АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА
Первые и вторые антиномии содержаться у Артура Колльера в его «Универсальном ключе..» (1713), немецкий перевод которого появился в 1756 году. Прямых свидетельств того, что Кант был знаком с этим произведением нет, но видны по тексту явное влияние этой работы. Хотя, вполне вероятно, что тут и видно влияние Дж. Беркли, который развивал такие же идеи, как и А. Колльер. С работами Беркли Кант был , естественно достаточно глубоко знаком.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
«Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori. Система таких понятий .. с.121
«Всякое понятие можно рассматривать как точку, которая, как точка зрения наблюдателя, имеет свой горизонт, т.е. определенное множество вещей, которые можно представить и как бы обозреть из этой точки» (Т.3 с.562).
Далее Кант подчеркивает: «Необходимо, чтобы внутри этого горизонта можно было указать бесчисленное множество точек, из которых каждая в свою очередь имеет более узкий кругозор; иными словами, всякий вид содержит в себе подвиды согласно принципу* спецификации, и логический горизонт состоит лишь из меньших горизонтов (подвидов), а не из точек, не имеющих никакого объема (не из индивидуумов). Но для различных горизонтов, т.е. родов, определяемых столькими же понятиями, можно мыслить себе общий горизонт, из которого, как из средоточия, все они обозримы, и этот горизонт есть более высокий род, а высший род в конце концов есть всеобщий и истинный горизонт, определяемый с точки зрения высшего понятия и охватывающий собой все многообразие как роды, виды и подвиды» (Т.3. С.562-5630.
«Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта; в самом деле, чем же пробуждалась бы к деятельности познавательная способность, если не предметами, которые действуют на наши чувства и отчасти побуждают наш рассудок сравнивать их, связывать или разделять и таким образом перерабатывать грубый материал чувственных впечатлений в познание предметов, называемое опытом? Следовательно, никакое познание не предшетвует во времени опыту, оно всегда начинается с опыта. Но, хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует ,что оно целиком происходит из опыта. Вполне возможно, что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша собственная познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой, причем это добавление мы отличаем от основного чувственного материала лишь тогда, когда продолжительное упражнение обращает на него наше внимание и делает нас способными к обособлению от его» (т.3, с.105)
Вот что пишет в самом начале «Критики чистого разума» Кант: «Разум должен подходить к природе, с одной стороны, со своими принципами, сообразно с котонрыми согласующееся между собой явления и могут иметь силу законов, и, с другой стороны, с экспериментами, придуманными сообразно этим принципам для того, чтобы чепать из природы знания, но не как школьник, которому учитель подсказывает все, что он хочет, а как судья, заставляющий свидетеля отвечать на предлагаемые им вопросы»( т.3 с.85-86)
Как возможны априорные синтетические суждения- в решении этой задачи Кант видит основной для чистого разума.
1.ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
Идея о субъективности пространства и времени была достаточно распространена в XVIII веке, потому здесь И. Кант совершенно не оригинален. К примеру эту идею выдвигал П. Мопертюи (1698-1759) – мыслитель достаточно известный в свое время. Естественно нельзя не забыть о Дж. Беркли, у которого эта идея была одной из ведущих идей.
Кант уделил основное внимание времени как основы для развертки форм сознания, но почему-то он проигнорировал структурированность пространства. В этом смысле его анализ недостаточен. Мысль не только развертка во времени, но и развертка в пространстве. Обусловлено это было тем, что Кант мыслил в форме ньютонова пространства. Этот же недостаток состоит в том, что Кант проигнорировал время как основу развертки реальности, этот момент был подчеркнут далее И. Пригожиным, который утверждал следующее: «Традиционно лишь неизменный мир идей, если воспользоваться выражением Платона «освещенным солнцем умопостигаемого». В том же смысле научную рациональность было принято усматривать лишь в вечных и неизменных законах. Все же временное и преходящее рассматривалось как иллюзия. Ныне подобные взгляды считаются ошибочными. Мы обнаружили, что в природе существенную роль играет далеко не иллюзорная, а вполне реальная необратимость, лежащая в основе большинства процессов самоорганизации. Обратимость и жесткий детерминизм в окружающем нас мире применимы только в простых предельных случаях. Необратимость и случайность отныне рассматриваются не как исключение, а как общее правило. Отрицание времени и сложности занимало центральное место в культурных проблемах, возникавших в связи с научными исследованиями в их классическом определении» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986.С48).
3.СТРУКТУРА МЫСЛИ
«Наш разум не есть неопределимо далеко простирающаяся равнина, пределы которой известны лишь в общих чертах; скорее его следует сравнивать с шаром, радиус которого можно вычислить из кривизны дуги на его поверхности (из природы априорных синтетических положений), и отсюда уже определить с точностью его содержание и границы. Ане этого шара (сферы опыта) для разума нет объектов; даже вопросы о такого рода предполагаемых предметах касаются только субъективных принципов полного определения отношений, которые бывают между рассудочными понятиями в пределах этого шара» (Т.3. с.632).
«…скептицизм есть привал для человеческого разума, где он может обдумать свое догматическое странствование и набросать план местности, где он находится, чтобы избрать дальнейший свой путь с большей уверенностью, но это вовсе не место для постоянного пребывания; такая резиденция может быть там, где достигнута полная достоверность познания самих предметов или границ, в которых заключено все наше знание о предметах» (Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М. 1964. Т.3. С.632).
«чистая категория, в которой отвлекаются от всех условий чувственного созерцания – а иные созерцания для нас невозможны, - не определяет ни одного объекта, а выражает лишь мышление, направленное на объект вообще согласно различным модусам»(т.3 с.305)
Рассудок, как правильно подчеркивал Кант, «есть царство истины (прелестное название), окруженное обширным и бушующим океаном, этим средоточием иллюзий, где туманы и льды, готовые вот-вот растаять, кажутся новыми странами и, постоянно обманывая пустыми надеждами мореплавателя, жаждущего открытий, втягивают его в авнтюры, от которых он никогда уже не может довести до конца» (т.3, с.300)
ЛИТЕРАТУРА: 1. Гражданников Е.Д. Метод систематизации философских категорий. Новосибирск. 1985. 2. Сагатовский В.Н. Философия всеобщего и основы систематизации категорий. 3. Широканов Д.И. 4. Кузьмин Е.С. 5.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|