Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие и виды отчетности



Составление отчетности о работе хозяйствующего субъекта — завершающий этап учетной работы, в ходе ко­торого получают информацию, используемую как внутрен­ними, так и внешними пользователями.

Отчетность представляет собой совокупность сведений о работе организации (предприятия) за определенный период времени, сгруппированных в установленном порядке и последовательности.

Составляемая организациями отчетность классифицирует­ся по ряду признаков:

1) по видам – на статистическую, оперативную (управленческую), бухгалтерскую, налоговую;

2) по назначению – на финансовую, государственную, специальную, внутреннюю (управленческую);

3) по срокам составления и представления – на внутригодовую и годовую;

4) по степени обобщения информации – на первичную и сводную.

1. Статистическая отчетностьсистемаколичественных и качественных показателей, характеризую­щих работу предприятия за определенный период времени. С ее помощью осуществляется контроль за объемом и качеством произведенной продукции, за движением производственных, финансовых и трудовых показателей. При составлении статистической отчетности используют­ся данные статистического учета, текущего бухгалтерского учета и отчетности.

Оперативная отчетность — предназначена для текущего конт­роля за работой предприятия. Она содержит мини­мальное количество показателей, характеризующих результа­ты работы по отдельным видам деятельности. Оперативная отчетность на предприятиях и в организациях является спосо­бом текущего наблюдения за ходом хозяйственной деятельно­сти. По своему содержанию и порядку составления она близка к статистической отчетности.

Налоговая отчетность (налоговые расчеты) представляет собой совокупность показателей, характеризующих полноту расчетов с бюджетами разных уровней по налогам и сборам. По данным налоговых расчетов (деклараций) определяется правиль­ность исчисления сумм налоговых платежей. Этот вид отчет­ности составляется по данным бухгалтерского учета и специальных расчетов.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность органи­зации» (ПБУ4/99) - это единая система данных об имуществен­ном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе дан­ных бухгалтерского учета по установленным формам. С помощью бухгалтерской отчетности осуществляются система­тическое наблюдение и контроль за выполнением конкретных показателей работы и сохранностью имущества хозяйствую­щего субъекта.

К отчетности, как элементу метода бухгалтерского учета, предъявляется целый ряд требований:

достоверность и полнота означают, что информация, со­держащаяся в отчетности, надежна, отражает все хозяйственные операции за период и сформирована исходя из правил, определенных нормативными актами по бухгалтерс­кому учету;

сопоставимость и последовательность предполагают со­блюдение постоянства в содержании и формах отчетности, что позволяет анализировать отчетные данные в динамике за несколько лет;

целостность требует составления отчетности по всем без исключения хозяйственным операциям, в том числе осуществ­ляемым ее филиалами, представительствами (сегментами);

понятность информации означает, что содержание пока­зателей бухгалтерской отчетности понятно всем ее пользова­телям;

нейтральность информации, содержащейся в отчетности, подразумевает, что она должна удовлетворять интересы всех пользователей, а не отдельных их групп;

отчетный период - период, за который должна составлять­ся отчетность (отчетная дата - 31 декабря, а отчетный год - с 1 января по 31 декабря включительно);

оформление- отчетные формы должны составляться на русском языке и в валюте Российской Федерации.

2. Финансовую отчетность составляют паевые инвестицион­ные фонды по формам, которые устанавливаются Федераль­ной комиссией по ценным бумагам РФ. В состав этой отчетно­сти включаются: справка о стоимости чистых активов, отчет об инвестиционных вложениях, отчет об операциях, отчет об изме­нениях чистых активов, отчет о приросте (уменьшении) сто­имости чистых активов в расчете на один инвестиционный пай. Вместе с отчетными формами в Федеральную комиссию по ценным бумагам РФ представляется и пояснительная записка.

Государственная отчетность содержит круг показателей, характеризующих наиболее важные стороны деятельности организации.

Специальная отчетность включает круг определенных показателей. Так, хозяйственные органы составляют отчетность об отчислениях на социальное страхование и обеспечение и расходах за счет этих отчислений, декларацию о налоге на имущество и др.

Внутренняя отчетность содержит данные, необходимые для повседневного оперативного руководства хозяйственной ра­ботой самого предприятия. Например, отчеты о работе подраз­делений, сведения о ходе производства и т.д.

3. Внутригодовая отчетность содержит показатели о ходе и результатах работы за день, декаду, месяц, квартал, 6 месяцев, 9 месяцев.

Внутригодовая оперативная и статистическая отчетность называется текущей отчетностью.

Внутригодовая бухгалтерская отчетность называется пе­риодической отчетностью, к ней относится квартальная, полугодовая отчетность и за 9 месяцев.

