Здавалка
Главная | Обратная связь

Социально-демографические группы. Социальные аспекты



Пола и возраста

 

Социально-демографическую структуру общества составляют определенные социальные группы, общности по таким основным критериям, как пол, возраст, семейное положение.

Социально-демографические группы – это части населения, формирующиеся на основе естественных различий и особого социального статуса. Это, прежде всего дифференциация по возрасту, полу.

Поколение (генерация) – это совокупность людей, относящихся к определенным возрастным интервалам.

Различаются социальные и демографические поколения. В демографическом поколении проявляются естественное движение народонаселения, психические и физические характеристики поколения как возрастной группы. В социальном поколении реализуется социальное движение общества под воздействием социально-экономических и культурных факторов.

Вместе с тем важно видеть различия между современниками (теми, кто живет в одно время) и сверстниками (людьми одного возраста), так как четкого деления между предшествующим и последующим поколением не существует из-за непрерывности рождений.

В связи с этим понятие «поколение» в социологической науке имеет несколько значений. В частности, различают поколение реальное (когорта) – совокупность сверстников, образующая возрастной слой населения, поколение условное – общность современников, чья жизнь неразрывно связана с какими-либо историческими событиями, поколение хронологическое – поколение живущих или активно действующих в конкретное время.

Поколения выступают разновидностью социально-возрастных групп. Осознание индивидом собственного возраста становится важным интегративным элементом благодаря своему влиянию на его самоидентификацию. На этом основании формируются возрастные группы (age group), занимающие специфическое место на различных стадиях общественного развития.

Для различных возрастных групп характерными являются возрастной статус (социальное положение индивида, обусловленное возрастом) и возрастные роли (совокупность ожиданий общества и следование личности этим ожиданиям в зависимости от возраста). Для каждого возраста обществом устанавливаются формальные и неформальные возрастные нормы и правила (от младенца до пенсионера). Каждому возрасту соответствуют свои психологические особенности, своя система, иерархия ценностей, свое мировосприятие.

Возрастные границы социально обусловлены. Социальные фазы развития характеризуют определенный тип взаимоотношений между индивидом и социальным окружением: модель поведения ребенка в обществе значительно отличается от модели поведения взрослого человека, при этом каждой модели поведения, обусловленной возрастными рамками, соответствует свой ролевой набор, свои статусные позиции. Именно потому социальное «наполнение» определенных отрезков жизненного пути является одним из основных предметов исследований социологической науки. Социальные аспекты возраста можно рассмотреть в рамках социологических теорий стратификации и социальной организации. Данный подход, раскрывающий процесс социального конструирования возрастных групп, восходит к классической теории рациональности М. Вебера.

Совокупность ожиданий от возрастного статуса находит отражение в социально-возрастных ролях. Социально-возрастные группы соответственно представляют собой не совокупность индивидов, а набор обезличенных статусных позиций: прав, ролей, обязанностей, ценностей. Допуск в эту группу живых людей ограничен определенными возрастными рамками, т. е. индивид не может попасть в эту группу, не достигнув определенных возрастных параметров. Как результат – возникновение множества групповых статусных позиций, обусловленных физическим возрастом. По достижении определенных возрастных границ граждане данного общества либо обязаны занимать эти статусные позиции, либо имеют на них право.

Например, с помощью законов, инструкций и моральных предписаний созданы групповые статусные позиции детей, учащихся школ, студентов. Каждую групповую статусную позицию формируют предписания, адресованные не только ребенку, учащемуся или студенту, но и окружающим их людям: родителям, преподавателям.

Все эти групповые статусные позиции связаны е закрепленными в законодательстве и административных нормах возрастными ограничениями, предписывающими в каком возрасте индивид должен (или может) войти в эти статусные группы и до какого предельного возраста он может в них находиться. Статусные предписания в некоторых случаях имеют характер возрастных требований: ребенок идет в школу с 7 (6) лет, срок обучения в средней школе – 11 лет, в вузе – бакалавриат – 4 года, магистратура (включая бакалавриат) – 6 лет, призыв на военную службу осуществляется с 18 лет, предоставляемый отпуск по уходу за ребенком – 3 года, время выхода на пенсию для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет и т. д.

