Здавалка
Главная | Обратная связь

Реформирование бухгалтерского учета в соответствии с МСУиФО



Актуальной проблемой для современной российской экономики является приведение существующей в нашей стране системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов.

Современная экономика стремительно усложняется. Глобализация рынков товаров и капиталов в конце прошлого столетия существенно повысила требования к качеству публикуемой финансовой отчетности. Стала очевидной потребность всех участников рынка в прозрачной (более открытой) информации о финансовом положении и результатах деятельности каждого участника, выступающего на рынке. Развитие международной интеграции в сфере экономики предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования экономических показателей. Именно с этой проблемой столкнулись российские специалисты в области бухгалтерского учета при переходе страны к рыночным отношениям и установлению деловых контактов с зарубежными инвесторами.

Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета носит глобальный характер. В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета. В настоящее время рассматривают два подхода к решению этой проблемы:

идея гармонизации различных учетных систем, которая реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Ее суть в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах-членах сообщества, т.е. находились в относительной гармонии друг с другом;

идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО — International Accounting Standards Committee, IASC), разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО — International Accounting Standards, IAS). Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применимых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов.

В настоящее время имеется полное понимание того, что финансовая отчетность корпоративных компаний во всех странах должна составляться по единым правилам. Европейский Союз, США и др. страны решили в течение ближайших лет полностью перейти на составление финансовой отчетности в полном соответствии с МСФО. Например, страны-члены ЕС заявили о своем желании перейти на МСФО с 1 января 2005 года.

Таким образом, основными предпосылками международной стандартизации учета являются следующие:

— развитие мировых производительных сил достигло такого уровня, при котором экономические процессы стали глобальными и интернациональными;

— взаимное проникновение капиталов различных стран в виде производственных, капитальных и финансовых инвестиций приобрело повсеместный характер, а создание систем международного кредитования и экономического регулирования обусловило интенсивное развитие Общего рынка;

— возникновение интегрированных совместных предприятий, корпораций, ТНК способствовало дальнейшей взаимообусловленности и взаимозависимости экономик различных стран;

— введение единой европейской валюты, а также свободная конвертация валют ведущих стран стимулировали дальнейшее укрепление международных экономических связей любого уровня;

— необходимость реализации межнациональных программ в социальной и экономических сферах, в освоении космоса предопределила необходимость единых подходов к управлению экономическими процессами.

В этих условиях бухгалтерский учет, являющийся мощной информационной базой, не мог оставаться в рамках национальных принципов и правил. Требовалась унификация и стандартизация учета на международном уровне.

Стандарты учета подразделяются на 2 вида: международные и национальные. Кроме того для группы стран могут разрабатываться локальные стандарты.

Международные стандарты бухучета (МСУиФО)— стандарты, разработанные КМСФО и рекомендованные к применению станам, входящим в него.

Национальные стандарты учета и отчетности — нормативы (положения) по бухгалтерскому учету, издаваемые для внутреннего пользования отдельной страной. Например, национальные стандарты США (система GAAP) или национальные стандарты России – ПБУ.

Локальные стандарты — это нормативы, выпускаемые каким-либо общественным органом для группы стран. Примером могут служить директивы Европейского Экономического Сообщества в области корпоративного законодательства, в том числе по финансовому и управленческому учету.

Между стандартами различного вида существует тесная взаимосвязь. Национальные стандарты учета могут быть как первичными, так и вторичными по отношению к международным. В США, Канаде, Великобритании (страны со сложившимися традициями стандартизации учета) национальные стандарты – первичны. Они учитываются при разработке международных стандартов учета: анализируются национальные стандарты различных стран, изучается сложившаяся практика ведения учета того или иного объекта, а затем формируются правила учета международного уровня.

В странах, где стандартизация учета началась в более поздние периоды, национальные стандарты вторичны по отношения к международным и в большей степени соответствуют им.

Международные и национальные стандарты учета — это системы, внутри которых действует механизм взаимодействия и взаимозависимости отдельных стандартов. В отличие от международных национальные стандарты дополняются методическими рекомендациями (инструкциями по их применению).

МСУиФО широко используются во всем мире. Однако уровень и степень их применения различаются в разных странах. Можно выделить следующие уровни:

1) МСУиФО – основа для бухгалтерского учета;

2) МСУиФО – ориентир для разработки собственных стандартов;

3) МСУиФо применяются компаниями, предоставляющими консолидированную финансовую отчетность фондовым биржам и регулирующим рынок ценных бумаг органам;

4) МСУиФО применяются наднациональными организациями при составлении своей отчетности (Европейский банк реконструкции и развития, Международная организация комиссий по ценным бумагам, Международный Олимпийский комитет, Мировой банк и др.);

5) МСУиФО применяются коммерческими организациями по их собственной инициативе. По официальной информации КМСФО в настоящее время уже более 890 компаний предоставляют финансовую отчетность в соответствии с МСУиФО. Среди них такие гиганты, как Microsoft, Nestle, Nokia, Air France, Renault, Deutsche Bank, Fiat, Adidas и пр. В России более 20 компаний готовят отчетность по международным стандартам, среди них РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», «Транснефть», «Лукойл», «МДМ Банк», «Ростелеком», «Красный Октябрь» и др.

