Здавалка
Главная | Обратная связь

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 — 1765)



Михаил Васильевич Ломоносов внес огромный вклад почти во все отрасли интеллектуальной деятельности. «Его многосторонний гений,— по словам А. С. Пушкина,— везде проник и все объял». Гений Ломоносова «объял» и географию. М. В. Ломоносов обла­дал высоким уровнем географического мышления. Заботясь о раз­витии производительных сил России, он придавал большое значе­ние экономической географии, понимая важность территориального изучения экономики страны, ее природных и трудовых ресурсов. Заведуя Географическим департаментом, Ломоносов очень много сделал для организационного укрепления географии, расширения


знаний о территории России пу­тем составления специальной ан­кеты, посвященной изучению насе­ления и хозяйства городов и губер­ний, а также «лексикона» российс­ких продуктов с указанием мест их производства. Благодаря его энер­гичной деятельности сдвинулось с мертвой точки сложное дело созда­ния передового для того времени атласа России, была выработана программа грандиозных академичес­ких экспедиций. Велик вклад М. В. Ломоносова и в другие географические исследования и на­чинания.

Ломоносову принадлежат слова, ставшие классическими: «Что полез­но есть человеческому роду к взаим­ному сообщению своих избытков, что безопаснее плавающим в море, что

путешествующим по разным государствам нужнее, как знать поло­жение мест, течение рек, расстояния градов, величину, изобилие и соседство разных земель, нравы, обыкновения и правительства раз­ных народов? Сие ясно показует География, которая всея вселен-ныя обширность единому взгляду подвергает»'.

Деятельность М. В. Ломоносова способствовала закреплению достигнутого высокого по тому времени уровня экономической географии в России, она стимулировала ее дальнейшее плодотвор­ное развитие.


 


* * *

Северная Двина разделяется около Холмогор на два рукава, образуя большое количество островов. В деревне Мишанинской, что располагалась на Курострове, в 1711 г. в семье зажиточного промысловика-торговца подушного крестьянина Василия Ломоно­сова родился будущий «великий сын Севера».

Характер этого великого человека складывался под влиянием сильных, свободолюбивых людей, предки которых никогда не знали ни ужасов татарского нашествия, ни унизительного ярма крепост­ничества. Эти люди, в трудной борьбе с природой Севера добывав­шие себе средства к жизни, широко торговали со многими городами Европы, ежегодно бывали в Москве; среди крестьян России той поры они выделялись и высоким уровнем образования, и предприимчи­востью, и широтой души.

С 10 лет Ломоносов работал с отцом на промысле, уходя в ле-


дяные воды северных морей иь_>гда надолго. Выучив наизусть первые книги, которые он мог достать, и узнав, что для дальней­шего образования необходимо знание языков, он отправляется в декабре 1730 г. в Москву.

Нелегко было учиться в Славяно-греко-латинской академии Заиконоспасского монастыря; крупный,-атлетически сложенный се­верянин подвергался насмешкам своих соучеников. Но через год он уже свободно писал по-латыни и прошел три класса академии. Когда все отдыхали, Ломоносов читал книги, самостоятельно ос­ваивал греческий язык. Начальство академии обратило внимание на способного, трудолюбивого юношу. В 1735 г. с группой лучших учеников Ломоносова направляют для продолжения образования в Петербург, в Академию наук.

Для подготовки специалистов-химиков, знакомых с металлур­гией и горным делом, крайне необходимых для освоения Сибири, в 1736 г. Петербургская Академия наук отправляет троих лучших сту­дентов в Германию. В Западной Европе Ломоносов провел дол­гих пять лет. Неустанно занимаясь, Ломоносов овладевает физи­кой, химией, астрономией, горнорудным делом, изучает филосо­фию, учится стихотворству, в совершенстве познает немецкий язык, занимается французским и, явно выделяясь среди студентов, получает лестную характеристику всемирно известного ученого X. Вольфа: «Молодой человек преимущественного остроумия» (т. е. обладающий чрезвычайно острым умом).

В 1741 г. Михаил Васильевич возвращается в Россию и начи­нает работу в академии. В первые годы здесь происходит у него немало стычек с «неприятелями наук российских», многие из кото­рых, как он понимал, не отличались знаниями и талантом, а неко­торые были вообще далеки от науки. Прекрасно постиг сущность характера М. В. Ломоносова А. С. Пушкин: «Он везде был один и тот же: дома, где все его трепетали, во дворце, где он дирал за уши пажей, в академии, где... не смели при нем пикнуть... Рожденный в низком сословии он не думал возвысить себя наглостью и запа­нибратством с людьми высшего общества. Но зато умел за себя постоять и не дорожил покровительством своих меценатов, когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей».

