Здавалка
Главная | Обратная связь

Организация, управление и тактика действий нарядов и специальных групп ОВД в операции по обезвреживанию воздушных террористов



 

Задержание (ликвидация) преступников, захвативших воздушное судно, осуществляется путем проведения специальной операции («Набат»).

Для руководства операцией и для поддержания высокой мобильности и постоянной готовности сил и средств, выделяемых для пресечения захвата и угона воздушных судов, в республике и в областях создают ситуационно-оперативные штабы, которые организуют и проводят эту операцию во всех аэропортах, расположенных на территории Республики Беларусь. Данные штабы создаются и вся операция «Набат» разрабатывается на основании совместного приказа МГА; КГБ; МО; МВД № 0140/019/011/9с от 31 июля 1996 года.

В состав ситуационно-оперативного штаба входят:

– руководитель штаба (он же является руководителем операции);

– первые заместители руководителя штаба;

– члены штаба.

Руководителями ситуационно-оперативного штаба назначаются: председатель КГБ и начальники управлений КГБ по областям.

Первыми заместителями руководителей ситуационно-оперативных штабов назначаются: Министр внутренних дел, начальники УВД по областям, начальник УВД на транспорте и его заместители, начальники управлений Госкомавиации и их заместители, командиры объединенных авиаотрядов.

Заместителями руководителей штаба назначаются командиры (начальники штабов) соединений и частей министерства обороны, пограничных и внутренних войск. В качестве постоянных заместителей в состав штабов входят: руководители аэропорта, сотрудники по обеспечению авиационной безопасности, начальники отделов на воздушном транспорте.

Члены штабов назначаются из числа командно-руководящего состава КГБ, МВД, МО, ГА, частей пограничных войск, таможенного комитета.

В случае, когда захват самолета совершен или подготавливается, самолет находится в воздухе, руководство полета и действиями экипажа по предотвращению угона самолета осуществляется первым заместителем руководителя штаба - старшим представителем Госкомавиации.

Руководство операцией по пресечению и угону самолета, находящегося на земле, осуществляется руководителем ситуационно-оперативного штаба по заранее разработанному плану.

Ситуационно-оперативный штаб решает следующие задачи:

В условиях повседневной работы авиапредприятия:

– планирует проведение занятий по специальной подготовке личного состава оперативных групп;

– организует контрольные проверки готовности служб и подразделений к выполнения задач по плану «Набат»;

– корректирует, дополняет и совершенствует план, систему связи и схему оповещения;

– не реже одного раза в полугодие проводит заседания, на которых подводятся итоги работы штаба, анализируется степень готовности и средства к действиям по пресечению попыток угона самолета и обезвреживанию преступников, уточняются и согласовываются мероприятия на очередное полугодие.

При получении информации о готовящейся попытке захвата и угона самолета или об угрозе взрыва на борту:

– организует проверку достоверности такого сообщения;

– приводит в повышенную готовность силы и средства для проведения операции;

– принимает меры к усилению пропускного и внутри объектового режима, проведению досмотра, ручной клади, багажа и личного досмотра всех отлетающих пассажиров;

– направляет в аэровокзал и на прилегающую к нему территорию поисковые группы с целью возможного выявления и задержания преступников и их сообщников;

– усиливает охрану мест стоянки самолетов, максимально ограничивает доступ к авиатехнике специалистов для ее обслуживания;

– проводит работу по повышению бдительности всего персонала авиапредприятия, контролирует выполнение предупредительных мероприятий, проверяет готовность сил и средств к действиям по плану «Набат»;

При получении сигнала (доклада) о совершении преступного акта на воздушном судне с целью его угона:

– объявляет сбор по тревоге личного состава всех оперативных групп, предусмотренных планом;

– оценивает обстановку и намечает вариант развертывания сил и средств для проведения операции;

– информирует о преступлении и принятых мерах вышестоящие органы;

– проверяет готовность прибывающих оперативных групп, доводит до личного состава обстановку, ставит ему задачи и расставляет по позициях;

– организует транспортировку оперативных групп и членов оперативного штаба к месту происшествия, в случае посадки самолета с преступниками на борту за пределами аэропорта в районе ответственности данного авиапредприятия;

– оказывает помощь аварийно-спасательной команде аэропорта в организации и проведении аварийно-спасательных работ в случае, когда самолет в результате насильственных действий преступников потерпел аварию;

– осуществляет по плану «Набат» действия по пресечению угона самолета и обезвреживанию преступников.

