Здавалка
Главная | Обратная связь

ИНАМА -ШТЕРНЕГГ(1843-1908)



 

Первым и наиболее крупным представителем историко-экономического направления в

Германии был Карл Теодор Инама-Штернегг(1843-1908)

Он рассматривал феодальную вотчину, а не общину-марку как основную ячейку фео­дального обще­ства Германии и вообще Западной Европы, определявшую, как он пола­гал, все хозяйст­венное, соци­альное и во многом политическое развитие этого общества на протяжении многих столетий. Правда, он не отрицал, что наиболее древней формой земельной собственности у германцев была обшинная, в частности родовая, собствен­ность.

 

ШМОЛЛЕР Г. (1838-1917)

 

Густав Шмоллер – принадлежит традиции исторической школы, которая возникла в 40-е годы XIX столетия и выступала с критикой классической политэкономии А. Смита и Д. Рикардо. Густав Шмоллер утверждал, что экономика – это часть культуры, а потому экономические законы действую в разных культурах разным образом. Политическая ориентация представителей этого направления была близка к национал-либера­лам. Од­нако многие из них занимали более левые позиции. Они группировались вокруг создан­ного в 1872 году в Эйзенахе «Союза социальной поли­тики», который ставил своей це­лью со­действие посте­пенным реформам с целью смяг­чения классовых конфликтов.Они получили в буржуазном лагере на­смешливое на­зва­ние «катедер-социалистов».

Историческая школа в политэкономии разделялась на две ветви, «старую школу», рас­цвет ко­торой приходится на 40-60 годы - ее главные представители В. Рошер (1817-1894), Б.Гильдебранд (1812-1878), К. Книс(1821-1898), и «новую школу», господство­вавшую в 70-90 годы, во главе которой стояли Г. Шмоллер (1838-1917) и позднее Л.Брентано. Между этими школами были некоторые различия: старая школа была ближе к исторической школе права, но­вая школа находилась под силь­ным влиянием позитивистской философии и социоло­гии.

Г.Шмоллер утверждал, что в капиталистическом обществе находит наиболее полное воплоще­ние идея справедливости, свойственная вообще народному хозяйству.

Для представителей обеих школ свойственна этизация экономической жизни. Они счи­тали, что хо­зяйственные нравы и право порождают этические нормы, характерные для данного обще­ства, кото­рые, вырабатываясь в процессе хозяйственной жизни, затем на­чинают оказывать на нее обратное воздействие.

 

«Великие империи древности, даже римская, создавались союзами городских общин или воен­ными диктатурами над большим количеством таковых. В течение всех средних веков хо­зяйства общин, деревень, городов и округов, - в смысле определенного состава или соединения того или иного числа совместно живущих, связанных между собою со­седством и обликом до­маш­них хозяйств, - делает также не особенно значительные шаги вперед, даже там, где язык, воен­ный, церковный и политический строй создали уже между ними несколько большую общность интересов, а торговля установила и бо­лее широкие связи.

Только в государствах, начинающих создаваться с конца средних веков, а главным об­разом вполне сложившихся великих национальных государствах настоящего времени сделалось за­метным образование того, что мы называем народным хозяйством. Подобно языкам и литера­туре, военной, финансовой, полицейской и государственной организации, и современное на­родное хозяйство является причиной и следствием обра­зования этих государств. Когда говорят о политической экономии, то вместе с этим представляют себе именно экономическую сторону образования этих больших госу­дарств» (Шмоллер Г. Народное хозяйство, наука о на­родном хо­зяйстве и её методы. Хозяйство, нравы и право.- Разделение труда. М., 1902. С.3) 18627

 

«.. народное хозяйство всегда и в каждый данный момент является отчасти продуктом естественного образования при посредстве людей, отчасти культурного при посредстве чувст­вующего, мыслящего, действующего и организованного общества» (Шмоллер Г. Народное хо­зяйство, наука о народном хозяйстве и её методы. Хозяйство, нравы и право.- Раз­деление труда. М., 1902. С.13)

 

«Построенный в мире природы, мир экономической культуры обязан своим возникно­вением прежде всего духовным силам людей, которые проявляются внешним образом сперва как чув­ства склонности, затем как представления и цели, наконец, как поступки и привычные направления воли» (Шмоллер Г. Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и её методы. Хозяйство, нравы и право.- Разделение труда. М., 1902. С.77)

 

«Всякая народно-хозяйственная организация обусловливается двумя рядами относи­тельно друг друга независящих причин, которые исключительно принимала во внима­ние старая школа по­литической экономии; на другой – причины, вытекающие из ду­ховно-нравственной жизни на­родов» (Шмоллер Г. Народное хозяйство, наука о на­род­ном хозяйстве и её методы. Хозяйство, нравы и право.- Разделение труда. М., 1902. С.134)

 

БЮХЕР К.В. (1847-1930)

 

Карл Вильгельм Бюхер

 

«.. техника развивается в игре и лишь постепенно она от занимательного переходит к полез­ному.. принятый до сих пор порядок должен быть совершенно перевернут: игра древнее труда, искусство древнее производства полезных вещей. Даже у более разви­тых из первобытных на­родов, там, где оба элемента начинают отделяться друг от друга, танец все еще предшествует всякой более или менее важной работе или следует за ней (танцы военные, охотничьи, по слу­чаю жатвы), а пение сопровождает работу» (Бюхер К. Возникновение народного хозяйства Спб.,1912 с.30)

