Здавалка
Главная | Обратная связь

РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ



 

Политика, по О. Конту, есть новая религия. В центре этой религии стоит общество – «Великое существо» как заменитель Бога. Но «Великое существо» (Grand Etre) – это не вся совокупность людей, а только те, кто оставил себя в памяти человеческой культуры, оставив свои произведения и став примером для подражания. Т.е. если сле­довать логике основателя русской культурологии П.Л. Лаврова, то это только «деятели», а не «дикари высшей культуры» или «пасынки истории». Более того, «Вели­кое существо» включает в себя не только прошлых и настоящих «деятелей», но и бу­дущих.

Позитивизм же – это есть «религия Человечества», которая проповедует всеобщую лю­бовь, альтруизм и растворение личности в обществе. Ученые и артисты станут в этой религии её священниками, хранителями этого нового религиозного культа. Конт даже разработал систему обрядов этой новой религии. Он ставил себе идею объединить все человечество в этой религии со штабом-квартирой в Париже. Большое значение в ста­новлении этой религии он придавал пролетариям, хотя особо не конкретизировал как это произойдет и какую конкретно роль они будут играть в этом процессе утверждения новой религии. Главное, что при этом рабочие должны отойти от пагубных социали­стических учений, ибо они отрицают право частной собственности. Он выдвигал идею создания промышленной элиты из владельцев предприятий и технических специали­стов.

 

С одной стороны, он утверждает социалистические идеи гармонии общественного уст­ройства, но, с другой стороны, он занимал реакционную позицию в отношении нарастающего социалистического рабочего движения.

 

«.. Конт настолько проникнут духом католицизма, насколько в Спенсере мы видим высшего представителя протестантской доктрины» (Филиппов М.М. Социологические идеи О. Конта \\ Век. 1883. №4. VIII, С.88)

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли М.,1993

2. Родоначальники позитивизма. Вып.4 (142664, 142663)

3. Родоначальники позитивизма Вып.5 (142662, 1138571).

4. Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1906.

5. Огюст Конт и позитивизм. Сб. статей. М., 1897.

6. Асмус В.Ф. О. Конт \\ Вестник АН СССР. 1957. №9.

7. Грот Н.Я. К вопросу о классификации наук СПб., 1884.

8. Конт О. Курс положительной философии. Т.1. СПб. 1900. (135898).

9. Филиппов М.М. Социологические идеи О. Конта \\ Век. №1-2, 4. 1883.

 

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ПОПУЛЯРИЗАТОРЫ ПОЗИТИВИЗМА

ЛИТТРЕ Э. (1801-1881)

Э. Литтре считался одним из наиболее энциклопедически образованных французских ученых после Дидро.

 

МИЛЛЬ ДЖ. С. (1806-1873)

Джон Стюарт Милль был одним из самых влиятельных философов в англоязычном мире своего времени. Отец Дж.С. Милля – Джемс Милль был также философом и по­следователем утилита­ризма И. Бентама. Получил домашнее образование, был крайне развит интеллектуально. С 17 лет стал работать клерком в Ост-Инд­ской компании, где его отец занимал одно из руководящих мест. Сам он быстро стал директором департамента, пробыв в этой должности до 1857 года. Наиболее значительна его работа – «Система логики»(1843), которая неодно­кратно издавалась на родине и за рубежом.

Милль интерпретировал логику как ветвь психологии. Далее, по его мнению, единст­венно про­дуктивным методом является не дедуктивный, а индуктивный метод. Милль опирался на мето­дологию Ф. Бэкона в своих размышлениях. Он считал, что су­ществует четыре основных индук­тивных метода: 1)метод согласия; 2)метод различия; 3)метод остатков; 4)метод сопутст­вующих изменений.