Многие зарубежные исследователи подчеркивают, что современная цивилизация изменяет как возрастные рамки поколений, так и сущность бюрократических организаций, которые с целью самосохранения и эффективного функционирования все в большей степени нуждаются в инициативных, предприимчивых, социально мобильных сотрудниках. Этими качествами обладает в первую очередь молодежь. Сегодня вполне обыденной является ситуация, когда молодой человек в структуре организации имеет большую власть, нежели взрослые и более опытные ее члены. В связи с этим меняется веберовский принцип возрастного структурирования бюрократических организаций: в современных обществах зрелый возраст ценится гораздо меньше, чем в традиционных. Вместо общих для всех серий усредненных возрастных градаций, мы имеем дело с различными системами статусов, с многообразием жизненных карьер. Факторы вертикальной мобильности отличаются широким разнообразием и с трудом поддаются научной систематизации. В основе продвижения людей по ступеням карьеры лежит не старшинство по возрасту, а личные достоинства и заслуги.

Второй подход к анализу социальных аспектов возраста связан с теорией социальной мобильности и рассматривает понятие «социальный возраст» через призму межпоколенческих перемещений.

Проблема поколений в самом широком плане – это проблема «прерывности – непрерывности» социокультурной динамики. Социологи выделяют три качественно своеобразных момента связи между поколениями. Они находятся в пунктах перемещения из одного поколения в другое. Первый момент связан с переходом из подрастающего во взрослое поколение, второй – из взрослого в зрелое, третий – в поколение ветеранов. Основным и самым важным социальным переходом большинство исследователей признают первый. Его значимость определяется тем, что здесь происходят процессы социального и гендерного становления личности, обретаются основные гендерные и гражданские роли.

Гендер представляет собой культурную и социальную конструкцию пола. Э. Оукли ввела в английский язык понятие «gender», параллельное понятию «sex». И если sex обозначает биологическое разделение на мужчин и женщин, то gender концентрирует внимание на социально сконструированных различиях между мужчинами и женщинами.

Социальный пол (гендер) означает совокупность норм поведений и статусных позиций, которые обычно ассоциируются с лицами мужского и женского пола в любом данном обществе. Социальными аспектами пола являются то, как мужчины или женщины воспитываются, получают образование, продвигаются по профессиональной лестнице, участвуют в общественной жизни, распределяют половые роли в течение жизни в определенных обществах с различными культурами в разное время. Нормы поведения и социальный пол не являются данными нам от природы – они определены обществом и становятся понятными в процессе социальных взаимоотношений. Гендер не может считаться раз и навсегда данным условием. Роли полов изменяются со временем, они различны в каждой культуре.

В современной социологической литературе гендер стал одной из ключевых категорий, а в концепциях, близких к феминизму, – ключевой. С ее помощью анализируются все сферы общественной жизни.

Необходимость более пристального внимания к социально-половой структуре общества, в «былые времена» явно находившейся на периферии обществоведения, теперь стала очевидной для большинства социологов.

В социологии деление социального пространства на два гендера – женский и мужской – уже воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Однако категории «мужчина» и «женщина», отражая один из важнейших срезов социального пространства, относятся к макроуровню. Они «схватывают» ценностно-нормативные комплексы, модели, регулирующие гендерное поведение как таковое. Другими словами, «мужчина» – это предписываемая модель поведения, которая распространяется на всех представителей мужского пола: грудных детей, мальчиков, подростков, взрослых и стариков, атлетов и инвалидов, красавцев и уродцев и т. д. Аналогичным образом категория «женщина» «покрывает» предписания культуры, охватывающие всех представительниц женского пола – от новорожденных до старушек.

Использование категории такого масштаба предполагает наличие у ребенка и старика, принадлежащих к одному полу, общего социального статуса. Очевидно, что такого статуса они не имеют.

Иначе говоря, фиксируемая в современной социологии граница оказывается логически обоснованной лишь применительно к зрелой части мужского и женского полов. В эмпирических исследованиях категория пола не работает без жесткого увязывания с возрастом.

Гендерная граница делит не мужской и женский пол, а «мальчиков» и «девочек», «юношей» и «девушек», «мужчин» и «женщин», «стариков» и «старушек».

