Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 4 КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ



Дух позитивизма «бродил по Европе» не только благодаря работам А. Сен-Симона, О. Конта и их последователей. Они лишь отразили общее движение новоевропейской ментальности, которое уже наметилось в работах «идеологов», базирующихся на фило­софии Э. Кондильяка. Это общее движение нашло отражение в создании «позитивных» историко-культурных концепций, авторы которых частично испытывали или не испытывали влияние позитивизма.

А французская историография?…Последний всеобъемлющий курс истории был опуб­ликован Ж. Б. Боссюэ в 1681 году. Можно вспомнить и итальянского историки Дж .Вико, но его работа стала популярной лишь

 

§1 ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ

 

УЭВЕЛЬ В. (1794-1866)

Вильям Уэвель – выдающийся английский ученый, автор работ по математике и дру­гим областям знания. Мировоззрение В. Уэвеля сложилось под влиянием эмпиризма и одновременно он испытал влияние кембриджских платоников. Уэвель вел дискуссию с Дж. Миллем.

Его «История индуктивных наук» (183) представляет, по мнению И. Лапшина, одну из трех замечательных энциклопедий первой половины XIX века наряду с «Энциклопе­дией философских наук» Гегеля, «Курсом позитивной философии» О. Конта. В. Уэвель творил одновременно с О. Контом, хотя маловероятно, что он о нем что-либо знал. Второй том «Курса позитивной философии» О. Конта вышел лишь на два года раньше, чем «История индуктивных наук» Уэвеля.

 

ДРЕПЭР ДЖ. (1811-1882)

 

Родился и учился в Англии, но большую часть жизни провел в США. Автор ра­бот по физиологии, химии, философии и истории культуры. Известен своей ра­ботой «История умственного развития Европы» (1862)

БОКЛЬ Т.Г.(1821-1862)

 

Многие считают Томаса Генри Бокля сторонником вышеуказанного «географизма», но это, на мой взгляд, ошибочно. Он утверждает совершенно иное, а именно- что с прогрессом цивилизации влияние географических и иных физических условий ослабевает. Особенно это, как считает он, существенно для европейской цивилизации: «.. принимая всемирную историю за одно целое, мы находим, что в Европе преобла­дающим направлением было подчинение при­роды человеку, в вне Европы – подчине­ние человека природе.. На этом великом различии ме­жду европейской и неевропейской цивилизациями основана вся философия истории» (Бокль Т.Г. История цивилизации в Англии» Спб., 1895 (в 2х т.) с.49)

Он считает, что факторами прогресса цивилизации являются два фактора: нравствен­ный и ум­ственный. Но при этом отдает предпочтение умственному фактору: «..умственное начало не только гораздо прогрессивнее нравственного, но и дает более прочные результаты. В всякой цивилизованной стране приобретения, сделанные умом, тщательно сохраняются выраженные в известных общественных формулах и огражденное употреблением технического, научного языка. Они удобно передаются от одного поколения к другому и принимают такую доступную, так сказать, обязательную форму, что часто имеют влияние на самое отдаленное потомство. Они становятся на­следственным богатством человечества, как бессмертное завещание тех ве­ликих умов, которым они обязаны своим бытием. Добрые же дела, совершаемые под влиянием на­ших нравственных побуждений, несравненно менее подлежат такой передаче; они имеют бо­лее частный, скрытый характер» (Бокль Т.Г. История цивилизации в Англии» Спб., 1895 (в 2х т.) с.59)

 

Его работа «История цивилизации в Англии»(1859)

 

«Следует признать за весьма счастливое обстоятельство, то, что после смерти Анны почти пятьдесят лет были заняты двумя государями, которые были чужды Англии» (Бокль Т.Г. Исто­рия цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895 с.146)

«Георг III был король, находивший наслаждение в том, чтобы возвышать смиренных и превозносить покорных. Действительно, его царствование было золотым веком счастливой по­средственности, - веком щедрот для мелких людей и угнетений для вели­ких» (Бокль Т.Г. Ис­то­рия цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895 с.193).

