НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ГАЛИЛЕЯ (1564-1642)
Одним из главных моментов в становлении новых принципов механики была проблема расчета траектории снаряда. Он связан с проблемой импетуса. Согласно этой теории, которая была развита учеными XIV в. Жаном Буриданом и Альбертом Саксонским. Суть этой теории состоит в том, что, если кто-либо приводит тело в движение, то он влагает в него импетус- определенную силу, которая задает направление движения тела. Когда импетус утрачивается тело останавливается. Николо Тарталья (1506-1577), итальянский математик, высказал мнение, что путь движения тела с самого начала криволинеен
Как свидетельствует история, 6 января 1610 года Галилей впервые направил изобретенную им зрительную трубу на звездное небо. Он обнаружил кратеры на Луне, открыл существование спутников у Юпитера, рассмотрел, что Млечный путь состоит из отдельных звезд.
Образцом для Галилея был Архимед. Галилей в течение ряда лет держал в падуе техническую мастерскую. Первоначальный интерес к гидравлике и военным усовершенствованиям – артиллирейскому делу.
Галилей посвятил «Первый день» своих «Диалогов» именно развенчанию идеи о принципиальной границы между небом и землей. Это является оним из первых шагов науки Нового времени- утверждение того, что в небесном и земном движениях действует один и тот же принцип движения. О введении Галилеем гипотетико-дедуктивной модели: «Гипотетико-дедуктивная модель представляет собой дедуктивно оформленное множество представлений, состоящее из синтаксиса и интерпретации. В отличие от логико-математичеких (формальных) систем естественно-научные гипотетико-дедуктивные теории всегда интерпретированы, что означает обязательную переводимость (проецируемость) их синтаксиса на заданный фрагмент реальности (онтологию), относительно которого выполняются описательные, объяснительные и предсказательные функции теории» (Ильин В.В., Калинкин А.Е. Природа науки. Гносеологический анализ. М.: Высш.школа, 1985 с.59) Как подчеркивал А.В. Ахутин: «Греческая наука не по слабости своего ума не двинулась «дальше», а потому, что для нее не было этого «дальше». Ею был определен круг всех проблем, и она так или иначе их решала или же считала в принципе разрешимыми. Науке Нового времени пришлось не столько двигаться «дальше», сколько заниматься перерешением всех основных задач античной науки на новом основании и в рамках новой логики. Наоборот, все понятия, открытия и изобретения, которые как-то «предвосхищают» и «предвидят» достижения новой науки (и которые зачастую составляют единственный интерес историка науки, «для полноты охвата» привлекающего эпохи, предшествующие XVII в.), в античной науке висят в воздухе, находятся вне основного научного интереса и представляют собой скорее случайные затруднения и исключения (как, например, некоторые трудности, связанные с инерционным движением). Эти «вопросы», «проблемы», «опыты» либо остаются курьезами, либо там, где дело доходит до некоторого теоретизирования, производятся понятия, которые точно так же не работают в системе теоретической мысли, как, скажем, игрушки и автоматы, изобретенные александрийскими механиками, были призваны вызывать удивление, а не служить практическим целям» (Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.) Наука. М.,1976 с.105)
Как правильно подчеркивает П. П. Гайденко: «На фундаменте, заложенном Галилеем, сложились четыре важнейшие научные программы: картезианская, атомистическая, ньютонианская и лейбницева» (Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М.,1987. С.12)
«В то время как философия эпохи Возрождения стала вырождаться в напущенную фразеологию или в абстрактные сверх рафинированные тонкости, а ученость – в бессистемное всезнайство, математические науки поставили себе задачей путем точного установления своих задач и завоевания новых областей исследования преодолеть ощущавшийся всеми кризис образования, открывая новые возможности познания» (Ольшки Л. История новой литературы на новых языках. Т. 3. Галилей и его время. М.-Л. 1933. С.49).
Вот что писал Л. Ольшки: «Обновление теоретического знания, которым естественные науки и философия обязаны Галилею и Декарту, не может рассматриваться только как конечный результат влияния перипатетической философии и натурфилософии Возрождения, поскольку эти учения исходили из чуждых как одной, так и другой принципов, а именно, из непосредственных наблюдений над природой и математической абстракции» (Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. М.-Л. 1933. Т.1. С.21).
КРИТИКА КРУГОВЫХ ДВИЖЕНИЙ
«Во всей научной литературе эпохи средневековья трудно найти более поразительный пример смены установок: круг, для античности воплощенное совершенство, оказывается крепко-накрепко спаянным с идеей вечного возвращения равного (образ змеи, кусающей себя за хвост), и потому средневековый мыслитель отменяет подобное понимание совершенства более отрадным и подобающим божеству он считает не круг, а бесконечное движение вдаль, бесконечную линию, бесконечную прямую – образ, всегда вызывающий отвращение у античных философов, ибо для них бесконечная прямая – символ дурной бесконечности, беспредельности, а значит, хаоса, господства материи над формой» (Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М.,1980. С.498)
Совершенно неверно связывать развитие науки с развитием исключительно лишь техники. Во-первых, развитие техники, не было столь существенным; во-вторых, оно не было связано непосредственно с развитием науки. Вернее всего становление механистической и геолиоцентрической картины мира явилось более всего результатом социально-политических процессов. Как правильно подчеркивает П. Фейерабенд, галилеева картина мира не могла быть верифицирована посредством наблюдения, ибо телескопы того времени были крайне несовершенны. ЛИТЕРАТУРА: 1. Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. Т.3. Галилей и его время. М.-Л. 1933. (036010). 2. Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. М.-Л. 1933. Т.1 (046899).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|