С древнейших времен существует социально-половое разделение труда, закрепляющее за каждым гендером определенные социальные функции. Многие пытаются вывести это разделение труда из «естественных» различий в природе полов.

Так, по мнению Т. Парсонса, фундаментальное объяснение распределения ролей между биологическими полами заключается в том, что вынашивание и выкармливание детей создает преимущественную связь между матерью и маленьким ребенком. Это, в свою очередь, предполагает, что мужчина, лишенный этих биологических функций, должен специализироваться в другом, инструментальном направлении (в отличие от экспрессивного направления для женщин).

При этом инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром – это главным образом работа и обеспечение семьи деньгами, а экспрессивная роль предполагает в первую очередь регулирование взаимоотношений внутри семьи, например, заботу о детях и улаживание споров.

Однако сравнительные антропологические исследования показали, что из «естественных» природных различий в примитивных и традиционных обществах следовали разнообразные варианты социально-полового разделения труда. М. Мид, например, показала в ряде сравнительных культурных исследований, что, несмотря на широкое распространение гендерной дифференциации, социальные задачи мужчин и женщин являются крайне изменчивыми, что не существует характерной для различных обществ связи между социальными ролями и биологическим полом. В каждом из трех исследованных ею племен Новой Гвинеи мужчины и женщины исполняли совершенно различные роли, порой противоположные общепринятым стереотипам, считающимся «естественными» для каждого пола.

В большинстве традиционных обществ женские обязанности тяготеют к дому и, видимо, вытекают из материнской функции, привязывавшей ее (особенно при характерной многодетности) к очагу, тогда как обязанности, связанные с существенным удалением от дома (промыслы, охота, рыбалка, вспашка дальних полей), ложились на мужчин.

Содержание традиционных половых обязанностей в индустриальном обществе кардинально изменилось (редкая мать имеет пять-десять детей и сложное домашнее хозяйство, редкий муж уходит на промыслы), но граница осталась, и остался традиционный иерархический порядок, отводящий мужу более высокую статусную позицию, ибо в большинстве семей восточного, российского и даже западного общества за мужем закрепляется роль «кормильца, добытчика» (т. е. работа «на стороне»), а за женой – роль «хранительницы очага». Роль мужа порождает концентрацию экономической власти в своих руках, роль жены – подчиненное положение, вытекающее из ее экономической зависимости.

Традиционная социально-половая структура подвергается в индустриальном, и особенно в постиндустриальном, обществе явной реконструкции. Массовый выход женщин на рынок труда меняет в семье соотношение экономических потенциалов мужа и жены. У значительной части семей доход женщин улучшает экономическое положение и образ жизни. Кроме того, все больше женщин приобщается к системе ценностей, традиционно являвшейся «мужской». Это система, в основе которой лежит культ личного самоутверждения, общественного успеха, индивидуализма, справедливости.

Эти ценности толкают «слабый пол» к конкуренции с мужчинами на рынке труда, в профессиональной и политической карьере, в семейной жизни. Женщины, принявшие эту ценностную систему, уже не могут удовлетворяться традиционными ролями жены, матери, домохозяйки. Они активно осваивают «мужские» профессии, становятся офицерами полиции, пожарными, служат в армии, профессионально занимаются спортом, т. е. половые роли в обществе складываются скорее на основе культурных и социальных особенностей, а не на физических различиях полов. Эти женщины своей деятельностью формируют новую гендерную структуру, основанную на отказе от жесткой «привязки» социальных позиций к физическому полу.

Гендерная идентичность связана с нашим представлением о своем поле – чувствуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщиной. Первоначально считалось, что пол и гендер различаются как приписанный и достигаемый статусы. Однако значительное влияние на их пересмотр оказало обсуждение проблем гомосексуалистов и транссексуалов, а также данных биологических исследований, согласно которым однозначное приписывание пола по хромосомным и генетическим признакам затруднительно.

Явления, прежде рассматривавшиеся как аномалии, болезни, отклонения, в настоящее время считаются вариантами нормы.

Новые факты приводят феминистских авторов к выводу, что не только роли, но и сама принадлежность к полу приписывайся индивидам в процессе взаимодействия. Их основной тезис заключается в том, что пол также является социальным конструктом.

