МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Именно «Естественная история» Бюффона послужила для о. Бальзака методлогической базой для написания «Человеческой комедии».
Создатель «Человеческой комедии». Как он сам пишет: «Идея этого произведения родилась из сравнения человечества с животным миром» (I,21). Уподобление общества биологическому организму уже входили в менталитет европейского человека. Как он пишет: «Общество подобно Природе. Ведь общество создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире. Различие между солдатом, рабочим, чиновником, адвокатом, бездельником, ученым, государственным деятелем, торговцем, моряком, поэтом, бедняком, священником так же значительно, хотя и трудно уловимо, как и то, что отличает друг от друга волка, льва, осла, ворона, акулу, тюленя, овцу и т.д.» (I,22-23) И он задался целью стать «Бюффоном» человеческого общества и «секретарем» человеческого Общества, составителем описи его пороков и добродетелей. «Внимательно рассматривание картины Общества, списанной так сказать, с живого образца, со всем его добром и злом, учит, что если мысль и страсть, которая вмещает и мысль и чувство, - явления социальные, то в то же время они и разрушительны… Народы можно сделать долговечными, только укротив их жизненный порыв. Просвещение, или, лучше сказать, воспитание при помощи религиозных учреждений, является для народов великой основой их бытия, единственным средством уменьшить количество зла и увеличить количество добра в любом Обществе. Мысль – источник добра и зла- может быть воспитана, укрощена и направлена только религией» (I. С.28) «Человек ни добр, ни зол, он рождается с инстинктами и наклонностями; Общество отнюдь не портит его, как полагал Руссо, а совершенствует, делает лучшим; но стремление к выгоде с своей стороны развивает его дурные наклонности» (I. С.28) Как видит О. Бальзак разделение общественной жизни? Он производит её разделение на сцены частной жизни, которые изображают детство и юность; сцены провинциальной жизни, которые изображают зрелый возраст; в сценах парижской жизни он дает картину вкусов, пороков и всех необузданных проявлений жизни, вызванных спецификой столичной жизни. Особо он выделяет сцены политической жизни, сцены военной жизни, сцены сельской жизни. «Таково основание, полное лиц, полное комедий и трагедий, над которым возвышаются философские этюды, вторая часть работы, где находит свое выражение социальный двигатель всех событий, где изображены разрушительные бури мысли, чувство за чувством.»(I,36)
«Жизнь изображена в схватке с Желанием, началом всякой Страсти.»(I,37)
Еще выше ставит он аналитические этюды :Физиология брака, Паталогия социальной жизни, Анатомия педадогической корпорации, Монография о добродетели.
«А что касается нравов, - человек везде одинаков «Цивилизация – ничто, если она ни в чем не выражена. Мы – ученые, мы писатели, мы - художники, мы – поэты назначены выражать её. Мы- новые жрецы неведомого будущего и готовим его приход. Восемнадцатый век подтверждает это предположение» (Бальзак О. Собрание сочинений в 24-х томах. Т.24. М. 1960. С.67).
«человек, повелевающий мыслью, - властелин. Короли правят народами в течение определенного времени; художники правят целыми веками; он изменяет лицо вещей; он бросает революции в литейную форму, мнет и формирует земной шар. Так было с Гутенбергом, Колумбом, Шварцем, Декартом, Рафаэлем, Вольтером, Давидом. Все они художники, ибо они творили, прилагали мысль к новому производству человеческих сил, к новому сочетанию элементов природы, и физической и духовной» (Бальзак О. Собрание сочинений в 24-х томах. Т.24. М. 1960. С.18).
ТЭН О БАЛЬЗАКЕ
Тэн: «.. он ввел торговые дела в область поэзии» (Тэн И. Бальзак. Спб., 1894. С.5) Тэн: «Бальзак начинает работать не как художник, а как ученый. Он анализирует, вместо того, чтобы изображать» (Тэн И. Бальзак. Спб., 1894. С.20) Тэн: «Слог Бальзака поражает вас своим величием, своим богатством и своей оригинальностью. Это гигантский хаос; здесь вы находите все: искусства, науки, ремесла, историю, философские и религиозные системы; нет * предмета ,о котором он бы не говорил. В десяти строках у него укладываются мысли, пришедшие со всех концов света. Тут вы встретите идею Сведенборга, рядом с ней метафору мясника или химика, через две строчки вам попадается кусочек философской тирады, затем шуточка, намек на волнение, греза художника, музыкальная фраза! Мимо вас в своеобразной процессии проходят педанты, метафизики, сладострастные силены, бледные ученые, неуклюжие артисты, рабочие в блузах; тут вы увидите костюмы всех веков, наряды серьезные и шутовские, блеск роскоши и отрепья нищеты: здесь мелькает рубище, тут возле него вы замечаете платье, шитое золотом, там лохмотья, украшенные пурпуром и алмазами; пропитанная пылью атмосфера оглашается криками толпы, и газ обливает её своим резким, но обольстительным светом» (Тэн И. Бальзак. Спб., 1894. С.52-53) У Бальзака много идей – каждый из персонажей рассуждает и имеет свою правду. Но при всем разнообразии есть одно – человеком движет страсть и корыстолюбие. Их, как писал И. Тэн: «Вежливость их украшает, лицемерие надевает на них приличную маску, глупость прикрывает их красивыми словами» (Тэн И. Бальзак. Спб., 1894. С.95)
И. Тэн о нем пишет : «.. преследуемый и наученный, он понял, что деньги – могущественнейшая пружина современной жизни. Он рассчитывал состояние действующих лиц, объяснял их происхождение, увеличивание и употребление; уравновешивал издержки и доходы и в роман внес привычки бюджета. Он излагал спекуляции, экономию, покупки, продажи, контракты, в коммерческие приключения, промышленные открытия, комбинации и ажиотаж. Он изображал адвокатов, сыщиков, банкиров; он всюду ввел гражданский кодекс и векселя. Коммерческие дела он сделал поэтическими. Он рассказывал турниры в роде турниров античных героев, но на этот раз около наследства или приданного, среди законников вместо солдат… ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|