Здавалка
Главная | Обратная связь

ТРАДИЦИЯ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА



 

Географические открытия во второй половине XVIII века оказали огромное влияние на развитие биологии. Во всех морских экспедициях принимали участие и ученые, которыми был собран огромный фактический материал.

Эволюционизм – это основной «архетип», который определил менталитет человека второй половины XIX века. Термин «эволюция» применялся в середине XVIII в. А. Галлером (1708-1774) и Ш. Боннэ (1720-1793), но он относился к индивидуальному развитию организмов и трактовался ими в преформистском смысле: как механическое, количественное развитие предшест­вующего.

Сейчас эволюционный процесс интерпретируется, к примеру, следующим образом: «..эволюционный процесс – это прежде всего образование новых адаптаций, их накопление и координация. Эволюция была бы невозможна и без повышения устойчи­вости и надежности действия таких новых адаптаций» (Завадский К.М. Развитие эволюционной теории после Дарвина. (1859-1920). Л.,1973. С.23).

 

МАЛЬТУС Т. (1766-1834)

 

Томас Роберт Мальтус известен скандально известной книгой «Опыт о законе народо­населе­ния» (1798). Мальтус сформулировал закон убывающей доходности от вложения капитала и труда. Свою работу Мальтус писал в полемике с У. Годвином и Ж. А.Н. Кондорсе, которые утверждали о возможности человека к бесконечному самосовершенствованию.

Реакцией на теорию Мальтуса был предложен феномен насыщения в 30-х годах XIX века а. Кетле. Согласно ему рост населения идет не по кривой Мальтуса, а по S- образной кривой. Математически эту кривую представил коллега А. Кетле математик П.Ф. Верхальст

В 1924 году биолог и математик Р. Перл, когда ознакомился с трудами П.Ф. Верхальста сформулировал закон Верхальста-Перла. Самое интересное, что все социальные процессы действуют по этому закону.

Сейчас в связи с перенаселением планеты имя Мальтуса возникает заново. Вот что пишет П. Кеннеди: «Мальтус был полностью прав в том, что удвоение населения страны каждые 25 лет должно повлечь за собой несоответствие между потреблением и наличными ресурсами. Однако он не учел способность науки и техники совершенствовать возможности перемещения людей, товаров и услуг, увеличивать урожайность в сельском хозяйстве и стимулировать инновации в производстве товаров, что позволило более производительно использовать существующие и создавать новые ресурсы, позволяющие удовлетворить растущие потребности энергичного и жизнеспособного населения» (Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. М. 1997. С.24).

« В общем британцы ускользнули из «мальтузианской ловушки» через три двери: миграцию, аграрную революцию и индустриализацию» (Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. М. 1997. С.25)

 

ГЛАВА 2 ДАРВИНИЗМ

ДАРВИН

 

Дарвин испытал большое влияние идей униформизма, который был исходным во взглядах Геттона и Ч. Лайеля. Дарвин принял эволюционизм Ламарка и занялся изучением процессов изменчивости видов. На корабле «Бигль» Дарвин совершил кру­госветное путешествие (1831-1836). Это позволило ему убедиться в разнообразии фи­зических и биологических процессов. Во время путешествия у Дарвина зародилась идея о механизме сохранения в процессе отбора случайных изменений отдельных при­знаков у животных и растений.

Примерно в это время исследователь тропиков Альфред Рассел Уоллес пришел в ана­логичным выводам. В 1848 году Уоллес сопровождал Генри У. Бейтса в экспедиции по реке Амазонка.

 

Со своими идеями Ч. Дарвин выступил .. Основы эволюционной теории Ч. Дарвин на­чал разрабатывать с 30-х годов, но воздерживался от публикации своих идей. Только публикация статей А. Уоллеса (1823-1913) инициировала выход его работы.

 

Идея происхождения человека из обезьяны стара как этот мир, но во второй половине она по­лучила общемировоззренческое звучание. Но рассматривать это утверждение Ч. Дарвина, как научное открытие неправомерно. В очень популярной и читаемой всеми в Средневековье и вплоть до XVIII века «Истории животных» Аристотеля говорится оп­ределенно: «Некоторые животные близки по своей природе к человеку и к четвероно­гим, как обезьяны, кебы и кинокефалы» (Аристотель История животных. М.,1996. С.108) [Кеб- хвостатая обезьяна, кино­кефалы – это павианы]

 

Почему идеи Дарвина получили такой широкий резонанс в европейском обществе? Дело в том, как правильно подмечает Э. Фромм: «В то время как теория воспитания тесно связана с рево­люционными надеждами восходящей буржуазии XVIII в., основан­ное на дарвинизме уче­ние об инстинктах отражает мировоззрение капитализма XIX в. Капиталистическая система идет к гармонии через жесточайшую борьбу всех против всех. Для утверждения капитализма в каче­стве нового естественного строя очень важно было доказать, что и человек – самый уди­ви­тельный и самый сложный феномен природы – является результатом конкурентной борьбы «всех против всех» – всех жи­вых существ, всех биологических видов с самого начала существования жизни. Тогда развитие жизни от одноклеточного организма до человека можно было объявить вели­чайшим примером свободного предпринимательства, когда в конкурентной борьбе по­беждают сильнейшие и вымирают те, кто неспособен идти в ногу с развивающейся экономической системой» (Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.,1994 с.76)

. Это сходство отмечал, в частности, еще Плиний Старший в своей всем известной «Естествен­ной истории», который подчеркивал, что обезьяны – это животные, которые наиболее сходны с человеком. Хотя это утверждение сопровождал явным «перебором», ссылаясь на свидетельства , что даже видели, что обезьяны играли в шахматы…

Клавдий Гален (130-201 гг. н. э.) считал обезьян «смешными копиями» людей. Альберт Вели­кий считал также обезьян наиболее близкими к человеку. Карл Линней объединил человека и обезьян в один отряд. в общем свидетельств до бесконечности.)

 

Как пишет Ч. Дарвин: «Как бы ни было велико умственное различие между человеком и выс­шими животными, оно только количественное, а не качественное» (Дарвин Ч. Со­чинения. Том 5 М, 1953 с.239). Или он более подробно развивает эту точку зрения: «Мы должны, однако, признать, что человек со всеми его благородными качествами, сочувствием, которое он распро­страняет и на самых отверженных, доброжелательст­вом, которое он простирает не только на других людей, но и на последних из живых существ, с его божественным умом, который постиг движение и устройство солнечной системы, человек со всеми его способностями, - тем не ме­нее носит своем физическом строении неизгладимую печать своего низкого происхождения» (Дарвин Ч. Сочинения. Т.5 М., с.656)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.