Здавалка
Главная | Обратная связь

Подготовка органов внутренних дел к задержанию вооруженных преступников



 

Милиция, согласно ст. 16 Закона Республики Беларусь «О милиции», наделена правом задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания.

В целях обеспечения более эффективных действий и предотвращения потерь личного состава был обобщен многолетний опыт работы органов внутренних дел по розыску и задержанию вооруженных преступников, приняты приказы МВД Республики Беларусь № 036 от 26 августа 1993 года «Об организации и осуществлении розыскной работы в органах внутренних дел, тактике проведения операций по розыску, задержанию вооруженных преступников», № 08 от 1 февраля 2000 года «Об утверждении Наставления по планированию и руководству действиями органов внутренних дел и войск МВД при возникновении чрезвычайных ситуаций».

Для экстренного и массированного реагирования органов внутренних дел на тяжкие и особо тяжкие преступления в них предусматривается проведение специальных операций, направленных на:

– проведение поисковых мероприятий с целью обнаружения и задержания преступников, скрывшихся с места происшествия либо совершивших побег из мест лишения свободы, от конвоя, из судов, а также при оставлении военнослужащим места службы с оружием («Сирена»);

– задержание (обезвреживание) особо опасных и вооруженных преступников, скрывшихся с места происшествия либо совершивших побег («Гром»).

Существует множество условий (факторов), в которых приходится сотрудникам органов внутренних дел осуществлять захват вооруженных преступников и которые следует учитывать при подготовке и проведении специальной операции, среди них: известно или неизвестно местонахождение преступников; количество преступников и их вооруженность; характера действий и намерений преступников; условий задержания (время суток, года, местности, город или небольшой населенный пункт, квартира или общественное место, в лесу или в отдельном строении сельского типа); наличия различных видов транспорта в руках преступников, и т. д.

Сотрудники органов внутренних дел должны психологически и физически быть готовыми к действиям в условиях резкого изменения оперативной обстановки, поскольку даже самая безобидная ситуация может таить в себе потенциальную возможность перерасти в чрезвычайную. Особый упор при подготовке и проведении каждой операции необходимо делать на строгое соблюдение законности, требований нормативных актов по применению оружия и спецсредств.

Успех специальной операции по задержанию вооруженного преступника обеспечивается высокой оперативной и боевой готовностью всех сил и средств, привлекаемых к ее проведению, своевременной подготовкой личного состава к действиям в особых условиях.

К проведению специальных операций по задержанию вооруженных преступников привлекается личный состав:

– аппарата МВД, ГУВД-УВД, УВДТ, ГО-РОВД, ОВДТ;

– исправительных учреждений, следственных изоляторов;

– учреждений образования;

– частей, подразделений внутренних войск МВД;

– подразделений министерства по чрезвычайным ситуациям.

Из задействованных сил для проведения операции создаются группы оперативно-боевого назначения.

Штурмовая группа (захвата) формируется из физически сильных и наиболее подготовленных работников органов внутренних дел численностью до 15 человек (для оперативно-войскового отряда – до 30 человек). В зависимости от обстановки может действовать в полном составе, одной или несколькими группами. Следует помнить, что неоправданное увеличение количества членов группы в значительной степени может осложнить управление операции.

Если задержанию подлежит женщина, то для ее личного обыска в группу захвата включают женщин – аттестованных работников органов внутренних дел. Кроме того, как показывает практика, их участие в группах захвата в большинстве случаев ослабляет внимание задерживаемых, что позволяет максимально быстро произвести сближение с преступником.

Основные задачи группы:

1) захват преступников,

2) освобождение захваченных преступниками объектов и лиц,

3) обеспечение сохранности документов и имущества до прибытия следственно-оперативной группы,

4) розыск (преследование) скрывшихся преступников.

На базе штурмовой группы могут организовываться стационарные и подвижные посты наблюдения. Оба вида постов соответствующим образом легендируются и экипируются (например, ремонт дорожного полотна, ремонтные работы на линии связи или телефона-автомата, использование очереди у лотка по продаже овощей и фруктов).

Кроме того, в функцию одного-двух членов группы может входить обязанность поиска предлога для сближения с задерживаемым и отвлечения его внимания от окружающей обстановки на короткое время. Например, «иногородний» гражданин, только что прилетевший рейсовым самолетом (бирочка авиакомпании на ручке сумки или чемодана), достает записную книжку и спрашивает у задерживаемого, как пройти на какую-либо улицу. Эта улица должна располагаться в двух-трех кварталах от места захвата, чтобы задерживаемый израсходовал определенное время на объяснение маршрута и отвлекся от окружающей обстановки, что дает возможность группе захвата малозаметно произвести сближение с преступником.

