Здавалка
Главная | Обратная связь

УЧЕНИЕ О ТРЕХ СТАДИЯХ



 

По мнению О. Конта все индивиды и общества в своем развитии проходят последова­тельно три стадии: теологическую, метафизическую и научную. Учение о «трех стадиях» – это, по меткому выражению Д.С. Милля «позвоночный столб» позитивизма.

 

«.. человеческий дух по самой своей природе в каждом из своих исследований пользуется последовательно тремя методами мышления, по характеру своему существенно различными и даже прямо противоположными друг другу: сначала теоло­гическим методом, затем метафизическим и наконец положительным методом» (Конт О. Курс положительной философии. Том 1. СПб., 1900. С.40).

 

«.. в положительном состоянии человеческий дух познает невозможность достижения абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения суще­ствующего мира и от познания внутренних причин явлений, и стремится, правильно комбинируя рассуждение и наблюдение, к познанию действительных законов явлений, т.е. их неизменных отношений последовательности и подобия» (Конт О. Курс положительной философии. Т.1. СПб. 1900. С.4)

 

«И действительно не вспомнит – ли каждый из нас, оглянувшись на свое собственное прошлое, как он по отношению к своим главнейшим понятиям был теологом – в дет­стве, метафизиком – в юности и физиком – в зрелом возрасте?» (Конт О. Курс положительной философии. Т.1. СПб. 1900. С.5)

 

«Теология и физика так глубоко несовместимы друг с другом, и понятия их так радикально противоположны друг другу, что прежде чем отказаться от одних, чтобы пользоваться исключительно другими, человеческий ум должен был некоторое время прибегать к переходным понятиям, носящим смещенный характер и потому способным содействовать постепенному переходу.

Таково естественное назначение метафизических понятий, так как сами по себе они не приносят никакой действительной пользы» (Конт О. Курс положительной философии. Т.1. СПб. 1900. С.7-8)

 

«Теперь, когда человеческий дух создал небесную физику и физику земную, механиче­скую и химическую, а также и физику органическую, растительную и животную, ему остается только закончить систему наблюдательных наук созданием социальной фи­зики» (Конт О. Курс положиткельной философии. Т.1. СПб. 1900. С.11).

Это, по мнению О. Конта, - центральная задача его «Курса положительной филосо­фии».

Свое разделение на статику и динамику он взял из книги биолога де Бленвиля «Общие принципы сравнительной анатомии», где автор утверждал, что для изучения организма необходимо рассматривать его и в статике, и в динамике.

Свою положительную философию он ведет с Ф. Бекона.

Он разделяет изложение науки на «историческое» и «догматическое»: «…по отношению к изложению наук ум человеческий постоянно стремится к последователь­ной замене исторического метода догматическим, ибо последний один только может удовлетворять нас при более совершенном состоянии нашего умственного развития» (Конт О. Курс положительной философии. Т.1. 1900. С.33)

 

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК

 

Главной задачей позитивной философии Конт считал классификацию наук. Классификация наук О. Конта – одно из самых ценных его достижений, до этого клас­сификация наук , предлагаемая философами и учеными страдала искусственностью и явной абстрактностью. В принципе так и оставалась наиболее совершенной классифи­кация наук Ф. Бэкона, которая шла в зависимости от познавательных способностей че­ловека- рассудка, памяти и воображения. О. Конт предложил принцип разделения наук в зависимости не от способностей человека, а от сложности предметной области и сте­пени абстрактности. Ряд наук он располагает следующим образом: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология, мораль.

 

Динамика развития научного знания у него идет тоже согласно принятому ряду, но он здесь не так прямолинеен. Ибо действительно, развитие наук не идет по этому ряду. Он считает, что каждая наука подчиняется в своем развитию и закону «трех стадий», т.е. она проходит «теологическую», «метафизическую» и «позитивную» стадии.

