Понятие и виды отчетности
Составление отчетности о работе хозяйствующего субъекта — завершающий этап учетной работы, в ходе которого получают информацию, используемую как внутренними, так и внешними пользователями. Отчетность представляет собой совокупность сведений о работе организации (предприятия) за определенный период времени, сгруппированных в установленном порядке и последовательности. Составляемая организациями отчетность классифицируется по ряду признаков: 1) по видам – на статистическую, оперативную (управленческую), бухгалтерскую, налоговую; 2) по назначению – на финансовую, государственную, специальную, внутреннюю (управленческую); 3) по срокам составления и представления – на внутригодовую и годовую; 4) по степени обобщения информации – на первичную и сводную. 1. Статистическая отчетность — системаколичественных и качественных показателей, характеризующих работу предприятия за определенный период времени. С ее помощью осуществляется контроль за объемом и качеством произведенной продукции, за движением производственных, финансовых и трудовых показателей. При составлении статистической отчетности используются данные статистического учета, текущего бухгалтерского учета и отчетности. Оперативная отчетность — предназначена для текущего контроля за работой предприятия. Она содержит минимальное количество показателей, характеризующих результаты работы по отдельным видам деятельности. Оперативная отчетность на предприятиях и в организациях является способом текущего наблюдения за ходом хозяйственной деятельности. По своему содержанию и порядку составления она близка к статистической отчетности. Налоговая отчетность (налоговые расчеты) представляет собой совокупность показателей, характеризующих полноту расчетов с бюджетами разных уровней по налогам и сборам. По данным налоговых расчетов (деклараций) определяется правильность исчисления сумм налоговых платежей. Этот вид отчетности составляется по данным бухгалтерского учета и специальных расчетов. Бухгалтерская (финансовая) отчетность в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ4/99) - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. С помощью бухгалтерской отчетности осуществляются систематическое наблюдение и контроль за выполнением конкретных показателей работы и сохранностью имущества хозяйствующего субъекта. К отчетности, как элементу метода бухгалтерского учета, предъявляется целый ряд требований: достоверность и полнота означают, что информация, содержащаяся в отчетности, надежна, отражает все хозяйственные операции за период и сформирована исходя из правил, определенных нормативными актами по бухгалтерскому учету; сопоставимость и последовательность предполагают соблюдение постоянства в содержании и формах отчетности, что позволяет анализировать отчетные данные в динамике за несколько лет; целостность требует составления отчетности по всем без исключения хозяйственным операциям, в том числе осуществляемым ее филиалами, представительствами (сегментами); понятность информации означает, что содержание показателей бухгалтерской отчетности понятно всем ее пользователям; нейтральность информации, содержащейся в отчетности, подразумевает, что она должна удовлетворять интересы всех пользователей, а не отдельных их групп; отчетный период - период, за который должна составляться отчетность (отчетная дата - 31 декабря, а отчетный год - с 1 января по 31 декабря включительно); оформление- отчетные формы должны составляться на русском языке и в валюте Российской Федерации. 2. Финансовую отчетность составляют паевые инвестиционные фонды по формам, которые устанавливаются Федеральной комиссией по ценным бумагам РФ. В состав этой отчетности включаются: справка о стоимости чистых активов, отчет об инвестиционных вложениях, отчет об операциях, отчет об изменениях чистых активов, отчет о приросте (уменьшении) стоимости чистых активов в расчете на один инвестиционный пай. Вместе с отчетными формами в Федеральную комиссию по ценным бумагам РФ представляется и пояснительная записка. Государственная отчетность содержит круг показателей, характеризующих наиболее важные стороны деятельности организации. Специальная отчетность включает круг определенных показателей. Так, хозяйственные органы составляют отчетность об отчислениях на социальное страхование и обеспечение и расходах за счет этих отчислений, декларацию о налоге на имущество и др. Внутренняя отчетность содержит данные, необходимые для повседневного оперативного руководства хозяйственной работой самого предприятия. Например, отчеты о работе подразделений, сведения о ходе производства и т.