 

1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

 

Он убежденный сторонник феноменализма юмовского типа. Для него материя есть лишь «.. постоянная Возможность Ощущения» (Милль Дж. С. Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона. СПб., 1899. С.187)

 

В построении логики Дж. Милль был убежденным сторонником индуктивной логики Ф. Бэкона. Милль детально разработал принципы этой индуктивной логики. Он различает четыре индуктивных метода: 1) метод согласия, 2) метод различия, 3) метод остатков, 4) метод сопутствующих изменений.

 

2. ЭТИКА

 

В области этики он следовал идеям утилитаризма И. Бентама и своего отца.

 

3. ПОЛИТЭКОНОМИЯ

Анализу его политэкономических взглядов уделил большое внимание Н.Г. Чернышев­ский.

 

ЛЬЮИС Д.Г.(1817-

 

Жорж-Генри Льюис не был профессиональным философом. Был актером, журнали­стом, драматургом, издателем журнала. Во время путешествия в Германии познако­мился со многими немецкими философами, в том числе и с Шеллингом. Он отличился как автор различных популярных работ по философии, истории философии, психоло­гии, автор разных литературных произведений и пьес. Самое лучшее его произведение – «Жизнь Гете».

Льюис отмечал, что в его время стало ясно, что философия в кризисе и блуждает вечно в запутанном лабиринте, в то время как наука движется поступательно.: «В то время, как основные положения философии и в настоящее время также спорны, какими они были две тысячи лет назад, основные положения науки давным - давно покоятся на со­вершенно твердой почве и освещают путь европейского прогресса» (Льюис История философии. Т.1. СПб.,1892. С.5)

«Для философии невозможен прогресс, * потому что её задачи недоступны человече­скому знанию. Стремиться к знанию, которое выходило бы за пределы знания феноменов, их сходства, отношений их между собой, их последовательности во времени, - значит стремиться переступить за несокрушимые пределы, положенные че­ловеческому уму. Чтобы знать более, нужно быть более, чем простыми людьми» (Льюис История философии. Т.1. СПб.,1892. С.5-6)

 

О философии, в противоположении с наукой:

Коренное различие метафизики от науки состоит в том, что наука опирается на опыт, а не вотм , что философия опирается на разум, на этом и строится метафизика.

«Её заключения покоятся не на таких хорошо установленных основах; философия не соединяет сводом известный факт с неизвестным, она соединяет неизвестный факт с другим неизвестным. Свои дедукции она ведет от понятия о сущности Бога, от природы духа, от сущности вещей и от других требований разума.* Возникая из такого тумана, её арки, хотя и очень блестящи, но образуют действительный мост, а только радугу» (Льюис История философии. Т.1. СПб.,1892. С.18-19)

«Метафизик похож на купца, «бойко торгующего», но не имеющего капитала, который давал бы ему возможность выполнить его обязательства. Он выдает векселя, но у его нет ни золота, ни* имущества в обеспечение долгов, его векселя не представляют дей­ствительных ценностей, хранящихся на складах. Как ни величественны кажутся его спекуляции, первый несговорчивый кредитор, требующий немедленно уплаты по век­селю, делает метафизика банкротом. Человек науки – такой же предприимчивый купец, но он знает, что необходим капитал, которым при случае он бы мог уплачивать по век­селям; он знает, какому риску подвергается, если этот капитал истощится, он знает, что его ожидает банкротство, если у него не найдется капитала» (Льюис История философии. Т.1. СПб., 1892. С.16-17)

 

«Философия была величайшей родоначальницей науки. Она освободила благородней­шую часть человека от господства скотской апатии и беспомощного невежества, питала его ум высшими стремлениями, требовала от него великих усилий, давала ему великую жажду знания, облагородившую его жизнь, и сделала его способным увеличить его су­ществование и счастье. Сделав это, её роль сыграна. Наш интерес к ней есть только ис­торический интерес» (Льюис История философии. Т.1. СПб.,1892. С.26)

Льюис стремится написать не летопись философии, а биографию, он интересуется кок­ретными учениями. В данном случае, по крайней мере декларативно, он близок к яс­персу.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.