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Конт достаточное внимание уделял механизмам, которые придают устойчивость куль­туры, его лозунг – «Прогресс и Порядок», - как сейчас бы назвали - sustainible development – устойчивое развитие. По его мнению: «Человечество существует, потому что есть традиции, т.е. преемственность поколе­ний. Собст­венность- это накопление ценностей, передаваемых от поколения к поколению. Язык- это, так сказать, место хра­нения имущества разума. Получая язык, мы получаем культуру, соз­данную на­шими предками» (1.117)

«Человечество состоит скорее из мертвых, чем из живых»

«Мертвые все чаще и чаще управляют нами.»

Конт проводит сопоставление собственности и языка:

 

1. МЕНТАЛЬНЫЙ ФАКТОР

 

Монтескье, Токвиль и Спенсер отдавали первенствующее значение политике, государству и общества, Маркс - эко­номике. Конт же считал ментальный фактор ос­новным фактором человеческой культуры и ее развития: «Идеи правят миром и переворачивают его, весь его механизм в конечном счете осно­вывается на мнениях.. великий политический и моральный кризис нынешних обществ происходит, в конечном счете, из-за интеллектуальной анархии. Наша наиболее серьезная болезнь на самом деле проявляется в глубоком разногласии, наблюдающемся ныне между всеми людьми, относительно основных правил, неизменность которых есть первое условие настоящего общественного порядка» (Comte A. Course de Philosophie Positive. P., 1869. V.1. P. 40-41). А потому вся периодизация культуры поставлена в зависимости от пре­обладания тех или иных форм идеологии и знания.

Это не значит, что остальных факторы игнорировались, Конт признавал существен­ными факторами климат, расу, плотность населения. Но, по его мнению, эти факторы могут ускорить или замедлить прогресс общества, но кардинально изменяет его конфигурацию только человеческая мысль во всех её многообразных проявлениях.

 

Русский мыслитель М. М. Филиппов возражает О. Конту: «Никакое умственное развитие не может непосредственно превратить негодяя в хорошего человека, не может предохранить от сухой рассудочности и бессердечия. Только деятельное применение знаний к жизни, беспрестанное стремление помочь слабым и обиженным, неутомимая борьба с бесчестностью и подлостью – могут развить человека в нравственном отношении. Только жизнь в здоровой общественной среде или стремление к перера­ботке гниющей среды может доставить человеку полное нравственное совершенство. Для общественной деятельности необходим не только разум и познания: борцом за правду может быть только тот, в ком, кроме знаний, есть любовь и даже ненависть» (Филиппов М.М. Социологические идеи О. Конта \\ Век. 1883. №4. VIII, С.94).

 

 

2. ТРИ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВА

 

Общая логика движения культуры (цивилизации), по Конту – это прохождение ей трех стадий: богословски - военной, метафизико - легистской и научно - промышленной.

Как утверждает О.Конт, этот закон он «открыл» в феврале-марте 1822 года, хотя непо­нятно в чем состоит его открытие, ибо этот закон собственно уже содержался в концепции его учителя А.Сен-Симона.

 

«Этот закон состоит в том, что каждая из наших главных идей, каждая из отраслей на­шего зна­ния проходит последовательно три различных теоретических состояния: со­стояние теологиче­ское или фиктивное; состояние метафизическое или абстрактное; со­стояние научное или поло­жительное. Другими словами, человеческий дух по самой своей природе в каждом из своих ис­следований пользуется последовательно тремя ме­тодами мышления, по характеру своему су­щественно различными и даже прямо проти­воположными друг другу: сначала теологическим методом, затем метафизическим и наконец положительным методом. Отсюда и возникают три взаимно исключающие друг друга вида философии, или три общие системы воззрений на сово­купность явле­ний: первая есть необходимая исходная точка человеческого ума; третья – его опреде­ление и окончательное состояние; вторая служит только переходной ступенью» (Конт О. Курс положительной философии. Том 1 Спб, 1900. С.3-4)

 