Следует помнить, что предлоги для вступления в контакт с задерживаемым могут быть самыми разнообразными. Здесь недопустимы шаблон и ограниченность оперативного мышления, когда в качестве предлога избираются только стандартные фразы: «Разрешите прикурить» или «Который час?» и т.д.

Группа прикрытия формируется из оперативного состава УР, БЭП, боевого расчета на бронетранспортере от внутренних войск. Численность группы 3-5 человек (для оперативно-войскового отряда – 5-20 человек).

Основные задачи группы:

1) изоляция района операции с целью недопущения притока граждан и обеспечения их безопасности;

2) пресечение попыток выхода преступников из района операции;

3) пропуск граждан в район операции (при наличии серьезных для этого оснований).

Из состава группы блокирования создаются КПП.

Предоставляется целесообразным при осуществлении операции по задержанию преступника на территории районного центра, в поселке городского типа, селе, на хуторе группы захвата, прикрытия и блокирования формировать из числа работников органов внутренних дел другого района или сотрудников областного аппарата. Это обстоятельство может свести к минимальному риску узнавания преступником кого-либо из членов этих групп.

Оперативная группа формируется из оперативного состава УР, БЭП, работников оперативно-поисковой службы с их средствами связи и документирования. Численный состав группы 2-3 человека, для оперативно-войскового отряда 5-7 человек.

Основные задачи группы:

1) установление мотивов преступления;

2) количества преступников, их вооружения, намерение и возможности к сопротивлению;

3) выяснение характеристики объекта (укрытия) и расположение на нем преступников, количество и местонахождение на объекте заложников, личностей преступников и их связей;

4) склонение преступников к отказу от своих намерений;

5) отвлекающие действия и дезинформация преступников.

Группа эвакуации формируется из работников органов внутренних дел, в зависимости от возможностей.

Основные задачи группы: 1) эвакуация граждан из района огневого воздействия; 2) оказание первой помощи раненым участникам операции, гражданам, преступникам; 3) совместно с группой тылового обеспечения эвакуация раненых в лечебные учреждения.

Группа тушения пожара формируется из личного состава подразделений министерства по чрезвычайным ситуациям для обеспечения пожарной безопасности и тушения пожара на объектах блокированного района.

Группа тылового обеспечения численностью 2-3 человека, для оперативно-войскового отряда 5-6 человек, формируется из работников ГАИ, ХОЗО и медицинских учреждений МВД, медицинских работников местных больниц, станций скорой медицинской помощи.

Задачи группы:

1) обеспечение выдвижения сил и средств в район операции;

2) материально-техническое и медицинское обеспечение групп боевого порядка.

Резерв. Численность личного состава определяется в зависимости от возможностей органов внутренних дел. Задачи резерва: 1) решение внезапно возникающих задач в ходе проведения операции, 2) усиление других элементов боевого порядка.

Следственная группа. Процессуальные действия, сбор и закрепление доказательств по делу осуществляет следователь. Для создания условий работы следователю и проверки граждан, оказавшихся в месте нахождения преступников, создается фильтрационный пункт.

Таковы основные характеристики и задачи групп боевого порядка.

Члены групп боевого порядка должны обладать такими личностными качествами, как психологическая уравновешенность, смелость, решительность и находчивость, иметь определенный опыт участия в операциях подобного рода и знать требования нормативных актов по применению оружия и спецсредств. В первую очередь ими должны обладать, на наш взгляд, сотрудники, включаемые в группу захвата.

Кроме того, в современных условиях деятельности органов внутренних дел важное значение приобретают вопросы оперативно-тактической подготовки личного состава к практическим действиям по задержанию преступников.

Для обеспечения действий органов внутренних дел при задержании вооруженных преступников могут использоваться специальные средства. При проведении операции используются:

– оружие и боевая техника, состоящие на вооружении органов внутренних дел и внутренних войск;

– вертолеты, автомобили (автобусы), плавсредства и пожарные автомобили с лафетными стволами;

– специальные средства «Черемуха», светошумовые гранаты, дымовые шашки;

– средства связи, усиления речи, наблюдения, подачи сигналов;

– средства индивидуальной защиты (каски, защитные жилеты, противогазы, маскировочные костюмы);

– служебно-розыскные собаки.

