Здавалка
Главная | Обратная связь

Национально-этническая структура общества



 

Этнические общности представляют собой одну из разновидностей социальных групп, имеющую ряд особенностей. В отечественной литературе этнос (от греч. ethnos – народ) определяется как «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)» (Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1983. – С. 57).

В зарубежной социологии используются во многом аналогичные определения этнической общности. Так, Э. Аллард и К. Старк приводят следующие критерии этнической группы:

1) самоопределение, причисление себя к этнической группе;

2) наличие родственных связей, общих корней какой-либо группы населения;

3) специфические культурные черты, владение особым языком;

4) наличие социальной организации для внутренних контактов и для взаимодействия с окружающими.

Наряду с понятием «этническая группа» в отечественной и зарубежной социологии используется, хотя и реже, понятие национальности, национальной группы.

Этнические общности характеризуются такими особенностями, как межпоколенный характер (т. е. передача этнической принадлежности из поколения в поколение), эндогамия (заключение браков преимущественно внутри этической группы), обеспечивающая стабильность их состава, длительность существования. К числу этнодифференцирующих признаков, отличающих один этнос от других, относят этническое самосознание (этническую идентичность), общий язык, культуру, общность происхождения, этническую территорию, исторический опыт, обычаи, традиции, религию и т. д.

В этом наборе признаков решающее значение, как отмечает академик Ю.В. Бромлей, принадлежит этническому самосознанию, наличие которого у группы является основанием для констатации существования этнической общности, а на индивидуальном уровне – главным критерием для определения этнической принадлежности. Остальные этнические признаки относительны, они могут изменяться со временем, утрачиваться и восстанавливаться. Так, из истории известны примеры существования этносов, сохраняющих свое самосознание после утраты собственной этнической территории (цыгане, евреи), a также смены языка. Иногда давно утраченный национальным язык возрождается и внедряется в качестве официального (иврит и Израиле, гэльский в Ирландии).

К этническим общностям, кроме собственно этносов, относят также субэтносы, представляющие собой части этносов, обладающие специфическими особенностями культуры и языка. К субэтносам, согласно преобладающей в этнографии точке зрения, относятся, например, мокша и эрзя (в составе мордовского этноса); горные и луговые марийцы; казаки, старообрядцы, поморы и другие этнические группы в составе русского этноса. При изучении национально-этнической структуры общества выделяют такие аспекты проблемы, как этническая идентичность, этнические процессы, этнический статус, этническая стратификация, межэтнические отношения и т. д.

Этническая идентичность (этническое самосознание) представляет собой составную часть социальной идентичности личности, которая заключается в осознании своей принадлежности к определенной этнической общности. Она может быть как индивидуальной, так и коллективной. Индивидуальная этническая идентичность формируется в процессе социализации личности и заключается в освоении этнических ролей, реализующихся в отношениях с представителями «своей» и «чужих» этнических групп. У большинства людей этническая идентичность стабильна, но возможна ее смена в течение жизни.

В этнографии и этносоциологии различают несколько типов этнических процессов, которые приводят к изменению содержания этничности: процессы этнической ассимиляции, межэтнической интеграции, внутри-этнической консолидации и этноразделительные (этническая и межэтническая дезинтеграция).

Ассимиляция представляет собой такую форму приспособления этнической группы к иноэтничной среде, которая предполагает поглощение этнического меньшинства большинством, утрату, по крайней мере, частичную, меньшинством собственной этничности в процессе усвоения языка, культуры, образа жизни другого этноса. Различают насильственную (посредством дискриминации этнических меньшинств, запрета на использование языка в образовании и т. п.) и «естественную», т. е. ненасильственную ассимиляцию (например, ассимиляция иммигрантов). Показателями интенсивности ассимиляционных процессов могут служить данные о смене родного языка (доля лиц той или иной национальности, указавших в ходе переписей населения в качестве родного язык другой этнической группы), удельный вес национально-смешанных браков, данные о выборе национальности детей в этнически смешанных семьях.

Межэтническая интеграция предполагает освоение этническим меньшинством языка и культуры большинства при одновременном сохранении своих культурно-языковых особенностей. В данном случае возможно взаимодействие, при котором культура меньшего по численности этноса воздействует на культуру большинства, тем самым, обогащая ее. Межэтническая интеграция проявляется на уровне этнической самоидентификации в сознании принадлежности к своему этносу и одновременно – тесной психологической, культурной и языковой связи с другими этносами, проживающими на одной территории. Ассимиляция и межэтническая интеграция являются взаимно противоположными процессами: чем больше интенсивность ассимиляционных процессов, тем меньше – межэтнической интеграции.