«Согласно закону трех состояний, ум человека проходит три последовательные фазы. На пер­вой он объясняет явления, признавая в них существа или силы, сравнимые с са­мим человеком. На второй он взывает к абстрактным сущностям, таким, как природа. На третьей человек огра­ничивается наблюде­нием за феноменами и установлением ре­гулярных связей, ко­торые могут существовать между ними либо в данный момент, либо во времени. Он отказыва­ется раскрывать причины фактов и довольству­ется обна­ружением законов, управляющих ими. Пе­реход от теологической фазы к метафизиче­ской, а затем к позитивной в разных интеллекту­аль­ных дисциплинах совершается не одновременно. Закон трех состояний в учении Конта приоб­ретает строгое значение лишь вкупе с классификацией наук. Порядок распределения раз­ных наук раскрывает нам порядок становления разума в разных областях. Другими словами, пози­тивное мышление не могло не сформироваться в математике, физике, химии раньше, чем в биологии...

Цель сочетания закона трех состояний с классификацией наук состоит в доказательстве того, что вос­торжествовавший в математике, астрономии, физике, химии и биологии образ мышле­ния должен в ко­нечном счете победить и в области политики и привести к созданию позитив­ной науки об обществе- социологии.»(1.89)

 

А. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТАДИЯ

 

На теологической (богословско – военной) стадии общий уровень сознания низок.

 

«В теологическом состоянии человеческий дух, направляя свои исследования главным образом на внутреннюю сторону вещей, первые и конечные причины порождающих его явлений, стре­мясь, одним словом, к абсолютному познанию, воображает, что явле­ние производятся прямым или постоянным воздействием более или менее многочис­ленных факторов, произвольное вме­шательство которых объясняет все кажущиеся аномалии мира» (Курс полож фил т.1 с.4)

 

 

Теологическая стадия охватывает период весь период развития человеческой культуры вплоть до 1300 года. Проходит человеческая культура за это время три периода: фети­шизм, политеизм и монотеизм.

 

При фетишизме люди приписывали жизнь внешним предметами и видели в нем бо­гов…

 

При политеизме, который свойственен античной культуре времен Греции и Рима, жиз­нью наделялись «фиктивные существа». Создавалось «поэтическое» мировоззрение.

 

Период монотеизма – это христианский период.

 

«Цель анализа религии - продемонстрировать функцию религии в любом обществе. Ре­лигия порожда­ется двойной потребностью. Любое общество непременно предполагает консенсус, со­гласие между частями, единение членов, составляющих общество. Общественное единство требует признания принципа единства всеми индивидами, т.е. религии.

Сама религия допускает тройное деление, свойственное природе человека. Она включает в себя ин­теллектуальный аспект, догму; аффективный аспект, любовь, кото­рая выражается в культе; и практи­ческий аспект, который Конт называет «укладом». Культ упорядочивает чувства, уклад- личное или общественное поведение верующих. Религия воспроизводит в самой себе диффе­ренциацию природы человека: порождая единство, она должна обращаться одновременно к ра­зуму, чувству и действию, т.е. ко всем способностям человека» (1.116)

 

«По мнению Конта, определенный тип общества, описываемого двумя прилагатель­ными- тео­логиче­ское и военное, - умирает. Средневековое общество скреплялось транс­цендентной ве­рой, как она ин­терпретировалась католической церковью. Теологи­ческое мировоззрение принадлежало тому же вре­мени, какое характеризова­лось и пре­облада­нием военной деятельно­сти, когда видное место в обще­стве занимали военные. Возникает иной тип общества- обще­ство научное и индустриальное. Зарож­дающееся общество- научное в том смысле, в каком об­щество умирающее было теоло­гическим; для современной эпохи характерно научное мировоз­зрение, подобно тому как прошедшей эпохе свойст­венно мировоззрение теологов и жрецов. Ученые заме­няют жрецов и теологов в качестве обществен­ной группы, образующей интеллек­туальную и моральную основу общественного порядка…

Так же как ученые заменяют жрецов, индустриалы в самом широком смысле этого тер­мина (пред­приниматели, управляющие фабриками, банкиры) приходят на место воен­ных. С того мо­мента, как люди начинают мыслить научно, война людей между собой перестает быть преобладающей деятель­ностью коллективов - таковой становится борьба людей с природой и , кроме того, рациональная экс­плуатация естественных ре­сурсов.»(1.87)

 

По Конту этот теологическо - милитаристский тип общества отмирает. И возникает новый тип общества – научно-индустриальный. Ученые заменяют жрецов и теологов, а воинов – «индустриалы» (торговцы и промышленники).