В последние годы международные стандарты получают все большее признание.

Говоря о преимуществах МСУиФо можно сказать, что:

— для финансовых аналитиков и инвесторов — это понятность, сравнимость, прозрачность, надежность, меньшие издержки по анализу отчетности;

— для компаний — меньшие издержки по привлечению капитала, одна система учета, отсутствие необходимости согласовывать финансовую информацию, последовательность внутреннего и внешнего учета;

— для аудиторов — единообразные принципы бухучета, возможность участия в принятии стандартов, тренинги в глобальном масштабе;

— для национальных разработчиков стандартов — обмен опытом, основа для национальных стандартов;

— для развивающихся стран — снижение издержек по разработке национальных стандартов, привлечение инвесторов.

Комитет по международным стандартам финансовой отчётности (IASC) был основан в 1973 г. в результате соглашения профессиональных организаций 10 стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США.

КМСФО работает в Лондоне и зарегистрирован организацией ча­стного сектора. С 1983 года членами КМСФО стали все объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов, входящие в Междуна­родную федерацию бухгалтеров. На начало 2001 года в 104 странах мира было 143 члена КМСФО, представляющие более 2 млн. бухгал­теров. В работу комитета вовлечены и другие организации разных стран, не являющихся членами КМСФО.

Целью КМСФО является разработка и публикация в интересах общества стандартов бухгалтерского учета, которые должны обяза­тельно применяться при составлении и представлении финансовой отчетности, содействия в их повсеместном применении и соблюде­нии. Комитет постоянно работает над совершенствованием и гармо­низацией норм и процедур бухгалтерского учета, связанных с пред­ставлением публичной финансовой отчетности.

КМСФО принадлежат авторские права на международные стан­дарты, предварительные проекты и другие публикации Комитета. Утвержденным текстом МСФО считается их публикация Комитетом на английском языке. Официальные переводы МСФО имеются на испанском, немецком, польском и русском языках, неофициально они переведены более чем на 30 языков.

Доходы КМСФО состоят из средств от продажи публикаций, а также финансовой поддержки профессиональных объединений, яв­ляющихся его членами, других компаний и организаций.

Работа КМСФО финансируется за счёт взносов профессиональных объединений бухгалтеров, различных компаний, финансовых организаций, а также за счёт прибыли от публикаций стандартов. В 1999 г. бюджет КМСФО составил около 3 млн. долларов.

Структура Комитета состоит из 5 уровней:

· Правление Комитета (IASC Board)

· Консультативная группа (Consultative group)

· Консультативный Совет по стандартам (Advisory Council)

· Постоянный Комитет по интерпретациям (Standing Interpretations Committee)

· Рабочая группа по вопросам стратегии (Strategy Working Party)

Правление КМСФО – это главный орган управления Комитетом и представления международных стандартов финансовой отчётности. Правление включало представителей бухгалтерских организаций из 13 стран (или одновременно из нескольких стран), которые назначались Международной федерацией бухгалтеров (IFAC).

Помимо представителей стран Правление назначает в свой состав до 4 организаций, занимающихся проблемами составления финансовых отчётов. Каждый из членов Правления может быть представлен одним или двумя представителями и одним техническим советником. Обычно делегация состоит из представителя промышленной организации и представителя организации, занимающейся разработкой национальных стандартов.

Члены Правления избираются на 2,5 года с правом переизбрания. На практике Правление Комитета собирается на неделю 4-5 раз в год. Правление выбирает председателя и его заместителя.

Консультативная группа была основана в 1981 г. и включает представителей международных организаций – разработчиков и пользователей финансовой отчётности; фондовых бирж; органов, регулирующих рынки ценных бумаг и межправительственных организаций. Консультативная группа регулярно встречается с Правлением КМСФО для обсуждения вопросов касательно новых проектов Комитета, рабочей программы и стратегии КМСФО. Группа играет важную роль при подготовке и принятии международных стандартов.

Ещё один орган КМСФО это – Консультативный (или Попечительский) Совет по стандартам, созданный в 1995 г. В Консультативный Совет входят самые известные специалисты, занимающие высокие позиции в бухгалтерской профессии и бизнесе. Основной задачей Совета является содействие повсеместному принятию международных стандартов и укрепление авторитета КМСФО. Консультативный Совет выполняет следующие функции:

· рассмотрение и комментирование стратегии и плана Правления с точки зрения их соответствия потребностям членов Комитета

· подготовка годового отчёта по эффективности деятельности Правления в процессе достижения его целей и исполнения обязанностей

· способствование участию и одобрению работы КМСФО представителями бухгалтерской профессии, деловыми кругами, пользователями финансовой отчётности и другими заинтересованными лицами

· поиск источников финансирования работы Комитета таким образом, чтобы это не влияли на независимость Комитета

· рассмотрение бюджета и финансовой отчётности КМСФО

Консультативный Совет гарантирует независимость и объективность Правления в принятии решений по предложенным стандартам. Совет не участвует в самом процессе принятия решений и не стремится влиять на него. Сейчас в состав этого органа входят 11 членов на двухгодичной основе с правом переизбрания.

