СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ МАРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ
Неокантианство, как известно, складывалось как либеральная оппозиция классическому марксизму
1. ШТАММЛЕР Р. (1856-1938)
Неокантианское учение о праве.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Яковенко Б. Теоретическая философия Г. когена \\ Логос. Кн.1 М., 1910. 2. Cassirer T. Philosophie der symbolischen Formen. Bd. I (1923), Bd.II (1925), Bd.III 91929) Berlin. 3. Бакрадзе К.С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии / Избранные философские труды: В 4 т. Тбилиси, 1973 т.3. 4. Кант и кантианцы. М., 1978 5. Проблема человека в современной философии. 6. Кассирер Э. 7. Свасьян Философия символических форм Э. Кассирера. Ереван. 1989. (2277676) 8. Штаммлер 9. Наторп П. Кант и марбургская школа/ Новые идеи в философии. 1913 №5. 10. Иванов А.В. Философская судьба Э. Кассирера \\ ВФ. 1989. №8.
БАДЕНСКАЯ ШКОЛА НЕОКАНТИАНСТВА
Утверждение о специфике исторической науки не нова, в частности К.Ф. Вольней (1757-1820) в «Лекциях по истории» утверждал о принципиальном различии фактов природы и истории.
ВИНДЕЛЬБАНД В.(1848-1915)
Вильгельм Виндельбанд – немецкий философ, глава баденской школы неокантианства. Преподавал философию в Лейпциге, Цюрихе, Фрейбурге, Страсбурге, Гейдельберге. В свое время был одним из самых выдающихся философов своего времени. Его историко-философские работы и учебники по истории философии античности и Нового времени до сих пор не потеряли своей ценности и служат отличными пособиями по изучению истории философии.
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Ценности
Учение о методе
3. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
«Философские системы вырастают не с логической, а с психологической необходимостью; но они изъявляют притязание на логическое значение. Поэтому они требуют одновременно и прагматического, и телологического рассмотрения. Их возможно понять и объяснить лишь из ассоциации идей, которые в этом случае носят не только индивидуальный, но и всемирно-исторический характер. И о них возможно судить лишь по степени, в какой эти ассоциации были в состоянии подчиниться логическим законам» (Виндельбанд В. История новой философии в связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 1. От Возрождения до Канта. СПб., 1908. С.IV)
«.. силы и создания умственной жизни более устойчивы и до известной степени более живучи, чем внешние учреждения человечества: опровергнутые мысли гораздо дольше живут в воспоминании, нежели разрушенные государства; и в духовной области никогда не удастся произвести столь быстрые и коренные перевороты, какие нередко происходят в истории политической. Таким образом, постепенность перехода, медленное нарождение нового и долго незамирающие отзвуки старого препятствуют почти повсюду точному хронологическому обозначению различных эпох культуры» (Виндельбанд В. История новой философии в связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 1. От Возрождения до Канта. СПб., 1908.. С.1)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Историю философии В. Виндельбанд связывает с историей науки. Для него, в частности: «… история античной философии есть прежде всего рассмотрение происхождения западной науки вообще» (Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995. С.17). Собственно философия инициировала возникновение науки. Начала науки лежат в античной философии и определяют все дальнейшее её развитие: «При относительно небольшом объеме познавательного материала – греческая философия с какой-то особенно величественной простотой создает определенные формы для его научной обработки, со смелой неустрашимостью мысли развивает она все необходимейшие основные положения миросозерцания. В этом и состоит типическое свойство античного мышления и высокопедадогическое значение его истории» (Виндельбанд В. История античной философии. Киев, 1995. С.17-18) Но процесс перехода от мифа к науному мышлению, по Виндельбанду, был связан с переходом от историцизма мифа к метафизике, к анализу неизменных форм. Потому-то, по мнению В. Виндельбанда первая наука была наукой о природе, была естествознанием.
НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
А. Введенский правильно подчеркивал, что по ясности и стройности изложения «История новой философии» В. Виндкльбанда может соперничать только с «Историей новой философии» К.Фишера. Основной мотив новой философии, по Виндельбанду, это освобождение от аристотелевой философии. «Схоластика вознаградила себя за недостаток реального знания замысловатостью в выработке логического формализма и в конце концов вообразила себе, что посредством известного рода механических комбинации логических процессов можно достигать все нового и нового познания» (Виндельбанд В. История новой философии в связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 1. От Возрождения до Канта. СПб., 1908. С.15)
«Новое естествознание ставит на место случайного опыта систематическое наблюдение и в подходящих случаях эксперимент, а на место силлогистических обобщений – математическое обоснование. Таким образом, его метод слагается из индуктивных элементов экспериментального исследования и из дедуктивных элементов математического исчисления.. Полное слияние тех и * других произошло в гениях нового естествознания, в Галилее и Ньютоне» (Виндельбанд В. История новой философии в связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 1. От Возрождения до канта. СПб., 1908. С.104-105)
«Итак, двумя элементами, которые являются факторами, образовавшими рационалистическую философию во Франции, служат: с одной стороны скептическая атмосфера, в которой вращалась умственная жизнь высшего общества, а с другой – плодотворная нива математических исследований, над которыми трудились более серьезные умы. На этой почве и в этой атмосфере выросло учение Декарта, самого выдающегося из всех философов, которыми может похвалиться Франция» (Виндельбанд В. История новой философии в связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 1. От Возрождения до канта. СПб., 1908. С.134)