В зависимости от вида операции, ее пространственного размаха, характера противодействия нарушителей силами правопорядка могут использоваться все находящихся на вооружении органов внутренних дел и внутренних войск виды оружия, специальных и технических средств или отдельные из них.

Оперативный план «Гром» разрабатывается на основании решения начальника ГУВД, УВД, УВДТ, РУВД, ГО-РОВД, ОВДТ подразделениями уголовного розыска, подписываются начальником криминальной милиции, согласовываются с руководителем оперативно-организационного подразделения, органами взаимодействия и утверждаются начальником органа внутренних дел.

В решении определяются:

– базовые органы внутренних дел, в которых создаются оперативно-войсковые группы, численность, состав, вооружение и оснащение личного состава, выделенного для действий по плану «Гром».

Для создания оперативно-войсковой группы базовым органом внутренних дел обычно определяется ГОВД, РОВД, ОВДТ, имеющий большую численность личного состава, необходимое количество средств связи, автотранспорта и на территории обслуживания которого дислоцируется подразделение внутренних войск или войск Минстерсва обороны.

– органы внутренних дел, где создаются группы захвата;

– группировка сил и средств, основные задачи групп;

– порядок применения оружия, боевой техники, специальных средств;

– организация управления силами и средствами;

– материально-техническое и медицинское обеспечение;

– порядок организации обеспечения личного состава и меры по поддержанию сил и средств в постоянной боевой готовности.

К оперативному плану прилагаются:

– перечень неотложных действий руководителя операции;

– инструкция оперативному дежурному УВД, УВДТ, ГО-РОВД, ОВДТ;

– обязанности начальников групп боевого порядка;

– списки личного состава оперативно-войсковой группы (отряда) в соответствии с расчетом сил.

Оперативный план «Гром» хранится в дежурных частях УВД, УВДТ, ГО-РОВД, ОВДТ (базовых). Выписки из плана направляются начальникам органов (подразделений, учреждений) и командирам частей (подразделений), из которых выделяются силы и средства.

В соответствии с оперативным планом организуется обучение личного состава оперативно-войсковой группы (отряда) и разрабатываются меры по поддержанию сил и средств в постоянной боевой готовности.

Операция по задержанию вооруженных преступников организуется начальником ГУВД-УВД, УВДТ, начальником базового органа внутренних дел при получении точных данных о местонахождении вооруженных преступников.

Такие данные могут быть получены в ходе действий по оперативному плану «Сирена» от нарядов органов внутренних дел, из сообщений граждан и других источников.

При получении данных о местонахождении вооруженных преступников руководитель операции уясняет задачу, отдает предварительные распоряжения, оценивает обстановку, принимает решение на проведение операции, ставит задачи исполнителям и организует управление личным составом.

Уясняя задачу, руководитель должен определить:

– для задержания какого преступника проводится операция;

– место и время проведения операции;

– какие силы для этого выделены;

– свою роль и место в проведении операции;

– какие мероприятия по подготовке сил и средств и в какой срок провести;

– задачи групп боевого порядка;

– когда сосредоточить силы и средства в районе операции;

– какие оперативные и режимные мероприятия провести немедленно.

Предварительные распоряжения отдаются подчиненным с тем, чтобы они своевременно включились в подготовку к выполнению задачи. Предварительные распоряжения руководитель отдает, используя перечень неотложных действий, прилагаемых к оперативному плану.

После получения распоряжений должностные лица (оперативный дежурный по органу внутренних дел, начальник органа внутренних дел, начальник криминальной милиции), организуют и проверяют ход подготовки личного состава и технических средств к выполнению задачи, а также решают вопросы всех видов обеспечения. Подготовка заканчивается выдвижением групп боевого порядка в район сосредоточения и занятием исходного положения для выполнения необходимых действий.

Важнейшим условием действий групп боевого порядка в специальной операции является целенаправленная воспитательная работа с личным составом. Ее конкретное содержание зависит от решаемой задачи, сложности и особенностей оперативной обстановки.