Постоянный комитет по интерпретациям (ПКИ) сформирован Прав­лением КМСФО в 1997 году для рассмотрения спорных вопросов бух­галтерского учета, самостоятельное решение которых составителями финансовой отчетности может привести к Неприемлемой практике учета и отступлениям от МСФО. При разработке интерпретаций ПКИ консультируется с аналогичными национальными комитетами, кото­рые создаются организациями - членами КМСФО.

В ПКИ входят 12 человек из разных стран с правом голоса, пред­ставители профессиональных бухгалтеров (аудиторов), составителей и пользователей финансовой отчетности. Представители Международной организации комиссии по ценным бумагам и Ев­ропейской комиссии имеют статус наблюдателей (без права голоса). Для координации деятельности ПКИ с Правлением КМСФО на за­седаниях комитета присутствуют два члена Правления.

ПКИ рассматривает назревшие вопросы, которые не находят удовлетворительного разрешения в рамках действующих МСФО, и появившиеся проблемы, не принятые во внимание при подготовке и утверждении отдельных МСФО.

ПКИ принимает решения консенсусом (при общем согласии). Если против интерпретации голосуют не более трех членов ПКИ, документ направляется широким кругам общественности для ком­ментариев, после рассмотрения и обобщения замечаний ПКИ про­сит Правление утвердить данную интерпретацию для официальной публикации. Для этого необходимо получить поддержку не менее трех четвертей членов ПКИ и Правления КМСФО.

Заседания Правления КМСФО открыты для посетителей. Ин­формация о них заранее публикуется обычно на странице КМСФО в Интернете

Понятие «МСФО» объединяет совокупность следующих документов:

— Предисловие к положениям МСФО;

— Принципы подготовки и представления финансовой отчетности;

— Стандарты;

— Разъяснения к стандартам (интерпретации Постоянного комитета).

В Предисловии к положениям МСФО кратко излагаются цели и порядок деятельности КМСФО, разъясняется порядок применения международных стандартов.

Принципы подготовки и представления финансовой отчетности определяют основы подготовки и представления финансовой отчетности для внешних пользователей. В них рассмотрены такие вопросы, как: цели финансовой отчетности, качественные характеристики, определяющие полезность отчетной информации, определения, порядок признания и измерения элементов финансовой отчетности, понятие капитала и поддержания капитала. Сами по себе Принципы не являются стандартом и не подменяют никаких конкретных стандартов. Данный документ предназначен для содействия:

— КМСФО в разработке новых и пересмотре действующих стандартов;

— национальным органам стандартизации в работе над национальными стандартами;

— составителям финансовой отчетности в применении МСФО и определении порядка составления отчетности по тем вопросам, в отношении которых стандарты еще не приняты;

— аудиторам в формировании мнения о соответствии или несоответствии финансовой отчетности МСФО;

— пользователям отчетности, составленной по МСФО, в интерпретации финансовой информации.

Если какое-то положение Принципов противоречит стандартам, то приоритет отдается требованиям последних.

Международные стандарты финансовой отчетности— это система принятых в общественных интересах положений о порядке подготовки и представления финансовой отчетности. Эти стандарты применяются странами и компаниями добровольно. Стандарты предназначены для подготовки финансовой отчетности, пользователи которой полагаются на нее как на основной источник финансовой информации о компании.

Разъяснения МСФО подготавливаются Постоянным комитетом по разъяснениям и принимаются Правлением КМСФО. В них толкуются положения стандартов, содержащие неоднозначные или неясные решения. Они обеспечивают единообразное применение стандартов и повышение сопоставимости финансовой отчетности, подготавливаемой на основе МСФО.

Система МСФО предназначена для составления финансовой отчетности любых коммерческих компаний (включая банки, страховые компании и иные финансовые институты) независимо от вида деятельности, отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы. Она пригодна для использования как в частном, так и в государственном секторе.

Преимущества и недостатки МСФО.

Их объективными преимуществами перед национальными стан­дартами в отдельных странах являются:

• четкая экономическая логика;

• обобщение лучшей современной мировой практики в облас­ти учета;

• простота восприятия для пользователей финансовой инфор­мации во всем мире.

При этом МСФО позволяют не только сократить расходы компаний по подготовке своей отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах, но и снизить затраты по привлечению капитала. Совокупность данных преимуществ во многом обеспечивает стремление различных стран к использованию МСФО в нацио­нальной практике учета.

Однако следует отметить и недостатки МСФО. К ним, в частно­сти, можно отнести:

• обобщенный характер стандартов, предусматривающий доста­точно большое многообразие в методах учета;

• отсутствие подробных интерпретаций и примеров приложе­ния стандартов к конкретным ситуациям.

К тому же внедрению стандартов во всем мире препятствуют та­кие факторы, как национальные различия в уровне развития и традициях, а также нежелание национальных институтов посту­питься своим приоритетом в области регулирования и методоло­гии учета

 

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.