Здавалка
Главная | Обратная связь

РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ XVI-XVII ВВ.



 

При анализе философии XVII века почти всеми историками философии допускается ошибка- дело в том, что полностью игнорируется наличие силь­ной традиции сред­неве­ковой схоластики, и её влияния на философию того времени. Что странно, ибо из­вестно, что вся система школьного и университетского образования была построена на ос­нове философии оккамистов (кото­рые в то время слились с скоти­стами) и томистской фило­софии. Более того, при всем негативном от­ношении творцов философии Нового времени, значитель­ный процент основополагаю­щих идеи был по­черпнут ими именно из этой «школь­ной», схола­стической философии. Далее, квалификация «но­вых» фило­софов как людей су­ществующих вне религиозной традиции явно ошибочна, во многом их вообще можно интер­претировать как мыслите­лей, которые, подобно Фоме Аквинату, старались мо­дернизировать и приспособить схоластическую теологию к веяниям Нового времени. Что подчеркивал совершенно правильно Э. Жильсон, который считал, что философия Декарта, Мальбранша и Лейб­ница вписывается в тра­дицию христианской философии. Отечественный исследо­ва­тель мен­тальности XVII века Е. В.Спекторский(1875-1951) правильно подчеркивал, что при всей ужасности XVII века, с его страш­ной Тридцатилетней войной, Фрондой и Английской рево­лю­цией оставался веком религиоз­ным: «… Бейль прикрывал свой скептицизм маской бла­го­честия. Легковерный Декарт в эпоху своих философских изы­сканий совершил па­ломничество в Лоретто и в конце концов признал Бога источ­ником и критерием истины и бытия. Когда Мальбранш очутился перед ди­леммой: Бог или мир, он, не задумываясь, по­жертвовал миром ради Бога; когда Спиноза очу­тился перед такой же дилеммой, он несмотря на атеистическую тенденцию своей системы, не решился принять мир без Бога и слил их воедино. Когда, нако­нец, Паскаль очутился перед дилеммой: Бог или наука, он принес всю науку в жертву Богу и во имя непознаваемого стал скептиком по отно­шению к познаваемому» (Спекторский Е. Проблема со­циальной физики в XVII столетии. Том 1 Варшава. 1910. С.88)

Как правильно подчеркивал незаслуженно оцененный как философ В. Вундт: «Сущест­венной своей стороной философия Декарта, Спинозы и Лейбница настолько же есть спекулятивная теология, как и философия Августина или Ансельма. Характер сущно­сти этой спекулятивной метафизики собственно мало изменяется от того, находит ли эта религиозная склонность свое выражение в обосновании определенной системы ве­рований, как у героев христианской философии, проявляется ли она только в приспо­соблении к церковным учениям, как у Лейбница, или, наконец, как у Спинозы, совер­шенно свободно противостоит существующим вероучениям» (Вундт В. Система фило­софии. Спб., 1902. С.6)

 

Как пишет В. Виндельбанд: «Схоластика вознаградила себя за недостаток реального знания за­мысловатостью в выработке логического формализма и в конце концов вооб­разила себе, что посредством известного рода механических комбинаций логиче­ских процессов можно достигать все нового и нового познания» (Виндельбанд В. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками. Том 1. От Воз­рождения до Канта. Спб., 1908. С.15)

 

ИГНАТИЙ ЛОЙЛА (

 

Игнатий Лойола – выходец из дворянской семьи. До 27 лет служил в испанской армии. Был тяжело ранен при осаде французами Памплоны. Выздоровев физически, Лойола заболее духовно. После выздоровления он прошел религиозное посвящение. В

 

СУАРЕС Ф. (1548-1617)

 

Франсиско Суарес – испанский философ. В 1564 году вступает в орден иезуитов, с 1571 году преподает в различных университетах. Г. Гроций называл его «папой всех метафизиков». Его главная работа «Метафизические рассуждения» изучалась во всех католических и протестантских университетах Европы. По этой книге учились философии все новоевропейские философы XVII века.

 

« В действительности же метафизические истины так переплетаются с выводами и рас­суждениями теологии, что, если исключить знание и достаточное понимание первых, то и знание последних неизбежно поколеблется, и весьма существенно» (Суарес Ф. Предисловие к книге «Метафизические рассуждения».. \\ Историко-философский еже­годник, 87. М., 1987. С.221)

 

Аналогии бытия (analogia entis) – одно из центральных понятий томисскй онтологии. Его смысл аключается в том, что различным объектам приписываются одинаковые свойства.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.