После отдачи предварительных распоряжений руководитель операции оценивает имеющиеся данные:

– о преступниках: численность, состав, вооружение, характер действий и намерений, местонахождение (укрытие), наличие пособников и их возможные действия;

– о наличии посторонних граждан в месте расположения (укрытия) и вблизи от него (в зоне досягаемости огня преступников);

– о местности в непосредственной близости от места расположения (укрытия) преступников и на подступах к нему;

– о силах и средствах оперативно-войсковой группы (отряда);

– время года, суток, состояние погоды и другие условия, имеющие значение для проведения операции.

Более детально обстановка оценивается по прибытии в район операции.

На основании оценки обстановки руководитель операции принимает решение. Принятие решения есть обоснованный выбор наилучшего способа действий, ведущего к достижению поставленной задачи в данной обстановке.

В решении руководителя определяется:

– замысел операции (время начала операции, рубежи блокирования и порядок их занятия, исходные позиции групп боевого порядка, способы и направления их действий, участки сосредоточения основных усилий);

– маршруты выдвижения оперативно-войсковой группы (отряда) в район операции;

– количество сил и средств, привлекаемых к операции (полный или сокращенный состав оперативно-войсковой группы, отряда);

– время выезда из района сосредоточения, занятия рубежа блокирования и исходных позиций групп боевого порядка;

– общий характер оперативных и режимных мероприятий;

– место пункта управления.

Решение наносится на оперативный план. Об обстановке и принятом решении руководитель операции докладывает старшему оперативному начальнику, руководителю местного органа государственной власти и управления и информирует соответствующего прокурора.

Следующий этап - постановка задачи, т.е. формулирование способов достижения конечной цели с наибольшим успехом и без потерь.

При постановке задачи оперативно-войсковой группе (отряду) руководитель операции указывает:

– сведения о преступниках и другие необходимые данные об оперативной обстановке;

– замысел операции;

– маршрут, время и порядок выдвижения в район операции;

– задачи группам боевого порядка;

– порядок применения оружия и специальных средств;

– меры безопасности личного состава;

– места основного пункта управления, порядок связи, сигналы управления и целеуказания.

С постановкой задач одновременно даются указания по взаимодействию, особое внимание обращается на согласование цели, места и времени действий по блокированию района операции, пресечению попыток преступников скрыться из района операции и т.д.

Постановка задач личному составу (инструктаж исполнителей) проводится начальниками групп боевого порядка обычно во время движения в район операции. С прибытием на исходные позиции задачи личному составу и порядок взаимодействия уточняется начальниками групп на местности.

Личный состав штурмовой группы инструктирует руководитель операции.

Исходные позиции (рубеж блокирования, места расположения) занимаются сходу. При невозможности подъезда к исходным позициям на автомобилях назначается район спешивания, из которого группы без задержек выдвигаются пешим порядком на назначенные им позиции (рубежи).

Пункт управления выбирается в месте, обеспечивающем безопасность от огня преступников, удобство наблюдения и управления группами боевого порядка. Пункт управления может размещаться в бронетранспортере.

Рассмотренный вариант операции проводится, как правило, на значительной территории, продолжительное время, особенно при розыске скрывающихсявооруженных преступников.

Следует иметь ввиду, что задержание вооруженных преступников может проводиться в ограниченном районе и в сравнительно короткое время, когда их местонахождение органам милиции известно.

Приказ МВД Республики Беларусь № 036 от 26 августа 1993 года предусматривает возможность проводить задержание группами захвата или служебными нарядами горрайоргана, когда обнаруженные преступники представляют опасность для жизни и здоровья граждан и осуществить их захват можно без потерь.

Создающиеся в ГО-РОВД, ОВДТ группы захвата состоят из 2-3 вооруженных автоматами сотрудников, снайпера, специалиста по применению специальных средств и кинолога со служебной собакой. Личный состав обеспечивается защитными жилетами, касками, противогазами, наручниками, средствами связи и усиления речи, специальными средствами «Черемуха».

Перед каждой операцией требуется проведение ряда подготовительных мероприятий, которые являются обязательными элементами задержания вооруженных преступников.

Такими подготовительными мероприятиями являются: изучение личности преступников, подлежащих задержанию; изучение места, где будет осуществляться задержание; разработка плана операции по задержанию преступников; инструктаж участников оперативных групп и вывод в район задержания.

В зависимости от конкретных обстоятельств могут изменяться только объемы и полнота их осуществления.

Изучение личности вооруженных преступников, подлежащих задержанию, имеет целью получить необходимые данные о их образе жизни, преступной деятельности, связях, характере и повадках, способности применить оружие при задержании.