Право объявления сбора оперативного штаба по тревоге предоставляется руководителю оперативного штаба и его первым заместителям.

Операция по пресечению захвата и угона самолета, находящегося на земле, осуществляется силами и средствами взаимодействующих органов.

План операции «Набат» определяет:

– основную задачу операции;

– задачи взаимодействующим ведомствам и их распределение по оперативным группам;

– численность, дислокацию, вооружение, техническую оснащенность и задачи опергрупп;

– место дислокации ситуационно-оперативного штаба и сбора личного состава подразделений;

– общий порядок проведения операции.

Реальность плана операции проверяется путем проведения специальных учений. При необходимости план корректируется или пересматривается.

Основными задачами операции являются:

– предотвращение вылета и угона захваченного преступниками самолета;

– обезвреживание преступников, проникших в самолет с целью его угона;

– обеспечение безопасности и освобождение пассажиров и экипажа захваченного самолета;

– обеспечение безопасности пассажиров и экипажа других самолетов, выполняющих взлет и посадку, при нахождении на стоянках, а также работников аэропорта;

– предотвращение уничтожения и повреждения захваченного и других самолетов и объектов на территории аэропорта.

Операция проводится в случаях, когда:

– преступники проникли в подготовленное к вылету воздушное судно и, применив насильственные действия, потребовали от экипажа доставить их за границу;

– экипаж, по требованию находящихся на борту преступников, произвел посадку самолета в аэропорту с целью дозаправки его топливом или подготовки техники и экипажа к дальнейшему полету за границу;

– экипаж произвел посадку самолета на аэродроме Республики Беларусь, имитируя посадку в иностранном аэропорту;

– самолет произвел вынужденную посадку либо потерпел аварию на аэродроме или в районе ответственности авиапредприятия вследствие применения преступниками оружия, взрывчатых веществ и других средств насилия;

– самолет совершил вынужденную посадку в связи с угрозой взрыва.

Принятие решения на проведение операции начинается с момента получения сообщения о чрезвычайном происшествии.

Практическое осуществление задач операции возлагается на оперативные группы.

Для формирования групп боевого порядка планом операции определяются численность и категория личного состава, количество и виды оружия, специальных средств обезвреживания преступников, автотранспорта, аппаратуры и других необходимых средств, выделяемых взаимодействующими ведомствами.

Из личного состава, выделенного для проведения операции, заблаговременно формируются специальные группы:

– группы первичного блокирования;

– основная группа блокирования;

– группа оцепления;

– группа захвата;

– группа по ликвидации угрозы взрыва;

– группа прикрытия;

– группа снайперов;

– группа фиксации преступных действий;

– группа фильтрации;

– группа резерва;

– аварийно-спасательная команда аэропорта.

Группа первичного блокирования формируется из личного состава подразделений Госкомавиации, КГБ и МВД и выполняет следующие задачи:

– предотвращение взлета захваченного самолета путем выставления препятствий впереди и позади него;

– перекрытие выходов из захваченного самолета и доступов к нему.

Основная группа блокированияформируется из личного состава воинских частей и органов внутренних дел и выполняет следующие задачи:

– скрытое блокирование района операции с целью исключения побега преступников;

– воспрепятствование рулению к взлету захваченного самолета, если на то нет разрешения руководителя операции;

– предотвращение проникновения в зону операции возможных сообщников преступников и посторонних лиц.

Группа оцепленияформируется из личного состава воинских частей и органов внутренних дел и выполняет следующие задачи:

– изоляция района операции на дальних подступах с целью воспрепятствования проникновения посторонних лиц в зону оцепления;

– направление на фильтрационные пункты всех лиц, пытающихся проникнуть в зону оцепления или покинуть ее;

– задержание преступников в случае их прорыва через посты блокирования, а при необходимости - ведения огня по ним;

– прекращение доступа в зону проведения операции постороннего транспорта путем перекрытия дорог и организации КПП.

