Здавалка
Главная | Обратная связь

Значение продукции овощеводства, плодоводства и виноградарства в питании человека.



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

ЮЖНЫЙ ФИЛИАЛ НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА БИОРЕСУРСОВ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ УКРАИНЫ «КРЫМСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра генетики и биотехнологий

БИОХИМИЯ ПЛОДОВ, ОВОЩЕЙ И ВИНОГРАДА

Смысловой модуль № 1

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для самостоятельной работы студентов

по ОКУ «Специалист» и ОКУ «Магистр» агрономического факультета специальности ТПХ и ПППВ

Симферополь 2010


Учебно-методическое пособие подготовлено:

к.б.н., доцентом И.Р. Зильберварг

к.с.-х.н., доцентом М.М. Мельниковым

 

Рекомендовано к изданию на заседании кафедры генетики и биотехнологий (протокол № 5 от 14 декабря 2010 г.)

 

Рассмотрено и рекомендовано к изданию методической комиссией факультета ЛСП и ОХ (протокол № 15 от декабря 2010г.)

 

Рецензенты:

 

Ена А.В., доцент кафедры фитодизайна, ботаники и физиологии растений ЮФ НУБиП Украины «КАТУ», д.б.н.

 

Баглаева Л.Ю., доцент кафедры ТПХ и ППРастениеводства ЮФ НУБиП Украины «КАТУ», к.б.н.

 

 

Ответственный за выпуск:

Макрушин Н.М. – заведующий кафедрой генетики и биотехнологий, доктор с.-х. наук, член-корр. НААН Украины

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 4

Тема № 1. Значение продукции овощеводства, плодоводства и виноградарства в питании человека.6

1. Оптимальная формула и проблемы питания человека, функции пищи. 6

2. Значение условий хранения и переработки плодоовощной продукции, круглогодичное рациональное питание. 9

3. Перспективы развития отрасли хранения и переработки плодоовощной продукции. 10

4. Роль метаболических процессов, протекающих в плодах и овощах, в получении высококачественного урожая, и создании оптимальных условий для его хранения. 12

5. Улучшение биологической, энергетической и пищевой ценности плодов и овощей как способ получения продуктов для качественного питания. 14

Тема № 2. Характеристика основных компонентов химического состава плодоовощной продукции (значение для людей, растений и во время хранения и переработки). 14

1. Сухое вещество, вода. Органические и минеральные вещества. 15

2. Белки. Аминокислоты. Классификация белков и их характеристика. 18

3. Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты. 23

4. Углеводы. Характеристика углеводов. Моно-, ди- и полисахариды. Клетчатка, пектиновые вещества. 24

5. Растительные липиды, их физиологическое значение. 28

6. Витамины. Классификация. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. 32

7. Элементы минерального питания. Макро- и микроэлементы, их значение для людей, животных и растений. 35

8. Общая характеристика вкусовых и ароматических веществ. Эфирные масла. Гликозиды. Фенольные соединения. Флавоноиды. Алкалоиды. Дубильные вещества. Органические кислоты (карбоновые кислоты, оксикислоты, кетокислоты). 37

Тема № 3. Физико-химические основы биохимических процессов. 43

1. Понятие о катализе и ферментах. Ферменты живой клетки и механизм их действия. Классификация ферментов. Характеристика одно и двухкомпонентных ферментов. 44

2. Ферменты класса гидролаз, амилазы, инвертазы, пектолитические и протеолитические ферменты. 48

3. Дегидрогеназы: флавиновые ферменты, маликодегидрогеназа, глюкозодегидрогеназа, цитродегидрогеназа и т.д. 49

4. Оксиредуктазы: пероксидаза, полифенолоксидаза, аскорбиноксидаза, каталаза, цитохромоксидаза. Участие оксиредуктаз в основном процессе обмена – дыхании. 50

5. Активность ферментов в свежих плодах и овощах. Активность ферментов в ходе переработки плодов и овощей. Использование пектолитических ферментов в процессе переработки плодоовощной продукции. 51

6. Процесс ингибирования. Понятие об ингибиторах. Ингибиторы ферментативных реакций. 52

 