Многие из этих сведений к моменту принятия решения о проведении операции уже бывают известны из различных источников (сообщений граждан, оперативных учетов, уголовных дел). В случае отсутствия таких сведений их следует собрать с помощью негласных средств. Но в экстренных случаях данные о преступниках можно получить и легально, например, путем опроса их знакомых, родственников, соседей, других граждан, могущих располагать необходимой информацией. Анализ результатов изучения характера, наклонностей и повадков преступников позволяет определить наиболее эффективный план задержания, исключающий возможность применения этими лицами оружия.

Изучение района (места) задержания преступников проводится руководителем операции. Если предполагается проведение операции с целью пресечения преступления со стороны вооруженных преступников, то в начале исследуется объект, на котором замышляется совершить преступное посягательство. В частности, изучаются место его расположения (в центре или на окраине населенного пункта, на пустыре, возле него, и т.д.), освещение, интенсивность пешеходного движения возле него, наличие укрытий, необходимых для размещения оперативных групп, в случае применения преступниками оружия, преград, затрудняющих побег злоумышленников.

Нередко задержание вооруженных преступников осуществляется в жилых помещениях. В этих случаях необходимо тщательно изучить подходы к дому, планировку квартиры или комнат, в которых могут находиться преступники, наличие и расположение запасных и чердачных выходов, водосточных труб и пожарных лестниц. Если обстановка не позволяет ознакомиться непосредственно с данной квартирой, расположенной в многоэтажных домах современного типа, то это можно сделать на других этажах или, побывав в аналогичном доме. При задержании вооруженного преступника в многосемейной квартире необходимо проработать все варианты и комбинации операции.

В случаях, когда становится известно о возможности появления вооруженных преступников (преступника) на улице, в другом общественном месте необходимо предварительно ознакомиться с этим районом и избрать наиболее удобное место для их задержания.

Разработка плана операции по задержанию преступников осуществляется на основании известных данных о них и возможного местонахождения.

Планом определяется цель, время, место, способ задержания и роль каждого участника оперативной группы. Особое внимание при этом должно обращаться на правильный выбор наиболее целесообразных для данных конкретных условий оперативно-тактических приемов задержания, которые бы исключили возможность сопротивления со стороны задерживаемых.

В планах должны найти отражение:

– перечень преступников, подлежащих задержанию и основания для этого;

– место задержания;

– число групп боевого порядка и расчет необходимого количества работников в каждой из них;

– распределение обязанностей между участниками групп болевого порядка, порядок и последовательность их действий, способы связи между ними или отдельными участниками групп;

– количество работников милиции и военнослужащих;

– меры по маскировке участников операции, необходимые для проникновения в место укрытия задерживаемых;

– порядок применения оружия, спецсредств, служебно-розыскных собак;

– сигналы (начало операции по задержанию и ее окончание).

В зависимости от условий и времени задержания план может быть сокращен или же дополнен другими вопросами. Однако такое планирование обязательно при задержании опасных, решительно настроенных вооруженных преступников.

Инструктаж участников оперативных групп и вывод их для задержания осуществляется непосредственно перед проведением операции.

Работникам разъясняется, кто подлежит задержанию, их (его) приметы, краткие сведения, характеризующие личность преступников, дается характеристика местности проведения операции, указываются места сосредоточения нарядов и их задачи.

Обязанности каждого участника должны быть известны всем работникам. Это необходимо не только для активных совместных действий, но и для того, чтобы избежать столкновений между участниками оперативных групп, несогласованности их действий. Особо тщательно инструктируется личный состав о порядке и правилах применения оружия и спецсредств.

После разъяснения сущности и задачи операции определяется время на подготовку к ней и выдвижения к месту проведения.

Иногда возникает необходимость в немедленном задержании вооруженных преступников. В таких условиях выполнить в нужном объеме перечисленные выше подготовительные мероприятия не представляется возможным. Но и в таких случаях необходимо оценить обстановку с использованием достоверных данных о преступниках и месте их укрытия.

Таким образом, при получении данных о необходимости задержания вооруженных преступников руководитель операции уясняет задачу, отдает предварительные распоряжения, оценивает обстановку, принимает решение на проведение специальной операции, ставит задачи исполнителям и организует управление личным составом. Кроме того, в не терпящих отлагательства случаях задержание может проводиться группами захвата или служебными нарядами горрайоргана.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.