Группа захватаформируется, как правило, из сотрудников одного министерства или ведомства (КГБ, МВД, Министерство обороны), хорошо владеющих табельным оружием, приемами и специальными средствами задержания и обезвреживания преступников, инспекторов-кинологов, а при необходимости - специалистов авиапредприятия. Группа выполняет следующие задачи:

– проникновениев захваченныйпреступникамисамолет;

– освобождениепассажирови членовэкипажа,захваченныхпреступникамивкачествезаложников;

– обеспечение до момента задержания операции сохранности следов преступления, документов, имущества, ценностей;

– охрана лиц, покинувших самолет, до особого распоряжения руководителя операции.

Группа по ликвидации угрозы взрываформируется из специалистов по обезвреживанию взрывных устройств. В помощь ей выделяется инженер-эксплуатационник и член экипажа самолета, находящегося под угрозой взрыва. Группа выполняет следующие задачи:

– производитосмотрвсоответствиисконтрольнымперечнемместосмотрасамолетаданноготипа;

– устанавливает принадлежность обнаруженных подозрительных предметов к взрывоопасным;

– извлекает и обезвреживает взрывное устройство в специально отведенном для этого месте.

Группа прикрытияформируется из сотрудников МВД и личного состава воинских частей местных гарнизонов и выполняют следующие задачи:

– отвлечение внимания преступников, захвативших самолет, от группы захвата;

– поддержка действий группы захвата (огнем, дымами, специальными средствами);

– оказание помощи группе захвата в случае осложнения обстановки;

– задержание преступников и других лиц, покинувших самолет при действиях группы захвата.

Группа снайперовформируется из личного состава воинских частей КГБ, МВД, МО, при необходимости, по указанию руководителя операции выполняет задачи по уничтожению преступников.

Группа фиксациипреступных действий формируется из числа следователей КГБ, МВД, сотрудников оперативно-технических подразделений МВД и проводит фотографирование и видеосъемку места происшествия, хода операции, действий преступников, а также осуществляет фиксацию следов преступлений.

Группа фильтрации формируется из числа оперативно-следственных работников КГБ и МВД и выполняет задачи по концентрации и проверке на фильтрационных пунктах всех пассажиров, находившихся в захваченном самолете, а также лиц, задержанных в зоне оцепления, с целью выявления среди них преступников и их сообщников.

Группа резерва создается за счет сил и средств подразделений КГБ, МВД И Министерства обороны. Вводится в действие по указанию руководителя операции.

Аварийно-спасательная команда в ходе операции решает задачи, определяемые «Руководством по организации и проведению аварийно-спасательных работ», а при необходимости, по указанию руководителя операции выполняет следующие задачи:

– обеспечение эвакуации граждан из района огневого воздействия и пассажиров из захваченного самолета в фильтрационный пункт;

– оказание медицинской помощи раненым пассажирам, участникам операции и преступникам.

Группа обеспечения связи формируется из числа работников подразделений правительственной связи КГБ, отделов МВД специалистов ГА, МО. Выполняет задачи по обеспечению оперативного штаба всеми видами связи.

Участники оперативных групп должны четко знать свои обязанности, уметь самостоятельно принимать решения, действовать по обстановке с учетом общей задачи.

Для выполнения возложенных задач оперативные группы обеспечиваются средствами передвижения, защиты и нападения. В операции могут быть использованы бронетранспортеры, вертолеты, автомобили, автобусы и пожарные машины, стрелковое оружие, специальные средства «Черемуха», дымовые шашки, сигнальные средства, фото- и киноаппаратура, средства наблюдения, видеозаписи, слухового контроля, средства индивидуальной защиты.

Обеспечение личного состава оперативных групп конкретными средствами зависит от того, в какую группу боевого порядка он входит. Наиболее насыщенно экипируется группа захвата: пистолетами, ножами, бронежилетами и касками, специальными средствами «Черемуха-10», инструментом для вскрытия дверей, аварийных люков или обшивки самолета с целью подачи в салоны самолета аэрозолей и проникновения участников группы захвата, противогазами, радиостанциями. Данная группа обеспечивается также свободной, легкой одеждой и обувью.