 

Берк о Франции – «замок людоедов», «республтка убийц»

«Через несколько лет после появления «Опытов» Монтеня издано было во Франции сочинение, кото­рое хотя ныне читается немногими, но в семнадцатом столетии пользовалось первостепен­ной извест­ностью. Это был знаменитый «Трактат о мудро­сти» Шаррона, в котором мы видим в первый раз, на одном из новейших языков, по­пытку построить теорию нравственности без по­мощи теологии» (Бокль Т.Г. История цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895. С.173)

 

«Слава Людовика XIV создана была благодарностью к нему писателей, в настоящее время она под­держивается общепринятой мыслью, что блестящее состояние, которого достигла в его время литера­тура, должно быть главным образом приписано его отеческой обо всем заботливо­сти.»( Бокль Т.Г. История цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895 с.234)

 

«..во всех цивилизациях, существовавших вне Европы, все естественные условия, как бы на­рочно, содействовали тому, чтобы усилить власть вообажения и ослабить значение рассудка» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895. с.42)

«.. принимая всемирную историю за одно целое, мы находим, что в Европе преобла­дающим направлением было подчинение природы человеку, а вне Европы – подчине­ние человека при­роде… На этом великом различии между европейской и неевропей­ской цивилизациями ос­но­вана вся философия истории» (Т.Г. Бокль История цивилиза­ции в Англии в двух томах Спб.,1895 с.49)

 

«..прогресс европейской цивилизации характеризуется уменьшением влияния физиче­ских за­конов и усилением влияния законов умственных» (Т.Г. Бокль История цивили­зации в Англии в двух томах Спб.,1895 с.51)

 

«Если мы начнем с того, что спросим: что такое духовный прогресс? – то ответ будет повидимому очень простой, а именно: что это двоякий прогресс - нравственный и ум­ственный; первый имеет ближайшее отношение к нашим обязанностям, второй- к на­шему знанию. Вот классификация, которая была часто употребляема в дело и с которой знакомо большинство лю­дей; и не может быть сомнения, что в том смысле, в каком ис­тория есть повествование о ре­зультатах, деление это совершенно верно. Нельзя сомневаться в том, что народ не подвига­ется действительно вперед, если, с одной сто­роны, увеличение его умственных сил сопровож­дается усилением пороков, и если, с другой стороны, становясь добродетельнее, он также становится более невежествен­ным. Это двойное движение, нравственное и умственное, составляет существо самой идеи цивилизации и заключает в себе всю теорию духовного прогресса. Распо­ложение к исполнению наших обязанностей составляет в нем нравственную, а умение исполнять их – умственную сторону; чем теснее связаны между собой эти две стороны, тем с большей гармонией они действуют, а чем ближе средства приспособлены к цели, тем со­вер­шеннее выполнится назначение нашей жизни и тем вернее положится основание дальней­шему преуспеянию рода человеческого» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух то­мах Спб.,1895 с.56-57)

 

«.. умственное начало не только гораздо прогрессивнее нравственного, но и дает более прочные результаты. В всякой цивилизованной стране приобретения, сделанные умом, тщательно со­храняются выраженные в известных общественных формулах и ограж­денное употреблением технического, научного языка. Они удобно передаются от од­ного поколения к другому и при­нимают такую доступную, так сказать, осязательную форму, что часто имеют влияние на самое отдаленное потомство. Они становятся на­следственным богатством человечества, как бессмертное завещание тех великих умов, которым они обязаны своим бытием. Добрые же дела, совершаемые под влиянием на­ших нравственных побуждений, несравненно менее подле­жат такой передаче; они имеют более частный, скрытый характер» (Т.Г. Бокль История циви­лизации в Англии в двух то­мах Спб.,1895. с.59)

«Нельзя привести ни одного примера, чтобы неразвитый человек, имея добрые намерения и неограниченную власть для приведения их в действие, не сделал гораздо более зла, чем добра. И каждый раз, когда намерения такого человека бывали особенно искренни и власть особенно обширна, происходило громадное зло» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух то­мах Спб.,1895. С.60)

Бокль считает, что уровень образованности народов снимает их воинственность. Инте­ресно, что он приводит пример Крымской войны, говоря, что эта война возникла между двумя наиме­нее образованными государствами Европы: «.. Россия – страна воинствен­ная не потому, что жители её были безнравственны, но потому, что они мало развиты. Недостаток заключается не в сердце, а в голове. Так как умственные способности рус­ского народа мало развиты, то на него мало имеют влияние люди, занимающиеся умст­венным трудом, и потому в нем безус­ловно преобладает класс военный. В такой ран­ний период развития общества еще нет среднего класса и следовательно нет и того широкого, осмысленного склада жизни, который вырабаты­вается в средних классах. Умы людей, лишенных умственной деятельности, естественно обра­щаются к военному поприщу, как единственному для них исходу. Вот почему в России внешние способно­сти оцениваются по применению их к военному делу. Войска считаются главным ис­точником славы нации; выиграть сражение,* обмануть хитростью неприятеля счи­та­ется одним из величайших подвигов человеческой жизни, и все лица не военные, ка­ковы бы ни были их достоинства, не уважаются в этом народе, как люди, несравненно низшего свойства» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух то­мах Спб.,1895. С.64-65)

 

Здесь он приводит пример Англии, где военные люди не имеют влияния на государ­ство, а пользуется авторитетом средний класс и умственные способности.

