ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ ЧЕЛОВЕКОМ
1.3.1. Два канала восприятия информации человеком из внешнего мира Известно, что у человека есть два независимых канала восприятия зрительной информации – интегрированный и дифференцированный (А.Н.Ануашвили. Система зрительного восприятия интеллектуального робота. Кандидатская диссертация. М., 1977). С помощью интегрированного канала человек распознает ситуацию в целом, без анализа деталей наблюдаемой сцены и вырабатывает цель действий. С помощью дифференцированного канала человек воспринимает детали наблюдаемой сцены, их координаты и реализует поставленные цели. Далее приведено обобщение указанной модели в виде закономерностей восприятия информации человеком (не только зрительной информации). Согласно предлагаемой модели, Человек воспринимает информацию из внешнего мира двумя основными способами. Эти 2 способа связаны с двумя началами человека – логикой и интуицией и, соответственно, – с функциями двух полушарий головного мозга. Ниже на рис. 1.15 приводится трехуровневая структура психики человека с указанием двух каналов восприятия информации, которые в свою очередь связаны с функциями двух полушарий головного мозга человека. Рис. 1.15. Два канала восприятия информации: логический и интуитивный
Как видно из рис. 1.15, человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью двух независимых каналов интуитивного и логического. 1. С помощью интуиции человек воспринимает информацию из внешнего мира в целом без анализа деталей и вырабатывает стратегию. Это – неосознанный процесс. 2. С помощью логики (практического ума) человек воспринимает информацию из внешнего мира путем анализа деталей внешнего мира и вырабатывает тактику. Это – осознанный процесс. Информация –это образ, проявленный на языке потребителя. Другими словами, информация – это образ, который осознан и расшифрован логикой человека, проявлен на языке логики данного человека. Образ– это форма поля, промодулированная реальной внешней средой. Образы бывают зрительные, слуховые и др. Например, зрительный образ – это световое поле, промодулированное внешними предметами, внешней средой. Слуховой образ – это акустическое поле, промодулированное речевым аппаратом человека или техническим аппаратом. Эти поля формируют образы в основном для осознанного восприятия количественной информации из окружающего физического мира. Могут быть другие поля и другие образы для интуитивного (неосознанного) восприятия качественной информации о ситуации в целом.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|