Обеспечение благоприятных условий для производства товаров и услуг, необходимых для жизни. Если в советское время органы государственного управления брали решение этой задачи на себя, введя централизованное планирование и руководство деятельностью государственных предприятий и ограниченного количества кооперативных хозяйств, то в новых условиях положение существенным образом меняется. Соответствующие государственные органы и служащие призваны, главным образом, обеспечивать, то есть создавать достаточно благоприятные экономические условия для предприятий разных форм собственности, производящих необходимые товары и услуги.

2. Обеспечение распределения товаров и услуг на территории государства, используя ценовое регулирование, гибкую тарифную политику с учетом удаленности регионов и поселений, покупательной способности населения и прочих условий.

3. Защита населения от военной угрозы, терроризма, эпидемий и стихийных бедствий.

4. Создание благоприятных условий для рождения и социализации людей в рамках национальной культуры.

5. Обеспечение коммуникации членов общества, которая включает не только общение людей с помощью доступной почтовой и телефонной связи, транспортного сообщения, средств массовой информации, но и доверие населения к государственным органам и служащим.

6. Организация социального контроля в обществе, прежде всего борьбы с преступностью, а также поддержание социального порядка, то есть благоустроенности жизни граждан.

Неудовлетворительное состояние указанных условий является источником сепаратизма, причиной раскола общества и государства на отдельные части, либо деградации населения, признаками которой выступает депопуляция, снижение уровня и качества жизни, падение морали, распространение алкоголизма, наркомании и тому подобных симптомов ухудшения физического и психического здоровья населения.

Выделение интегративной функции государственной службы в качестве основной приобретает особую актуальность в условиях, когда другие социальные институты (политические партии, профессиональные союзы, молодежные организации, религиозные конфессии и т.п.) не в состоянии охватить своим влиянием и объединить все население страны.

Для предотвращения раскола и деградации российского общества требуется многоотраслевая, укомплектованная компетентными и добросовестными кадрами государственная служба, способная интегрировать социальные и территориальные группы, проживающие в Российской Федерации. Следует также отметить, что успешное выполнение указанных функций требует тесного взаимодействия и сотрудничества всех видов государственной службы России, а также укрепления взаимосвязи с муниципальной службой.

Завершая рассмотрение функций государственной службы, следует подчеркнуть их целевую социальную направленность, зафиксированную в Программе реформирования и развития системы государственной службы РФ: «Современная государственная служба должна быть ориентирована на обеспечение прав и законных интересов граждан, создание механизмов взаимодействия институтов гражданского общества и государственной службы, противодействие коррупции на государственной службе, повышение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих».

Публичная служба

Определение государственной службы как социального института предполагает её дебюрократизацию и актуализирует разработку и использование в отечественной науке и государственном управлении понятия «публичная служба». К настоящему времени в нашей стране не сложилось общепринятого определения публичной службы, однако большинство исследователей отмечают следующие её содержательные и структурные признаки.

В содержательном плане публичная служба трактуется как профессиональная деятельность в государственных и муниципальных органах и учреждениях, которая характеризуется открытостью и ориентацией на качественное и своевременное оказание установленных законодательством услуг населению.

Оптимальная структура публичной службы включает следующие компоненты:

– гражданскую службу в государственных органах;

– службу в государственных учреждениях;

– муниципальную службу в органах местного самоуправления;

– службу в муниципальных учреждениях.

Использование понятия «публичная служба» позволяет:

во-первых, полнее реализовать взаимосвязь государственной и муниципальной службы, которая закреплена в 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в числе основных принципов её построения и функционирования;

во-вторых, подчеркнуть общественную направленность, публичный характер муниципальной службы, который остался не выраженным в определении муниципальной службы в ст. 2 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

в-третьих, повысить социальный статус, прежде всего размер оплаты труда, сотрудников государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, транспорта, связи и ЖКХ;

в-четвертых, сформировать целостную систему управления обществом, включив в неё служащих государственных и муниципальных органов принятия управленческих решений и исполнителей этих решений в лице специалистов государственных и муниципальных учреждений – врачей, учителей, работников культуры и других представителей российской интеллигенции, с которыми в первую очередь непосредственно контактируют граждане.

Следует отметить, что во многих зарубежных государствах квалифицированные специалисты такого рода учреждений имеют статус государственных либо муниципальных служащих и определенные привилегии, обеспечивающие им достойные условия жизнедеятельности.

Контрольные вопросы

1. Какими признаками дополняется в научной литературе приведенное в ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» понятие государственной службы?

2. Каковы характерные черты государственной службы как социального института?

3. Какая роль отводится обществу в формировании функционировании государственной службы?

4. Чем отличается коррупция от взяточничества?

5. Что нового вносит в организацию служебной деятельности и положение сотрудников бюджетных учреждений образования, здравоохранения, культуры и понятие «публичная служба»?

Проблемные задания

1. В современной литературе приводятся различные определения понятия «государственная служба». Так, Г. В. Атаманчук пишет: «Государственная служба представляет собой практическое и профессиональное участие в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий по государственной должности, определенной в конкретном государственном органе»[10]. В другом учебном пособии государственная служба определяется как «вид трудовой деятельности, заключающийся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должности в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд»[11].

Сравните приведенные выше определения и укажите, в каком из них предлагается более широкое понятие государственной службы, позволяющее включать в число государственных служащих руководителей и специалистов государственных учреждений?

 

2. Состояние окраин – индикатор общего состояния государства. Сегодня, по наблюдениям экспертов «Литературной газеты», это состояние балансирует между показателями «плохо» и «очень плохо». Все это – прямая дорога к тому, чтобы потерять этот регион.

Профессор МГУ Наталья Зубаревич предлагает такой способ сохранения целостности России: «Наша посильная задача на Дальнем Востоке состоит в том, чтобы из никому не нужных отмирающих поселков переселять людей в города, такие как Хабаровск, Благовещенск, Уссурийск. И если мы создадим комфортные условия для проживания в этих городах, приличную транспортную инфраструктуру между ними, они будут «держать территорию». А оттого, что мы наводним Дальний Восток людьми, которым негде будет жить и работать, угроза потери территориальной целостности не исчезнет». (Литературная газета, 15-21 декабря 2010 г.)

Президент Союза малых городов Российской Федерации Е.М.Марков, напротив, считает необходимым обратить внимание на поддержку и развитие небольших городов и поселков городского типа: «Это опорные точки, которые обеспечивают контроль за территорией, которые позволят привлечь туда и сохранить население, преодолеть его отток.»[12]

Какая функция государственной службы ответственна за создавшееся положение? На основе анализа цитируемых и других источников, в том числе публикаций в журнале «Государственная служба» за 2010 го,(№№ 2,3,4,) определите наиболее реальные способы сохранения целостности России на Дальнем Востоке?

3. На очередном заседании президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции было отмечено, что только 30% граждан могут более или менее внятно ответить на вопрос: что такое коррупция? А как бы Вы ответили на этот вопрос?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.