 

Он не игнорирует роли личности в истории, давая пример Адама Смита. Бокль утвер­ждает, что именно с выходом «Богатства народов» в 1776 г., в общество стали прони­кать идеи о свободе торговли. В этом отношении он принимает роль государст­венных деятелей, утверждая: «Убеж­дения и принципы эти, составляющие необходимые эле­менты их успеха, они могли за­имствовать только от своих учителей, - от тех великих мыслителей, которые, под вдохновением своего гения, оплодотворяют мир своими от­крытиями. От Адама Смита можно сказать, не бо­ясь опровержения, что этот одинокий Шотландец изданием одного сочинения больше сделал для благоденствия человече­ства, чем было когда-либо сделано совокупно взятыми способно­стями всех * государственных людей, о которых сохранились достоверные известия в истории» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух то­мах Спб.,1895. с.71-72)

 

«итак, при более обширном взгляде на перемены в жизни цивилизованного народа, ока­зыва­ется, что в сложности они зависят единственно от трех вещей: во-первых, от суммы знаний, приобретенных самыми развитыми людьми; во-вторых, от направления, которое приняли эти знания, то есть от того разряда предметов, к которому они относятся; наконец, в-третьих, и бо­лее всего, от той пропорции, в которой знания эти распространены и от большей или меньшей свободы, с которой они проникают во все классы общества» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух то­мах Спб.,1895. С.75)

 

Бокль считает умственный фактор основным фактором прогресса. Зло и добро одина­ково урав­новешиваются; обычаи и привычки имеют временный характер – сего­дня один, завтра дру­гие. И только «открытия гениев сохраняются; им одним обязаны мы всем, что имеем; они для всех веков – им нет конца..» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух то­мах Спб.,1895. С.76)

 

«Действия отдельных лиц подчиняются в значительной мере влиянию их нравственных чувств и их страстей; но чувства и * страсти эти, приходят в столкновение с чувствами и страстями других лиц, уравновешиваются этими последними так, что в общем ходе человеческих действий рода человеческого, рассматриваемых как одно целое, зависит единственно от суммы знаний, которою люди обладают» (Т.Г. Бокль История цивили­зации в Англии в двух то­мах Спб.,1895. С.77-78)

 

«… религия, литература и законодательство, даже при самом благоприятном положе­нии их, могут быть только второстепенными деятелями; как бы ни было благодетельно их кажущееся влияние, они сами все-таки составляют продукт предшествовавших пе­ремен, и те результаты, к которым они приводят, бывают различны, смотря по обществу, на которое они действуют» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух то­мах Спб.,1895. С.104)

 

«.. скептицизму обязаны мы тем духом пытливости, который в течение двух последних веков, постепенно завладевает всем, преобразовал все отрасли опытного и умозритель­ного знания, ос­лабил значение привилегированных классов и следовательно утвердил свободу на более проч­ном основании, наказал деспотизм, смирил дерзость вельмож и даже уменьшил предрас­судки духовенства» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух то­мах Спб.,1895. С.119)

 

ЛЕККИ

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Льюис Д.Г. Физиологические основы духа. 1877.

2. Льюис Д.Г. История философии от начала её в Греции до настоящего времени. Т.1. СПб., 1892 (ОРК95326)

3. Бокль Т. Г. История цивилизации в Англии. В 2х т. СПб., 1895. (72402).

4. Бокль Т.Г. Этюды. СПб., 1897. (346419)

5. Льюис Д.Г. Жизнь Гете. (67227, 67225, 358536)

6. Льис Д.Г. История философии. СПб., 1897. (ОРК- 95326)

7. Льюис Д.Г. , Милль Дж.С. Милль Философия наук О. Конта. (135666, 135665)

8. Льюис Д.Г. Изучение психологии. (95320, 95317, 95316)

9. Конт О. \\ Родоначальники позитивизма. Вып. 2 СПб., 1910. НВ

10. Филиппов М.М. Конт и его метод. СПб., 1898. (164305)

11. Трахтенберг О.В. Очерки по истории философии и социологии Англии XIX в. МГУ. 1959.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.