Здавалка
Главная | Обратная связь

Цели, задачи и организация экспериментальной работы



Цель: разработка и экспериментальная апробация компьютерных заданий для формирования представлений об окружающем мире у старших дошкольников с умственной отсталостью наряду с традиционными методами и средствами обучения и доказательство эффективности использования компьютерных технологий в усвоении знаний об окружающей действительности у данной категории детей.

В процессе реализации данной работы намечены следующие задачи:

1.Разработать и апробировать задания электронного пособия, направленные на формирование представлений об окружающем мире у старших дошкольников с умственной отсталостью.

2.Доказать эффективность формирования представлений об окружающем мире при использовании компьютерных технологий.

В эксперименте участвовало 4 воспитанника подготовительной группы

дошкольное отделение ГСКОУ спец. (корр.) школы № 7 VIII вида

В. Новгорода.

У половины детей (Анна К., Коля П.) представления об окружающем мире формировались с помощью традиционных методов и средств обучения.

Для формирования представлений об окружающем мире у двух дошкольников с умственной отсталостью (Настя Д., Дима С.) наряду с традиционными методами и средствами обучения использования компьютерных технологии.

Занятия по формированию представлений об окружающем мире с использованием электронного пособия проводились педагогом-дефектологом, два раза в неделю, в первой половине дня. Продолжительность занятия 30 мин.

Непрерывная продолжительность нахождения ребенка у экрана компьютера не превышала 10 минут. (СанПин 2.4.1.1249-03 2003г.)

3.2. Методика и содержание коррекционной работы по формированию представлений об окружающем мире у умственно отсталых дошкольников

В ходе проведения коррекционной работы по формированию представлений об окружающем мире у умственно отсталых дошкольников наряду с традиционными методами и средствами обучения использовались компьютерных технологии.

Структурно мы делили занятие на 4 части: подготовительная часть, основная часть, зрительно-двигательная гимнастика, заключительная часть

Задача подготовительной части — формирование мотивационной и интеллектуальной готовности с помощью традиционных методов и средств, к закреплению сведений об окружающем мире с использованием компьютера.

Задача основной части — усвоение и закрепление представлений об окружающем мире в рамках десяти содержательных тем, с использованием электронного пособия.

Зрительно-двигательная гимнастика проводилась нами по окончании работы с компьютером и обеспечивала физическую разрядку, в нее входили общеразвивающие упражнения и упражнения для снятия напряжения глаз.

Задача заключительной части — подведение итогов занятия.

В ходе эксперимента использовались индивидуальные формы работы. Это позволяло учесть психологические особенности детей, создавало благоприятные условия для индивидуального подхода. Так, например, Анастасии Д. требовалось большее количество времени на выполнение задания. Это обусловило необходимость установления адекватного для ребёнка темпа и способа получения знаний.

Необходимым условием проведения индивидуальных занятий с Дмитрием С. было создание психологического комфорта при работе с компьютером. Этому способствовало использование поощрительных слайдов.

Для организации экспериментальной работы нами было разработано тематическое планирование для двух воспитанников дошкольное отделение ГСКОУ спец. (корр.) школы № 7 VIII вида В. Новгорода, в соответствии с программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.

Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у умственно отсталых дошкольников приведено в таблице 4.

 

Таблица 4

Тематическое планирование индивидуальных занятий

по формированию представлений об окружающем мире

№ п/п Тема занятия Цель занятия
Возраст человека Закреплять представления детей о возрасте и о его связи с трудом и деятельностью человека
Профессии Закреплять представления детей о следующих профессиях: врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофер;
Орудия труда Закреплять представления детей о назначении орудий труда
Домашние и дикие животные Учить детей дифференцировать диких и домашних животных
Дикие и домашние птицы Учить детей дифференцировать диких и домашних птиц
Насекомые Закреплять представления детей о следующих насекомых: пчела, бабочка, муха, муравей
Фрукты и овощи Учить детей дифференцировать фрукты и овощи
Цветы Закреплять представления детей о некоторых цветах: одуванчик, тюльпан, ромашка, колокольчик
Ягоды Закреплять представления детей о некоторых ягодах: клубника, малина, крыжовник, смородина
Деревья и кустарники Учить детей дифференцировать деревья и кустарники

 

 

Тема занятия: «Возраст человека». Электронное пособие демонстрирует

людей разных возрастов. На занятии закрепляются представления детей о деятельности человека в зависимости от возраста: дети ходят в детский сад, в школу, взрослые работают.

Тема занятия: «Профессии». Электронное пособие демонстрирует людей следующих профессий: врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофер. Закрепляются представления детей о деятельности людей разных профессий.

Тема занятия: «Орудия труда». Электронное пособие демонстрирует орудия труда: : совок, лопата, пила, нож, топор, молоток. Закрепляются представления детей о назначении орудий труда.

Тема занятия: «Домашние и дикие животные». Электронное пособие демонстрирует домашних животных (кошка, собака, корова, коза) и диких животных (лиса, медведь, заяц, ёж). Дети учатся дифференцировать животных в зависимости от того, где они живут.

Тема занятия: «Дикие и домашние птицы». Электронное пособие демонстрирует диких птиц (ворона, голубь, воробей) и домашних птиц (петух, курица, гусь, утка, индюк). Дети учатся дифференцировать птиц в зависимости от того, где они живут.

Тема занятия: «Насекомые». Электронное пособие демонстрирует пчелу, бабочку, муху, муравья. Дети повторяет внешние признаки насекомых. Закрепляются представления детей о развитии бабочек из гусеницы. Дети знакомятся с жилищем муравьёв (муравейником). Систематизируются знания о пользе пчёл.

Тема занятия: «Фрукты и овощи». Электронное пособие демонстрирует яблоко, грушу, картофель, морковь, свёклу. Закрепляются представления детей о том, что фрукты растут на деревьях, а овощи на грядках. Актуализируются знания об использовании овощей и фруктов человеком.

Тема занятия: «Цветы». Электронное пособие демонстрирует одуванчик, тюльпан, ромашку, колокольчик. Закрепляются представления детей о внешнем разнообразии цветов.

Тема занятия: «Ягоды». Электронное пособие демонстрирует клубнику, малину, крыжовник, смородину. Закрепляются представления детей о внешнем виде ягод.

Тема занятия: «Деревья и кустарники». Электронное пособие демонстрирует берёзу, дуб, крыжовник, смородину. Дети учатся дифференцировать деревья и кустарники.

Примерные конспекты занятий см. Приложение 2

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.