 

«Культурный человек делает запасы; у него множество средств к сохранению и украшению своего существования; благодаря нынешнему развитию путей сообщения, он, в случае неурожая, располагает урожаем полу-мира; он подчиняет себе силу природы и заставляет их служить своим целям; торговля предоставляет к услугам каж­дого из нас труд тысяч других лю­дей, и в каждом домохозяйстве есть заботливое око, которое следит за правильным и бережли­вым потреблением предметов, предназначен­ных к поддержанию нашего существования. Неци­вилизованный человек обыкновенно не делает сколько-нибудь значительных запасов.. он дитя минуты.. Мысль его не ухо­дит за пределы мгновенья, он лишь инстинктивно следует своим по­буждениям, находясь и в этом отношении ближе к природе, нежели мы» (Бюхер К. Возникно­вение народного хозяйства Спб.,1912 с.38)

 

«Совокупность учреждений, институтов и действий, направленных на удовлетворение потребностей целого народа, и составляет народное хозяйство» (Бюхер К. Возникнове­ние на­родного хозяйства М.,1912. С.67)

 

Карл Бюхер рассматривает периодизации истории, построенные по экономическому принципу. Прежде всего он говорит о преиодизации, которая была предложена Фридрихом Листом. Ф. Лист брал за основу периодизации тип производства. Соответ­ственно этому он разделяет пять периодов: !) период охотнической жизни, 2) период пастушеской жизни, 3) период земледелия, 4) земледельческо-промышленно – торго­вый период. По другой периодизации, которая была предложена Бруно Гильдебрандом, основным признаком является характер меновых отноше­ний. Сообразно этому дела­ется периодизация: 1) натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяй­ство

«.. английская политическая экономия есть в сущности теория обмена. Она изучает, главным образом, явления и законы разделения труда, капитала, ренты, заработной платы, земельной ренты, прибыли с капитала. Все учения о производстве, в особенно­сти же о потреблении, нахо­дится у нее в загоне. Все внимание сосредоточено на обмене предметов, в который включается и их распределение» (Бюхер К. Возникновение на­родного хозяйства М.,1912. С.70)

 

«..исходным положением является не что иное, как отношения между производством предме­тов и их потреблением, определяемое длиной того пути, который должен пройти предмет от производителя к потребителю. С этой точки зрения все экономическое раз­витие, - по крайней мере, народов средней и западной Европы, поскольку оно доступно историческому исследова­нию, - может быть разделено на три ступени:

1. Ступень замкнутого домашнего хозяйства (производство для собственного потребле­ния в его чистой форме, хозяйство без обмена): предметы потребляются в том же хо­зяйстве, в каком они произведены.

2. Ступень городского хозяйства (производство на потребителя или ступень непосред­ственного обмена): предметы из производящего хозяйства непосредственно поступают в потребляющее хозяйство.

3. Ступень народного хозяйства (производство товаров, ступень товарного обмена): предметы проходят через целый ряд хозяйств, прежде чем они доходят до потребителя» (Бюхер К. Воз­никновение народного хозяйства М.,1912. С.71)

Классическая вотчинная теория.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гильдебранд Б. Политическая экономия настоящего и будущего СПб.,1868

2. Шмоллер Г. Борьба классов и классовое господство М.,1906

3. Шмоллер Г. Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы.М.,1900

4. Бюхер К. Возникновение народного хозяйства М.,1912. (1893) (19344)

5. Рошер В. Наука о народном хозяйстве в отношении к земледелию и другим отраслям перво­начальной промышленности. М.,1870 (377092)

6. Рошер В. Начала народного хозяйства. Том 1. М.,1860. (2373208)

7. Хрестоматия по социально-экономической истории Европы в новое и новейшее время. Под ред В.П. Волгина. М.-Л., 1929.

8. Гутнова Е.В. Т. Роджерс и возникновение историко-экономического направления в английской медиевистике второй половины XIX в. (60-90е гг.) \\ Средние века. М., 1960. Вып. XVII.

9. Роджерс Т. История труда и заработной платы с XIII по XIX век. СПб., 1899. (390392)

 

ЛАМПРЕХТ К. (1856-1915)

 

Карл Лампрехт

 

Литература:

1. Лампрехт К. История германского народа. Т.1-3 (т.1 – 73639, 349231, 249229; т.2 – 349234, 349233, 349232; т.3 – 349370, 349371)

 

МОМЗЕН Т. (1817-1903)

 

Самый известный труд, принесший ему мировую славу- это «История Рима». Первые три тома, охва­тывающие период от основания Рима до падения республики, вышли в 1854-1857 годах, пятый том, посвященный римским провинциям, появился в 1885 году, четвертый том, в кото­ром предполагалось изложить правление императоров, написан не был.

«Не следует забывать, что «История Рима» создавалась в период борьбы за объедине­ние гер­манских земель и Момзен активно в ней участвовал. В 1861-1866 годах он был депу­татом прус­ского ландтага, а в 1873-1879 годах- германского рейхстага. До конца дней стареющий ученый не оставлял политической деятельности.»(1.6)

 

Литература:

1.Моммзен Т. История Рима Спб,1993

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.