РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ
Политика, по О. Конту, есть новая религия. В центре этой религии стоит общество – «Великое существо» как заменитель Бога. Но «Великое существо» (Grand Etre) – это не вся совокупность людей, а только те, кто оставил себя в памяти человеческой культуры, оставив свои произведения и став примером для подражания. Т.е. если следовать логике основателя русской культурологии П.Л. Лаврова, то это только «деятели», а не «дикари высшей культуры» или «пасынки истории». Более того, «Великое существо» включает в себя не только прошлых и настоящих «деятелей», но и будущих. Позитивизм же – это есть «религия Человечества», которая проповедует всеобщую любовь, альтруизм и растворение личности в обществе. Ученые и артисты станут в этой религии её священниками, хранителями этого нового религиозного культа. Конт даже разработал систему обрядов этой новой религии. Он ставил себе идею объединить все человечество в этой религии со штабом-квартирой в Париже. Большое значение в становлении этой религии он придавал пролетариям, хотя особо не конкретизировал как это произойдет и какую конкретно роль они будут играть в этом процессе утверждения новой религии. Главное, что при этом рабочие должны отойти от пагубных социалистических учений, ибо они отрицают право частной собственности. Он выдвигал идею создания промышленной элиты из владельцев предприятий и технических специалистов.
С одной стороны, он утверждает социалистические идеи гармонии общественного устройства, но, с другой стороны, он занимал реакционную позицию в отношении нарастающего социалистического рабочего движения.
«.. Конт настолько проникнут духом католицизма, насколько в Спенсере мы видим высшего представителя протестантской доктрины» (Филиппов М.М. Социологические идеи О. Конта \\ Век. 1883. №4. VIII, С.88)
ЛИТЕРАТУРА: 1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли М.,1993 2. Родоначальники позитивизма. Вып.4 (142664, 142663) 3. Родоначальники позитивизма Вып.5 (142662, 1138571). 4. Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1906. 5. Огюст Конт и позитивизм. Сб. статей. М., 1897. 6. Асмус В.Ф. О. Конт \\ Вестник АН СССР. 1957. №9. 7. Грот Н.Я. К вопросу о классификации наук СПб., 1884. 8. Конт О. Курс положительной философии. Т.1. СПб. 1900. (135898). 9. Филиппов М.М. Социологические идеи О. Конта \\ Век. №1-2, 4. 1883.
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ПОПУЛЯРИЗАТОРЫ ПОЗИТИВИЗМА ЛИТТРЕ Э. (1801-1881) Э. Литтре считался одним из наиболее энциклопедически образованных французских ученых после Дидро.
МИЛЛЬ ДЖ. С. (1806-1873) Джон Стюарт Милль был одним из самых влиятельных философов в англоязычном мире своего времени. Отец Дж.С. Милля – Джемс Милль был также философом и последователем утилитаризма И. Бентама. Получил домашнее образование, был крайне развит интеллектуально. С 17 лет стал работать клерком в Ост-Индской компании, где его отец занимал одно из руководящих мест. Сам он быстро стал директором департамента, пробыв в этой должности до 1857 года. Наиболее значительна его работа – «Система логики»(1843), которая неоднократно издавалась на родине и за рубежом. Милль интерпретировал логику как ветвь психологии. Далее, по его мнению, единственно продуктивным методом является не дедуктивный, а индуктивный метод. Милль опирался на методологию Ф. Бэкона в своих размышлениях. Он считал, что существует четыре основных индуктивных метода: 1)метод согласия; 2)метод различия; 3)метод остатков; 4)метод сопутствующих изменений.
1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
Он убежденный сторонник феноменализма юмовского типа. Для него материя есть лишь «.. постоянная Возможность Ощущения» (Милль Дж. С. Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона. СПб., 1899. С.187)
В построении логики Дж. Милль был убежденным сторонником индуктивной логики Ф. Бэкона. Милль детально разработал принципы этой индуктивной логики. Он различает четыре индуктивных метода: 1) метод согласия, 2) метод различия, 3) метод остатков, 4) метод сопутствующих изменений.
2. ЭТИКА
В области этики он следовал идеям утилитаризма И. Бентама и своего отца.
3. ПОЛИТЭКОНОМИЯ Анализу его политэкономических взглядов уделил большое внимание Н.Г. Чернышевский.
ЛЬЮИС Д.Г.(1817-
Жорж-Генри Льюис не был профессиональным философом. Был актером, журналистом, драматургом, издателем журнала. Во время путешествия в Германии познакомился со многими немецкими философами, в том числе и с Шеллингом. Он отличился как автор различных популярных работ по философии, истории философии, психологии, автор разных литературных произведений и пьес. Самое лучшее его произведение – «Жизнь Гете». Льюис отмечал, что в его время стало ясно, что философия в кризисе и блуждает вечно в запутанном лабиринте, в то время как наука движется поступательно.: «В то время, как основные положения философии и в настоящее время также спорны, какими они были две тысячи лет назад, основные положения науки давным - давно покоятся на совершенно твердой почве и освещают путь европейского прогресса» (Льюис История философии. Т.1. СПб.,1892. С.5) «Для философии невозможен прогресс, * потому что её задачи недоступны человеческому знанию. Стремиться к знанию, которое выходило бы за пределы знания феноменов, их сходства, отношений их между собой, их последовательности во времени, - значит стремиться переступить за несокрушимые пределы, положенные человеческому уму. Чтобы знать более, нужно быть более, чем простыми людьми» (Льюис История философии. Т.1. СПб.,1892. С.5-6)
О философии, в противоположении с наукой: Коренное различие метафизики от науки состоит в том, что наука опирается на опыт, а не вотм , что философия опирается на разум, на этом и строится метафизика. «Её заключения покоятся не на таких хорошо установленных основах; философия не соединяет сводом известный факт с неизвестным, она соединяет неизвестный факт с другим неизвестным. Свои дедукции она ведет от понятия о сущности Бога, от природы духа, от сущности вещей и от других требований разума.* Возникая из такого тумана, её арки, хотя и очень блестящи, но образуют действительный мост, а только радугу» (Льюис История философии. Т.1. СПб.,1892. С.18-19) «Метафизик похож на купца, «бойко торгующего», но не имеющего капитала, который давал бы ему возможность выполнить его обязательства. Он выдает векселя, но у его нет ни золота, ни* имущества в обеспечение долгов, его векселя не представляют действительных ценностей, хранящихся на складах. Как ни величественны кажутся его спекуляции, первый несговорчивый кредитор, требующий немедленно уплаты по векселю, делает метафизика банкротом. Человек науки – такой же предприимчивый купец, но он знает, что необходим капитал, которым при случае он бы мог уплачивать по векселям; он знает, какому риску подвергается, если этот капитал истощится, он знает, что его ожидает банкротство, если у него не найдется капитала» (Льюис История философии. Т.1. СПб., 1892. С.16-17)
«Философия была величайшей родоначальницей науки. Она освободила благороднейшую часть человека от господства скотской апатии и беспомощного невежества, питала его ум высшими стремлениями, требовала от него великих усилий, давала ему великую жажду знания, облагородившую его жизнь, и сделала его способным увеличить его существование и счастье. Сделав это, её роль сыграна. Наш интерес к ней есть только исторический интерес» (Льюис История философии. Т.1. СПб.,1892. С.26) Льюис стремится написать не летопись философии, а биографию, он интересуется кокретными учениями. В данном случае, по крайней мере декларативно, он близок к ясперсу. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|