д. 3. Внутригодовая отчетность содержит показатели о ходе и результатах работы за день, декаду, месяц, квартал, 6 месяцев, 9 месяцев. Внутригодовая оперативная и статистическая отчетность называется текущей отчетностью. Внутригодовая бухгалтерская отчетность называется периодической отчетностью, к ней относится квартальная, полугодовая отчетность и за 9 месяцев. В состав периодической отчетности включают: 1) бухгалтерский баланс (форма № 1). В балансе содержится совокупность показателей, характеризующих имущество хозяйствующего субъекта и источники его формирования на отчетную дату; 2) отчет о прибылях и убытках (форма № 2). В этом отчете содержится информация, раскрывающая формирование финансовых результатов работы хозяйствующего субъекта. В состав периодической отчетности могут включаться и другие отчетные формы. Годовая отчетность характеризует итоговые результаты работы хозяйствующего субъекта за отчетный год. Годовая бухгалтерская отчетность включает: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении капитала (форма № 3). В этом отчете содержится информация о величине и изменениях собственного капитала и средств целевых финансирования и поступлений; отчет о движении денежных средств (форма № 4) включает показатели об остатках, поступлении и расходовании денежных средств; приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) раскрывает информацию, содержащуюся в бухгалтерском балансе; отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) заполняется только теми организациями, которые используют целевое финансирование в своей деятельности. пояснительную записку к годовому отчету. В ней раскрываются учетная политика предприятия и данные об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта; формы специализированной отчетности, характеризующие особенности деятельности предприятия. 4. Первичная отчетность составляется предприятиями и организациями и характеризует их производственно-финансовую деятельность. Сводная (консолидированная) отчетность составляется компаниями (фирмами), имеющими в своем составе дочерние и зависимые организации. Сводную отчетность составляют и вышестоящие организации. Основой составления консолидированной отчетности является информация, содержащаяся в первичной отчетности.
Периодическая и годовая отчетность направляется: собственникам (органам, уполномоченным управлять государственным имуществом; участникам, учредителям в соответствии с учредительными документами); государственной налоговой инспекции (в одном экземпляре); территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организаций в сроки, установленные Минфином РФ. Годовую бухгалтерскую отчетность представляют заинтересованным пользователям до 1 апреля следующего за отчетным года, а текущую - не позднее 30 дней после окончания отчетного периода. Годовая бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей (публикации в журналах, газетах и т.д.). Содержание бухгалтерской отчетности Для получения достоверных показателей отчетности и своевременного ее составления необходимо провести определенную подготовительную работу, которая осуществляется в соответствии с графиком работы подразделений бухгалтерии предприятия. Подготовительная работа состоит из ряда взаимосвязанных этапов. Первый этап - проверка полноты сдачи в бухгалтерию хозяйствующего субъекта первичных документов от цехов, складов, подотчетных лиц и т.д. Второй этап - включение в затраты на производство расходов за декабрь, поскольку регистры по затратам на производство построены по принципу накапливания итогов. Третий этап - рассчитываются и включаются в затраты на производство амортизация основных средств, нематериальных активов и резерв на оплату отпусков работников и другие цели. Четвертый этап. Вначале исчисляется средний процент транспортно-заготовительных расходов (отклонений фактической себестоимости от плановой) по материалам. Затем рассчитывают фактическую себестоимость ее использованных в производстве материалов и списывают на соответствующие счета затрат. Пятый этап. В установленные сроки проводится инвентаризация всех активов и обязательств хозяйствующего субъекта, результаты которой отражаются в установленном порядке. Шестой этап заключается в расчете стоимости взаимных услуг цехов вспомогательных производств и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) цехов вспомогательных производств. После чего производится ее списание на счета затрат потребителей услуг (цехи основного производства, сторонние потребители). Седьмой этап связан с закрытием собирательно-распределительных счетов цехов основного производства (счета 25, "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы"). Восьмой этап. Затраты, собранные на счете 20 "Основное производство", распределяются между выпущенной готовой продукцией и остатками незавершенного производства. На этом этапе калькулируется себестоимость произведенной готовой продукции и рассчитывается фактическая производственная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). Девятый этап заключается в списании расходов на продажу с целью включения их в полную фактическую себестоимость реализованной продукции. Одновременно рассчитываются (начисляются) НДС и другие налоги и определяется результат по реализации продукции (работ, услуг). Десятый этап завершает цикл учетных работ. На этом этапе производятся заключительные записи в учетные регистры и они закрываются, так как рассчитанные в них показатели переносятся в Главную книгу. На основе записей Главной книги составляется бухгалтерский баланс.
