Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ



 

Именно «Естественная история» Бюффона послужила для о. Бальзака методлогической базой для написания «Человеческой комедии».

 

Создатель «Человеческой комедии». Как он сам пишет: «Идея этого произведения ро­дилась из срав­нения человечества с животным миром» (I,21).

Уподобление общества биологическому организму уже входили в менталитет европей­ского че­ловека.

Как он пишет: «Общество подобно Природе. Ведь общество создает из человека, соот­ветст­венно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их суще­ствует в жи­вотном мире. Различие между солдатом, рабочим, чиновником, адвокатом, бездельником, уче­ным, государственным деятелем, торговцем, моряком, поэтом, бед­няком, священником так же значи­тельно, хотя и трудно уловимо, как и то, что отличает друг от друга волка, льва, осла, во­рона, акулу, тюленя, овцу и т.д.» (I,22-23)

И он задался целью стать «Бюффоном» человеческого общества и «секретарем» чело­веческого Об­щества, составителем описи его пороков и добродетелей.

«Внимательно рассматривание картины Общества, списанной так сказать, с живого об­разца, со всем его добром и злом, учит, что если мысль и страсть, которая вмещает и мысль и чувство, - явления со­циальные, то в то же время они и разрушительны… На­роды можно сделать долговечными, только укротив их жизненный порыв. Просвеще­ние, или, лучше сказать, воспи­тание при помощи религиоз­ных учреждений, является для народов великой основой их бытия, единственным средством умень­шить количе­ство зла и увеличить количество добра в любом Обществе. Мысль – источник добра и зла- может быть воспитана, укрощена и направ­лена только религией» (I. С.28)

«Человек ни добр, ни зол, он рождается с инстинктами и наклонностями; Общество от­нюдь не портит его, как полагал Руссо, а совершенствует, делает лучшим; но стремле­ние к выгоде с своей стороны развивает его дурные наклонности» (I. С.28)

Как видит О. Бальзак разделение общественной жизни?

Он производит её разделение на сцены частной жизни, которые изображают детство и юность; сцены провинциальной жизни, которые изображают зрелый возраст; в сценах парижской жизни он дает кар­тину вкусов, пороков и всех необузданных проявлений жизни, вызванных специфи­кой столичной жизни.

Особо он выделяет сцены политической жизни, сцены военной жизни, сцены сельской жизни.

«Таково основание, полное лиц, полное комедий и трагедий, над которым возвышаются фило­софские этюды, вторая часть работы, где находит свое выражение социальный двигатель всех событий, где изображены разрушительные бури мысли, чувство за чув­ством.»(I,36)

 

«Жизнь изображена в схватке с Желанием, началом всякой Страсти.»(I,37)

 

Еще выше ставит он аналитические этюды :Физиология брака, Паталогия социальной жизни, Анато­мия педадогической корпорации, Монография о добродетели.

 

«А что касается нравов, - человек везде одинаков

«Цивилизация – ничто, если она ни в чем не выражена. Мы – ученые, мы писатели, мы - художники, мы – поэты назначены выражать её. Мы- новые жрецы неведомого буду­щего и готовим его приход. Восемнадцатый век подтверждает это предположение» (Бальзак О. Собрание сочинений в 24-х томах. Т.24. М. 1960. С.67).

 

«человек, повелевающий мыслью, - властелин. Короли правят народами в течение оп­ределенного времени; художники правят целыми веками; он изменяет лицо вещей; он бросает революции в литейную форму, мнет и формирует земной шар.

Так было с Гутенбергом, Колумбом, Шварцем, Декартом, Рафаэлем, Вольтером, Дави­дом. Все они художники, ибо они творили, прилагали мысль к новому производству человеческих сил, к новому сочетанию элементов природы, и физической и духовной» (Бальзак О. Собрание сочинений в 24-х томах. Т.24. М. 1960. С.18).

 

ТЭН О БАЛЬЗАКЕ

 

Тэн: «.. он ввел торговые дела в область поэзии» (Тэн И. Бальзак. Спб., 1894. С.5)

Тэн: «Бальзак начинает работать не как художник, а как ученый. Он анализирует, вме­сто того, чтобы изображать» (Тэн И. Бальзак. Спб., 1894. С.20)

Тэн: «Слог Бальзака поражает вас своим величием, своим богатством и своей ориги­нальностью. Это гигантский хаос; здесь вы находите все: искусства, науки, ре­месла, ис­торию, философские и религиозные системы; нет * предмета ,о котором он бы не гово­рил. В десяти строках у него укладываются мысли, пришедшие со всех концов света.

Тут вы встретите идею Сведенборга, рядом с ней метафору мясника или химика, через две строчки вам попадается кусочек философской тирады, затем шуточка, намек на волнение, греза художника, музыкальная фраза!

Мимо вас в своеобразной процессии проходят педанты, метафизики, сладострастные силены, бледные ученые, неуклюжие артисты, рабочие в блузах; тут вы увидите кос­тюмы всех веков, наряды серьезные и шутовские, блеск роскоши и отрепья нищеты: здесь мелькает рубище, тут возле него вы замечаете платье, шитое золотом, там лохмотья, украшенные пурпуром и алмазами; пропитанная пылью атмосфера оглаша­ется криками толпы, и газ обливает её своим резким, но обольстительным све­том» (Тэн И. Бальзак. Спб., 1894. С.52-53)

У Бальзака много идей – каждый из персонажей рассуждает и имеет свою правду. Но при всем разнообразии есть одно – человеком движет страсть и корыстолюбие. Их, как писал И. Тэн: «Вежливость их украшает, лицемерие надевает на них приличную маску, глупость прикрывает их красивыми словами» (Тэн И. Бальзак. Спб., 1894. С.95)

 

И. Тэн о нем пишет : «.. преследуемый и наученный, он понял, что деньги – могущест­веннейшая пружина современной жизни. Он рассчитывал состояние действующих лиц, объяснял их происхождение, увеличивание и употребление; уравновешивал издержки и доходы и в роман внес привычки бюджета. Он излагал спекуляции, экономию, по­купки, продажи, контракты, в коммерческие приключения, промышленные открытия, комбинации и ажиотаж. Он изображал адвокатов, сыщиков, банкиров; он всюду ввел гражданский кодекс и векселя. Коммерческие дела он сделал поэтическими. Он рас­ска­зывал турниры в роде турниров античных героев, но на этот раз около на­следства или приданного, среди законников вместо солдат…







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.