В состав периодической отчетности включают:

1) бухгалтерский баланс (форма № 1). В балансе содержится совокупность показателей, характеризующих имущество хо­зяйствующего субъекта и источники его формирования на отчетную дату;

2) отчет о прибылях и убытках (форма № 2). В этом отчете содержится информация, раскрывающая формирование фи­нансовых результатов работы хозяйствующего субъекта.

В состав периодической отчетности могут включаться и другие отчетные формы.

Годовая отчетность характеризует итоговые результаты работы хозяйствующего субъекта за отчетный год.

Годовая бухгалтерская отчетность включает:

бухгалтерский баланс (форма № 1),

отчет о прибылях и убытках (форма № 2),

отчет о движении капитала (форма № 3). В этом отчете со­держится информация о величине и изменениях собственного капитала и средств целевых финансирования и поступлений;

отчет о движении денежных средств (форма № 4) включает показатели об остатках, поступлении и расходовании денежных средств;

приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) раскрывает информацию, содержащуюся в бухгалтерском балансе;

отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) заполняется только теми организациями, которые используют целевое финансирование в своей деятельности.

пояснительную записку к годовому отчету. В ней раскрываются учетная политика предприятия и данные об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта;

формы специализированной отчетности, характеризующие особенности деятельности предприятия.

4. Первичная отчетность составляется предприятиями и орга­низациями и характеризует их производственно-финансовую деятельность.

Сводная (консолидированная) отчетность составляется ком­паниями (фирмами), имеющими в своем составе дочерние и за­висимые организации. Сводную отчетность составляют и вышестоящие организации. Основой составления консолидированной отчетности является информация, содержащаяся в первичной отчетности.

 

Периодическая и годовая отчетность направляется:

собственникам (органам, уполномоченным управлять го­сударственным имуществом; участникам, учредителям в со­ответствии с учредительными документами);

государственной налоговой инспекции (в одном экземпляре);

территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организаций в сроки, установленные Мин­фином РФ.

Годовую бухгалтерскую отчетность представляют заинте­ресованным пользователям до 1 апреля следующего за отчет­ным года, а текущую - не позднее 30 дней после окончания от­четного периода.

Годовая бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей (публикации в журналах, газетах и т.д.).

Содержание бухгалтерской отчетности

Для получения достоверных показателей отчетности и сво­евременного ее составления необходимо провести определен­ную подготовительную работу, которая осуществляется в со­ответствии с графиком работы подразделений бухгалтерии предприятия.

Подготовительная работа состоит из ряда взаимосвязан­ных этапов.

Первый этап - проверка полноты сдачи в бухгалтерию хозяйствующего субъекта первичных документов от цехов, складов, подотчетных лиц и т.д.

Второй этап - включение в затраты на производство рас­ходов за декабрь, поскольку регистры по затратам на произ­водство построены по принципу накапливания итогов.

Третий этап - рассчитываются и включаются в затраты на производство амортизация основных средств, нематериальных акти­вов и резерв на оплату отпусков работников и другие цели.

Четвертый этап. Вначале исчисляется средний процент транспортно-заготовительных расходов (отклонений фактической себестоимости от плановой) по материалам. Затем рассчитыва­ют фактическую себестоимость ее использованных в производ­стве материалов и списывают на соответствующие счета затрат.

Пятый этап. В установленные сроки проводится инвентари­зация всех активов и обязательств хозяйствующего субъекта, результаты которой отражаются в установленном порядке.

Шестой этап заключается в расчете стоимости взаимных услуг цехов вспомогательных производств и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) цехов вспомога­тельных производств. После чего производится ее списание на счета затрат потребителей услуг (цехи основного произ­водства, сторонние потребители).

Седьмой этап связан с закрытием собирательно-распреде­лительных счетов цехов основного производства (счета 25, "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы").

Восьмой этап. Затраты, собранные на счете 20 "Основное производство", распределяются между выпущенной готовой продукцией и остатками незавершенного производства. На этом этапе калькулируется себестоимость произведенной готовой продукции и рассчитывается фактическая производствен­ная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).

Девятый этап заключается в списании расходов на продажу с целью включения их в полную фактическую себестоимость реализованной продукции. Одновременно рас­считываются (начисляются) НДС и другие налоги и опреде­ляется результат по реализации продукции (работ, услуг).

Десятый этап завершает цикл учетных работ. На этом эта­пе производятся заключительные записи в учетные регистры и они закрываются, так как рассчитанные в них показатели переносятся в Главную книгу.

На основе записей Главной книги составляется бухгалтер­ский баланс.

