Трансдисциплинарность в западной теории
Недавний пример подобной (хотя и имеющей иные источники) западной мейнстримовской тенденции к разрушению научных дисциплин представлен в модели критического антигуманистического постгуманизма Рози Брайдотти (Rosi Braidotti), которая призывает к переосмыслению традиционных гуманитарных и социальных наук. Брайдотти утверждает, что критический постгуманизм «сбрасывает человека с его универсалистского пьедестала, призывая его к ответу (…) за конкретные совершаемые им действия» (Braidotti, 2013: 223). Субъект антигуманистов становится все более и более сложным, проблематичным и относительным, а также обусловленным своей сексуальностью, телесностью, эмпатией, аффективностью и желанием. Они стремятся предложить более позитивную альтернативу привычному понятию уязвимости человека и других форм жизни, предложенному нам современным глобальным биогенетическим капитализмом. Истоки критического антигуманизма связаны не только с феминистской, постколониальной, постструктуралистской мыслью, но также с критическим энвайроментализмом, борющимся за новые реальные формы универсальности, укорененные в уважении ко всему живому. Эта тенденция идет вразрез с западным гуманизмом, рациональностью и светскостью, основанными на благоговении перед наукой и технологиями. Выступая с привилегированной позиции, хотя и более открытой для различных альтернативных идей, и даже иногда пытаясь присвоить и подстроить их под собственный дискурс, Брайдотти связывает постгуманизм с движением, выходящим за пределы антропоцентризма и распространяющим понятие жизни и на нечеловеческое или zoe(означавшее, как известно, сам факт жизни, общий для всех живых существ — вслед за Джорджио Агамбеном (Agamben, 1998), — но переосмысливая zoe в позитивном и конструктивном ключе как нечеловеческую витальную силу, таким образом, размывая прежде прочные границы между bios (как непременно человеческим индивидуальным или коллективным правильным образом жизни) и zoe. Равенство всех форм жизни, включая и нечеловеческие, для Брайдотти является сутью постантропоцентрического поворота. Этот поворот заключается в отходе от современной политической экономии, превращающей и человеческую, и нечеловеческую материю в предмет потребления. Подвергнутые ребрендингу гуманитарные и социальные науки, отказывающиеся следовать модели накопления положительного, абсолютного знания, требуют радикальных изменений в направлении постантропоцентрических, междисциплинарных, этически ориентированных исследований, которые должны изменить видение гуманистических практик путем «перенесения акцента с автономии и замкнутости отдельных дисциплин на гетерономию, многогранность и относительность» (Braidotti, 2013: 145). Это не означает, что новые гуманитарные дисциплины откажутся от такого важного аспекта своей деятельности, как распространение преобразующего воздействия человеческого фактора на нечеловеческие контексты. Но, по словам Брайдотти, гуманисты XXI века не должны занимать оборону или ностальгировать по классическим гуманитарным наукам, навсегда ушедшим в прошлое. Вместо этого мы должны заняться поиском новых путей развития постантропоцентрических гуманитарных исследований, таких как меж- и трансдисциплинарные области между гуманитарными, социальными, а также точными и естественными науками (например, исследования, посвященные смерти, травмам, исследования мирных стратегий, гуманитарный менеджмент, исследования экосоциальной устойчивости и т.д.), а также еще более скрупулезно культивировать эпистемологическую сознательность и открытость научной культуры.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|