Реформирование бухгалтерского учета в соответствии с МСУиФО
Актуальной проблемой для современной российской экономики является приведение существующей в нашей стране системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов. Современная экономика стремительно усложняется. Глобализация рынков товаров и капиталов в конце прошлого столетия существенно повысила требования к качеству публикуемой финансовой отчетности. Стала очевидной потребность всех участников рынка в прозрачной (более открытой) информации о финансовом положении и результатах деятельности каждого участника, выступающего на рынке. Развитие международной интеграции в сфере экономики предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования экономических показателей. Именно с этой проблемой столкнулись российские специалисты в области бухгалтерского учета при переходе страны к рыночным отношениям и установлению деловых контактов с зарубежными инвесторами. Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета носит глобальный характер. В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета. В настоящее время рассматривают два подхода к решению этой проблемы: — идея гармонизации различных учетных систем, которая реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Ее суть в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах-членах сообщества, т.е. находились в относительной гармонии друг с другом; — идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО — International Accounting Standards Committee, IASC), разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО — International Accounting Standards, IAS). Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применимых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов. В настоящее время имеется полное понимание того, что финансовая отчетность корпоративных компаний во всех странах должна составляться по единым правилам. Европейский Союз, США и др. страны решили в течение ближайших лет полностью перейти на составление финансовой отчетности в полном соответствии с МСФО. Например, страны-члены ЕС заявили о своем желании перейти на МСФО с 1 января 2005 года. Таким образом, основными предпосылками международной стандартизации учета являются следующие: — развитие мировых производительных сил достигло такого уровня, при котором экономические процессы стали глобальными и интернациональными; — взаимное проникновение капиталов различных стран в виде производственных, капитальных и финансовых инвестиций приобрело повсеместный характер, а создание систем международного кредитования и экономического регулирования обусловило интенсивное развитие Общего рынка; — возникновение интегрированных совместных предприятий, корпораций, ТНК способствовало дальнейшей взаимообусловленности и взаимозависимости экономик различных стран; — введение единой европейской валюты, а также свободная конвертация валют ведущих стран стимулировали дальнейшее укрепление международных экономических связей любого уровня; — необходимость реализации межнациональных программ в социальной и экономических сферах, в освоении космоса предопределила необходимость единых подходов к управлению экономическими процессами. В этих условиях бухгалтерский учет, являющийся мощной информационной базой, не мог оставаться в рамках национальных принципов и правил. Требовалась унификация и стандартизация учета на международном уровне. Стандарты учета подразделяются на 2 вида: международные и национальные. Кроме того для группы стран могут разрабатываться локальные стандарты. Международные стандарты бухучета (МСУиФО)— стандарты, разработанные КМСФО и рекомендованные к применению станам, входящим в него. Национальные стандарты учета и отчетности — нормативы (положения) по бухгалтерскому учету, издаваемые для внутреннего пользования отдельной страной. Например, национальные стандарты США (система GAAP) или национальные стандарты России – ПБУ. Локальные стандарты — это нормативы, выпускаемые каким-либо общественным органом для группы стран. Примером могут служить директивы Европейского Экономического Сообщества в области корпоративного законодательства, в том числе по финансовому и управленческому учету. Между стандартами различного вида существует тесная взаимосвязь. Национальные стандарты учета могут быть как первичными, так и вторичными по отношению к международным. В США, Канаде, Великобритании (страны со сложившимися традициями стандартизации учета) национальные стандарты – первичны. Они учитываются при разработке международных стандартов учета: анализируются национальные стандарты различных стран, изучается сложившаяся практика ведения учета того или иного объекта, а затем формируются правила учета международного уровня. В странах, где стандартизация учета началась в более поздние периоды, национальные стандарты вторичны по отношения к международным и в большей степени соответствуют им. Международные и национальные стандарты учета — это системы, внутри которых действует механизм взаимодействия и взаимозависимости отдельных стандартов. В отличие от международных национальные стандарты дополняются методическими рекомендациями (инструкциями по их применению). МСУиФО широко используются во всем мире. Однако уровень и степень их применения различаются в разных странах. Можно выделить следующие уровни: 1) МСУиФО – основа для бухгалтерского учета; 2) МСУиФО – ориентир для разработки собственных стандартов; 3) МСУиФо применяются компаниями, предоставляющими консолидированную финансовую отчетность фондовым биржам и регулирующим рынок ценных бумаг органам; 4) МСУиФО применяются наднациональными организациями при составлении своей отчетности (Европейский банк реконструкции и развития, Международная организация комиссий по ценным