 

В. МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ СТАДИЯ

 

«В метафизическом состоянии, которое на самом деле представляет собою только об­щее видо­изменение теологического, сверхъестественные факторы заменены абстракт­ными силами, на­стоящими сущностями (олицетворенными абстракциями), неразрывно свя­занными с различными вещами, объяснение которых состоит в таком случае только в подыскании соответствующей сущности» (Курс полож фил т.1 с.4)

 

С. НАУЧНАЯ СТАДИЯ

 

«Наконец в положительном состоянии человеческий дух познает невозможность дос­тижения аб­солютных знаний, отказывается от исследования происхождения и на­значе­ния существующего мира и от познания внутренних причин явлений, и стремится, пра­вильно комбинируя рассуждения и наблюдения, к познанию действительных зако­нов явлений, т.е. их неизменных отношений последовательности и подобия..» (Курс полож фил т.1 с.4)

 

«Теологическая система духа дошла до высшей степени доступного ей совершенства, когда она заменила действием одного существа разнородные вмешательства многочис­ленных, независимых друг от друга божеств, существование которых до этого момента предполагалось. Точно также и предел метафизической системы состоит в замене всех разнообразных сущностей одной великой сущностью, природой, которую и надлежало бы рассматривать как единственный источник всех явлений.

Параллельно этому совершенство, к которому постоянно, хотя быть может и безус­пешно, стре­мится положительная система, заключалась- бы в возможности пред­ставить все отдельные под­лежащие наблюдению явления как частные случаи одного общего факта, подобного напр. тяго­тению» (Курс положит. Философии. Т.1 с.4-5)

 

«В отличие от экономистов, считающих главными причинами промышленного роста свободу и кон­куренцию, основатель позитивизма принадлежит к школе, представите­лей которой я буду называть политехниками-организаторами.»(1.97)

«до позитивизма был лишь один период существования подлинной интеллектуальной упорядо­ченно­сти- фетишизм..»(1.105)

«Человек чувствителен, деятелен и разумен. В первую очередь он существо деятельное. К концу жизни Конт снова возвращается к формулировкам, содержащимся в «Опуску­лах», и в «Системе пози­тивной политики» он пишет, что человек призван не терять времени на спекуля­ции и бесконечные сомнения. Человек создан действовать.

Однако побуждение к деятельности будет всегда исходить из сердца (в значении «чув­ство»). Человек никогда не движим разумом, то есть абстрактная мысль никогда не вы­ступает детерминантой дея­тельности. Тем не менее деятельность, одушевляемая чувст­вом, нуждается в контроле разума. Со­гласно известной формуле, нужно действовать под влиянием чувства и думать, чтобы действо­вать.»(1.113-114)

О религии:

 

3. ПРОГРЕСС И ПОРЯДОК

 

Исходный девиз позитивизма консервативен: «Прогресс и Порядок». Как правильно подчеркивал Н.И. Кареев: «Статическому и динамическому состояниям общества у Конта соответствуют «с совершенной точностью» понятия порядка и про­гресса»

Основным условием сохранения равновесия между этими принципами организации жизни общества является традиция, по мнению Конта, человечество вообще существует благодаря традиции, или преемственности поколений, хотя эту мысль подробно не развивает. Традиция потобна собственности, которая наследуется из поколение в поколение, отводя при этом большое значение языку к «месту хранения имущества разума». В связи с таким значением традиции в человеческом обществе Конт считал, что наша культура – это культура покойников и человечество состоит скорее из мертвых, чем из живых, и мертвые все больше управляют наши мыслями и поступками.

В связи с этим интересна его идея «Великого существа». По его утверждению «Великое существо» - это есть та совокупность людей, которые остались в памяти потомков, выкристаллизовались в традиции.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.