Основные работы Н. В. Морозова⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
1. Веберовская теория промышленности штандорта и ее критики //Социалисти 2. Хрестоматия по экономической географии. Т. 1: Методология и мировое хо 3. Хрестоматия по экономической географии. Т. 2. Народное хозяйство СССР 4. Силикатно-керамическая промышленность Калининской области //Ученые 5. Льняная промышленность Калининской области //Ученые записки МГУ. 6. Пищевая промышленность Калининской области //Ученые «аппски МГУ 7. Общество и природа как части единого целого //Вестник МГУ, серия геогр. 8. Продвижение цивилизации от Передней Л)ип к Северо-.Чападной Мироне СЕРГЕИ ВЛАДИМИРОВИЧ БЕРНШТЕЙН-КОГАН (1886—1951) Среди «первого поколения» советских экономико-географов видное место, особенно в 20-е гг., занимал С. В. Бернштейн-Коган. Отличительной чертой этого периода было то, что к созданию основ советской экономической географии были привлечены не только немногочисленные тогда кадры научных работников-марксистов, но и лучшие буржуазные экономисты. Наиболее активную роль здесь естественно играли ученые, одновременно занимавшиеся и практической работой по конкретным экономическим вопросам в плановых органах и различных ведомствах. Одним из таких ученых был Бернштейн-Коган. Большой эрудит, блестящий лектор и докладчик, очень плодовитый автор, одинаково легко и талантливо писавший и учебники для студентов, и разнообразные научные статьи, и ведомственные записки, Бернштейн-Коган внес в эти годы большой вклад в советскую экономическую географию. Для научного творчества Бернштейна-Когана характерным было сочетание весьма предметного восприятия экономико-географических явлений (чему способствовала его исключительная эрудированность в конкретной экономике) с претензией на широкие теоретические обобщения, к сожалению, часто опиравшиеся на концепции различных буржуазных научно-экономических школ. При этом свои обобщения Бернштейн-Коган отнюдь не маскировал «под марксизм»; не избегал он и остро дискуссионных постановок многих важных для теории экономико-географической науки вопросов. Поэтому влияние его на создание советской экономической географии было двояким: с одной стороны, целое поколение формировавшихся в 20-е гг. экономико-географов было «обучено» им или на его работах обстоятельным конкретным исследованиям (всегда с использованием обширных первичных, притом не только русских, но и зарубежных материалов); а с другой стороны, взгляды Бернштейна-Когана всегда вызывали много споров, будили критическую мысль, парадоксальным образом стимулировали «от противного» становление в экономической географии ее марксистских позиций. * * * С. В. Бернштейн-Коган родился в Кишиневе. Местную гимназию, куда он поступил, закончить ему не удалось: за участие в сходках молодежи он был исключен из нее. Для продолжения образования Бернштейн-Коган едет за границу и поступает в Лозанне в Высшую инженерную школу (1903). Полученное здесь техническое образование оставило след в его научной биографии: выступая позже, уже в советское время, в качестве крупного экономиста- транспортника и экономико-географа, он всегда сохранял подчеркнуто инженерные подходы. Заграничный диплом не давал прав для занятия инженерных должностей в «казенных» учреждениях царской России. Чтобы попасть туда, нужен был русский диплом. И вот в 1906 г. Берн-штейн-Коган поступает учиться в Петербургский политехнический институт на экономическое отделение, которое собрало тогда в своих стенах лучшие силы буржуазных профессоров-экономистов. Имея уже за плечами специальное образование, Бернштейн-Коган был более зрелым, чем его однокурсники. В учебных занятиях он ясно видел прямую ступень к научной работе. В ходе учебных занятий он выполнил несколько серьезных исследований. Одно из них — о численности и экономическом положении петербургского пролетариата, проведенное на оригинальном первичном материале. Другое — исследование отхожих промыслов в главных странах Западной Европы, содержавшее и попытку теоретических дефиниций. Но самой интересной была для Бернштейна-Когана работа по излюбленной им транспортной тематике. Еще студентом он стал работать статистиком в Бюро экономических изысканий Управления внутренних водных и шоссейных дорог, где подготовил большую записку «Очерк развития и современного состояния внутреннего водного транспорта в главнейших странах Западной Европы и в Северной Америке». В записке был собран огромный запас фактов и данных, в том числе