бумагам, Международный Олимпийский комитет, Мировой банк и др.); 5) МСУиФО применяются коммерческими организациями по их собственной инициативе. По официальной информации КМСФО в настоящее время уже более 890 компаний предоставляют финансовую отчетность в соответствии с МСУиФО. Среди них такие гиганты, как Microsoft, Nestle, Nokia, Air France, Renault, Deutsche Bank, Fiat, Adidas и пр. В России более 20 компаний готовят отчетность по международным стандартам, среди них РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», «Транснефть», «Лукойл», «МДМ Банк», «Ростелеком», «Красный Октябрь» и др. В последние годы международные стандарты получают все большее признание. Говоря о преимуществах МСУиФо можно сказать, что: — для финансовых аналитиков и инвесторов — это понятность, сравнимость, прозрачность, надежность, меньшие издержки по анализу отчетности; — для компаний — меньшие издержки по привлечению капитала, одна система учета, отсутствие необходимости согласовывать финансовую информацию, последовательность внутреннего и внешнего учета; — для аудиторов — единообразные принципы бухучета, возможность участия в принятии стандартов, тренинги в глобальном масштабе; — для национальных разработчиков стандартов — обмен опытом, основа для национальных стандартов; — для развивающихся стран — снижение издержек по разработке национальных стандартов, привлечение инвесторов. Комитет по международным стандартам финансовой отчётности (IASC) был основан в 1973 г. в результате соглашения профессиональных организаций 10 стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. КМСФО работает в Лондоне и зарегистрирован организацией частного сектора. С 1983 года членами КМСФО стали все объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов, входящие в Международную федерацию бухгалтеров. На начало 2001 года в 104 странах мира было 143 члена КМСФО, представляющие более 2 млн. бухгалтеров. В работу комитета вовлечены и другие организации разных стран, не являющихся членами КМСФО. Целью КМСФО является разработка и публикация в интересах общества стандартов бухгалтерского учета, которые должны обязательно применяться при составлении и представлении финансовой отчетности, содействия в их повсеместном применении и соблюдении. Комитет постоянно работает над совершенствованием и гармонизацией норм и процедур бухгалтерского учета, связанных с представлением публичной финансовой отчетности. КМСФО принадлежат авторские права на международные стандарты, предварительные проекты и другие публикации Комитета. Утвержденным текстом МСФО считается их публикация Комитетом на английском языке. Официальные переводы МСФО имеются на испанском, немецком, польском и русском языках, неофициально они переведены более чем на 30 языков. Доходы КМСФО состоят из средств от продажи публикаций, а также финансовой поддержки профессиональных объединений, являющихся его членами, других компаний и организаций. Работа КМСФО финансируется за счёт взносов профессиональных объединений бухгалтеров, различных компаний, финансовых организаций, а также за счёт прибыли от публикаций стандартов. В 1999 г. бюджет КМСФО составил около 3 млн. долларов. Структура Комитета состоит из 5 уровней: · Правление Комитета (IASC Board) · Консультативная группа (Consultative group) · Консультативный Совет по стандартам (Advisory Council) · Постоянный Комитет по интерпретациям (Standing Interpretations Committee) · Рабочая группа по вопросам стратегии (Strategy Working Party) Правление КМСФО – это главный орган управления Комитетом и представления международных стандартов финансовой отчётности. Правление включало представителей бухгалтерских организаций из 13 стран (или одновременно из нескольких стран), которые назначались Международной федерацией бухгалтеров (IFAC). Помимо представителей стран Правление назначает в свой состав до 4 организаций, занимающихся проблемами составления финансовых отчётов. Каждый из членов Правления может быть представлен одним или двумя представителями и одним техническим советником. Обычно делегация состоит из представителя промышленной организации и представителя организации, занимающейся разработкой национальных стандартов. Члены Правления избираются на 2,5 года с правом переизбрания. На практике Правление Комитета собирается на неделю 4-5 раз в год. Правление выбирает председателя и его заместителя. Консультативная группа была основана в 1981 г. и включает представителей международных организаций – разработчиков и пользователей финансовой отчётности; фондовых бирж; органов, регулирующих рынки ценных бумаг и межправительственных организаций. Консультативная группа регулярно встречается с Правлением КМСФО для обсуждения вопросов касательно новых проектов Комитета, рабочей программы и стратегии КМСФО. Группа играет важную роль при подготовке и принятии международных стандартов. Ещё один орган КМСФО это – Консультативный (или Попечительский) Совет по стандартам, созданный в 1995 г. В Консультативный Совет входят самые известные специалисты, занимающие высокие позиции в бухгалтерской профессии и бизнесе. Основной задачей Совета является содействие повсеместному принятию международных стандартов и укрепление авторитета КМСФО. Консультативный Совет выполняет следующие функции: · рассмотрение и комментирование стратегии и плана Правления с точки зрения их соответствия потребностям членов Комитета · подготовка годового отчёта по эффективности деятельности Правления в процессе достижения его целей и исполнения обязанностей · способствование участию и одобрению работы КМСФО представителями бухгалтерской профессии, деловыми кругами, пользователями финансовой отчётности и другими заинтересованными лицами · поиск источников финансирования работы Комитета таким