«В лице Декарта повторяется сократовское «я знаю, что ничего не знаю». В обоих * случаях это положение возникает из путаницы противоречащих мнений, из понимания относительности всех человеческих воззрений, но и в обоих случаях оно только начало, а не конец мудрости. Ведь и картезианское сомнение не есть отчаянье. Оно является скорей исходной точкой достоверности; ибо именно путем сомнения во всем содержании нашего мышления, мы приобрели надежную точку опоры» (Виндельбанд В. История новой философии в связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 1. От Возрождения до канта. СПб., 1908. С.144-145)
«Во Франции участь философии Декарта определилась тем, что она была признана главным образом янесенистами и уже по этой причине оспаривалась иезуитами» (Виндельбанд В. История новой философии в связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 1. От Возрождения до канта. СПб., 1908. С.157)
Вильгельм Виндельбанд- основатель фрейбургской школы неокантианства, выдающийся историк философии. Как философ он достаточно глубок, хотя то различение между методологией наук о «природе» и методологией наук о «культуре», которое является характерным для этой школы, не так уж оригинально. Это различение идет еще со времен Вольнея и Канта, которые подчеркивали эти различия в своих работах. И далее также, к примеру, знаменитый в свое время философ Г. Лотце (1817-1881) в своей книге «Микрокосмос»(1856) утверждал, что Природа – это область необходимости, а История – это область свободы. Но, собственно, В. Виндельбанд, как серьезный философ, и не претендовал на оригинальность, считая себя последователем Канта, последователем которого считать себя почетно для каждого философа. Основной его вклад в философию – это прежде всего его историко-философские исследования, уровень и широта охвата которых в наше время мало кому под силам. Его «История новой философии» до сих пор может служить отличным базовым учебником по истории философии Нового времени. Под историей философии он понимал «процесс разработки европейскими народами и выражения в научных понятиях их мировоззрения и отношения к жизни» (Виндельбанд В. История философии. Киев,1997 с.17). Он, как и все, отмечает ошибочность концепции историко-философского процесса у Гегеля, хотя и считает, что заложенный им принцип историзма правилен. Хотя в «действительности картина исторического развития философии совершенно иная; здесь речь идет не только о мышлении «человечества» или «всемирного разума» (Weltgeist), но в столь же сильной степени и о мнениях, духовном складе, настроении и капризах отдельных философов»(там же с.18). Прежде всего он отмечает, что существуют определенный набор философских проблем, вокруг которых вращается философия. Они имеют константный характер, комбинация определенного типа решения этих проблем, расположение концептов философии дает ту или иную философскую конструкцию. Кроме этого имеет существеннейшее значение культурно-исторический фактор истории философии, которая дает право и опоры на существование той или иной «философской комбинации». Он также отмечает, что существенным моментом имеет сама индивидуальность философа: «Нет ни одной философской системы, которая была бы свободна от этого влияния личности своего творца»(с.21) Философские конструкции зависят от его национальности, уровня образованности, характера и определенного жизненного опыта. Хотя он верно считает, что наряду с другими факторами индивидуальность не имеет существенного значения. Виндельбанд довольно своеобразно дает периодизацию историко-философского процесса: греческая философия от 600 до 322 г. до н.э.; эллинско-римская философия- от Аристотеля до 500 г. до н.э.; средневековая философия от Августина до Николая Кузанского; философия Возрождения – с XV по XVII век; философия Просвещения- от Локка до Лессинга; немецкая философия- от Канта до Гегеля и Гербарта; философия c 1820 года и по его время. При всей традиционности деления видны определенные специфические акценты. Первое,- он считает философию XVII века философией Возрождения. В этом он, может быть, прав – в то время еще крайне сильна религиозная проблематика, новая философия развивается еще в русле теологической проблематики, кардинальный разрыв с ней действительно более свойственен философии XVIII века. Второе,- своеобразен акцент в заканчивании периода немецкой классики не только Гегелем, но и Гербартом. Действительно, творили они одновременно, влияние Гербарта в то время было достаточно сильным, да и последующая традиция в философии и психологии идет более по линии Гербарта в большей степени, чем по линии Гегеля.
Далее он подчеркивает: «философские системы вырастают не с логической, а с психологической необходимостью; но они изъявляют притязания на логическое значение. Поэтому они требуют одновременно и прагматического, и критического – и причинного, и телеологического рассмотрения. Их возможно понять и объяснить лишь из ассоциации идей, которые в этом случае носят не только индивидуальный, но и всемирно-исторический характер. И о них возможно судить лишь по степени, в какой эти ассоциации были в состоянии подчиниться логическим законам» (Виндельбанд В. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками. Том 1. От Возрождения до Канта. Спб., 1908 с.VI)
РИККЕРТ Г.(1863-1936)
Генрих Риккерт является главой баденской школы неокантианства. Преподавал в Фрейбургском и Гейдельбергском университете.
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
«Объективирующая философия, насильно включая субъект в связь объектов, делает нас автоматами. Она игнорирует непосредственность активной и личной жизни нашего Я. Против такого пассивизма и восстает субъективирующая философия, основываясь на принципе активности и свободы воли» (Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С.17)
НАУКА И ИСТОРИЯ
«В отношении метода отдельные науки являются либо генерализирующими, либо индивидуализирующими. Их материал состоит либо из объектов природы, т.е. действительности, утратившей всякую связь с ценностями, либо из явлений культуры, т.е. действительности, отнесенной к ценностям» (Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С.166). Но, это, подчеркивает Г. Риккерт, всего лишь общая схема, ибо в процессе реального исследования эти методы переплетаются друг с другом, и могут комбинироваться различным образом.
«Никто ведь не исследует объекты, которые его так или иначе не интересовали бы, а там, где есть интерес, имеется уже налицо и связывание с ценностями (Wertverbinding)» (Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С.155)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|