 

Бух­галтерский баланс (форма № 1) является основной формой бухгалтерской отчетности. Баланс отражает состояние активов в обобщенной их сово­купности на начало и конец отчетного периода, раскрывает их струк­туру и источники их образования в разрезе видов и групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость между собой. Данные баланса служат для выявления важней­ших показателей, характеризующих деятельность предприятия и его финансовое состояние. По данным баланса выявляются недостатки в работе и финансовом состоянии, а также их причины. С помощью ба­ланса можно разработать мероприятия по их устранению.

Особое значение приобретает баланс в деле контроля и изучения хозяйственной деятельности и финансового состоя­ния предприятия. При анализе баланса раскрываются новые внутренние взаимосвязи между всеми элементами хозяйствен­ной деятельности предприятия.

Благодаря сжатой и компактной форме баланс является весьма удобным документом. Он дает законченное и цельное представление не только об имущественном состояний пред­приятия на каждый момент, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной период времени. Последнее дос­тигается сравнением балансов за ряд отчетных периодов.

Действующими нормативными актами определены единые принципы и правила составления баланса для всех хозяйству­ющих субъектов. Действующая с 1 января 2000 г. структура бухгалтерского баланса отвечает в целом требованиям между­народных стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Так, например, разделы активы баланса расположены в нем в по­рядке возрастания ликвидности (от наименее ликвидных нематериальных активов и основных средств до абсолютно ликвидных денежных средств), разделы пассива сформированы по степени срочности погашения обязательств (собственный капитал, обязательства со сроком погашения более одного года, обязательства со сроком погашения менее одного года). Отчетная форма баланса - это баланс нетто. Ликвидность – скорость превращения активов организации в денежные средства, которые являются абсолютно ликвидными.

 

Важнейшим показателем, характеризующим работу пред­приятия, являются прибыль и убытки. Данные о порядке фор­мирования финансового результата работы предприятия содер­жатся в отчете о прибылях и убытках (форма № 2). В отчете о прибылях и убытках все данные приводятся в сравнении с предыдущим годом, что позволяет анализировать их в динамике.

 

Показатели о состоянии и изменении собственного капитала хозяйствующего субъекта содержатся в Отчете о движении капитала (форма № 3). В данном отчете приводятся данные о началь­ном и конечном остатках капитала, его увеличении и исполь­зовании.

Отчет сострит из нескольких разделов. В первом разделе раскрываются состав и движение собственного капитала (ус­тавный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль прошлых лет, фонд социальной сферы, целевые финансирование и поступления).

Во втором разделе содержится информация об остатках и движении резервов предприятия, создаваемых за счет себес­тоимости продукции (резервы на оплату отпусков работни­ков, резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год, резерв на ремонт основных средств и др., предусмотрен­ные законодательством России и нормативными актами Мин­фина РФ).

Третий раздел содержит показатели, характеризующие на­личие и движение резервов, созданных за счет прибыли орга­низации (например, резерв по сомнительным долгам).

Четвертый раздел данного отчета заполняют хозяйственные общества и товарищества. Внем отражаются показатели изме­нения капитала отчетного года в сравнении с предыдущим.

 

Наличие и движение (поступление и расходование) денеж­ных средств находят отражение в отчете о движении денежных средств (форма № 4).

Движение денежных средств в отчете представлено по ви­дам деятельности:

текущей, связанной с производством промышленной продук­ции (работ, услуг), строительной продукции, торговлей и др.;

инвестиционной, направленной на капительные вложения во внеоборотные активы;

финансовой, обеспечивающей осуществление краткосроч­ных финансовых вложений, выпуск ценных бумаг и т.д.

В отчете содержатся данные о поступлении наличных де­нежных средств, что позволяет контролировать правомерность осуществления наличных расчетов хозяйствующим субъектом. По данным отчета пользователи могут оценить возможность предприятия погашать обязательства и осуществлять инвести­ции.

 

Детализация ряда показателей бухгалтерского баланса, ха­рактеризующих качественную работу предприятия, приводит­ся в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Вся информация, содержащаяся в этом отчете, позволяет просле­дить состояние и движение заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемого имущества, финансовых вложений, социальных показателей и др.

 

Составной частью годовой бухгалтерской отчетности яв­ляется пояснительная записка. Содержание пояснительной записки должно соответствовать Положению по бухгалтерско­му учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ4/99).

Вся информация, содержащаяся в пояснительной записке, подразделяется на обязательную и рекомендательную. К пер­вой группе относится информация, раскрывающая структуру хозяйствующего субъекта, объем деятельности и достижения в его развитии (объем реализации, состав прочих активов и пас­сивов, показатели финансового состояния, техническая, соци­альная и экономическая политика, информация о налоговых платежах, распределении прибыли, остающейся в распоряже­нии предприятия, и др.).

Рекомендательный характер носит информация, раскры­вающая тенденции в изменении основных показателей дея­тельности хозяйствующего субъекта.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.