Географические проблемы волновали М. В. Ломоносова всю жизнь. Пораженный еще в детстве красотой и загадочностью се­верного сияния, он занимался изучением атмосферного электри­чества, другими проблемами метеорологии. Первый академик внес существенный вклад в гидрологию, гляциологию, геоморфологию, почвоведение, ландшафтоведение, целый ряд других географиче­ских дисциплин.

В оде, посвященной императрице Елизавете, мы находим пони­мание географии Ломоносовым:

Российскаго пространства света Собрав на малы чертежи, И грады оною1 спасенны


И села ею же блаженны География покажи.

Как в этом отрывке, так и в цитате, приведенной выше, заметно пристальное внимание ученого к изучению географией прежде всего экономики, населения страны, городов и уже в связи с ними природных условий и ресурсов.

М. В. Ломоносов был убежден в необходимости развития произ­водительных сил России, что требовало точной информации в пер­вую очередь о ее хозяйстве, ресурсах для развития промышлен­ности, о состоянии и образе жизни населения в разных частях го­сударства.

Влияние идей Ломоносова прослеживается в обеих книгах С. П. Крашенинникова «Описание Земли Камчатки» (1751).

В замечаниях на рукопись Вольтера «История Российской им­перии при Петре Великом» Ломоносов отмечает, что главное внима­ние при описании стран надо уделять наиболее заселенным ее час­тям, в противном же случае «искажается географический облик страны».

Важное влияние оказал Ломоносов на организацию географии как науки — он «завел механизм» географических исследований, ко­торый исправно работал много десятилетий после его смерти, дви­гая вперед русскую географию.

В 1757 г.' в ведение М. В. Ломоносова передается Географиче­ский департамент, главной задачей которого был выпуск и исправле­ние карт. Основными направлениями деятельности Ломоносова в Географическом департаменте были укрепление его как учрежде­ния, имеющего функции государственного значения; сохранение и увеличение числа работавших в нем русских геодезистов и карто­графов; обеспечение нового атласа различными сведениями.

Для составления атласа империи, который содержал бы не толь­ко физико-, но и экономико-географические карты, Ломоносов пред­полагал использовать старый способ — рассылку анкеты с переч­нем вопросов. Предполагалась также организация ряда экспедиций для уточнения координат городов. Были направлены запросы в раз­личные государственные учреждения для составления карт атласа.

Разосланная Ломоносовым анкета из 30 вопросов носила ярко выраженный экономико-географический характер. Благодаря лите­ратурным способностям Ломоносова вопросы анкеты были сфор­мулированы просто, четко, ясно раскрывали суть вещей. Это был «шаг вперед в сравнении с чрезмерно расплывшейся анкетой В. Н. Татищева»2. Характерно, что в анкете отсутствовали рубрики, в документах того времени обычно резко разграничивавшие вопро­сы по разделам друг от друга и лишавшие ответы необходимой це­лостности. Наибольшее внимание в анкете уделялось городам, про-


мышленности, путям сообщения, природным ресурсам. Существен­ное место занимали этнографические вопросы. Анкета была четко нацелена на выявление экономической специфики данной местности. По словам Н. П. Никитина, «структура анкеты превращает ее в целую программу экономико-географического изучения нашей стра­ны»1. «М. В. Ломоносов, отмечая... связи между природными и эко­номическими явлениями, особенно в вопросах хозяйственного ис­пользования ресурсов», обозначил этим «качественно новый рубеж в развитии географической мысли»2. Вероятно, под влиянием работ над анкетой и над атласом, у Ломоносова сформировалась концеп­ция новой научной дисциплины, изучающей хозяйство, природные и трудовые ресурсы страны. Название этой дисциплины он дал в 1760 г.— «экономическая география». Ученый обогнал свое время: широко этот термин стали употреблять только в начале нашего века.

Работа над атласом шла полным ходом. К 1763 г. была уже собрана половина ответов на анкету (всего разослали 600 анкет). Несмотря на препятствия и со стороны государственных учрежде­ний, и со стороны реакционных ученых академии, к этому времени уже были готовы к изданию девять карт.

