Здавалка
Главная | Обратная связь

КУЛЬТУРОЛОГИЯ СЕН-СИМОНА



 

1. ТЕОРИЯ СТАДИЙ

 

В своем «Опыте науки о человеке» Анри Сен-Симон пишет: «история свидетельствует, что на­учные и политические революции чередовались между собой, что они последо­вательно были одни для дру­гих то причиной, то следствием»(Сен-Симон Избранные сочинения Том 1 М-Л. 1948 с.203). Это он показывает на примере сопоставления фак­тов истории. Научная революция, совершенная Коперником сопоставляется с религиозной реформой Лютера; принципы научного знания, установ­ленные Бэконом и Галилеем сопоставляются с событиями Англий­ской буржуазной революции: идеи Ньютона и Локка и их французских последователей сопоставляются с событиями Французской бур­жуазной революции.

 

2. ЧЕРЕДОВАНИЕ ЭПОХ

3. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ МЕНТАЛЬНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ

 

УЧЕНИКИ СЕН-СИМОНА

1. БАЗАР С.-А. (1791-1832)

Ученик А.Сен-Симона, учение которого он привел в систематическую форму. Главный труд Базара «Изложение учения Сен-Симона». Вот как он видит развитие человечества: «Человече­ство есть раз­вивающееся коллективное существо: это существо росло из по­коления в поколение, подобно тому как растет человек со сменой возрастов. Оно росло, подчиняясь за­кону, который является его физио­логическим законом,- закону прогрес­сивного развития. Наи­более общий факт в поступательном дви­жении обществ, факт, содержащий в себе все другие, - это прогресс нравственной концепции, в силу которой человек чувствует свое социальное предназначение. Политические учреждения- прак­тическое осуществление этой концепции, ее приложение к установлению, сохра­нению и разви­тию социальных отношений» (???)

 

Базар Изложение учения Сен-Симона. М.,1961.

 

Непреходящая ценность позитивизма состоит в том, что он, хотя только на словах, то, что наука должнв отказаться от решения «неразрешимых» метафизических вопросов, а заняться исследованием реальных процессов природы и общества. К сожалению, этот «посыл» остался пустой декларацией, ибо сами позитивисты явили собой классический пример построения «глобальных» натурфилософских систем, которые были построены на базе опредленных не­критически используемых идей, под которые они подводили данные реальных исследований. Т.е. , стараясь отказаться от «метафизики», они сами так и остались «метафизиками».

2. АФАНТЕН

 

3. ОБЩЕСТВО

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Родоначальники позитивизма. Вып.2 (92228, 142659).

2. Родоначальники позитивизма. Вып.3 (92227, 142665)

 

КОНТ О. (1798-1857)

 

Исидор Огюст Мария Франсуа Ксавье Конт считается основателем позитивизма – ве­дущего учения второй половины XIX века, имеющее длительную традицию, которая до сих пор является одной из самых влиятельных в менталитете современной культуры. Закончил Политехническую школу. Был секретарем А. Сен-Симона (1817 – 1824). Раз­рыв с Сен-Си­моном произошел по причине того, что А. Сен-Симон опубликовал про­данную Контом свою работу «Система позитивной политики. Т.1. Ч.1» в своем «Катехизисе промышленников» в качестве третьей части без указания имени О. Конта, а также и на политической почве – он не смог принять идеи о конфликтной ос­нове взаимоотношений между работодате­лями и работниками. В отличие от А. Сен-Симона он делал акцент не на социальной дина­мике, а на социальной статике. В 1825 году же­нился на бывшей проститутке Каролин Массэн, которая впоследствии постоянно от него то уходила, то приходила. Расстался он со своей женой только в 1842 году. В 1826 году О. Конт пробовал читать публичные лекции, которые вызвали интерес, в частности, у А. Гумбольдта, но эти лекции продолжались недолго. В том же году О. Конт потрясенный тогда первым «загулом» жены и умственным переутомлением попа­дает на восемь месяцев в психиатрическую лечебницу, где был признан известным психиатром того времени Эскиролем неизлечимо больным. По выходу из психиатриче­ской лечебнице пробует покончить жизнь самоубийством. Но потом вроде приобретает какой-то интерес к жизни. В 1828 г. возобновляет свои занятия. В 1833 году он просит Ф.Гизо помочь ему в создании для него кафедры истории наук в Колледж де Франс и получает отказ, ему отказано и в кафедре геометрии в Политехнической школе. Только в 1836 году он получает унизительно скромное место репетитора по высшей матема­тике и теоретической механике в Политехнической школе, позднее (в 1837 г.) – место экза­менатора для поступающих в эту школу. Это также скромное место он теряет в 1844 году, живя, главным образом, посылаемое ему его почитателями – сначала Дж. С. Миллем и несколькими английскими богачами, затем Э. Литтре и французскими по­следователями и поклонниками О. Конта.

