ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ДАРВИНА: ГЕКСЛИ Т., Э.ГЕККЕЛЬ
1. УОЛЛЕС А.
Может быть поставлено вместе с именем Дарвина, ибо он параллельно с Дарвиным пришел к идее изменяемости видов под влиянием борьбы за существование. Но он сразу признал приоритет Дарвина. И далее посвятил свою деятельность защите дарвинизма.
Уоллес в течение 1854-1862 гг. занимался исследованием Малайского архипелага, где обнаружил отчетливую границу, между территориями с различными формами местных млекопитающих, которая проходит между островами Калимантин (Борнео) и Бали на западе и островами Ломбок и Сулавеси (Целебос) на востоке. Эта границу потом назвали линией Уоллеса. На основе этого Уоллес пришел к выводу о значении «естественного отбора» в формировании разнообразия организмов. Эта гипотезу он изложил в небольной статье «О стремлении разновидностей бесконечно удаляться от первоначального типа», которую вместе с письмом отправил Ч. Дарвину. Это письмо пришло как раз в то время, когда Дарвин собирался представить Лондонскому королевскому обществу статью с той же гипотезой. В результате в 1858 году идея «естественного отбора» была высказана в совместной публикации Дарвина и Уоллеса. «Происхождение видов» было издано в Лондоне в 1859 году 0 в год смерти Гумбольдта и Риттера. 2. ГЕКСЛИ Т.
Томас Гексли еще в 1863 году выступил публично в пользу животного происхождения человека. Автор книги «О положении человека в природе» (1863). Алексеев ВА1963. Вып.14.. Взгляды Геккеля несколько отличаются от классического дарвинизма. Он считал, что прямое приспособление и правило естественного отбора – два механизма эволюции. В этом отношении он соединяет точку зрения Ламарка и Дарвина.
«Настоящие люди произошли из обезьяноподобных людей путем постепенного развития животных звуков в членораздельную речь. Рука об руку с развитием этой функции, конечно, шло и развитие его органов, именно лучшая дифференцировка гортани и мозга» Геккель признак прямохождения не считает существенным. «Именно речь, несомненно, создала глубочайшую пропасть между человеком и животными и обусловливала важнейшие успехи душевной деятельности и связанное с нею усовершенствование мозга. Правда и у многих животных существует ряд способов для выражения ощущений, мыслей и желаний - частью это жесты, частью прикосновение, частью различные звуки. Однако настоящая членораздельная речь, состоящая из слов, складываемых из отдельных слогов, слова- образуют вместе фразы, - а уж это свойство, сколько известно, является исключительным достоянием человека.(Э.Геккель Естественная история миротворения Кн.2 Спб 1909 13968.314). «вам вероятно не покажется преувеличением мое утверждение, что душевная жизнь высших животных постепенно дошла до такого состояния, в котором мы встречаем ее у человека. Ведь если вы захотите провести здесь резкую границу, то ее* пришлось бы провести как раз между высококультурным человеком с одной и дикарем с другой стороны, а последнего пришлось бы в этом отношении отнести к животным» (там же, с.376-377) «От этого социального и нравственного варварства мы никогда не освободимся путем искусственного, взвинченного воспитания, путем одностороннего и недостаточного образования, внутренней ложью и внешней мишурой нынешней цивилизации. Скорее необходимо сделать поворот в сторону природы и к более естественным отношениям. Этот поворот возможен, однако, лишь тогда, когда человек понял и усвоил свое истинное «место в природе».(там же, с.380).
ГЕККЕЛЬ
Геккель является общепризнанным лидером филогенетического направления. Первоочередной задачей эволюционной биологии было построение «большой филогении». Сутью этого направления было построение для каждого таксона филогенетического дерева. В результате этих исследований были выявлены общие законы эволюции. Это «биогенетический закон» (Ф. Мюллер, А.О. Ковалевский, Э Геккель), закон необратимости эволлюции (Л. Долло) Геккель не был ортодоксальным дарвинистом, ибо допускал, что признаки, которые организм приобрел путем приспособления во время своей жизни и которыми не облдали его предки, при благоприятных обстоятельствах могут передаваться потомкам. Т.е. он был сторонником ламарко-дарвинизма. Но при этом он выступал резко против идей целесообразности процессов эволюции, против идей целенаправленного плана эволюции. Вообще он выступал больше как публицист и пропагндист идей дарвинизма, а не как его теоретик.
КРИТИКИ ДАРВИНА
Дарвинизм почти сразу подвергся критике. Против него выступили и геологи-эволюционисты А.Сэджвик и Ч. Ляйель. Аргументация шла в русле идей П. Палласа и Ж.Кювье. Естественно шла критика со стороны клерикалов. Но эта критика мало повлияла на спонтанное распространение идей дарвинизма. Интересны альтернативные схемы эволюции. Интересно выступление против дарвинизма А. Кёлликера, который в работе «О теории Дарвина» (1864) выступил со своей концепцией эволюции – «гетерогенного размножения». По его мнению, новые формы образуются не согласно большей их адаптируемости и «полезности», а случайно. Так же этот процесс эволюции идет не постепенно, а скачкообразно под действием неясного для человека «великого плана развития». Также интересно выступление против дарвинизма Нэгели, который также критиковал принцип «полезности». Он выступил против универсального характера естественного отбора. Этот механизм имеет значение для физиологических аспектов, а не для самой организации организма – существует независимый от него «принцип совершенствования» Также надо отметить Бэра, который выступал против дарвинизма с точки зрения шеллингианской философии, исходя из которой он придерживался мнения о целенаправленности эволюционных процессов в Космосе, стремящихся в высшей цели и руководимых разумом.. для него вся история природы – это история победы духа над материей. Выступил против дарвинизма, в частности, Э. Зюсс, сторонник неокатастрофизма. Он утверждал, что в эволюции происходят мгновенные мутационные процессы, носящие взрывной характер, но после этого идет долгий период достаточно стабильного существования определенных видов. Эта концепция была основана на базе палеоботаники, исследования показали, что часто отложения соседствующие друг с другом представлены разными по строению остатками животных, и между ними нет преемственности ни по типу, ни по строению. Это заметил В. Вааген (1869). Он считал, что эволюция движется под воздействием двух сил. Первый – это разнообразные географические условия, которые придают определенное разнообразие видам. Но существует «внутренний закон», который вызывает периодические мутации взрывного характера, изменяя сразу все виды. Эти явления масштабных мутаций, меняющих полностью фауну и флору ландшафтов, назвались потом «мутациями Ваагена».
ЛИТЕРАТУРА: 1. Поляков И.М. Курс дарвинизма. М., 1941. 2. Романес Г.Д. Теория Дарвина и важнейшие ее применения. М., 1899. (368469) 3. Тимирязев К.А. Чарльз Дарвин и его учение. 4. Тихомиров А.А. Судьба дарвинизма. СПб., 1907. 5. Берман З.И., Зеликман А.Л. История эволюционных учений в биологии. М.-Л., 1966. 6. Завадский К.М. Развитие эволюционной теории после Дарвина. (1859-1920 годы). Л.,1973. 7. Кастлер Г. Возникновение биологической организации. М., 1967. 8. Кёлликер А. О дарвинистской теории творения \\ Отечественные записки. 1864 №10-11. 9. Котс А.Ф. Этюды по теории эволюции. М.,1914. 10. Холодковский Н.А. Теория Дарвина, ее критика и дальнейшее развитие \\ Русское богатство. 1888, №1,4. 11. Чайковский Ю.В. Истоки открытия Дарвина \\ Природа. 1982. №6.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|