по тарифам и финансовым условиям эксплуатации. Здесь накоплен как бы первоначальный «капитал» по вопросам географии водного транспорта, который Бернштейп-Коган затем пополнял всю жизнь. По окончании Политехнического института Бернштейн-Коган был оставлен работать на факультете, продолжая одновременно работу в Управлении внутренних водных и шоссейных дорог, где он выполнил еще исследование об экономической целесообразности переустройства Северо-Двинского водного соединения. Начавшаяся в 1914 г. война привела Бернштейна-Когана в ' ряды армии. В 1915 г. он был откомандирован в распоряжение ОСОТОПа (Особого совещания по топливу). В этой организации, тщетно боровшейся с надвигавшейся разрухой, и застала Бернштейна-Когана Октябрьская революция. С 1919 г. он тесно связан с Наркоматом путей сообщения (НКПС): сначала будучи его консультантом, а с 1922 г. — членом коллегии. Тогда же начинается и его работа в Госплане (с 1921 г. в качестве сотрудника по транспортной секции, с 1925 г. уже как члена президиума). В 1919 г. Бернштейн-Коган был избран доцентом Иваново-Вознесенского политехнического института (по кафедре экономической географии), а в 1920 г. — профессором Петроградского политехнического института (по кафедре прикладной экономики). Позже он вел профессорскую работу и во многих других высших учебных заведениях: в Московском и Ленинградском университетах, в Ленинградском и Московском институтах инженеров путей сообщения. Он читал курсы экономической географии, географии путей сообщения, географии промышленности, экономики промышленности, многие спецкурсы и т. п. Большая организованность Бернштейна-Когана позволяла ему вести одновременно огромную и многообразную работу на кафедрах нескольких учебных заведений, в ведомствах и комиссиях. Экономико-географические взгляды Бернштейна-Когана ярче всего выражены в его книге «Очерки экономической географии». В начавшихся в 20-е гг. спорах о районном и отраслевом направлении он занял вполне четкую позицию: «Экономическая география есть наука об экономических районах и их взаимодействии» (3, с. 12). Для того времени, когда в экономической географии господствовали еще «традиционные» статистико-отраслевые подходы, эта позиция была прогрессивной. При этом Бернштейн-Коган присоединялся к хорологическим взглядам Геттнера и к неокантианскому противопоставлению наук «идиографических» (описывающих индивидуальные явления) и «номографических» (устанавливающих закономерности): «В такой же мере как учение о ландшафтах, так и учение об экономических районах лежит в области «идио-графического» стиля, но это не исключает и некоторых номографических элементов... Экономический район есть известная реальная совокупность. Изучая ее, необходимо установить ряд отдельных причинных зависимостей от природных условий, которыми физиономия этой совокупности определилась» (3, с. 12). Последнее положение вело к преувеличению значения зональных факторов хозяйства, к признанию «зависимости непосредственной, выражающейся во влиянии природной обстановки на тело и психику человека» (3, с. 32). Это был уже весьма вульгарный детерминизм. Бернштейн-Коган считал необходимым создать учение о типах экономических районов (по аналогии с учением о типах ландшафтов). То, что нужна типология районов,— сейчас бесспорно, хотя вопрос стоит на деле гораздо сложнее, чем ставил его Бернштейн-Коган, причем противопоставление идиографического и номографического начал — пустая метафизика. Но для того времени призыв к типологизации районов представлял сильную атаку на «традиционные» подходы в экономической географии. Однако схема такой типологизации, выдвинутая в «Очерках...», разочаровывает. Она построена на комбинации зональных природных признаков (районы умеренного, переходного и тропического поясов с двумя подтипами в каждом типе) и азональных (сведены лишь к наличию или отсутствию минеральных богатств: дополнительный признак — степень населенности). Даже один из сторонников Бернштейна-Когана — А. А. Рыбников — упрекал его за отсутствие в этой схеме «экономических показателей, являющихся результатом исторического развития», и «показателем экономического (экономико-географического.— В.П.) положения». В конкретных главах «Очерков...» были рассмотрены Англия, Германия, Франция, Италия, США (которые названы странами «с гармоничным развитием индустриальных и аграрных элементов») и Аргентина. Характеризуя принадлежность этих стран к тому или ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|