Здавалка
Главная | Обратная связь

ГУТЕНБЕРГОВА МЕНТАЛЬНОСТЬ



 

Есть два «знаковых» явления в истории человеческой культуры – это создание пись­менности, которое привело к кардинальному изменению динамики и типу действия ос­новного механизма культуры – традиции. И другой – это распространение книгопеча­та­ния, что привело к карди­нальному изменению типа существования ментальных форм в культуре. Сам протестантизм – это порождение книгопечатания, и прежде всего такого явления как печатание Библии. Люди получили возможность ознако­миться полностью с содержанием библейских тек­стов. Тем более тут еще сыграло роль необходимость пере­вода Библии на нацио­наль­ные языки, что привело к необходимости унификации и стан­дартизации национ­аль­ных языков, породило герменевтические про­блемы…….

 

В принципе печатаное дело существовало еще у шумеров – они пользовались металлическими и каменными цилиндрами с углубленно вырезанными изображениями. В буддийских монастырях с VIII века существовала ксилография – обрезная гравюра на дереве. Она получила распространение в Корее и Японии в XI-XII веках. В Западной Европе ксилография появилась только в начале XV века. Одна из распространенных ксилографических книг – это «Библия бедных».

 

Изобретателем книгопечатания подвижными литерами был Иоганн Генсфлейн (1394\99 – 1468), которого назвали Гутенбергом по имени наследственного подворья его отца. Первоначально он занимался резьбой печатей и ювелирным искусством. В 1447 году он приступил к регулярному печатанию книг. В начале это были небольшие брошюры и календари. Около 1452 Гутенберг задумал выпустить латинскую Библию, ибо это обещало большую прибыль, тут помог адвокат Иоганн Фуст, который ссудил деньгами Гутенберга. Первый тираж Библии составил 200-300 экземпляров.

 

В конце XIV века в Корее практиковалась даже способ печатания литерами, что уже было рождением печати подвижными литерами. Но техника изготовления литер в Корее отличалась от техники изготовления литер, которая потом была принята полвека спустя в Европе.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Каупрман Е.И. История книги. М.1964. (1233644).

2. Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. М.-Л. 1934.

3.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В XVI - XVII В.

 

Человеческая мысль пульсирует в человеческой культуре. Она блуждает по ойкумене, получая импульсы для своего проявления то в одной, то в другой социальной общности. Изначальный импульс новоевропейская мысль получила в Италии.

 

КОПЕРНИК Н. (1473-1540)

 

Николай Коперник - каноник из Фрауенберга, организатор борьбы против Тевтонского ордена, врач и госу­дарст­венный деятель, получил образование в Кракове, Болонье и Падуе. Его книга «Об обращении небесных сфер» (1543) послужила поворотным моментом в европей­ской ментальности.

Лосев А.Ф. правильно подчеркивал, что «…гелиоцентрическая система Коперника вовсе не ба­зируется на точных математических данных. Дело здесь вовсе не в математике и не в ме­ханике, а только в ин­тенсивнейшем аффекте, заставлявшем во что бы то ни стало выраваться за пре­делы возрожденчески цельной личности и преклоняться перед бесконечными пусто­тами про­странства и времени» (Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.,1982 с.547) О Копер­нике Михайлов А.А.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.