ТРАДИЦИЯ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА
Географические открытия во второй половине XVIII века оказали огромное влияние на развитие биологии. Во всех морских экспедициях принимали участие и ученые, которыми был собран огромный фактический материал. Эволюционизм – это основной «архетип», который определил менталитет человека второй половины XIX века. Термин «эволюция» применялся в середине XVIII в. А. Галлером (1708-1774) и Ш. Боннэ (1720-1793), но он относился к индивидуальному развитию организмов и трактовался ими в преформистском смысле: как механическое, количественное развитие предшествующего. Сейчас эволюционный процесс интерпретируется, к примеру, следующим образом: «..эволюционный процесс – это прежде всего образование новых адаптаций, их накопление и координация. Эволюция была бы невозможна и без повышения устойчивости и надежности действия таких новых адаптаций» (Завадский К.М. Развитие эволюционной теории после Дарвина. (1859-1920). Л.,1973. С.23).
МАЛЬТУС Т. (1766-1834)
Томас Роберт Мальтус известен скандально известной книгой «Опыт о законе народонаселения» (1798). Мальтус сформулировал закон убывающей доходности от вложения капитала и труда. Свою работу Мальтус писал в полемике с У. Годвином и Ж. А.Н. Кондорсе, которые утверждали о возможности человека к бесконечному самосовершенствованию. Реакцией на теорию Мальтуса был предложен феномен насыщения в 30-х годах XIX века а. Кетле. Согласно ему рост населения идет не по кривой Мальтуса, а по S- образной кривой. Математически эту кривую представил коллега А. Кетле математик П.Ф. Верхальст В 1924 году биолог и математик Р. Перл, когда ознакомился с трудами П.Ф. Верхальста сформулировал закон Верхальста-Перла. Самое интересное, что все социальные процессы действуют по этому закону. Сейчас в связи с перенаселением планеты имя Мальтуса возникает заново. Вот что пишет П. Кеннеди: «Мальтус был полностью прав в том, что удвоение населения страны каждые 25 лет должно повлечь за собой несоответствие между потреблением и наличными ресурсами. Однако он не учел способность науки и техники совершенствовать возможности перемещения людей, товаров и услуг, увеличивать урожайность в сельском хозяйстве и стимулировать инновации в производстве товаров, что позволило более производительно использовать существующие и создавать новые ресурсы, позволяющие удовлетворить растущие потребности энергичного и жизнеспособного населения» (Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. М. 1997. С.24). « В общем британцы ускользнули из «мальтузианской ловушки» через три двери: миграцию, аграрную революцию и индустриализацию» (Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. М. 1997. С.25)
ГЛАВА 2 ДАРВИНИЗМ ДАРВИН
Дарвин испытал большое влияние идей униформизма, который был исходным во взглядах Геттона и Ч. Лайеля. Дарвин принял эволюционизм Ламарка и занялся изучением процессов изменчивости видов. На корабле «Бигль» Дарвин совершил кругосветное путешествие (1831-1836). Это позволило ему убедиться в разнообразии физических и биологических процессов. Во время путешествия у Дарвина зародилась идея о механизме сохранения в процессе отбора случайных изменений отдельных признаков у животных и растений. Примерно в это время исследователь тропиков Альфред Рассел Уоллес пришел в аналогичным выводам. В 1848 году Уоллес сопровождал Генри У. Бейтса в экспедиции по реке Амазонка.
Со своими идеями Ч. Дарвин выступил .. Основы эволюционной теории Ч. Дарвин начал разрабатывать с 30-х годов, но воздерживался от публикации своих идей. Только публикация статей А. Уоллеса (1823-1913) инициировала выход его работы.
Идея происхождения человека из обезьяны стара как этот мир, но во второй половине она получила общемировоззренческое звучание. Но рассматривать это утверждение Ч. Дарвина, как научное открытие неправомерно. В очень популярной и читаемой всеми в Средневековье и вплоть до XVIII века «Истории животных» Аристотеля говорится определенно: «Некоторые животные близки по своей природе к человеку и к четвероногим, как обезьяны, кебы и кинокефалы» (Аристотель История животных. М.,1996. С.108) [Кеб- хвостатая обезьяна, кинокефалы – это павианы]
Почему идеи Дарвина получили такой широкий резонанс в европейском обществе? Дело в том, как правильно подмечает Э. Фромм: «В то время как теория воспитания тесно связана с революционными надеждами восходящей буржуазии XVIII в., основанное на дарвинизме учение об инстинктах отражает мировоззрение капитализма XIX в. Капиталистическая система идет к гармонии через жесточайшую борьбу всех против всех. Для утверждения капитализма в качестве нового естественного строя очень важно было доказать, что и человек – самый удивительный и самый сложный феномен природы – является результатом конкурентной борьбы «всех против всех» – всех живых существ, всех биологических видов с самого начала существования жизни. Тогда развитие жизни от одноклеточного организма до человека можно было объявить величайшим примером свободного предпринимательства, когда в конкурентной борьбе побеждают сильнейшие и вымирают те, кто неспособен идти в ногу с развивающейся экономической системой» (Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.,1994 с.76) . Это сходство отмечал, в частности, еще Плиний Старший в своей всем известной «Естественной истории», который подчеркивал, что обезьяны – это животные, которые наиболее сходны с человеком. Хотя это утверждение сопровождал явным «перебором», ссылаясь на свидетельства , что даже видели, что обезьяны играли в шахматы… Клавдий Гален (130-201 гг. н. э.) считал обезьян «смешными копиями» людей. Альберт Великий считал также обезьян наиболее близкими к человеку. Карл Линней объединил человека и обезьян в один отряд. в общем свидетельств до бесконечности.)
Как пишет Ч. Дарвин: «Как бы ни было велико умственное различие между человеком и высшими животными, оно только количественное, а не качественное» (Дарвин Ч. Сочинения. Том 5 М, 1953 с.239). Или он более подробно развивает эту точку зрения: «Мы должны, однако, признать, что человек со всеми его благородными качествами, сочувствием, которое он распространяет и на самых отверженных, доброжелательством, которое он простирает не только на других людей, но и на последних из живых существ, с его божественным умом, который постиг движение и устройство солнечной системы, человек со всеми его способностями, - тем не менее носит своем физическом строении неизгладимую печать своего низкого происхождения» (Дарвин Ч. Сочинения. Т.5 М., с.656)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|