В современном обществе устойчиво воспроизводится гендерное неравенство. В целом мужчины и женщины имеют разный доступ к власти, ресурсам и возможностям, потому что они мужчины и женщины. Если сравнивать мужчин и женщин из того же общественного класса, этнической и возрастной группы, то оказывается, что мужчины имеют монополию на большую часть денег и лучшие работы, оказывают наибольшее влияние в судебной власти, политике, науке, крупном бизнесе, средствах массовой информации, религии, правительстве, военных кругах и т. п.

Женщина, привязанная к функции не только рождения, но и ухода за ребенком, его воспитания, обремененная массой сопутствующих, логически взаимосвязанных домашних обязанностей, оказывается в неравных условиях со своим мужем в сфере профессионального утверждения. Рождение каждого ребенка «отбрасывает» ее назад по сравнению с мужем, делающим карьеру, усиливая этим экономическое неравенство. В результате гендерная иерархия в семье воспроизводит эту же иерархию на рынке труда, в политике, а эти иерархии макроуровня, в свою очередь, обеспечивают воспроизводство семейной иерархии.

Статусные позиции мужчин и женщин в обществе постоянно меняются и, вероятно, эта тенденция сохранится. Огромную роль в реконструкции гендерной структуры играют институты-субъекты. Так, в нашей стране государство, следуя логике индустриализации и милитаризации, вытолкнуло массу женщин из сферы семейно-бытовых отношений в общественное производство, в профессиональные училища, а затем в университеты и институты.

На Западе огромную роль сыграло феминистское движение, с одной стороны, приведшее к сильной трансформации женского самосознания, а с другой – активно толкающее государство к реконструкции гендерной структуры в сторону большего равенства прав мужчины и женщины. В Британии это проявилось в принятии Закона о равной оплате труда и Закона о дискриминации полов (оба вступили в полную силу в 1975 г.), что привело к некоторому сокращению разницы в заработной плате между мужчинами и женщинами. Также сами женщины в силу логики как общественного, так и личностного развития включаются в борьбу за изменение структур гендерных отношений на микроуровне: в семье, на работе. Возрастает число мужчин, подвергающих сомнению основные принципы дифференциации половых полей.

Тем не менее, необходим ряд дальнейших мер для повышения социального статуса женщин:

1) изменение образцов социализации самих женщин, происходящей на основе их собственного стереотипа, согласно которому им в большей степени подобает быть домохозяйками, чем стремиться к равенству с мужчинами на работе;

2) изменение отношений мужей-отцов к своим домашним обязанностям, увеличение их участия в воспитании детей;

3) создание новых возможностей для получения профессиональной помощи по уходу за детьми семьям из различных классов;

4) полная отмена законов и постановлений, допускающих прямую или косвенную дискриминацию женщин.

Вопросы для повторения и обсуждения

 

1.Что такое «социальная структура» общества?

2.В чем сходство и различие понятий «социальная общность» и «социальная группа»?

3. Какие виды социальных общностей Вы знаете?

4. Охарактеризуйте основные классификации социальных групп.

5. Раскройте структуру малых социальных групп.

6. Какие жизненно важные функции выполняют малые социальные группы?

7. По каким показателям измеряется социальное неравенство?

8. Каковы критерии классовой дифференциации общества?

9. Назовите исторические типы социальной стратификации.

10. В чем отличия между кастами, сословиями и классами?

11. Раскройте сущность функционалистской и конфликтологической теорий стратификации.

12. Кого можно отнести к маргинальным слоям?

13. В чем разница между абсолютной и относительной бедностью?

14. Кого можно отнести к среднему классу? Сравните средний класс в России и на Западе.

15. Что такое социальная мобильность? Приведите примеры восходящей и нисходящей социальной мобильности.

16. Что представляет собой социально-территориальная структура общества?

17. Что является предметом изучения социологии города и социологии села?

18. Что представляет собой национально-этническая структура общества?

19. Совпадают ли понятия «этнос» и «нация»?

20. Раскройте смысл понятий «этническая идентификация», «ассимиляция», «межэтническая интеграция».

21. Что изучает этносоциология?

22. Раскройте особенности структуры социально-демографических групп.

23. В чем смысл понятий «пол», «гендер», «гендерная идентичность», «гендерное неравенство», «феминизм».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.