Группа прикрытия обеспечивается автоматами, пистолетами и специальными средствами («Черемуха», дымовые шашки, взрывпакеты). Как правило, действует с бронетранспортеров.

Другие оперативные группы обеспечиваются различными средствами и техникой в зависимости от их назначения.

Бронетранспортеры, с которых действует группа прикрытия, дополнительно оснащены двумя стационарными и одним переносным прожекторами, средствами усиления речи, специальными выдвижными лестницами, баграми и т.д. Прожекторы, установленные на БТР, могут освещать полосу местности шириной 200 м, на расстоянии 1500 м.

Передвижная установка «Черемуха-1» (ПУЧ-1) позволяет обезвредить преступников без повреждения имущества, исключая возникновение пожаров. Установка представляет собой передвижную платформу, на которой установлено специальное оборудование (камера для сгорания спецхимсредств, аккумуляторы и шланги) для подачи концентрации спецсредств в салон самолета, производительность - 700 куб. м/час воздуха.

Кроме того, при помощи специального ружья, может быть заброшено спецсредство «Черемуха-7», которое пробивает стекло иллюминатора или обшивку самолета на расстоянии до 150 м. Одно такое спецсредство создает концентрацию ядовитого дыма в помещении до 40 куб. м.

Освобождение заложниковиз воздушного судна имеет ряд особенностей. Хотя данная операция отнесена к компетенции службы государственной безопасности, сотрудники органов внутренних дел привлекаются к ее проведе­нию и должны быть знакомы с общими принципами действий. Тем более, что в случае отсутствия руководителя оперативного штаба операцией руководит первый заместитель руководителя ситуационно-оперативного штаба – начальник соответствующего органа внутренних дел.

Проведение данного вида специальной операции в том случае, если преступники захватили воздушное судно, как правило, носит весьма ситуативный характер.

То обстоятельство, что непосредственно силовые мероприятия должны быть максимально скоротечны (до 15-20 сек), заставляет рассматривать максимально большое число вариантов безопасного освобождения заложников, уделять повышенное внимание переговорам. Например, если в результате оперативной игры преступники согласятся заменить самолет, можно организовать их задержание при высадке, на пути их перемещения, при посадке или непосредственно в предоставляемом воздушном судне. При этом нужно учитывать все возможные ответные действия: преступники могут предварительно обыскать предоставляемое им воздушное судно и членов экипажа, а при переходе прикрываться заложниками, различными подручными средствами, скрывать свою численность и т.д. Необходимо учитывать, что часть участников нападения, особенно организаторов, может ничем не проявлять себя и даже маскироваться под заложников.

Когда преступники заявляют о том, что имеют взрывное устройство, необходимо тщательно изучить вопрос о том, какими способами они могли его приобрести и пронести на борт, а также могут привести в действие. При этом необходимо максимально полно использовать возможности технического контроля.

При планировании операций приоритет следует отдавать освобождению заложников в ходе выполнения требований террористов о передаче продуктов, денег, оружия, дозаправке. Проникновение группы захвата на борт должно происходить под любыми благовидными предлогами. Например, при обмене или в обмен на заложников, а также под видом представителей ремонтных служб аэропорта, медицинского персонала, банковских служащих и т.д.

При предоставлении экипажа обязательно обеспечение его либо направляемых вместо членов экипажа сотрудников правоохранительных органов кодовыми переговорными таблицами, а также условными сигналами о наличии либо отсутствии контроля над экипажем со стороны преступников, о необходимости или возможности начала силовых действий.

Если террористы захватили (или требуют предоставить им) вертолет, воздушное судно должно быть предварительно оборудовано специальной техникой: радиомаяками, средствами принудительной остановки двигателя, а также специальными средствами, имитирующими взрыв, пожар на воздушном судне. То есть средствами, которые могут отвлечь внимание преступников, а группе захвата дадут дополнительное время для приближения к вертолету и проникновения внутрь.

Кроме того, на борту должны быть демонтированы дополнительные топливные баки. Если это невозможно, они могут заполняться водой, техническим негорючим маслом, либо оставаться вообще незаполненными.