В 1845 году О. Конт создает «Позитивист­ское общество», собирая вокруг себя, ви­димо, в такой же степени психически неуравновешен­ных молодых людей. В декабре Литтре и несколько учеников, шокированные тем, что Конт одобрил государствен­ный пе­реворот Луи Наполеона, и смущенные ориентацией новой филосо­фии, выходят из Пози­тивистского общества.

Сильно повлияло на него знакомство с Клотильдой де Во в 1845 году. Клотильда де Во была женой человека, осужденного за уголовное преступление и лишенного граждан­ских прав, жила с родителями. Считала себя писательницей, автор одного ро­мана, ко­торый был опубликован в газете «National». В нем защищалась идея о справедливости развода. По словам, была красива – длинные белокурые волосы, синие глаза и нежный румянец на лице. Любовь была довольно странной, она признавала только духовную дружбу с ним, но отказывала ему в настоящей любви. Вернее всего она просто забавлялась с этим по­лусумасшедшим философом по причине вынужден­ного одиночества. В общем, О. Конт здесь был смешон. В 1846 году Клотильда умерла в возрасте тридцати двух лет. После её смерти у О. Конта обостряется психическое за­бо­левание, и, как это обычно бывает в этих случаях у психически неуравновешенных лю­дей, стали проявляться религиозные мотивы в его мировоззрении.. В 1847 году он про­возгла­шает создание новой позитивной «Религии Человечества». О. Конт верил, что через некоторое время он будет проповедовать позитивизм в соборе Парижской бого­матери как самую со­вершенную религию. Умер в Париже в окружении учеников. При жизни его учение было мало известно.

Считается основателем социологии, по крайней мере, он дал ей название. Конт назвал свою науку социологией в противовес «социальной физике» А. Кетле, которого, честно говоря, можно считать истинным основателем социологии как эмпирической науки.

Основной его труд - это шеститомный «Курс положительной философии» (1830-1842). В первом томе содержатся общие замечания и философия математики, во втором – фи­лософия физики, в третьем – философия химии и биологии, в четвертом –социология, в пятом давалась философия истории, а в шестом рассматривались проблемы со­времен­ного общества и прогнозы на будущее. В про­цессе работы он использовал изо­бретен­ный им метод «церебральной гигиены», который состоит в том, что для развития твор­ческой мысли не нужно читать того, что пишут другие. К этому методу только следовало бы добавить О. Конту и то, что и не следует быть очень многословным и из­лагать свои мысли художественно (его работы чрезмерно многословны и скучны). В своих работах, ввиду указанного психического заболевания, он, убежденный в своей гениальности, к тому же больше не обосновывает и объясняет суть излагаемого им предмета, а больше пророчествует, что не до­бавляет плюсов его произведениям.

При жизни Конта его философские и общественно-политические идеи были сравни­тельно мало влия­тельны, однако с 60-х годов интерес к позитивизму возрос. Во многом тут сыграл положительную роль Дж.С. Милль (1806-1873), который обратил внимание общественности к творчеству О. Конта. Дальнейшему росту интереса к творчеству О. Конта способствовала апелля­ция позити­визма к положительному знанию в противовес различным метафизическим спекуляциям, что было существенной чертой ментально­сти второй половины XIX века. Увлечение позитивизмом испытали большинство есте­ствоис­пытателей и историков того времени. Позитивистами провозглашал себя историк Г.Т. Бокль, культуролог Э. Ренан, криминалист Ч. Ломброзо, позитивизм проник в пси­хологию, литературу и искусство.

 

Фюстель де Куланж считал социология совершенно пустой наукой.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.