Бухгалтерский баланс (форма № 1) является основной формой бухгалтерской отчетности. Баланс отражает состояние активов в обобщенной их совокупности на начало и конец отчетного периода, раскрывает их структуру и источники их образования в разрезе видов и групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость между собой. Данные баланса служат для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность предприятия и его финансовое состояние. По данным баланса выявляются недостатки в работе и финансовом состоянии, а также их причины. С помощью баланса можно разработать мероприятия по их устранению. Особое значение приобретает баланс в деле контроля и изучения хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия. При анализе баланса раскрываются новые внутренние взаимосвязи между всеми элементами хозяйственной деятельности предприятия. Благодаря сжатой и компактной форме баланс является весьма удобным документом. Он дает законченное и цельное представление не только об имущественном состояний предприятия на каждый момент, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной период времени. Последнее достигается сравнением балансов за ряд отчетных периодов. Действующими нормативными актами определены единые принципы и правила составления баланса для всех хозяйствующих субъектов. Действующая с 1 января 2000 г. структура бухгалтерского баланса отвечает в целом требованиям международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Так, например, разделы активы баланса расположены в нем в порядке возрастания ликвидности (от наименее ликвидных нематериальных активов и основных средств до абсолютно ликвидных денежных средств), разделы пассива сформированы по степени срочности погашения обязательств (собственный капитал, обязательства со сроком погашения более одного года, обязательства со сроком погашения менее одного года). Отчетная форма баланса - это баланс нетто. Ликвидность – скорость превращения активов организации в денежные средства, которые являются абсолютно ликвидными.
Важнейшим показателем, характеризующим работу предприятия, являются прибыль и убытки. Данные о порядке формирования финансового результата работы предприятия содержатся в отчете о прибылях и убытках (форма № 2). В отчете о прибылях и убытках все данные приводятся в сравнении с предыдущим годом, что позволяет анализировать их в динамике.
Показатели о состоянии и изменении собственного капитала хозяйствующего субъекта содержатся в Отчете о движении капитала (форма № 3). В данном отчете приводятся данные о начальном и конечном остатках капитала, его увеличении и использовании. Отчет сострит из нескольких разделов. В первом разделе раскрываются состав и движение собственного капитала (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль прошлых лет, фонд социальной сферы, целевые финансирование и поступления). Во втором разделе содержится информация об остатках и движении резервов предприятия, создаваемых за счет себестоимости продукции (резервы на оплату отпусков работников, резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год, резерв на ремонт основных средств и др., предусмотренные законодательством России и нормативными актами Минфина РФ). Третий раздел содержит показатели, характеризующие наличие и движение резервов, созданных за счет прибыли организации (например, резерв по сомнительным долгам). Четвертый раздел данного отчета заполняют хозяйственные общества и товарищества. Внем отражаются показатели изменения капитала отчетного года в сравнении с предыдущим.
Наличие и движение (поступление и расходование) денежных средств находят отражение в отчете о движении денежных средств (форма № 4). Движение денежных средств в отчете представлено по видам деятельности: текущей, связанной с производством промышленной продукции (работ, услуг), строительной продукции, торговлей и др.; инвестиционной, направленной на капительные вложения во внеоборотные активы; финансовой, обеспечивающей осуществление краткосрочных финансовых вложений, выпуск ценных бумаг и т.д. В отчете содержатся данные о поступлении наличных денежных средств, что позволяет контролировать правомерность осуществления наличных расчетов хозяйствующим субъектом. По данным отчета пользователи могут оценить возможность предприятия погашать обязательства и осуществлять инвестиции.
Детализация ряда показателей бухгалтерского баланса, характеризующих качественную работу предприятия, приводится в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Вся информация, содержащаяся в этом отчете, позволяет проследить состояние и движение заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемого имущества, финансовых вложений, социальных показателей и др.
Составной частью годовой бухгалтерской отчетности является пояснительная записка. Содержание пояснительной записки должно соответствовать Положению по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ4/99). Вся информация, содержащаяся в пояснительной записке, подразделяется на обязательную и рекомендательную. К первой группе относится информация, раскрывающая структуру хозяйствующего субъекта, объем деятельности и достижения в его развитии (объем реализации, состав прочих активов и пассивов, показатели финансового состояния, техническая, социальная и экономическая политика, информация о налоговых платежах, распределении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и др.). Рекомендательный характер носит информация, раскрывающая тенденции в изменении основных показателей деятельности хозяйствующего субъекта.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|