Принадлежность к этнической группе образует этнический статус. Для большинства людей этнический статус является предписанным, т. е. закрепляется за индивидом посредством групповых требований и ожиданий. В моноэтнических семьях этнический статус также обычно является врожденным и передается из поколения в поколение: ребенок усваивает типичность родителей вместе с их языком и культурой. Однако этнический статус может быть и достигаемым, т. е. приобретенным благодаря индивидуальному выбору и усилиям самого человека, например, при выборе национальности одного из родителей детьми в этнически смешанных семьях или посредством идентификационной ассимиляции (изменения этнической идентичности), что характерно для иммигрантов и представителей этнических меньшинств.

Под этносоциальной стратификацией понимается неравенство этнических групп по таким критериям, как безопасность и стабильность физического существования, объем гражданских прав, деятельности, возможность получения образования, приобщения к культурным ценностям, перспективы социальной, в том числе профессиональной, мобильности, уровень жизни, размер собственности, доходов и т. д.

Во многих полиэтнических обществах существует этническое разделение труда – специализация этнических групп в определенных сферах деятельности. Так, примером может служить специализация в современной России мигрантов с Кавказа, из Средней Азии на торговле и мелком бизнесе. Этническое разделение труда является фактором социальной стратификации не всегда, а только в случае, если одни этнические группы заняты в более престижных, а другие – в менее престижных сферах деятельности.

Этническим меньшинством называется этническая группа, имеющая в обществе относительно низкий статус по сравнению с доминирующей этнической группой и сознающая свое недоминирующее или дискриминируемое положение. Обычно (но не всегда) этнические меньшинства также уступают по численности доминирующему этносу.

На основании особенностей социального статуса выделяют также такие этнические группы, как титульные и коренные этносы. Титульными этносами в России называют народы, давшие свое название национальным республикам. Коренными (аборигенными) народами в международной практике (согласно Конвенции Международной организации труда № 169 от 1989 г.) называют народы, ведущие племенной образ жизни, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности и сохраняющие своеобразные социальные, экономические, культурные и политические институты, например, индейцы Америки, аборигены Австралии, народы Крайнего Севера.

Если первоначально представители одного этноса живут компактно, на единой территории, то позднее может быть их расселение и смешение с другими этносами. Так, представители русского этноса (национальности) живут не только на территории исторического формирования этого этноса, но и за ее пределами – в Казахстане, Латвии, Канаде, Украине и т. д.

С другой стороны, на исторической территории русского этноса в настоящее время проживают представители около 200 других этносов. Наиболее многочисленны украинцы, белорусы, азербайджанцы, евреи, немцы.

По отношению к понятию «нация» единства мнений нет. Среди множества подходов к рассмотрению наций, преобладают два – экономический и политический.

С точки зрения экономического подхода нация –исторически сложившийся тип этноса, особенностью которого является общность экономической жизни. При данном подходе предполагается, что нация – это высшая ступень развития этноса, которая достигается при формировании единого рынка, охватывающего этнос экономическими связями. Считается, что нации возникают при разложении феодального общества и формировании общества капиталистического. Отсюда, формирование русской нации относится к XVII-XVIII вв., а украинской – XVIII-XIX вв.

В рамках политического подхода нациятрактуется как совокупность граждан того или иного государства, страны. При таком подходе нация может состоять из нескольких этносов. Так, российская нация видится как евразийская нация, где русские лишь один из этносов, хотя и преобладающий. Наряду с этим, к российской нации относятся чуваши, башкиры, татары, коми, эвенки и т. д. При таком подходе, россияне – это все люди, живущие на территории России.

Следствием межэтнических различий в обществе является межэтническая коммуникация. Межэтнические отношения – это отношения между представителями различных этнических групп на основе их этнических статусов. Не всякое общение между представителями различных этнических общностей можно отнести к категории межэтнических отношений, а только такое, в котором становится актуальной их этническая принадлежность. Люди разной национальности могут взаимодействовать и с позиции других социальных статусов, не связанных с их этнической принадлежностью: покупатель – продавец, начальник – подчиненный, друзья, коллеги, супруги и т. д.

Некоторые исследователи различают собственно межэтнические отношения, предполагающие взаимодействие на межличностном уровне, и национальные отношения, реализующиеся на институциональном уровне, в том числе на уровне государственной национальной политики. На межличностном уровне межэтнические отношения могут носить характер доброжелательного взаимодействия (симпатии) или неприязни, либо иметь толерантный характер (толерантность – терпимость по отношению к этническим различиям).

Межэтнические отношения в каждом конкретном случае можно отнести к одному из трех основных типов социальных отношений – межэтническому сотрудничеству (партнерству), конкуренции, конфликту.

Изучением этнических групп современного общества занимается этносоциология, представляющая собой одну из социологических теорий среднего уровня, основанную на эмпирических исследованиях. Ю.В. Арутюнян и Л.М. Дробижева определяют этносоциологию как «пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в различных этических средах и этнические процессы в социальных группах», видя ее специфику в том, что в этносоциологических исследованиях этническая группа изучается через личность, включенную в нее.

Предметом этносоциологии является изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в этнические группы, и социальной среды.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.