Следует предусмотреть обеспечение участников операции такими специальными средствами, как «жидкое мыло», устройство ограничения подвижности биологических объектов «Невод», иными, лишающими преступников возможности передвигаться и оказывать сопротивление, а также средствами, позволяющими на расстоянии определять наличие на борту воздушного судна взрывных устройств часового действия и делающих невозможным использование взрывных устройств с дистанционным управлением.

В ходе оперативной игры с террористами для того, чтобы иметь возможность бесконтрольно с их стороны вести переговоры и консультации с экипажем вертолета, необходимо добиваться от преступников согласия покинуть кабину пилота.

Используя оперативные и иные возможности, следует:

– установить все возможные маршруты следования террористов и обеспечить на них действенный технический и визуальный контроль;

– организовать сопровождение захваченного воздушного судна на земле и в воздухе;

– предусмотреть проведение мероприятий по блокированию, поиску и преследованию преступников в местах их предполагаемой или возможной высадки.

В ситуации с захватом вертолета вряд ли оправдано во всех случаях использование на базе ВВС макетов аэродромов, а также оборудование на них «карманов» для стоянки воздушного судна, обеспечивающих скрытую работу группы захвата. Данный тактический прием более приемлем для случаев захвата самолетов, поскольку террористы в вертолете, совершив два-три облета объекта с зависанием, легко могут обнаружить имитацию. Результатом может стать ужесточение их требований, попытки изменить маршрут следования, попытки изменить маршрут следования и уйти из поля зрения сил правопорядка. В конечном итоге это может привести к изменению всей тактической схемы операции, резко осложнить обстановку. Это, разумеется, не означает, что рассматриваемый тактический прием следует полностью исключить. Вопрос о его применении решается с учетом конкретных обстоятельств, например, информации о знании преступниками рельефа местности, района намеченного вылета и приземления, наличии у них летных навыков, знаний по топографии.

Более рациональным представляется проведение операции при дозаправке вертолета на специально оборудованной для этих целей площадке.

Предложение переместить вертолет для «обеспечения безопасности полетов в аэропорту» в «карман» может быть использовано в переговорах в том случае, если на борту, по заявлению террористов, находятся взрывные устройства или легковоспламеняющиеся вещества.

Для отвлечения внимания террористов от подготовительных действий группы захвата, а также оказания психологического воздействия на них можно использовать в ходе переговоров трансляцию по системам усиления звука либо радио материалов, специально подготовленных оперативным штабом.

Эффективное внушение террористам в ходе переговоров уверенности в том, что вертолет неприступен для штурма и, поскольку нет оснований беспокоиться о собственной безопасности, необходимо пойти на освобождение заложников, поскольку фактически в качестве таковых остаются члены экипажа.

Исходя из опыта борьбы с воздушным терроризмом можно сделать следующие выводы, что в целях предупреждения и пресечения захвата и угона воздушных судов проводится комплекс предупредительно-профилактических мероприятий, таких как:

– ограждение территории и служебных сооружений аэродромов с целью полной изоляции их от территории и помещений общего пользования;

– установление и поддержание строго пропускного и внутриобъектового режима;

– охрана самолета, в том числе с использованием технических средств;

– предполетный осмотр самолета в соответствии с перечнем мест осмотра;

– досмотр ручной клади, багажа и личные досмотр пассажиров, багажа и личный досмотр пассажиров, в том числе с использованием технических средств;

– широкая пропаганда установленных правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных судах гражданской авиации;

– систематическая работа по воспитанию у личного состава (экипажей) высокой бдительности;

– изоляция кабин (рабочих мест) членов экипажа от салона надежно запирающими входными дверями с пуленепробиваемыми перегородками;

– установка на борту самолета специальных надежных сигнализаций и переговорных устройств для обеспечения связи бортпроводников с командиром самолета;

– организация и проведение с экипажами и работниками ОВД занятий и тренажей по специальной программе;

– вооружение членов экипажей на время полетов личным оружием и спецсредствами обезвреживания преступников;

– составление специального плана «Набат».

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.