ВВЕДЕНИЕ

Биохимия – наука, изучающая химический состав живых организмов, структуру, свойства и локализацию обнаруживаемых в них соединений, пути и закономерности их образования, последовательность и механизмы превращений, а также их биологическую и физиологическую роль. В зависимости от объекта исследования биохимию подразделяют на биохимию микробов, растений, животных и человека. Это подразделение условно, т.к. в составе различных объектов и в протекающих в них биохимических процессах много общего. Результаты исследований, проведённых на микробах, растительных или животных объектах, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Биохимию делят на статическую, изучающую состав организмов, динамическую, изучающую превращения веществ, и функциональную, выясняющую, какие химические процессы лежат в основе различных проявлений жизнедеятельности.

Вся совокупность химических реакций, протекающих в организмах, включая ассимиляцию и диссимиляцию, составляет сущность и содержание обмена веществ. Изучение обмена веществ во всех деталях — одна из основных задач биохимии.

Предмет биохимии плодов и овощей:

- Природные соединения, входящие в состав плодов и овощей. Изучением веществ, входящих в состав организмов занимается статическая биохимия (химия природных соединений).

- Химические превращения, происходящие в процессе формирования, роста, созревания и хранения плодов и овощей. Изучением химических превращений происходящих в процессе жизнедеятельности занимается динамическая и функциональная биохимии.

Главной особенностью растений является их автотрофность (способность к фотосинтезу). Данный факт накладывает отпечаток на биохимические процессы у растений:

- растения имеют высокое отношение площади поверхности тела к его объему (для лучшего поглощения света, воды, минеральных веществ). Всю эту поверхность необходимо поддерживать механическими тканями, твердость которым предает лигнин (синтезируется при одревеснении клеток стенок).

- растения обладают неограниченным ростом, позволяющим занимать все новые площади питания. В результате постоянно присутствуют образовательные ткани с активным метаболизмом, что отражается на химизме и жизнедеятельности всего организма.

- растения не способны к активному передвижению, следовательно, необходима защита от неблагоприятных условий среды. Для этого синтезируется масса веществ образующих клеточные стенки, покровные ткани, вырабатываются вещества, отпугивающие травоядных и вредителей.

- благодаря фотосинтезу у растений ассимиляция преобладает над диссимиляцией. Результат – накопление запасных веществ, синтез вторичных метаболитов – гликозидов, алкалоидов, эфирных масел, фенольных соединений, смол, что сильно усложняет биохимические процессы.

- растения экономично расходуют вещества и энергию. Они не имеют выделительной системы, но образуют секреторные ткани. Продукты распада практически не выделяются.

Задачи биохимии плодов и овощей:

1. Изучение химического строения веществ, входящих в состав плодов и овощей, их пищевой ценности.

2. Изучение биохимических процессов, протекающих при формировании, созревании и хранении плодов и овощей.

3. Изучение условий окружающей среды, природных, антропогенных, агротехнологических факторов, влияющих на качественный биохимический состав плодов и овощей, их питательную ценность и вкусовые качества.

4. Разработка систем выращивания качественной продукции садоводства и овощеводства, технологий хранения и переработки плодов и овощей.

 

Курс биохимии плодов, овощей и винограда изучает состав веществ и химические процессы, которые протекают в них на всех этапах развития плодов, хранения и переработки. Он непосредственно связан с физиологией растений, микробиологией, технологией хранения и переработки плодоовощной продукции. Важным аспектом изучения биохимии ПОВ являются взаимодействия плодов и микроорганизмов, формирование иммунитета плодов.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с программой курса по дисциплине «Биохимия плодов, овощей и винограда» и предназначено для самостоятельной работы студентов и магистрантов, изучающих данный курс.


Тема № 1.

Значение продукции овощеводства, плодоводства и виноградарства в питании человека.

План:

1. Оптимальная формула и проблемы питания человека, функции пищи.

2. Значение условий хранения и переработки плодоовощной продукции, круглогодичное рациональное питание.

3. Перспективы развития отрасли хранения и переработки плодоовощной продукции.

4. Роль метаболических процессов, протекающих в плодах и овощах, в получении высококачественного урожая, и создании оптимальных условий для его хранения.

5. Улучшение биологической, энергетической и пищевой ценности плодов и овощей как способ получения продуктов для качественного питания.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.