Новая императрица, Екатерина II, интересовалась работой над атласом, рассматривая его как начинание, престижное в глазах Европы. Она поручает Географическому департаменту составление «Атласа российских продуктов». Это был грандиозный (предпо­лагалось сделать свыше 1200 карт и ежегодно их уточнять ), но, вероятно, невыполнимый проект. Ломоносов предложил составить «Экономический лексикон российских продуктов», в котором по ал­фавиту были бы. перечислены производящиеся в России продукты с прибавлением следующих сведений: 1) местность, в которой тот или иной продукт производится и родится; 2) его количество и «доброта» (т. е. качество); 3) местное потребление и продажа в другие города; 4) каким путем перевозится; 5) цена. Место, на­званное в лексиконе, должно быть отмечено на карте. Это сущест­венно упрощало работу, без ущерба для главной цели. На картах (на которые наносились места производства продуктов) особыми значками указывались географические сведения и о природе, и об экономике... Таким образом, сами карты имели большое экономико-географическое значение и являлись первым в истории географи­ческой науки типом специализированной экономико-географической карты. Для Ломоносова понятие географии было неразрывно свя­зано с картой. Именно он ввел термин «экономическая ландкарта».

В 1760—1763 гг. Ломоносов разработал планы и маршруты не­скольких академических экспедиций. Всего были составлены проек-


ты четырех экспедиций. М. В. Ломоносовым была написана инте­ресная инструкция о сборе географических данных и во время астро­номических экспедиций, которая предусматривала визуально-опрос­ный метод сбора информации. Хотя при жизни Ломоносова экспе­диции, намеченные им, не состоялись, он разработал «наиболее пол­ный вариант географического обследования России»1.

М. В. Ломоносов специально занимался вопросом о выборе мес­та для организации металлургических предприятий и рудников. Обязательными условиями при этом он считал наличие достаточ­ного количества руды, топлива, трудовых ресурсов, существование путей сообщения . Ломоносов подчеркивал важность изучения на­селения страны — его образа жизни, причин смертности в связи с конкретной местностью и т. д., что хорошо прослеживается в работе «О сохранении и размножении российского народа».

Вся огромная работа по изучению географии России в виде составления анкеты, работы над атласом, разработки плана экспе­диций, обработки разнообразных статистических источников мыс­лилась великим ученым как подготовительный этап к написанию фундаментального, комплексного географического описания Рос­сии, опиравшегося бы на атлас «нового типа — синтез экономико-географического, физико-географического и картографического изу­чения территории»3.

Ломоносов не успел закончить начатое им грандиозное дело. Но он сумел организовать работоспособный аппарат для географи­ческого изучения России; он разработал основные направления и методику этого изучения. «Влияние академической анкеты на раз­витие русской географии ясно прослеживается до середины XIX в. Это доказывается многими фактами: 1) материалом анкеты (кото­рый был собран лишь в начале 1770-х гг.) пользовались многие ученые, такие, как академики И. И. Лепехин, Н. Я. Озерецковский и др.; 2) описания городов, составленные по данным анкеты, пред­ставляют связное (по пунктам анкеты) описание; 3) содержание программ географического описания России, составлявшихся во второй половине XVIII в. и в первой половине XIX в., обнаружи­вает прямую связь с анкетой М. В. Ломоносова»4.

Составление «Экономического лексикона» было успешно завер­шено в 80-х гг. XVIII в. крупным русским ученым М. Д. Чулковым. Проекты же экспедиций, разработанные Ломоносовым, в значитель­ной мере воплотились в жизнь во время знаменитых академиче­ских экспедиций 70—80-х гг. XVIII в.

Организация географических исследований, разработка их мето­дики, поддержка талантливых русских географов — вся огромная


организационно-исследовательская деятельность Ломоносова су­щественно укрепила позиции географической науки, создала благо­приятные условия ее развития в России.

М. В. Ломоносов внес в формировавшуюся географическую науку понимание связи экономических явлений с физико-географи­ческими условиями, он показал, как теперь бы сказали, необхо­димость рационального размещения производительных сил.

Ломоносов понимал большое значение экономической геогра­фии в решении сложных государственных проблем. Его научные идеи представляют серьезный вклад в теоретические основы этой науки. Лишь сейчас работы великого ученого открываются во всей их глубине и оригинальности.

М. В. Ломоносов по праву является одним из основополож­ников отечественной экономической географии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.