образом, чтобы это не влияли на независимость Комитета · рассмотрение бюджета и финансовой отчётности КМСФО Консультативный Совет гарантирует независимость и объективность Правления в принятии решений по предложенным стандартам. Совет не участвует в самом процессе принятия решений и не стремится влиять на него. Сейчас в состав этого органа входят 11 членов на двухгодичной основе с правом переизбрания. Постоянный комитет по интерпретациям (ПКИ) сформирован Правлением КМСФО в 1997 году для рассмотрения спорных вопросов бухгалтерского учета, самостоятельное решение которых составителями финансовой отчетности может привести к Неприемлемой практике учета и отступлениям от МСФО. При разработке интерпретаций ПКИ консультируется с аналогичными национальными комитетами, которые создаются организациями - членами КМСФО. В ПКИ входят 12 человек из разных стран с правом голоса, представители профессиональных бухгалтеров (аудиторов), составителей и пользователей финансовой отчетности. Представители Международной организации комиссии по ценным бумагам и Европейской комиссии имеют статус наблюдателей (без права голоса). Для координации деятельности ПКИ с Правлением КМСФО на заседаниях комитета присутствуют два члена Правления. ПКИ рассматривает назревшие вопросы, которые не находят удовлетворительного разрешения в рамках действующих МСФО, и появившиеся проблемы, не принятые во внимание при подготовке и утверждении отдельных МСФО. ПКИ принимает решения консенсусом (при общем согласии). Если против интерпретации голосуют не более трех членов ПКИ, документ направляется широким кругам общественности для комментариев, после рассмотрения и обобщения замечаний ПКИ просит Правление утвердить данную интерпретацию для официальной публикации. Для этого необходимо получить поддержку не менее трех четвертей членов ПКИ и Правления КМСФО. Заседания Правления КМСФО открыты для посетителей. Информация о них заранее публикуется обычно на странице КМСФО в Интернете Понятие «МСФО» объединяет совокупность следующих документов: — Предисловие к положениям МСФО; — Принципы подготовки и представления финансовой отчетности; — Стандарты; — Разъяснения к стандартам (интерпретации Постоянного комитета). В Предисловии к положениям МСФО кратко излагаются цели и порядок деятельности КМСФО, разъясняется порядок применения международных стандартов. Принципы подготовки и представления финансовой отчетности определяют основы подготовки и представления финансовой отчетности для внешних пользователей. В них рассмотрены такие вопросы, как: цели финансовой отчетности, качественные характеристики, определяющие полезность отчетной информации, определения, порядок признания и измерения элементов финансовой отчетности, понятие капитала и поддержания капитала. Сами по себе Принципы не являются стандартом и не подменяют никаких конкретных стандартов. Данный документ предназначен для содействия: — КМСФО в разработке новых и пересмотре действующих стандартов; — национальным органам стандартизации в работе над национальными стандартами; — составителям финансовой отчетности в применении МСФО и определении порядка составления отчетности по тем вопросам, в отношении которых стандарты еще не приняты; — аудиторам в формировании мнения о соответствии или несоответствии финансовой отчетности МСФО; — пользователям отчетности, составленной по МСФО, в интерпретации финансовой информации. Если какое-то положение Принципов противоречит стандартам, то приоритет отдается требованиям последних. Международные стандарты финансовой отчетности— это система принятых в общественных интересах положений о порядке подготовки и представления финансовой отчетности. Эти стандарты применяются странами и компаниями добровольно. Стандарты предназначены для подготовки финансовой отчетности, пользователи которой полагаются на нее как на основной источник финансовой информации о компании. Разъяснения МСФО подготавливаются Постоянным комитетом по разъяснениям и принимаются Правлением КМСФО. В них толкуются положения стандартов, содержащие неоднозначные или неясные решения. Они обеспечивают единообразное применение стандартов и повышение сопоставимости финансовой отчетности, подготавливаемой на основе МСФО. Система МСФО предназначена для составления финансовой отчетности любых коммерческих компаний (включая банки, страховые компании и иные финансовые институты) независимо от вида деятельности, отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы. Она пригодна для использования как в частном, так и в государственном секторе. Преимущества и недостатки МСФО. Их объективными преимуществами перед национальными стандартами в отдельных странах являются: • четкая экономическая логика; • обобщение лучшей современной мировой практики в области учета; • простота восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире. При этом МСФО позволяют не только сократить расходы компаний по подготовке своей отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах, но и снизить затраты по привлечению капитала. Совокупность данных преимуществ во многом обеспечивает стремление различных стран к использованию МСФО в национальной практике учета. Однако следует отметить и недостатки МСФО. К ним, в частности, можно отнести: • обобщенный характер стандартов, предусматривающий достаточно большое многообразие в методах учета; • отсутствие подробных интерпретаций и примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям. К тому же внедрению стандартов во всем мире препятствуют такие факторы, как национальные различия в уровне развития и традициях, а также нежелание национальных институтов поступиться своим приоритетом в области регулирования и методологии учета
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|